Исследования педагогической деятельности свидетельствуют, что специфические черты педагогического труда, к числу которых относятся полисубъектность, уникальность «предмета», глобальность целей, разнообразие инструментария, многокомпонентность структуры, широта содержания, в сочетании с экстремальностью условий реализации превращают педагогический труд в пространство повышенного напряжения, что обусловливает необходимость его соответствия требованию надежности, под которой понимается интегративное качество личности, обусловливающее эффективность педагогической деятельности вопреки помехам ее осуществлению [6].
Эти специфические черты педагогического труда создают у его субъекта – педагога – высокое внутреннее напряжение, накопление которого со временем приводит к развитию особого, труднокорригируемого состояния, известного как синдром «психического выгорания» [2–5, 8]. Синдром «психического выгорания» является сложным профессионально обусловленным многоуровневым состоянием, с многообразными проявлениями: от усталости, вызванной собственной работой, до полного истощения всех психических ресурсов и экзистенциального отчаяния [3, 5, 8, 10]. Под синдромом «психического выгорания» понимают «многомерный конструкт, включающий в себя совокупность негативных психологических переживаний и дезадаптивного поведения как следствие продолжительных и интенсивных стрессов общения. Выгорание возникает как ответная реакция на ситуации с эмоциональной напряженностью и когнитивной сложностью» [3, с. 333].
Синдром «психического выгорания» – явление многофакторное. По данным наших собственных ранее проведенных исследований, наиболее стрессогенными являются: перегрузки в работе – 37,5 %; финансовые затруднения – 25 %; конфликты с администрацией – 35 %; боязнь административного наказания – 40 %; неадекватная оценка администрацией профессионального труда работников – 25 %; оскорбление со стороны коллег – 52,5 %; негативные оценки результатов деятельности и личностных качеств со стороны коллег по работе и др. [4, с. 111–112]. Важно отметить, что формирование синдрома «психического выгорания» обусловливается не одними или несколькими причинами, а комплексом факторов. Опираясь на анализ литературных источников, посвященных проблеме синдрома «психического выгорания» у педагогов, условно можно выделить три группы детерминирующих его факторов: первая группа (индивидуальные факторы) – характерологические особенности, тип темперамента, самооценка, уровень притязаний, стрессоустойчивость, локус контроля и др.; вторая группа (организационные факторы) – условия работы, рабочие перегрузки, стиль управления педагогическим коллективом, отношения в коллективе, профессиональные традиции и др.; третья группа (профессионально-педагогические факторы, связанные с деятельностью педагогов) – высокий уровень эмоциональной напряженности и стрессогенности работы, постоянно возрастающие требования к результатам деятельности и профессионально важным качествам педагога, низкий престиж профессии, отсутствие времени на отдых и восстановление сил, низкий финансово-экономический статус педагога [1–10].
Деструкции, вызванные синдромом «психического выгорания», проявляются на всех уровнях функционирования психики педагога: психофизиологическом (нарушение соматического здоровья); интеллектуальном (ухудшение функций внимания и памяти); эмоциональном (переживание тревоги, гнева, апатии, раздражительности, чувства вины, эмоциональной опустошенности) [5]; поведенческом (конфликтность в отношении с окружающими, отрицательное отношение к детям, их родителям и коллегам); профессиональном (снижение уровня профессионализма, формирование профессиональных защит, доминирование профессиональных стереотипов и др., отрицательное отношение к работе в целом); духовном (отрицательная жизненная установка, разочарование в выборе профессионального пути и в окружающих людях, цинизм, пессимизм, нравственная деформация и др.) [8].
По мнению крупного отечественного ученого в области синдрома «психического выгорания» Н.Е. Водопьяновой, конечным итогом отрицательного влияния синдрома «психического выгорания» является хронизация стрессового напряжения и истощение запаса жизненных сил человека. Автор подчеркивает: «Выгорание опасно тем, что оно представляет собой не эпизод, а конечный результат процесса «сгорания дотла». Жертвы выгорания могут испытывать неуверенность в себе и неудовлетворенность личной жизнью» [3, с. 9].
Исследования, посвященные синдрому «психического выгорания», в основном направлены на поиск факторов и изучение структурных особенностей синдрома психического выгорания. В меньшей степени изучены механизмы формирования синдрома «психического выгорания», типологии педагогов и варианты формирования структурных компонентов синдрома «психического выгорания». Именно изучению последнего аспекта и посвящена данная статья.
В данной работе на основе обобщения результатов эмпирического (пилотажного) исследования представлены типологии педагогов с разной степенью выраженности и сформированности компонентов синдрома «психического выгорания».
Методологической основой нашего исследования послужили подходы и концептуальные идеи К. Маслач, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой, В.Е. Орел, Т.В. Форманюк и др. [1–10].
В качестве испытуемых в нашем исследовании выступают педагоги общеобразовательных школ в количестве 80 человек.
Для достижения поставленной цели нами была использована методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (автор В.В. Бойко), позволяющая определить наличие или отсутствие синдрома «психического выгорания»; доминирующие фазы и ведущие симптомы [1]. Автор диагностической методики придерживается идеи, что синдром «психического выгорания» является одной из форм хронического профессионального стресса. Выделенные фазы синдрома «психического выгорания» (напряжение, резистенция и истощение) соответствуют фазам стресса в теории Г. Селье.
Как показывает анализ проблемы развития синдрома «психического выгорания», фаза напряжения является предвестником развития «выгорания» и проявляется в усилении воздействия психотравмирующих факторов и нарастании тревожного состояния. Фаза резистенции выражается в сопротивлении профессиональным стрессам, снижении профессионального напряжения и формировании профессиональных защит. Фаза истощения характеризуется выраженным падением жизненного тонуса и ослаблением психоэмоциональных ресурсов личности [1].
Уровни сформированности фаз синдрома «психического выгорания» у педагогов
Результат (%) Уровень |
Фазы |
||
Напряжение |
Резистенция |
Истощение |
|
Фаза сформировалась |
15 |
35,5 |
15 |
Фаза в стадии формирования |
20 |
50 |
22,5 |
Фаза не сформировалась |
65 |
17,5 |
62,5 |
По результатам исследования нами были условно выделены 10 групп педагогов с различным сочетанием фаз синдрома «психического выгорания», уровнем их развития, выраженным в процентах (таблица).
Общая картина синдрома «психического выгорания» по всем группам в целом отражена в таблице.
Данные таблицы показывают, что уровень сформированности фаз развития профессионального стресса довольно высок, наиболее сформирована фаза резистенции у 32,5 % обследуемых педагогов, у 50 % она находится в стадии формирования. Доминирующие значения по фазе резистенции указывают на формирование у педагогов психологической защиты (в виде стереотипов профессионального защитного поведения), позволяющей дозированно расходовать энергетические ресурсы.
Данные по фазе истощения говорят о том, что психологическая защита обеспечивает приемлемое функционирование нервной системы, ярко выраженные негативные (патологические) последствия и психогенно обусловленные расстройства наблюдаются у 15 % обследуемых педагогов.
Группа № 1 ? 32,5 % испытуемых. Из всех выделенных групп группа № 1 самая многочисленная. Характеризуется несформированностью фазы напряжения и истощения. Фаза резистенции находится в стадии формирования. Установленное соотношение может указывать на формирование у педагогов эмоциональной защиты на стрессовые факторы.
Группа № 2 ? 10 % испытуемых. Эта группа характеризуется несформированностью всех трех фаз, что можно трактовать как отсутствие признаков у педагогов синдрома «психического выгорания», обусловленное успешной профессиональной адаптацией.
Группа № 3 ? 10 % испытуемых. Группа характеризуется тем, что фаза напряжения находится в стадии формирования, фаза резистенции сформирована и истощение не сформировано. По результатам исследования в данной группе можно отметить наличие у педагогов профессионального стресса, формирование психологической профессиональной защиты, но дисфункциональные последствия пока отсутствуют.
Группа № 4 ? 10 % испытуемых. Определяется группа тем, что фазы резистенции и истощения находятся у педагогов в стадии формирования, при несформированности стадии напряжения. Данные показатели можно объяснить тем, что эмоциональный стресс педагогов от работы очень велик. У испытуемых этой группы отмечается деструктивная психологическая защита на эмоциональные факторы, а также отмечаются психосоматические и психовегетативные нарушения, признаки перегрузки нервной системы. В целом можно говорить о прогрессивном развитии синдрома «психического выгорания».
Группа № 5 ? 7,5 % испытуемых. Характеризуется тем, что все фазы (напряжение, резистенция, истощение) находятся в стадии формирования. У педагогов отмечаются признаки синдрома «психического выгорания» по всем трем фазам одновременно, что может говорить о прогрессивном, крайне неблагоприятном развитии синдрома «психического выгорания».
Группа № 6 ? 7,5 % испытуемых. Характеризуется сформированностью всех трех фаз, что говорит о сложившемся синдроме «психического выгорания». Педагоги этой группы полностью профессионально «выгорели».
Группа № 7 ? 7,5 % испытуемых. Определяется тем, что фазы резистенции и истощения сформированы, а стадия напряжения находится в стадии формирования. Данные этой группы сходны с показателями группы № 4. Однако различие заключается в том, что психическое состояние педагогов характеризуется более высоким нервным напряжением, чувством опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Психологическая защита ярко выражена (неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций и редукция профессиональных обязанностей).
Группа № 8 ? 5 % испытуемых. Синдром «психического выгорания» у данной группы педагогов характеризуется несформированностью фаз напряжения и истощения, но развитием симптомов фазы резистенции, что свидетельствует о выработке психологической защиты, позволяющей дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы, негативных последствий не наблюдается.
Группа № 9 ? 5 % от общей выборки. Характеризуется несформированностью фазы напряжения, фаза резистенции сформирована и истощение в стадии формирования. Данные показатели говорят о значительном эмоциональном напряжении педагогов и формировании синдрома «психического выгорания».
Группа № 10 ? 5 % испытуемых. Характеристикой этой группы педагогов является последовательное развитие синдрома «психического выгорания», сформированностью фазы напряжения и резистенции и формированием стадии истощения.
Представленные группы (типы) педагогов с различной степенью выраженности и остротой переживания синдрома «психического выгорания» позволяют определить направления психологической помощи.
Так, в психологической помощи не нуждаются педагоги группы № 2 по причине относительного психологического благополучия и отсутствия симптомов синдрома «психического выгорания», однако современные условия интенсификации педагогического труда, повышенных требований к личности и деятельности педагога и бюрократизации образовательного процесса [7] не исключают развитие синдрома «психического выгорания» в дальнейшем.
Крайне неблагоприятное профессиональное развитие можно отметить у педагогов группы № 6 вследствие полностью сложившегося синдрома «психического выгорания». Педагогам данной группы требуется срочная комплексная психокоррекционная работа и глубокое долгосрочное профессиональное психологическое консультирование. В противном случае педагогов этой группы ожидают серьезные проблемы со здоровьем (заболевания сердечно-сосудистой системы, онкологические заболевания) и уход из профессии.
Для педагогов групп № 1, 3, 8 в качестве общих универсальных превентивных мер развития синдрома «психического выгорания» можно определить следующие:
– проведение психологической диагностики факторов развития синдрома «психического выгорания», детальное изучение индивидуальных особенностей фаз и симптомов с целью анализа своего психоэмоционального состояния;
– самоанализ своей профессиональной биографии и профессиональных трудностей, а также стратегии профессионального поведения с целью самоизучения деструктивных психологических аспектов профессиональной деятельности и выработки конструктивных;
– пересмотр составляющих своего образа жизни (полноценный отдых, активная жизненная позиция, сбалансированное питание, регулярная физическая и двигательная активность и др.);
– культивирование интересов, не связанных с профессиональной деятельностью (хобби);
– повышение психологической культуры в области изменения отношения к своему профессиональному здоровью и освоение элементарных психокоррекционных и психотерапевтических техник, направленных на снятие психологического напряжения в ходе своей профессиональной деятельности и активизации психоэмоциональных ресурсов (дыхательные техники, аутогенная тренировка, самовнушение и др.);
– развитие личностных качеств (оптимизм, открытость новому опыту, мобильность и гибкость, рефлексия, чувство юмора и др.).
В случае ярко выраженных симптомов синдрома «психического выгорания» у педагогов группы № 4, 7, 9, 10 необходимо оказание двухэтапной психологической помощи. На первом этапе требуется проведение более глубокой психологической диагностики личностных факторов синдрома «психического выгорания». Второй этап заключается в прохождении педагогами долгосрочного профессионального психологического консультирования.
Таким образом, проведенное исследование позволяет отметить, что формирование синдрома «психического выгорания» в разной степени (от отдельных симптомов до полностью сложившихся фаз) выявлено у 90 % испытуемых. Отсутствие симптомов синдрома «выгорания» отмечается только у 10 % педагогов. Полученные результаты свидетельствуют о нарушении профессионального развития педагогов и снижении эффективности профессионально-педагогической деятельности.
Также результаты исследования дают возможность более детально проанализировать динамику формирования синдрома «психического выгорания» и рассмотреть индивидуальные профили, специфические особенности и варианты синдрома «психического выгорания» у педагогов общеобразовательных школ. Полученные результаты имеют важное практическое значение при осуществлении дифференцированного подхода в профилактической и коррекционной работе с педагогами, страдающими синдромом «психического выгорания», а также могут служить ориентиром для дальнейшего изучения различных аспектов проблемы синдрома «психического выгорания».