Здоровье человека – капитал, который нужно сохранять и преумножать на протяжении всей жизни, занимает ключевую позицию в иерархии его потребностей [4]. Состояние полного физического, духовного и социального благополучия является качественной предпосылкой настоящей и будущей самореализации молодых людей, способности эффективного освоения учебной и профессионально-трудовой деятельности, высокой общественно-политической и творческой активности [2]. Сохранение и преумножение этого капитала осуществляется через приобщение молодых людей к здоровому образу жизни, вовлечение в систему физкультурно-оздоровительного воспитания, студенческого спортивного движения.
В настоящее время развитие студенческого спорта в России осуществляется в соответствии с федеральными и региональными нормативно-правовыми актами, разработанными заинтересованными министерствами. Так, в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 384-ФЗ студенческий спорт рассматривается как часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных и спортивных мероприятиях (ст. 2, п. 23.1). Также введено понятие студенческой спортивной лиги как «некоммерческой организации, создаваемой с целью содействия популяризации студенческого спорта и развитию одного или нескольких видов спорта», а также «организации и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий со студентами» (ст. 2, п. 23.2). Регламентация деятельности студенческих спортивных клубов, создаваемых в целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации студенческого спорта образовательными организациями, осуществляется в соответствии со статьями 19 и 28 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» [8].
Развитие студенческого спорта в России рассмотрено на примере деятельности всероссийских общественных организаций – Российский студенческий спортивный союз (РССС) и Ассоциация студенческих спортивных клубов России (АССК), а также ряда студенческих спортивных клубов различных форм собственности.
Цель исследования – анализ развития студенческого спорта на основе деятельности организационно-управленческих структур, задействованных в продвижении спортивных идей в студенческой среде (Российский студенческий спортивный союз, Ассоциация студенческих спортивных клубов России, студенческие спортивные клубы).
Задачи
1. Теоретический анализ деятельности субъектов управления в области физической культуры и спорта, обеспечивающих возможность для студенческой молодежи вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом.
2. Анализ медиа-пространства по вопросам развития студенческого спорта.
Методы исследования: общенаучные методы – анализ и синтез, индукции и дедукции; методы причинно-следственного и сравнительного анализа; медиа-анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
Одной из главных задач высших учебных заведений является физическая подготовка студентов. В высшем учебном заведении общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными подразделениями и общественными организациями вуза. Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программой возложена на кафедру физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями.
В международном масштабе развитие студенческого спорта осуществляет Международная федерация студенческого спорта (FISU). В общероссийском масштабе в настоящее время значительную роль в организации межвузовских спортивных соревнований играют РССС и АССК. О.В. Матыцин отмечает большое значение деятельности студенческих спортивных клубов как для формирования резерва в спорте высших достижений, так и для продвижения спортивной культуры, ценностей здорового образа жизни в молодежной среде [7].
Общероссийская общественная организация «Российский студенческий спортивный союз» является добровольным общественным объединением студентов и других обучающихся, работников высших и средних специальных учебных заведений, других образовательных организаций и учреждений Российской Федерации и юридических лиц – общественных объединений на основе общих целей и интересов [6].
РССС организует свою работу в тесном взаимодействии с государственными, общественными и спортивными организациями, с органами управления вузов, средних специальных учебных заведений, администрацией, кафедрами и руководителями подразделений (организаций) физического воспитания, спортивными клубами учебных заведений, профсоюзными и другими организациями (объединениями) граждан. Основные цели деятельности Союза, реализуемые через решение уставных задач [6].
Целями общероссийской молодежной общественной организации «Ассоциация студенческих спортивных клубов России», созданной в июне 2013 года, являются: объединение граждан и общественных объединений для формирования высоконравственного, физически и духовно здорового, гармонично развитого поколения, для всесторонней реализации его потенциала; популяризация здорового образа жизни и создание оптимальных условий для развития и функционирования массового студенческого спорта как важнейшей, всеобщей и равнодоступной формы общественной жизни молодежи, обучающейся в высших и средних специальных учебных заведениях; всесторонняя и эффективная защита в области физкультуры и спорта законных интересов и прав членов организации и заинтересованных граждан. АССК объединяет спортивные клубы различных организационных форм. Разработанные и реализованные модели студенческих спортивных клубов различных организационных форм (Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Череповецкий государственный университет) позволяют судить о вкладе этих структур в развитие студенческого спорта [5]. Следует отметить также и эффективные модели спортивных клубов Российского университета дружбы народов, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и т.д.
Так, разработанная в РЭУ им. Г.В. Плеханова модель впервые была представлена на Международном спортивном форуме «Россия – спортивная держава» (2010 г., г. Москва). Модель внедрена в университете на основании нормативно-правового обеспечения деятельности спортивного клуба: решение Ученого совета от 28.09.2009 г.; Приказ ректора (д.э.н., проф. В.И. Гришина) от 19.02.2010 об утверждении созданному решением Ученого совета № 1 структурному подразделению – спортивному клубу наименования – «Плехановец» (СК «Плехановец») и назначении директора СК «Плехановец» (д.п.н. С.И. Изаак); Положение о структурном подразделении и должностные инструкции в соответствии с разработанным штатным расписанием [3].
Студенты ЧГУ приступили к созданию студенческого спортивного клуба в 2015 г. Большой опыт и необходимые знания инициативная группа приобрела на Всероссийском форуме активистов студенческого спортивного движения в Сочи (2014). Для участников были проведены образовательные семинары и круглый стол по проблеме создания спортивного клуба, основных направлений работы и нормативно-правовым основам взаимодействия с государственными и общественными молодежными и спортивными организациями. Большой стимул к развитию был задан на пресс-конференции с президентом РФ В.В. Путиным, который разъяснил возможности и перспективы создания студенческих и школьных спортивных клубов как общественных организаций.
Поэтому по инициативе студентов факультета биологии и здоровья человека ЧГУ было принято решение о создании Череповецкой городской общественной организации «Студенческий спортивный клуб «Че-Страт», которая в июне 2015 года была зарегистрирована как юридическое лицо.
Такая организационно-правовая форма не только позволяет расширить границы студенческого самоуправления в сфере физической культуры и спорта, но и становится пространством формирования у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в различных сферах деятельности. Формируются организаторские и управленческие навыки, навыки публичных выступлений и эффективных коммуникаций, социально значимые личностные качества и умение работать в команде.
За небольшой срок существования ССК «Че-Старт» его члены приняли участие в ряде всероссийский клубных турнирах и официально зарегистрировали членство в Ассоциации студенческих спортивных клубов России.
Наиболее успешно команда «Че-Старт» выступила на «Питерских играх» в Санкт-Петербурге, где 25 команд СЗФО соревновались в стритболе, настольном теннисе, плавании и сдавали нормативы комплекса ГТО. Команда заняла 3 место в турнире баскетболистов, более 62 % участников команды выполнили нормативы ВФСК ГТО на уровне серебряного знака и 38 % – на уровне золотого.
Большим событием в жизни членов АССК стал форум в Москве (2015), в котором приняли участие 220 студентов-активистов спортивного движения со всей России. Для ребят были организованы встречи с выдающимися спортсменами и телеведущими, проведены мастер-классы по фехтованию, баскетболу, армрестлингу, воркауту и дзюдо. В течение нескольких дней на разных площадках проводились тренинги и дискуссии, где обсуждались вопросы здорового образа жизни и приобщения молодого поколения к занятиям спортом.
Большую работу проводят члены ССК и участники движения спортивных волонтеров ЧГУ по организации и проведению массовых физкультурно-спортивных мероприятий («Дни здоровья», «Спортивная масленица», «Побегушки на первом», «Танцующий Универ», «Фестиваль скакалки, или соревнования по скипингу» и другие.
В осеннем семестре 2015 года членами ССК был проведен мониторинг физической подготовленности студентов 1–3 курсов по программе ГТО. 24 марта 2014 г. вышел Указ Президента Российской Федерации № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)», а 5 октября 2015 г. – Федеральный «Закон о ГТО». Реализация этих нормативно-правовых актов основывается на внедрении в субъектах системы популяционного мониторинга физической подготовленности [1].
Вопросы развития студенческого спорта в России рассмотрены на примере включенности в информационное поле хронологической динамики сообщений по категориям «студенческий спорт», «Российский студенческий спортивный союз», «Ассоциация студенческих спортивных клубов России». Медиа-анализ (анализ информационного поля, возникшего вокруг ключевых интересующих объектов) проводился по федеральным, региональным и зарубежным источникам (газеты, журналы, информагентства, интернет-СМИ, телевидение, радио, блоги) (более 30 0000 источников) за период с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2015 г. с помощью основанных на принципах математической лингвистики медиалогических интеллектуальных систем.
Следует отметить, что согласно данным системы мониторинга и анализа СМИ в 2013–2015 гг. наибольшая упоминаемость категории «студенческий спорт» наблюдается в июле 2013 года. Представленные в информационном пространстве события в этот месяц связаны с проведением в г. Казани всемирных студенческих спортивных соревнований – XXVII Всемирной летней Универсиады (19723 сообщений) (рис. 1).
Рис. 1. Представленность категории «студенческий спорт» в медиа-пространстве в 2013–2015 гг.
Рис. 2. Представленность категорий «Российский студенческий спортивный союз» и «Ассоциация студенческих спортивных клубов России» в медиа-пространстве в 2013–2015 гг.
Что касается количественных значений встречаемости в информационном поле объектов «Российский студенческий спортивный союз» и «Ассоциация студенческих спортивных клубов России», то за период с 26 июня по 31 декабря первый указанный объект упоминается в СМИ более чем в 3 раза чаще второго объекта (3552 и 1093 сообщений соответственно). При этом динамика представленности категории «РССС» и «АССК» в медиа-пространстве имеет положительную тенденцию (период: 1.08.2013 – 31.12.2015). Прогнозные модели свидетельствуют о более высоких темпах позиционирования в информационном пространстве Российского студенческого спортивного союза (рис. 2).
Заключение
Развитие студенческого спорта в России обеспечивается через эффективную деятельность государственных, общественных и предпринимательских организационно-управленческих структур, задействованных в продвижении спортивных идей в студенческой среде. Представленная информация позволяет не только анализировать состояние и проблемы функционирования студенческого спортивного движения, но и разрабатывать прогнозы развития ситуации, что необходимо для принятия эффективных управленческих решений в области развития студенческого спорта.