Последние годы характеризуются в России ростом числа студентов с ограниченными возможностями здоровья в различных вузах, в том числе – в педагогических. Вузы интенсивно ищут пути и условия организации инклюзивного профессионального образования [2, с. 49]. Это касается и обучающихся с нарушениями зрения, доступность высшего образования для которых продолжает оставаться важной проблемой сегодняшнего дня.
Исследования многих поколений ученых и опыт практиков показали, насколько недостаточность зрения ограничивает возможности личности правильно воспринимать и познавать окружающую действительность [4]. Следствием этого является неполное самовыражение – затруднение человека в представлении другим людям того, что значимо, ценно, важно для него самого. Существенно здесь и снижение разнообразия средств, используемых студентами, имеющими нарушения зрения, для раскрытия своего потенциала и самопрезентации. Описанное положение вещей приводит к ограниченности характеристик, составляющих культуру самовыражения, под которой мы понимаем особенности, способы, результаты самоорганизуемой деятельности студентов педагогического вуза, имеющих нарушения зрения, складывающихся у них в результате взаимодействия с культурой общества и собственными индивидуально-личностными предпочтениями.
Довольно часто люди с визуальными ограничениями пользуются в процессе познания и обучения не столько личными знаниями, сколько опытом других людей, что делает результаты этих процессов недолговечными, не всегда достоверными [4]. Это приводит к появлению в их культуре самовыражения таких особенностей, как неуверенное самовыражение, сомнение в своих силах (особенно это актуально, если они получают негативный отклик от окружающих о своем самовыражении, оказавшемся не совсем уместным или «неправильным», непонятым в определенной ситуации).
Известно, что слуховое и осязательное восприятие компенсируют недостатки зрительного. Поэтому можно было бы их более активно задействовать в качестве основы полноценного самовыражения. Однако рельефно-графические пособия, которые представляли бы требующиеся незрячим и слабовидящим сведения о самовыражении, о культуре самовыражения и в целом о мире, не всегда могут ими использоваться в полной мере из-за отсутствия навыка и опыта (например, у поздноослепших), ограниченной тематики, малых тиражей централизованного производства.
Кроме того, повышенный уровень шума, вибрация, длительные звуковые воздействия вызывают чувство усталости слухового анализатора, дезориентацию в пространстве, оказывая отрицательное влияние на возможности самовыражения и становление положительных характеристик соответствующей культуры. Под становлением культуры самовыражения в рамках данной статьи понимаем процесс непрерывного, циклично и спиралевидно разворачивающегося во времени качественного или количественного изменения, происходящего на основе самосознания с ее мотивационно-эмоциональным, аксиологическим, гносеологическим, деятельностным, рефлексивно-оценочным компонентами. Их наличие обосновано нами в [5–7].
Низкий уровень мобильности, коммуникабельности, информационного обмена, компьютерной грамотности создает дополнительные сложности для становления культуры самовыражения человека с нарушениями зрения. Однако перечисленное связано и определяется не только особенностями самого студента, но и тем, в какой среде он находится, как решается проблема обеспечения ему свободного доступа и обмена информацией с обществом, как к нему относятся окружающие люди. Все это во многом детерминирует процесс становления их культуры самовыражения.
И.П. Волкова, В.З. Кантор пишут: «Особенности формирования личности человека в условиях зрительной депривации, трудности и возможности его социальной адаптации и интеграции обусловлены не только наличием дефекта, но и всем комплексом системы отношений в обществе, в частности, тех представлений, которые складываются об инвалиде в социальной среде» [1, с. 7].
Вышесказанное послужило отправной точной открытия в структуре Института детства Новосибирского государственного педагогического университета ресурсного центра для разносторонней поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушениями зрения, для внедрения в учебный процесс современных информационных технологий, социальных методов адаптации, для предоставления студентам возможностей расширения спектра средств самовыражения.
В настоящее время «ресурсный центр» довольно распространенный термин в системе образования. Его можно описать как один из значимых элементов образовательной среды или образовательного пространства вуза. «Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности… возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [8, с. 14].
Существенной характеристикой ресурсного центра является модель взаимодействия учебного заведения через работающих в нем преподавателей со студентами, имеющими нарушения зрения, которая позволяет с первых дней обучения таким первокурсникам создать наиболее благоприятные условия для включения в образовательную деятельность, получить поддержку в адаптации к образовательной среде вуза, его требованиям к обучающимся. Молодые люди имеют здесь доступ к многочисленным средствам самовыражения, получая принципиально новые возможности, недоступные им ранее.
В решении поставленных задач важно постоянное педагогическое сопровождение студентов с нарушениями зрения. Проблеме психолого-педагогического сопровождения посвящено много публикаций отечественных исследователей. Общим в работах является подход к определению сопровождения как особого вида профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи и поддержки в индивидуальном развитии личности. Не отрицается взгляд на психолого-педагогическое сопровождение и как на процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных коррекционных мер и действий.
Как отмечает Л.Н. Давыдова, психолого-педагогическое сопровождение личности предусматривает обеспечение условий для полноценной реализации способностей, знаний, умений и навыков с целью достижения успешности в различных видах деятельности [3, с. 7].
Мы рассматриваем этот процесс как содействие, помощь, поддержку естественного развития, помощь в решении образовательных задач и достижении целей содействия становлению положительных характеристик их культуры самовыражения как будущих педагогов. Более того, сопровождение может осуществляться не постоянно, а когда у незрячего или слабовидящего студента возникают проблемы адаптации к условиям социально-бытовой или образовательной среды вуза, сложности в освоении учебной программы, в поиске средств, способов наиболее успешного самовыражения.
Конечная цель педагогического сопровождения в условиях нашего ресурсного центра – «отпустить» сопровождаемого, дать возможность ему действовать самостоятельно, осуществлять самовыражение, демонстрируя черты, свойственные достаточному для педагогов уровню культуры самовыражения, делать на этой основе выбор своего жизненного пути, профессионального маршрута и нести за него ответственность. В связи с этим интенсивность и продолжительность осуществляемого нами педагогического сопровождения варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей студентов, от начального уровня их культуры самовыражения.
Все сказанное позволило нам сформулировать цели педагогического сопровождения студента с нарушением зрения в ресурсном центре:
– создание условий для самовыражения студентов с нарушениями зрения в образовательной среде педагогического вуза;
– содействие успешной адаптации студентов с нарушениями зрения к обучению в вузе;
– информационная поддержка в доступной форме процесса обучения студентов с нарушением зрения;
– обеспечение возможности самостоятельного использования студентами с нарушениями зрения современных инновационных тифлоинформационных технологий, программных средств;
– организация условий свободного, безбарьерного передвижения, контакта и общения с окружающей средой.
Особое место в деятельности ресурсного центра занимает создание условий сопровождения, содействующих становлению культуры самовыражения обучающихся с нарушенным зрением:
– эргономические и офтальмо-гигиенические условия построения коррекционной помощи;
– сотрудничество и взаимодействие в команде преподавателей и студентов.
Для успешного продвижения в направлении достижения стоящих перед ресурсным центром целей, создания названных условий для становления культуры самовыражения студентов целесообразно выстраивать деятельность этого структурного подразделения вуза на следующих принципах: социального партнерства, осуществления индивидуального и междисциплинарного подхода, содействия самовыражению.
Основное место в работе центра занимает обучение студентов самостоятельной работе. Причем незрячих – пользованию Брайлевскими дисплеями и принтерами с рельефно-точечным выходом, синтезаторами речи, программами доступа к экрану. Слабовидящих – использованию программных средств увеличения изображения и синтеза речи. Это не только избавляет студентов от ручной переписки текстов, облегчает самостоятельную обработку информации, позволяя осуществлять образовательную деятельность наравне со зрячими студентами, но и включает их в процесс использования названных средств для самовыражения.
В связи с этим особое внимание уделяется развитию самостоятельности и активности студентов с нарушением зрения как в реализации имеющейся у них потребности в самовыражении, так и в части учебной программы, касающейся отработки практических навыков профессиональной деятельности. Для этого в ресурсном центре имеются необходимые возможности и осуществляется педагогическое сопровождение обучающихся. В результате каждый молодой человек постепенно овладевает способами поиска и овладения учебной информацией, применения технических приспособлений, вспомогательных тифлотехнических средств информационного обеспечения и обучения в доступной и удобной форме, что позволяет им во все большей степени становиться открытыми для взаимодействия с другими людьми, для выполнения самоорганизуемой деятельности, являющейся основой их культуры самовыражения.
Благодаря работе в ресурсном центре студенты с нарушениями зрения получают достаточное количество информации – вербальной, звуковой (ориентирующей, предупреждающей об опасности и др.), тактильной, что нивелирует проблемы адекватности самовыражения среде, в которой находится обучающийся.
Все это становится возможным благодаря соответствующей организации и содержанию рабочего пространства создаваемого и постоянно поддерживаемого в ресурсном центре. К ним мы относим:
1. Определенное обустройство помещения и рабочего места в нем для каждого студента с нарушением зрения:
– обеспечение адаптивной познавательной и развивающей среды;
– правильный выбор цвета при окраске помещения ресурсного центра и предметов оборудования;
– наличие различных плоскостей рабочей поверхности (горизонтальной, вертикальной, наклонной);
– удобное размещение за столом за счет регулирования высоты;
– достаточная освещенность помещения ресурсного центра;
– оптимальная освещенность рабочей поверхности (использование индивидуальной подсветки) каждого обучающегося;
– устранение бликов и отражающих рабочих поверхностей;
– расположение наглядного материала на уровне глаз (для слабовидящих) и на доступном расстоянии;
– использование тифлотехнических средств: оптических приборов, специальных инструментов и приспособлений;
– обеспечение доступа к информации на электронных носителях.
2. Особенности взаимодействия преподавателей, осуществляющих педагогическое сопровождение становления культуры самовыражения обучающихся:
– соблюдение этики общения с людьми, имеющими нарушения зрения и знание подходов к взаимодействию с ними;
– наличие у преподавателей информации о состоянии зрительных функций студентов;
– знание преподавателями технологий работы с тифлотехническим и тифлоинформационным оборудованием;
– сотрудничество, взаимообмен между преподавателями информацией о студентах, их особенностях, а главное – возможностях (зрительных, интеллектуальных, познавательных, предшествующего опыта, навыков и т.п.);
– использование комплексного подхода, «командная работа» преподавателей.
3. Наличие условий для самовыражения студентов:
– возможность работать самостоятельно;
– рациональная самостоятельная организация своего свободного времени;
– психолого-педагогическое управление целесообразным структурированием студентами окружения, времени, материалов;
– участие студентов в конференциях, олимпиадах, выполнение научных исследований;
– возможность самостоятельно редактировать и печатать свои статьи с помощью специальной техники;
– возможность активно включаться в удаленное общение;
– возможность заниматься нетрадиционной техникой рисования, лепкой, создавать тифлографические изображения;
– возможность сочинять музыку и ее исполнять, овладеть основами звукорежиссерства;
– преобразовывать электронную информацию в удобный формат (рельефно-точечный, укрупненный текст, аудиозапись голосового воспроизведения);
– сочинять стихотворения, записывать их и воспроизводить на конкурсах, во время семинаров и т.д.
Подчеркнем, что особенности становления культуры самовыражения студентов с нарушениями зрения во многом зависят от следующих характеристик:
– необходимости создания системы обучения, максимально отвечающей потребностям и возможностям обучающихся;
– самовыражение в большей степени носит вербальный характер, чем ориентировано на получение продуктов труда;
– наблюдается нехватка слов для описания конкретных действий, которые они выполняют;
– наличие сложностей с абстрактным обобщением;
– большое стремление к самопрезентации и необходимость в обучении их средствам и способам внешней самопрезентации;
– сложности самовыражения с помощью физических движений и передачи эмоций.
Образовательный процесс в ресурсном центре включает теоретическое и практическое обучение. Его организация регламентируется учебным планом и расписанием занятий. Студенты с проблемами зрения на общих условиях обучаются в группе зрячих сокурсников, а оказываемая им в центре помощь способствует нивелированию специфических трудностей, связанных с обучением и выполнением разного типа работ, предусмотренных программами учебных дисциплин, осваиваемых ими.
Наряду с общепринятыми подходами постоянно ведется поиск новых технологических решений оперативного донесения информации незрячим и слабовидящим студентам с учетом их аномалий зрительного анализатора [4], что помогает раскрепостить их, развить самостоятельность, сформировать правильную самооценку, способность творчески мыслить и максимально успешно осуществлять самовыражение, демонстрируя по окончании обучения достаточный для педагога уровень культуры самовыражения.