Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В РОССИИ

Изаак С.И. 1 Шивринская С.Е. 1
1 ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»
Развитие студенческого спорта в России рассматривается как часть спорта, позволяющая обеспечить условия для интериоризации ценностей здоровья, физической культуры и спорта в среде учащейся молодежи, их подготовки к участию и участие в физкультурных и спортивных мероприятиях различного уровня. В международном масштабе развитие студенческого спорта осуществляет Международная федерация студенческого спорта (FISU). В Российской Федерации ведущую и значительную роль в организации спортивного студенческого движения играют Российский студенческий спортивный союз (РССС) и Ассоциация студенческих спортивных клубов России (АССК). Отмечено большое значение деятельности студенческих спортивных клубов, создаваемых в целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации студенческого спорта образовательными организациями. Представлены модели студенческих спортивных клубов различных организационных форм, которые позволяют судить о вкладе этих структур в развитие студенческого спорта. Проведен медиа-анализ по федеральным, региональным и зарубежным источникам (газеты, журналы, информагентства, интернет-СМИ, телевидение, радио, блоги – всего более 30 0000 источников) представленности категорий «студенческий спорт», «Российский студенческий спортивный союз» и «Ассоциация студенческих спортивных клубов России» в медиа-пространстве в 2013–2015 гг. Установлено, что развитие студенческого спорта в России обеспечивается через эффективную деятельность государственных, общественных и предпринимательских организационно-управленческих структур, задействованных в продвижении спортивных идей в студенческой среде.
студенческий спорт
студенческий спортивный клуб
студенческая спортивная лига
медиа-анализ
1. Изаак С.И. Всероссийский мониторинг физического состояния детей, подростков и молодежи России: основные направления работы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – М., 2004. – № 3. – С. 20.
2. Изаак С.И., Кабачков В.А. Мониторинг физического здоровья в образовательной среде // Дополнительное образование и воспитание. – М., 2004. – № 8. – С. 44–48.
3. Изаак С.И. Инновационные подходы в управлении состоянием здоровья студенческой молодежи в современных социально-экономических условиях: сборник докладов Международного спортивного форума «Россия – спортивная держава». – М.: СпортАкадемРеклама, 2010. – С. 24–26.
4. Изаак С.И. Социально-экономические, демографические аспекты развития человеческого потенциала Российской Федерации и Турецкой Республики // Человеческий капитал. – 2016. – № 2(86). – С. 74–77.
5. Изаак С.И., Шивринская С.Е. Разработка и реализация структурных организационно-управленческих моделей студенческого спортивного клуба // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2–2. – С. 320–324.
6. Побыванец В.С., Изаак С.И. Спортивный менеджмент: учебное пособие (Рекомендовано УМО по образованию в области физической культуры и спорта). – М., 2009. – 144 с.
7. Матыцин О.В. Студенческий спорт в России: проблемы и цели развития // Перспективы развития современного студенческого спорта: на пути к универсиаде-2013 в Казани: материалы Всероссийской научно-практической конференции (7–8 ноября 2012 г.). – Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2012. – С. 6–10.
8. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.html (дата обращения: 5.03.2016).

Здоровье человека – капитал, который нужно сохранять и преумножать на протяжении всей жизни, занимает ключевую позицию в иерархии его потребностей [4]. Состояние полного физического, духовного и социального благополучия является качественной предпосылкой настоящей и будущей самореализации молодых людей, способности эффективного освоения учебной и профессионально-трудовой деятельности, высокой общественно-политической и творческой активности [2]. Сохранение и преумножение этого капитала осуществляется через приобщение молодых людей к здоровому образу жизни, вовлечение в систему физкультурно-оздоровительного воспитания, студенческого спортивного движения.

В настоящее время развитие студенческого спорта в России осуществляется в соответствии с федеральными и региональными нормативно-правовыми актами, разработанными заинтересованными министерствами. Так, в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 384-ФЗ студенческий спорт рассматривается как часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных и спортивных мероприятиях (ст. 2, п. 23.1). Также введено понятие студенческой спортивной лиги как «некоммерческой организации, создаваемой с целью содействия популяризации студенческого спорта и развитию одного или нескольких видов спорта», а также «организации и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий со студентами» (ст. 2, п. 23.2). Регламентация деятельности студенческих спортивных клубов, создаваемых в целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации студенческого спорта образовательными организациями, осуществляется в соответствии со статьями 19 и 28 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» [8].

Развитие студенческого спорта в России рассмотрено на примере деятельности всероссийских общественных организаций – Российский студенческий спортивный союз (РССС) и Ассоциация студенческих спортивных клубов России (АССК), а также ряда студенческих спортивных клубов различных форм собственности.

Цель исследования – анализ развития студенческого спорта на основе деятельности организационно-управленческих структур, задействованных в продвижении спортивных идей в студенческой среде (Российский студенческий спортивный союз, Ассоциация студенческих спортивных клубов России, студенческие спортивные клубы).

Задачи

1. Теоретический анализ деятельности субъектов управления в области физической культуры и спорта, обеспечивающих возможность для студенческой молодежи вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом.

2. Анализ медиа-пространства по вопросам развития студенческого спорта.

Методы исследования: общенаучные методы – анализ и синтез, индукции и дедукции; методы причинно-следственного и сравнительного анализа; медиа-анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Одной из главных задач высших учебных заведений является физическая подготовка студентов. В высшем учебном заведении общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными подразделениями и общественными организациями вуза. Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программой возложена на кафедру физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями.

В международном масштабе развитие студенческого спорта осуществляет Международная федерация студенческого спорта (FISU). В общероссийском масштабе в настоящее время значительную роль в организации межвузовских спортивных соревнований играют РССС и АССК. О.В. Матыцин отмечает большое значение деятельности студенческих спортивных клубов как для формирования резерва в спорте высших достижений, так и для продвижения спортивной культуры, ценностей здорового образа жизни в молодежной среде [7].

Общероссийская общественная организация «Российский студенческий спортивный союз» является добровольным общественным объединением студентов и других обучающихся, работников высших и средних специальных учебных заведений, других образовательных организаций и учреждений Российской Федерации и юридических лиц – общественных объединений на основе общих целей и интересов [6].

РССС организует свою работу в тесном взаимодействии с государственными, общественными и спортивными организациями, с органами управления вузов, средних специальных учебных заведений, администрацией, кафедрами и руководителями подразделений (организаций) физического воспитания, спортивными клубами учебных заведений, профсоюзными и другими организациями (объединениями) граждан. Основные цели деятельности Союза, реализуемые через решение уставных задач [6].

Целями общероссийской молодежной общественной организации «Ассоциация студенческих спортивных клубов России», созданной в июне 2013 года, являются: объединение граждан и общественных объединений для формирования высоконравственного, физически и духовно здорового, гармонично развитого поколения, для всесторонней реализации его потенциала; популяризация здорового образа жизни и создание оптимальных условий для развития и функционирования массового студенческого спорта как важнейшей, всеобщей и равнодоступной формы общественной жизни молодежи, обучающейся в высших и средних специальных учебных заведениях; всесторонняя и эффективная защита в области физкультуры и спорта законных интересов и прав членов организации и заинтересованных граждан. АССК объединяет спортивные клубы различных организационных форм. Разработанные и реализованные модели студенческих спортивных клубов различных организационных форм (Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Череповецкий государственный университет) позволяют судить о вкладе этих структур в развитие студенческого спорта [5]. Следует отметить также и эффективные модели спортивных клубов Российского университета дружбы народов, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и т.д.

Так, разработанная в РЭУ им. Г.В. Плеханова модель впервые была представлена на Международном спортивном форуме «Россия – спортивная держава» (2010 г., г. Москва). Модель внедрена в университете на основании нормативно-правового обеспечения деятельности спортивного клуба: решение Ученого совета от 28.09.2009 г.; Приказ ректора (д.э.н., проф. В.И. Гришина) от 19.02.2010 об утверждении созданному решением Ученого совета № 1 структурному подразделению – спортивному клубу наименования – «Плехановец» (СК «Плехановец») и назначении директора СК «Плехановец» (д.п.н. С.И. Изаак); Положение о структурном подразделении и должностные инструкции в соответствии с разработанным штатным расписанием [3].

Студенты ЧГУ приступили к созданию студенческого спортивного клуба в 2015 г. Большой опыт и необходимые знания инициативная группа приобрела на Всероссийском форуме активистов студенческого спортивного движения в Сочи (2014). Для участников были проведены образовательные семинары и круглый стол по проблеме создания спортивного клуба, основных направлений работы и нормативно-правовым основам взаимодействия с государственными и общественными молодежными и спортивными организациями. Большой стимул к развитию был задан на пресс-конференции с президентом РФ В.В. Путиным, который разъяснил возможности и перспективы создания студенческих и школьных спортивных клубов как общественных организаций.

Поэтому по инициативе студентов факультета биологии и здоровья человека ЧГУ было принято решение о создании Череповецкой городской общественной организации «Студенческий спортивный клуб «Че-Страт», которая в июне 2015 года была зарегистрирована как юридическое лицо.

Такая организационно-правовая форма не только позволяет расширить границы студенческого самоуправления в сфере физической культуры и спорта, но и становится пространством формирования у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в различных сферах деятельности. Формируются организаторские и управленческие навыки, навыки публичных выступлений и эффективных коммуникаций, социально значимые личностные качества и умение работать в команде.

За небольшой срок существования ССК «Че-Старт» его члены приняли участие в ряде всероссийский клубных турнирах и официально зарегистрировали членство в Ассоциации студенческих спортивных клубов России.

Наиболее успешно команда «Че-Старт» выступила на «Питерских играх» в Санкт-Петербурге, где 25 команд СЗФО соревновались в стритболе, настольном теннисе, плавании и сдавали нормативы комплекса ГТО. Команда заняла 3 место в турнире баскетболистов, более 62 % участников команды выполнили нормативы ВФСК ГТО на уровне серебряного знака и 38 % – на уровне золотого.

Большим событием в жизни членов АССК стал форум в Москве (2015), в котором приняли участие 220 студентов-активистов спортивного движения со всей России. Для ребят были организованы встречи с выдающимися спортсменами и телеведущими, проведены мастер-классы по фехтованию, баскетболу, армрестлингу, воркауту и дзюдо. В течение нескольких дней на разных площадках проводились тренинги и дискуссии, где обсуждались вопросы здорового образа жизни и приобщения молодого поколения к занятиям спортом.

Большую работу проводят члены ССК и участники движения спортивных волонтеров ЧГУ по организации и проведению массовых физкультурно-спортивных мероприятий («Дни здоровья», «Спортивная масленица», «Побегушки на первом», «Танцующий Универ», «Фестиваль скакалки, или соревнования по скипингу» и другие.

В осеннем семестре 2015 года членами ССК был проведен мониторинг физической подготовленности студентов 1–3 курсов по программе ГТО. 24 марта 2014 г. вышел Указ Президента Российской Федерации № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)», а 5 октября 2015 г. – Федеральный «Закон о ГТО». Реализация этих нормативно-правовых актов основывается на внедрении в субъектах системы популяционного мониторинга физической подготовленности [1].

Вопросы развития студенческого спорта в России рассмотрены на примере включенности в информационное поле хронологической динамики сообщений по категориям «студенческий спорт», «Российский студенческий спортивный союз», «Ассоциация студенческих спортивных клубов России». Медиа-анализ (анализ информационного поля, возникшего вокруг ключевых интересующих объектов) проводился по федеральным, региональным и зарубежным источникам (газеты, журналы, информагентства, интернет-СМИ, телевидение, радио, блоги) (более 30 0000 источников) за период с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2015 г. с помощью основанных на принципах математической лингвистики медиалогических интеллектуальных систем.

Следует отметить, что согласно данным системы мониторинга и анализа СМИ в 2013–2015 гг. наибольшая упоминаемость категории «студенческий спорт» наблюдается в июле 2013 года. Представленные в информационном пространстве события в этот месяц связаны с проведением в г. Казани всемирных студенческих спортивных соревнований – XXVII Всемирной летней Универсиады (19723 сообщений) (рис. 1).

pic_75.wmf

Рис. 1. Представленность категории «студенческий спорт» в медиа-пространстве в 2013–2015 гг.

pic_76.wmf

Рис. 2. Представленность категорий «Российский студенческий спортивный союз» и «Ассоциация студенческих спортивных клубов России» в медиа-пространстве в 2013–2015 гг.

Что касается количественных значений встречаемости в информационном поле объектов «Российский студенческий спортивный союз» и «Ассоциация студенческих спортивных клубов России», то за период с 26 июня по 31 декабря первый указанный объект упоминается в СМИ более чем в 3 раза чаще второго объекта (3552 и 1093 сообщений соответственно). При этом динамика представленности категории «РССС» и «АССК» в медиа-пространстве имеет положительную тенденцию (период: 1.08.2013 – 31.12.2015). Прогнозные модели свидетельствуют о более высоких темпах позиционирования в информационном пространстве Российского студенческого спортивного союза (рис. 2).

Заключение

Развитие студенческого спорта в России обеспечивается через эффективную деятельность государственных, общественных и предпринимательских организационно-управленческих структур, задействованных в продвижении спортивных идей в студенческой среде. Представленная информация позволяет не только анализировать состояние и проблемы функционирования студенческого спортивного движения, но и разрабатывать прогнозы развития ситуации, что необходимо для принятия эффективных управленческих решений в области развития студенческого спорта.


Библиографическая ссылка

Изаак С.И., Шивринская С.Е. РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В РОССИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-3. – С. 535-539;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35948 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674