Сегодня система подготовки специалистов в техническом вузе претерпевает серьезные изменения, например: сокращение аудиторных часов (лекционных занятий), увеличение доли самостоятельной работы студентов, активное привлечение компьютерных технологий (КТ) (проведение семинаров и круглых столов с использованием системы Skype, вебинаров-консультаций и т.д.). Но при этом большое количество часов отведено на естественнонаучные дисциплины (особенно физике и высшей математике, на 1–2 курсах обучения), а также общеспециальные и специальные дисциплины (на 2–3 курсах обучения), которые в той или иной степени связаны между собой. Все дисциплины в учебном плане нацелены на то, что по истечению срока обучения (четырех- или шестилетнего периода) на выходе мы получаем специалиста в своей области. В связи с этим, актуальным является активное применение принципа междисциплинарности [5, 6, 8], который в последнее время является распространенным приемом в педагогике и позволяет на должном уровне решать проблему нехватки аудиторных часов и компактности представляемого материала. Поэтому необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы каждая дисциплина в учебном плане являлась фундаментом последующей, а связующим элементом была бы именно математика. Такие рассуждения не являются случайными, потому что ежегодные срезы остаточных знаний у студентов разных курсов показывают, что студенты владеют пройденным материалом в среднем: отлично 10 %, хорошо 40 %, удовлетворительно 40 %, неудовлетворительно 10 % [9].
Методы математического моделирования (МММ) используются при проектировании и расчете энергетических и электромеханических систем, выполнении индивидуальных заданий; решении задач, связанных с исследованием режимов работы систем и анализом протекающих при этом процессов; синтезе систем с требуемыми показателями качества и решении задач оптимизации и формировании законов управления системами [2, 3, 4]. Освоение МММ в настоящее время является необходимым элементом технической культуры и востребованности специалистов на рынке труда, важной частью их профессиональной подготовки и переподготовки. Современное использование МММ базируется на мощной вычислительной базе в виде ЭВМ и программного обеспечения, реализующей алгоритмы численного решения и является вычислительным экспериментом, рассматриваемым как новый теоретический способ исследования различных явлений и процессов.
Известно, что процесс обучения – есть системное изложение знаний, умений и навыков от преподавателя к ученику. А система подразумевает под собой строгую иерархию, четкую последовательность изложения и усвоения знаний. Оптимальным способом передачи знаний является опыт самого студента, который он накопил за всё время обучения в стенах вуза, а оптимальным решением – использование МММ при изложении технических дисциплин.
Изложение таких дисциплин, как системы управления электроприводами, электрооборудование промышленных предприятий, следящий электропривод и многих других, имеет ряд особенностей, не принять которые во внимание, значит, потерять изюминку. А современные КТ, привлеченные в учебный процесс, позволяют сохранить её, при условии, что их изложение будет построено на принципе междисциплинарности.
КТ в учебном процессе применяются для проведения лекций, лабораторных работ, практических занятий, но они основаны на традиционных принципах дидактики [7]. Для того чтобы определить уровень их использования, был проведен анализ публикаций о данных технологиях с точки зрения их назначения при изложении технических дисциплин с 2014 по 2015 год (рис. 1).
Как видно из диаграммы (рис. 1), наибольший объем публикаций касается математического и имитационного моделирования (до 38 %) [2, 10]. С одной стороны, это как нельзя лучше показывает, что данные методы широко применяются при исследовании различных технических объектов и процессов, но с другой стороны, разработанные универсальные прикладные пакеты типа MathCad, MathLab, Evrica, MicroCap, pSpice и других выполняют только роль инструмента. На второе место можно отнести публикации, посвященные электронным учебно-методическим комплексам по техническим дисциплинам, которые составляют 22 % [7]. На третьем – контролирующие и тестирующие программы (15 %) [1, 7], которые существенно разгружают преподавателей от части рутинной работы. Тренажерные программные средства упоминаются не так часто – всего 7 % [7]. Серверные и информационные технологии применяются сравнительно редко, объем публикаций по этому направлению не превышает 10 % [7]. Данные системы способны хранить большие объемы разнообразного материала и обеспечивать к ним быстрый доступ.
Рис. 1. Анализ публикаций за 2014–2015 гг.: Прикл. Прогр. Моделирования – прикладные программы для математического и имитационного моделирования, Конт. Мат. – контролирующие и тестирующие программы, Тренажёры – тренажерные программные средства, Серв. Инф. Технол. – серверные и информационные технологии, ЭУ – электронные учебники, ЭУМК – электронные учебно-методические комплексы, ЭОС – экспертные обучающие системы, ИОС – интеллектуальные обучающие системы
В 2015 году на различных кафедрах Энергетического института (ЭНИН) при Национальном исследовательском Томском политехническом университете (НИТПУ) был проведен опрос ППС, который состоял из двух анкет: № 1 «Уровень использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе» и № 2 «Использование метода математического моделирования при изучении технических дисциплин и подготовке учебного материала».
На рис. 2–4 представлены трехмерные гистограммы по результатам анкетирования ППС, которые отображают: уровень использования прикладных программ, программных продуктов, электронных образовательных ресурсов и применение МММ для изложения технических дисциплин, а также подготовке компетентных специалистов по направлению «Электроэнергетика и электротехника».
Анализ результатов анкетирования ППС ЭНИН (таблица) показал, что абсолютно все (100 %) доктора технических наук поддержали идею выявления междисциплинарных связей с помощью МММ при изложении технических дисциплин и подготовке высококвалифицированных специалистов технического вуза.
Выявлена особенность применения МММ при изложении технических дисциплин, а именно: кандидаты технических наук имеют наименьший уровень их использования (15,4 %), а наибольший – доктора технических наук (33,3 %), объясняется данный факт только тем, что сегодня в высших учебных заведениях наблюдается тенденция омоложения профессорского состава.
Среди электронных обучающих технологий наиболее востребованными стали прикладные программы 100 % среди ассистентов и 66,3 % – докторов технических наук, ЭУ и ЭУМК применяются наравне с тренажерными программами в среднем около 30 % по всем группам опрошенных респондентов.
Рис. 2. Применение прикладных программ и программных продуктов для изучения технических систем
Рис. 3. Электронные образовательные ресурсы, применяемые в преподавательской деятельности
Рис. 4. Использование методов математического моделирования при подготовке учебного материала
Анализ результатов анкетирования ППС ЭНИН ТПУ за 2015 г.
Категории |
Доктор технических наук, % |
Кандидат технических наук, % |
Ассистент, % |
|
Уровень владения ПК |
Средний, пользовательский |
87 |
68,3 |
75 |
Высокий, со знанием языков программирования |
13 |
31 |
25 |
|
Прикладные программные продукты |
Mathcad |
50 |
23,7 |
50 |
Matlab/Simulink |
66,7 |
15,4 |
50 |
|
Electronic Worcbench |
5 |
30,8 |
25 |
|
ELCUT |
25 |
37,5 |
45 |
|
Microsoft Office |
66,7 |
69,2 |
100 |
|
Электронные обучающие технологии |
ЭУ и ЭУМК |
33,3 |
38,5 |
25 |
Тестирующие программы |
33,3 |
38,5 |
25 |
|
Прикладные программы |
66,3 |
92,3 |
100 |
|
Экспертные системы |
0 |
0 |
0 |
|
Применение МММ для: |
Расчёта |
66,7 |
30,8 |
25 |
Изложения технических дисциплин |
33,3 |
15,4 |
25 |
|
Синтеза новых идей и знаний |
66,7 |
30,8 |
25 |
|
Выявления междисциплинарных связей |
100 |
69,2 |
50 |
|
Подготовки квалифицированных специалистов технического вуза |
90 |
76,9 |
75 |
Часто используемым оказался прикладной программный продукт Matlab с приложением Simulink до 66,7 % (доктора технических наук), а наименее востребованным – ELCUT, всего 5 %. Это не умаляет достоинств программы ELCUT, просто, задачи, которые он решает, имеют более высокий порядок сложности (полевые задачи, многомерные задачи и т.д.), а лидер опроса – более доступен и прост в решении технических задач.
Все ППС, принявшие участие в анкетировании, отмечают важность применения МММ для анализа и синтеза новых знаний от 25 % (ассистенты) до 66,66 % (доктора технических наук), общая тенденция отражает следующее с увеличением опыта в данном вопросе необходимость применения такого подхода увеличивается.
Выявлен высокий процент респондентов (от 75 %) согласившихся с возможностью подготовки высококвалифицированных бакалавров по направлению «Электроэнергетика и электротехника» на основе выявления междисциплинарных связей и усиленной математической и естественно-научной подготовки с сохранением индивидуальных особенностей студента.
Рис. 5. Модель подготовки к профессиональной деятельности бакалавров по направлению «Электроэнергетика и электротехника»
На основе вышеизложенного была предложена модель (рис. 5) личностно-ориентированной подготовки бакалавров по направлению «Электроэнергетика и электротехника» ЭНИН ТПУ, которая позволяет учесть особенности личности при её формировании как специалиста технического профиля, способного решать и ставить задачи различной степени сложности.
Данная модель (рис. 5) отражает путь формирования высококвалифицированного бакалавра технической направленности, с применением МММ и компьютерных технологий. Она включает в себя следующие основные элементы: цель подготовки, задачи, педагогические условия реализации, подходы и формы обучения, а также устанавливает связь между дисциплинами в учебном плане, формируя в итоге специалиста, готового к выполнению различных технических задач.
Проведенный анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы:
1. При большом количестве публикаций, посвященных вопросам моделирования, не отражено использование методов математического моделирования в процессе обучения техническим дисциплинам. Поэтому необходимо при наличии современных компьютерных технологий и методов математического моделирования улучшить процесс преподавания технических дисциплин.
2. Несмотря на широкое применение профессорско-преподавательским составом прикладных программных продуктов при подготовке материалов для технических дисциплин, редко используют межпредметные связи, в связи с тем, что не имеют представление, как именно это сделать.
3. Необходимо повышать компьютерную грамотность как студентов, так и преподавателей, но при этом не забывать о фундаментальности изложения технических дисциплин.
4. Необходимо внедрять методы математического моделирования как способ выявления межпредметных связей при изложении технической дисциплины, взятый за основу при подготовке компетентных специалистов в техническом вузе.
5. При разработке методических материалов необходимо учитывать, что подготовка бакалавров ведется на основе комплексно-компетентностного, деятельностного и личностно-ориентированных подходов.