В стране нарастает дефицит квалифицированных кадров со средним профессиональным образованием (далее – СПО). Проблема количественного и качественного разрыва между потребностями экономики и реальным наличием специалистов среднего звена обозначена на государственном уровне [9], что подтверждается и выступлениями президента нашей страны, в которых неоднократно делался акцент на проблему нехватки высококвалифицированных кадров [8], и принятыми за последние несколько лет нормативными документами, такими как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», государственная программа «Развитие образования на 2013–2020 годы», Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральные государственные образовательные стандарты СПО нового поколения, в которых явно или косвенно указаны требования к современному мобильному специалисту.
В выпускниках учреждений СПО заинтересован современный российский бизнес [2, 4]. Однако в среде работодателей имеют место претензии к вчерашним выпускникам учреждений профессионального образования, в первую очередь к навыкам, которые позволяют быстро освоиться на рабочем месте и приступить к выполнению профессиональных обязанностей. Согласно мнению экспертов, в российском профессиональном образовании недостаточно внимания уделяется умениям применять теоретические знания для решения прикладных задач и навыкам критического мышления [13]. Эксперты признают, что будущих специалистов нужно учить не набору профильных теорий, а навыкам рассуждать, самостоятельно находить решения в сложных, нерутинных обстоятельствах, готовности осваивать новую информацию, что и создает адаптируемость профессионального капитала работника к меняющейся технологической и организационной среде [1, 10].
Ввиду того, что большинство предприятий стали негосударственными, принципы организации экономики и ее инфраструктура изменились. Работодатель не хочет вкладывать деньги в образование, он хочет получить готового специалиста, да еще и с опытом работы [7]. Это подтверждается многочисленными исследованиями, направленными на выявление требований работодателей к молодым специалистам [11, 12].
Все вышеизложенное актуализирует проблему подготовки мобильных специалистов среднего звена, готовых к эффективной профессиональной деятельности в различных ситуациях. Поэтому для организаторов образовательного процесса в учреждениях СПО становится необходимым изучение возможностей подготовки профессионально мобильных выпускников.
Несмотря на нарастающую актуальность указанной проблемы, законченных работ по данной теме, связанной со специалистами со средним профессиональным образованием, крайне мало. Отдельные аспекты проблемы рассматривались З.И. Александровой, И.А. Бутовой, О.М. Дементьевой, В.Н. Дюниной.
Чтобы быть готовыми к мобильному поведению в профессиональной деятельности на рабочем месте, к моменту окончания учебного заведения у студента должна быть сформирована некоторая опытная база по поведению в нестандартных ситуациях. То есть основа для готовности у профессионально мобильному поведению должна быть заложена на этапе подготовки будущих специалистов в учреждении профессионального образования. При этом вырабатывается первичный опыт мобильного поведения при решении учебных, квазипрофессиональных, практических, учебно-производственных задач.
Учитывая вышеизложенное, мы считаем необходимым и возможным организовывать целенаправленную работу по формированию готовности к профессиональной мобильности будущего специалиста на этапе его профессиональной подготовки в техникуме или колледже. Чтобы представлять содержание феномена готовности к профессиональной мобильности, обратимся к немногочисленным работам по этой проблеме.
Ряд авторов в своих работах рассматривают готовность к профессиональной мобильности. Однако в их взглядах на содержание этого феномена нет единства.
С.В. Нужнова и Е.Г. Неделько [6], рассматривая готовность к профессиональной мобильности, делают акцент на способности организации своей деятельности и на потребности работника к эффективности в меняющихся, ограниченных трудовых условиях.
О.В. Кердяшева считает, что готовность к мобильности заключается во внутренней установке студента на объективно обусловленные изменения в профессиональной деятельности [5].
Разделяя подход М.А. Викулиной [3] к пониманию готовности, под готовностью к профессиональной мобильности будущего специалиста со средним профессиональным образованием мы понимаем интегративное качество личности, которое характеризуется сформированными установками на возможность и необходимость самосовершенствования в профессиональной деятельности, опыте организации самостоятельной эффективной учебно-профессиональной деятельности, ее модернизации в различных ситуациях, инициируемом и рефлексируемом студентом.
Формирование качества, имеющего сложную, интегративную структуру, должно предусматривать ряд этапов, каждый из которых характеризуется качественным изменением исследуемого явления. Для выделения таких этапов необходимо рассмотреть социально-психологические особенности студентов и особенности содержания и организации образовательного процесса в учреждениях СПО.
В отличие от выпускников высших учебных заведений, которые готовятся к инженерной деятельности, изобретению новых и совершенствованию уже имеющихся решений в области своей будущей профессиональной деятельности, специалисты, окончившие учреждения СПО, должны уметь работать с готовым оборудованием, технологиями труда, осваивать новые технологические решения. СПО отличается достаточным общекультурным и профессиональным содержанием, необходимым для выполнения определенного круга профессиональных задач, имеющих выраженную практическую направленность и специализированный характер.
Получить образование в учреждении среднего профессионально образования (техникуме, колледже) можно в среднем за 3–4 года.
Обучение проходит в возрастном периоде от 15–16 лет до 19–21 года. Согласно возрастной периодизации, принятой в российской психологии и педагогике, этот период охватывает раннюю юность (старший школьный возраст) и позднюю юность (чаще всего относимую к студенчеству высших учебных заведений).
В период с 15 до 18 лет основным фактором психологического развития и трансформации личности подростка является его личностное и профессиональное самоопределение. В старшем школьном возрасте подросток еще не всегда способен к сознательному, адекватному профессиональному самоопределению. Это находит свое отражение в выборе будущей профессии при поступлении в учреждение СПО после окончания 9-го класса, не соответствующей интересам и способностям. Так как учебно-профессиональную деятельность побуждают мотивы, связанные с будущим, неадекватно выбранное направление обучения оказывает негативное влияние на освоение студентами профессии.
Также в возрасте, соответствующем студентам-первокурсникам учреждения СПО, существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности подростков. Так, возрастает способность к абстрактному мышлению, происходит изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Мышление становится активным, самостоятельным и творческим. Учет указанных особенностей может плодотворно сказаться на формировании опыта самостоятельной, активной, творческой деятельности при условии подбора соответствующих целям исследования форм и средств обучения.
Внимание и память в этом возрастном периоде характеризуется большим развиваемым потенциалом и высокой устойчивостью, наряду с большой избирательностью внимания. В значительной мере возрастает объем памяти, при этом не столько за счет качественного запоминания воспринятого материала, сколько за счет его эмоционального и логического осмысления. Мотивы личности подростка, связывающие его с потенциальным будущим, на фоне роста интеллектуального потенциала, памяти и внимания обеспечивают хорошую основу для усвоения и осознания важности учебно-профессиональной подготовки.
Несмотря на все указанные выше новообразования и противопоставление себя миру взрослых, для учащихся старшего школьного возраста авторитет взрослого является важным фактором в жизни. Это обусловлено отсутствием умений действовать самостоятельно, материальной зависимостью. Здесь появляется потребность в доверительном общении со взрослыми людьми, сотрудничестве со сверстниками. Поэтому на первых порах первокурсникам должна быть оказана максимальная помощь по адаптации к новой социальной среде, поддержка со стороны взрослых наставников-педагогов. Учет перечисленных особенностей должен найти свое отражение в особенностях организации процесса по содействию подросткам в накоплении опыта самостоятельной, эффективной учебно-профессиональной деятельности, формировании общих компетенций на первых порах, когда студенты только начинают свое обучение в колледже или техникуме. Методы и формы, применяемые в образовательном процессе, должны быть направлены на стимулирование развития коммуникативных новообразований, учет особенностей психоэмоционального состояния подростков.
Второй возрастной период, который охватывают студенты среднего профессионального образования в процессе обучения, длится в среднем с 18 до 21 года.
Период так называемого позднего юношества характеризуется в первую очередь как этап формирования личности, в котором главным образом завершается предварительное самоопределение и происходит переход к практической самореализации и смене социального статуса (в отличие от периода раннего юношества, где социальный статус подростка мало чем отличается от детского).
Главными признаками позднего периода юношества становятся развитие личностной индивидуальности, построение и начало реализации жизненных планов, формирование социального и политического мировоззрения, рефлексия на социальные явления. Только в этом возрасте юноши становятся готовыми к определению в профессии.
В это время у юношей активно развивается теоретическое мышление, появляется выраженная тяга к обобщению полученной информации, поиску общих принципов и закономерностей, которые стоят за событиями и частными фактами.
В данном возрасте расширяется сфера общения молодежи, особым видом межличностных отношений и специфическим каналом информации становится общение со сверстниками. В юношеском возрасте возрастает потребность в совместной деятельности. Общаясь со взрослыми, состоявшимися в профессии людьми, студенты познают жизнь и деятельность взрослых.
На основании этого следует предусмотреть насыщенную коммуникацию со сверстниками, основанную на уважительном отношении, продуктивном диалоге, корректных дискуссиях, поддержку со стороны взрослых (преподавателей, психологов и т.д.), возможность самореализации в заданиях, высказывании, аргументации своего мнения.
Среднее профессиональное образование, являясь качественно определенным уровнем системы профессионального образования, занимает значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества и имеет свои особенности, проявляющиеся в организации и содержании образования, при подготовке специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности.
Поступив в колледж на базе основного общего образования, в течение первого года обучения студенты получают среднее общее образование в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. То есть в течение первого курса обучающиеся получают в основном знания по дисциплинам общего гуманитарного и социально-экономического, а также математического и общего естественнонаучного циклов.
На втором курсе у студентов появляются дисциплины, связанные с будущей профессиональной деятельностью, в образовательном процессе появляются все формы обучения. Содержание основных профессиональных образовательных программ направлено на приобретение студентами базовых профессиональных знаний и умений, приобретение первичного опыта решения учебно-профессиональных задач, активное применение полученных ранее навыков самостоятельной деятельности. Обычно к концу второго года обучения в образовательном процессе появляются учебные практики, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по конкретным видам будущей профессиональной деятельности. Чаще всего такие практики организуются в рамках учебного заведения и ведутся преподавателями и/или мастерами производственного обучения.
На третьем курсе происходит освоение профессиональных модулей, каждый из которых направлен на формирование профессиональных компетенций по различным видам профессиональной деятельности. Здесь же ведется активная самостоятельная, самообразовательная, проектная и исследовательская деятельность студентов, результатом которой становятся курсовые проекты, выступления на конференциях, участие в конкурсах и олимпиадах.
Для приобретения обучающимися практического опыта по всем видам профессиональной деятельности, определяемых конкретной специальностью, в рамках получения среднего профессионального образования предусмотрена практика по профилю специальности. Эту практику студенты проходят в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и базой прохождения практики.
В завершение обучения, на четвертом курсе, предусмотрены стажировки, преддипломная практика, разработка выпускных квалификационных работ.
Учитывая возрастные, социально-психологические черты студентов учреждения СПО, особенности содержания и организации образовательного процесса, сложность и многоаспектность исследуемого феномена, мы представляем возможным формирование готовности к профессиональной мобильности у будущих специалистов среднего звена осуществлять посредством трех этапов: адаптационно-мотивационного, этапа накопления опыта и этапа актуализации опыта.
Здесь мы имеем в виду опыт преобразования ситуаций через эффективное самоуправление студента, обусловленный опытом освоения различных видов учебно-профессиональной деятельности, постановки целей, выработки программ действования, оценки результатов своей деятельности в различных ситуациях при решении различных учебных задач.
Рассмотрим подробнее каждый из этапов.
Первый этап характеризуется необходимостью адаптации студентов к новой среде, новому коллективу и особенностям образовательного процесса. Этот период совпадает с первым годом обучения и основными его задачами являются формирование устойчивых мотивов к учебно-профессиональной деятельности, интереса к будущей профессии, формирование умений самостоятельной деятельности. Адаптационно-мотивационный этап характеризуется в большей степени субъект-объектными отношениями между педагогом и студентов. Это обусловливает применяемые в этот период методы: убеждения, демонстрации, беседы, экскурсии, наблюдения ? и средства образовательного процесса: наглядные (в том числе видеоматериалы), общественные ресурсы. В течение первого этапа формирования готовности к профессиональной мобильности со стороны педагогов должна быть предусмотрена всесторонняя помощь студентам по эффективной адаптации к образовательному процессу, оказано содействие в становлении предпосылок к способности организации обучающимися самостоятельной эффективной учебно-профессиональной деятельности.
Второй этап соответствует второму и третьему годам обучения студентов в колледже, и его целью является накопление обучающимися субъектного опыта. Для данного этапа характерно превалирование субъект-субъектных отношений между педагогами и обучающимися. Студент должен приобрести опыт самостоятельной эффективной деятельности в различных учебно-профессиональных ситуациях. На этом этапе активно используются активные и интерактивные методы обучения, в том числе методы модерации, дискуссии, кейс-стади, беседы, упражнения. Средствам обучения становятся средства ИКТ, сетевые сервисы, проектная деятельность, портфолио, общественные и информационные ресурсы, наглядные материалы.
Третий этап, этап актуализации накопленного опыта, соответствует четвертому году обучения, характеризуется переходом потенциально-возможных предпосылок к готовности быть мобильным на месте работы к актуальному применению своего опыта для решения реальных профессиональных ситуаций и выполнения профессиональных задач на местах производственной практики. На этом этапе активно применяются такие методы и формы организации образовательного процесса, как конференция, кейс-стади, мастер-классы, метод проектов, дискуссии. В завершение этапа студенты проходят производственную практику на реальных предприятиях, в течение которой педагоги находятся в постоянной связи со студентами, оказывают поддержку в решении возникающих проблем посредством консультаций, диалога через сервисы сети Интернет. Это способствует своевременной коррекции процесса прохождения студентами практики, осуществлению рефлексии практикантами.
Процесс прохождения студентами практики на реальных предприятиях, хоть и не является полноценной профессиональной деятельностью (по объективным причинам), но максимально к ней приближен. Тем не менее, создав на местах практики соответствующие условия для проявления мобильного поведения (изменение средств, технологий осуществления профессиональной деятельности, смена заданий, коллектива), возможно осуществить итоговую оценку эффективности предпринятых в образовательном процессе мер по формированию готовности к профессиональной мобильности у будущих специалистов среднего звена.
Таким образом, на основе учета особенностей контингента учреждений СПО, особенностей организации и содержания образовательного процесса представляется возможным выделить в процессе формирования готовности к профессиональной мобильности трех этапов, в ходе которых формируется и актуализируется опыт организации самостоятельной эффективной учебно-профессиональной деятельности, ее модернизации в различных ситуациях, инициируемом и рефлексируемом студентов.