Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

Одинокова Н.А. 1 Омельченко Е.А. 2
1 ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
2 ООО «Центр содействия развитию научных исследований»
В рамках данной статьи рассматривается актуальная проблема необходимости педагогического сопровождения незрячих и слабовидящих студентов педагогического вуза с целью содействия становлению их культуры самовыражения. Представлен авторский взгляд на названный феномен и его особенности у указанных студентов, среди которых неуверенное самовыражение, сомнение в своих силах, зависимость от окружающих и доступа к информации. В связи с чем обоснованы причины снижения раскрытия у них своего потенциала и самопрезентации. Приведенные в статье цели, принципы педагогического сопровождения, содействующие становлению культуры самовыражения обучающихся с нарушенным зрением, соотнесены с деятельностью ресурсного центра, созданного на базе Института детства Новосибирского государственного педагогического университета. По мнению авторов, организация и содержание рабочего пространства ресурсного центра, использование новейших тифлоинформационных технологий, взаимодействие в команде преподавателей вуза и студентов с нарушенным зрением будет способствовать социально-психологической адаптации, нивелировать проблемы адекватности самовыражения. Все это позволит обучающимся активно включаться в самовыражение средствами ресурсного центра и окажет содействие в становлении их культуры самовыражения.
ресурсный центр
педагогическое сопровождение
студенты с нарушениями зрения
самовыражение
культура самовыражения
1. Волкова И.П., Кантор В.З. Общество и инвалиды по зрению: проблемы толерантности: монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 145 с.
2. Давыдова Л.Н. Организация условий для лиц с ОВЗ в процессе инклюзивного профессионального образования // Обеспечение доступной образовательной среды для лиц с ОВЗ: проблемы, приоритеты и пути решения: материалы IV международной научно-практической конференции. – М.: МГГЭИ, 2013 – С. 49–56.
3. Давыдова Л.Н., Сардалова Л.Р. Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов, проживающих в учреждениях интернатного типа: учебно-методическое пособие. – Астрахань: Астраханский государственный университет, 2014. – 42 с.
4. Одинокова Н.А. Оперативная тифлографика – новый перспективный инструмент коррекционно-педагогической практики // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 8. – С. 90–91.
5. Омельченко Е.А. Гносеологический компонент культуры самовыражения личности // Наука 2013: итоги, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 25 января 2014). – М.: Грифон, 2014. – С. 75–84.
6. Омельченко Е.А. Аксиологический компонент культуры самовыражения личности // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 30 декабря 2013). – Новосибирск: Изд-во ООО «ЦСРНИ», 2013. – С. 23–37.
7. Омельченко Е.А. Самовыражение и культура самовыражения личности (педагогический аспект): монография. – Новосибирск: ООО агентство «Сибпринт», 2013. – 152 с.
8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.

Последние годы характеризуются в России ростом числа студентов с ограниченными возможностями здоровья в различных вузах, в том числе – в педагогических. Вузы интенсивно ищут пути и условия организации инклюзивного профессионального образования [2, с. 49]. Это касается и обучающихся с нарушениями зрения, доступность высшего образования для которых продолжает оставаться важной проблемой сегодняшнего дня.

Исследования многих поколений ученых и опыт практиков показали, насколько недостаточность зрения ограничивает возможности личности правильно воспринимать и познавать окружающую действительность [4]. Следствием этого является неполное самовыражение – затруднение человека в представлении другим людям того, что значимо, ценно, важно для него самого. Существенно здесь и снижение разнообразия средств, используемых студентами, имеющими нарушения зрения, для раскрытия своего потенциала и самопрезентации. Описанное положение вещей приводит к ограниченности характеристик, составляющих культуру самовыражения, под которой мы понимаем особенности, способы, результаты самоорганизуемой деятельности студентов педагогического вуза, имеющих нарушения зрения, складывающихся у них в результате взаимодействия с культурой общества и собственными индивидуально-личностными предпочтениями.

Довольно часто люди с визуальными ограничениями пользуются в процессе познания и обучения не столько личными знаниями, сколько опытом других людей, что делает результаты этих процессов недолговечными, не всегда достоверными [4]. Это приводит к появлению в их культуре самовыражения таких особенностей, как неуверенное самовыражение, сомнение в своих силах (особенно это актуально, если они получают негативный отклик от окружающих о своем самовыражении, оказавшемся не совсем уместным или «неправильным», непонятым в определенной ситуации).

Известно, что слуховое и осязательное восприятие компенсируют недостатки зрительного. Поэтому можно было бы их более активно задействовать в качестве основы полноценного самовыражения. Однако рельефно-графические пособия, которые представляли бы требующиеся незрячим и слабовидящим сведения о самовыражении, о культуре самовыражения и в целом о мире, не всегда могут ими использоваться в полной мере из-за отсутствия навыка и опыта (например, у поздноослепших), ограниченной тематики, малых тиражей централизованного производства.

Кроме того, повышенный уровень шума, вибрация, длительные звуковые воздействия вызывают чувство усталости слухового анализатора, дезориентацию в пространстве, оказывая отрицательное влияние на возможности самовыражения и становление положительных характеристик соответствующей культуры. Под становлением культуры самовыражения в рамках данной статьи понимаем процесс непрерывного, циклично и спиралевидно разворачивающегося во времени качественного или количественного изменения, происходящего на основе самосознания с ее мотивационно-эмоциональным, аксиологическим, гносеологическим, деятельностным, рефлексивно-оценочным компонентами. Их наличие обосновано нами в [5–7].

Низкий уровень мобильности, коммуникабельности, информационного обмена, компьютерной грамотности создает дополнительные сложности для становления культуры самовыражения человека с нарушениями зрения. Однако перечисленное связано и определяется не только особенностями самого студента, но и тем, в какой среде он находится, как решается проблема обеспечения ему свободного доступа и обмена информацией с обществом, как к нему относятся окружающие люди. Все это во многом детерминирует процесс становления их культуры самовыражения.

И.П. Волкова, В.З. Кантор пишут: «Особенности формирования личности человека в условиях зрительной депривации, трудности и возможности его социальной адаптации и интеграции обусловлены не только наличием дефекта, но и всем комплексом системы отношений в обществе, в частности, тех представлений, которые складываются об инвалиде в социальной среде» [1, с. 7].

Вышесказанное послужило отправной точной открытия в структуре Института детства Новосибирского государственного педагогического университета ресурсного центра для разносторонней поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушениями зрения, для внедрения в учебный процесс современных информационных технологий, социальных методов адаптации, для предоставления студентам возможностей расширения спектра средств самовыражения.

В настоящее время «ресурсный центр» довольно распространенный термин в системе образования. Его можно описать как один из значимых элементов образовательной среды или образовательного пространства вуза. «Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности… возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [8, с. 14].

Существенной характеристикой ресурсного центра является модель взаимодействия учебного заведения через работающих в нем преподавателей со студентами, имеющими нарушения зрения, которая позволяет с первых дней обучения таким первокурсникам создать наиболее благоприятные условия для включения в образовательную деятельность, получить поддержку в адаптации к образовательной среде вуза, его требованиям к обучающимся. Молодые люди имеют здесь доступ к многочисленным средствам самовыражения, получая принципиально новые возможности, недоступные им ранее.

В решении поставленных задач важно постоянное педагогическое сопровождение студентов с нарушениями зрения. Проблеме психолого-педагогического сопровождения посвящено много публикаций отечественных исследователей. Общим в работах является подход к определению сопровождения как особого вида профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи и поддержки в индивидуальном развитии личности. Не отрицается взгляд на психолого-педагогическое сопровождение и как на процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных коррекционных мер и действий.

Как отмечает Л.Н. Давыдова, психолого-педагогическое сопровождение личности предусматривает обеспечение условий для полноценной реализации способностей, знаний, умений и навыков с целью достижения успешности в различных видах деятельности [3, с. 7].

Мы рассматриваем этот процесс как содействие, помощь, поддержку естественного развития, помощь в решении образовательных задач и достижении целей содействия становлению положительных характеристик их культуры самовыражения как будущих педагогов. Более того, сопровождение может осуществляться не постоянно, а когда у незрячего или слабовидящего студента возникают проблемы адаптации к условиям социально-бытовой или образовательной среды вуза, сложности в освоении учебной программы, в поиске средств, способов наиболее успешного самовыражения.

Конечная цель педагогического сопровождения в условиях нашего ресурсного центра – «отпустить» сопровождаемого, дать возможность ему действовать самостоятельно, осуществлять самовыражение, демонстрируя черты, свойственные достаточному для педагогов уровню культуры самовыражения, делать на этой основе выбор своего жизненного пути, профессионального маршрута и нести за него ответственность. В связи с этим интенсивность и продолжительность осуществляемого нами педагогического сопровождения варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей студентов, от начального уровня их культуры самовыражения.

Все сказанное позволило нам сформулировать цели педагогического сопровождения студента с нарушением зрения в ресурсном центре:

– создание условий для самовыражения студентов с нарушениями зрения в образовательной среде педагогического вуза;

– содействие успешной адаптации студентов с нарушениями зрения к обучению в вузе;

– информационная поддержка в доступной форме процесса обучения студентов с нарушением зрения;

– обеспечение возможности самостоятельного использования студентами с нарушениями зрения современных инновационных тифлоинформационных технологий, программных средств;

– организация условий свободного, безбарьерного передвижения, контакта и общения с окружающей средой.

Особое место в деятельности ресурсного центра занимает создание условий сопровождения, содействующих становлению культуры самовыражения обучающихся с нарушенным зрением:

– эргономические и офтальмо-гигиенические условия построения коррекционной помощи;

– сотрудничество и взаимодействие в команде преподавателей и студентов.

Для успешного продвижения в направлении достижения стоящих перед ресурсным центром целей, создания названных условий для становления культуры самовыражения студентов целесообразно выстраивать деятельность этого структурного подразделения вуза на следующих принципах: социального партнерства, осуществления индивидуального и междисциплинарного подхода, содействия самовыражению.

Основное место в работе центра занимает обучение студентов самостоятельной работе. Причем незрячих – пользованию Брайлевскими дисплеями и принтерами с рельефно-точечным выходом, синтезаторами речи, программами доступа к экрану. Слабовидящих – использованию программных средств увеличения изображения и синтеза речи. Это не только избавляет студентов от ручной переписки текстов, облегчает самостоятельную обработку информации, позволяя осуществлять образовательную деятельность наравне со зрячими студентами, но и включает их в процесс использования названных средств для самовыражения.

В связи с этим особое внимание уделяется развитию самостоятельности и активности студентов с нарушением зрения как в реализации имеющейся у них потребности в самовыражении, так и в части учебной программы, касающейся отработки практических навыков профессиональной деятельности. Для этого в ресурсном центре имеются необходимые возможности и осуществляется педагогическое сопровождение обучающихся. В результате каждый молодой человек постепенно овладевает способами поиска и овладения учебной информацией, применения технических приспособлений, вспомогательных тифлотехнических средств информационного обеспечения и обучения в доступной и удобной форме, что позволяет им во все большей степени становиться открытыми для взаимодействия с другими людьми, для выполнения самоорганизуемой деятельности, являющейся основой их культуры самовыражения.

Благодаря работе в ресурсном центре студенты с нарушениями зрения получают достаточное количество информации – вербальной, звуковой (ориентирующей, предупреждающей об опасности и др.), тактильной, что нивелирует проблемы адекватности самовыражения среде, в которой находится обучающийся.

Все это становится возможным благодаря соответствующей организации и содержанию рабочего пространства создаваемого и постоянно поддерживаемого в ресурсном центре. К ним мы относим:

1. Определенное обустройство помещения и рабочего места в нем для каждого студента с нарушением зрения:

– обеспечение адаптивной познавательной и развивающей среды;

– правильный выбор цвета при окраске помещения ресурсного центра и предметов оборудования;

– наличие различных плоскостей рабочей поверхности (горизонтальной, вертикальной, наклонной);

– удобное размещение за столом за счет регулирования высоты;

– достаточная освещенность помещения ресурсного центра;

– оптимальная освещенность рабочей поверхности (использование индивидуальной подсветки) каждого обучающегося;

– устранение бликов и отражающих рабочих поверхностей;

– расположение наглядного материала на уровне глаз (для слабовидящих) и на доступном расстоянии;

– использование тифлотехнических средств: оптических приборов, специальных инструментов и приспособлений;

– обеспечение доступа к информации на электронных носителях.

2. Особенности взаимодействия преподавателей, осуществляющих педагогическое сопровождение становления культуры самовыражения обучающихся:

– соблюдение этики общения с людьми, имеющими нарушения зрения и знание подходов к взаимодействию с ними;

– наличие у преподавателей информации о состоянии зрительных функций студентов;

– знание преподавателями технологий работы с тифлотехническим и тифлоинформационным оборудованием;

– сотрудничество, взаимообмен между преподавателями информацией о студентах, их особенностях, а главное – возможностях (зрительных, интеллектуальных, познавательных, предшествующего опыта, навыков и т.п.);

– использование комплексного подхода, «командная работа» преподавателей.

3. Наличие условий для самовыражения студентов:

– возможность работать самостоятельно;

– рациональная самостоятельная организация своего свободного времени;

– психолого-педагогическое управление целесообразным структурированием студентами окружения, времени, материалов;

– участие студентов в конференциях, олимпиадах, выполнение научных исследований;

– возможность самостоятельно редактировать и печатать свои статьи с помощью специальной техники;

– возможность активно включаться в удаленное общение;

– возможность заниматься нетрадиционной техникой рисования, лепкой, создавать тифлографические изображения;

– возможность сочинять музыку и ее исполнять, овладеть основами звукорежиссерства;

– преобразовывать электронную информацию в удобный формат (рельефно-точечный, укрупненный текст, аудиозапись голосового воспроизведения);

– сочинять стихотворения, записывать их и воспроизводить на конкурсах, во время семинаров и т.д.

Подчеркнем, что особенности становления культуры самовыражения студентов с нарушениями зрения во многом зависят от следующих характеристик:

– необходимости создания системы обучения, максимально отвечающей потребностям и возможностям обучающихся;

– самовыражение в большей степени носит вербальный характер, чем ориентировано на получение продуктов труда;

– наблюдается нехватка слов для описания конкретных действий, которые они выполняют;

– наличие сложностей с абстрактным обобщением;

– большое стремление к самопрезентации и необходимость в обучении их средствам и способам внешней самопрезентации;

– сложности самовыражения с помощью физических движений и передачи эмоций.

Образовательный процесс в ресурсном центре включает теоретическое и практическое обучение. Его организация регламентируется учебным планом и расписанием занятий. Студенты с проблемами зрения на общих условиях обучаются в группе зрячих сокурсников, а оказываемая им в центре помощь способствует нивелированию специфических трудностей, связанных с обучением и выполнением разного типа работ, предусмотренных программами учебных дисциплин, осваиваемых ими.

Наряду с общепринятыми подходами постоянно ведется поиск новых технологических решений оперативного донесения информации незрячим и слабовидящим студентам с учетом их аномалий зрительного анализатора [4], что помогает раскрепостить их, развить самостоятельность, сформировать правильную самооценку, способность творчески мыслить и максимально успешно осуществлять самовыражение, демонстрируя по окончании обучения достаточный для педагога уровень культуры самовыражения.


Библиографическая ссылка

Одинокова Н.А., Омельченко Е.А. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-1. – С. 161-165;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35877 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674