В нашей статье мы хотели рассмотреть педагогические условия, способствующие повышению эффективности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на материале музыки православных праздников.
В нашем исследовании педагогические условия рассматриваются как оптимальная совокупность педагогических факторов, обеспечивающих успешное использование музыкального наследия православных праздников в организации досуговой деятельности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, включающих в себя:
1. Целенаправленное педагогическое руководство, стимулирующее эмоциональную отзывчивость, познавательный интерес, социально-коммуникативный и деятельностный компонент в обучении детей восприятию и пониманию духовной музыки, предполагающее сотворчество педагогов, детей и родителей в организации досуга на материалах православных праздников.
2. Методически обоснованный отбор содержания музыкального материала наследия православных праздников на основе церковной, народной, классической и современной музыки.
3. Организация активной музыкальной деятельности детей с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, использование методов, приемов и форм работы по подготовке и проведению досуговых мероприятий в соответствии с индивидуальными особенностями развития и здоровья детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
4. Дозирование интеллектуальной нагрузки (объем материала должен быть сокращен на треть от обычного объема), сокращение времени занятий, репетиций, досугов, праздников, видов деятельности при наблюдении признаков утомления.
5. Тесное междисциплинарное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, организация целенаправленной и планомерной работы с семьей по совместному проведению досугов на материалах православных праздников.
Сущность первого педагогического условия заключается в выборе определенных форм, методов и приемов работы по организации досуговой деятельности детей на материалах православных праздников, стимулирующих эмоциональную отзывчивость, познавательный интерес, социально-коммуникативный и деятельностный компонент в обучении детей с нарушением опорно-двигательного аппарата восприятию и пониманию духовной музыки.
Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений предполагает овладение детьми определенными знаниями о музыке и ее видах (церковной, народной, классической, современной), о композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, а также накопление «словаря эмоций» (для характеристики настроений, выраженных в произведении, отдельных частях) и владение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, вступление, мелодия и т.д.).
Досугово-праздничная деятельность детей объединяет различные виды музыкальной деятельности, многие виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию. Музыка как ведущий компонент соединяет все виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с основной темой. Она должна вызывать в детях сопереживание, эмоциональный отклик.
Немаловажным условием достижения основной цели досуга – формирования разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности, является художественное оформление: декорации, костюмы, атрибуты. Продумывание и организация предметно-образовательной среды имеет большое значение для облегчения задачи ввести детей в обстановку, наиболее соответствующую теме празднуемого события, проживания ими праздника.
Чтобы не перегружать детей, нужно чередовать досуговые мероприятия, требующие подготовки и не требующие таковой, включать несложные развлечения, понятные детям. Учитывая сложности в усвоении нового материала для реализации более сложных форм, к примеру постановки спектаклей, целесообразно привлекать детей из воскресных школ с целью снижения нагрузки на детей с ограниченными возможностями здоровья. В такой работе целесообразно использовать систему православных праздников.
К организации досуга с целью накопления музыкального опыта, на основе духовной, народной, классической и современной музыки предъявляются следующие требования:
– разнообразие содержания;
– художественное достоинство материала и качество его исполнения;
– занимательность содержания, новизна его элементов;
– доступность музыкального и литературного репертуара и разнообразные формы его проведения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня из развития;
– направленность на развитие активности, воображения и инициативы детей;
– соблюдение определенной продолжительности мероприятий в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей детей, его вида (от 10–15 до 30–40 минут).
Следующим педагогическим условием, необходимым, на наш взгляд, для повышения эффективности работы в данном направлении, является методически обоснованный отбор содержания музыкального материала наследия православных праздников на основе церковной, народной, классической и современной музыки.
Музыкальный репертуар, предлагаемый детям, определяет качество и содержание музыкального образования. Поэтому оценка качества музыкальных произведений, используемых в работе с детьми, является важнейшим вопросом методики. На основе переживания, осознания красоты музыкального произведения дети учатся качественному восприятию музыкальных произведений.
Исходя из требований художественности и доступности, предъявляемых к подбору репертуара для детей, репертуар нашего исследования был основан на опыте светской, православной, народной педагогики, учитывающей:
а) возрастные особенности и индивидуальные возможности детей;
б) возможности различных видов, жанров и конкретных произведений духовной музыки в обучении культуре;
в) связь музыкальных произведений с церковным календарем, праздниками, семейными событиями и т.д.
В педагогическом процессе музыкальное наследие православной культуры представлено духовным, художественным, познавательным (интеллектуальным) компонентами.
Духовность рассматривалась и широко разрабатывалась русскими философами Н.А. Бердяевым, В.С. Библером, И.А. Ильиным, П.А. Флоренским, С.Л. Франком как неотъемлемая часть отечественной культуры, характерная черта русской ментальности. Существенный вклад в обоснование духовности как основы воспитания человека внесли отечественные ученые-педагоги К.Д. Ушинский, В.В. Зеньковский. Личностные качества (милосердие, любовь, радость, жертвенность, послушание), соответствующие социально-ценностным нормам, взглядам, образцам общества, являют собой идеал человека, понять и осуществить который на деле должно стать «задачей всякого народа» (К.Д. Ушинский). Именно духовность «может указать человеку, что есть подлинно главное и ценнейшее в жизни», открыв доступ к «любви, к совести… к искусству и художественной красоте».
Аспект художественности в подборе репертуара досуговых мероприятий по материалам православных праздников в проводимом нами исследовании представлен сочетанием церковной, народной, классической и современной музыки. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, дети привыкают к языку интонаций церковной, народной, классической и современной музыки, накапливают опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигают «интонационный словарь» разных эпох. Поэтому важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времен и стилей. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Благодаря участию детей в подготовке и проведении досугов, интонации церковной, народной, классической и современной музыки становятся привычными для слуха, знакомыми, узнаваемыми. А узнавание полюбившихся мелодий, интонаций, произведений вызывает у детей положительные эмоции.
Б.В. Асафьев объясняет это так: «В сознании слушателя отлагается сложный, очень изменчивый комплекс музыкальных представлений, который составляет устный музыкально-интонационный словарь… Данные памятки – памятные мгновения…являются и проводниками памяти, и оценочными признаками, и нормами суждений» [1]. Таким образом, репертуар, который используется в процессе музыкального воспитания детей, оказывает влияние на формирование положительного отношения детей к музыке. При слушании нового музыкального произведения сравнение происходит по «общеизвестным дорогам», и прокладывать эти дороги необходимо на высокохудожественных образцах музыкального искусства, создавая в представлении детей эталоны красоты.
Следующим (третьим) компонентом, которым музыкальное наследие православной культуры представлено в педагогическом процессе, является познавательно-интеллектуальный. Он имеет две составляющие: обогащение представлений детей о видах и жанрах музыки православных праздников, их характерных признаках и расширение знаний детей о традиционной для русского народа православной культуре, ее месте в жизни человека.
Таким образом, опираясь на произведения, доступные детям, становится возможным представить детям целостность православной культуры, годовой круг православного месяцеслова, церковных праздников.
Организация активной творческой деятельности детей с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, использование методов, приемов и форм работы по подготовке и проведению досуговых мероприятий в соответствии с индивидуальными особенностями развития и здоровья детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является третьим педагогическим условием нашего исследования, обеспечивающим успешность организации досуговой деятельности на материалах православных праздников.
Согласно исследованиям педагогов и психологов (Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, О.П. Радыновой, Б.В. Асафьева, Т.С. Бабаджан, Т.А. Вилькорейской, Н.А. Метлова, Б.М. Теплова и др.) в области музыкального воспитания и образования, развитие музыкальных способностей, музыкального сознания, основ музыкальной культуры осуществляется через различные виды музыкальной деятельности.
В музыкальном воспитании выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность [6]. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает освоение детьми тех способов действий, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие детей. Поэтому в процессе планирования и организации досуга важно использовать все виды музыкальной деятельности.
Дети проявляют склонность к определенным видам музыкальной деятельности. Учитывая положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности, необходимо замечать и развивать у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Если обучение осуществляется без индивидуально-дифференцированного подхода, оно «перестает быть развивающим» [5].
Некоторые системы музыкального воспитания детей, существующие в разных странах, построены на использовании какого-либо одного вида музыкальной деятельности, которая признается ведущей. Например, система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом, основана на развитии детского творчества. Им создана методика, стимулирующая детское коллективное элементарное музицирование, где музыкальная импровизация детей является основным методом музыкального воспитания. Венгерская система, автором которой является крупный венгерский композитор Золтан Кодай, основана на ведущем виде музыкальной деятельности – пении. Обучение детей пению проводится с использованием релятивной (относительной) системы (вместо нот названия ступеней гаммы) на основе народных песен и попевок. Релятивная система способствует развитию слуха, так как в пении по ручным знакам воспитывается восприятие тяготения к устойчивым звукам, ощущение тоники. В Японии распространен метод Судзуки, построенный на ведущей роли исполнительства – игре на скрипке.
В России система музыкального воспитания, разработанная Д.Б. Кабалевским, построена на признании ведущей роли восприятия музыки. Остальные виды музыкальной деятельности также активно используются, чтобы дети через исполнительство, творчество (активную деятельность, позволяющую выразить впечатления от музыки) научились глубже воспринимать музыку. Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности: развиваются мышление, эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание.
Эти положения также актуальны и для организации музыкальных видов деятельности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Педагог, планируя мероприятия в соответствии с тематикой исследуемой проблемы, осуществляя выбор методов и приемов для достижения цели, должен учитывать:
– возрастные, индивидуальные возможности и особенности развития и здоровья детей;
– их интересы и склонности;
– уровень подготовки;
– объем и качество предлагаемой информации;
– специфику воздействия каждого вида музыкальной деятельности;
– эмоционально-личностную сферу детей.
Под методами в дидактике понимается «последовательное чередование способов взаимодействия педагога и ребенка, направленных на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала» (Ю.К. Бабанский). В современной специальной педагогике известны несколько десятков классификаций методов обучения [4]. Наибольшее распространение получили группы методов по:
– источнику знаний;
– по характеру познавательной деятельности детей;
– по реализации конкретных дидактических задач (сообщение новых знаний, повторение, закрепление, практическое применение, контроль).
В музыкальном образовании детей чаще всего используется классификация, предложенная Ю.К. Бабанским, который выделяет три основные группы методов:
1. Методы организации учебно-воспитательной деятельности.
2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.
3. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
В первой группе применяются:
– словесные методы (рассказ, беседа о произведениях искусства, об истории их создания, об авторах);
– наглядные (исполнение, показ иллюстраций, картин, рисунков, фотографий, предметов декоративно-прикладного искусства, музыкальных инструментов, различных атрибутов);
– практические (упражнения в выполнении тех или иных способов действий).
Эти методы направлены на передачу педагогом учебной информации и активное восприятие ее детьми. Методы этой группы:
– проблемно-поисковые;
– репродуктивные.
Репродуктивные методы (способ организации деятельности детей по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов действий, многократное повторение действий по правилам или образцу) позволяют более эффективно запоминать информацию, формировать представления о музыкальной культуре, о видах и жанрах музыкального искусства, их специфике, формировать навыки музыкальных видов деятельности.
Проблемно-поисковые методы позволяют развивать художественно-творческие способности детей, реализовывать их потребности, связанные с различными видами музыкальной деятельности, позволяют направить детей на поиск тех средств художественной выразительности, которые наиболее соответствуют поставленной задаче и позволяют ярко, выразительно передать художественный образ в игре, танце, песне, воплощении сценического образа.
К методам стимуляции и мотивации относятся:
– дидактические игры, занимательные упражнения;
– создание ситуаций эмоциональных переживаний;
– метод поощрения;
– метод создания ситуации успеха;
– метод предъявления требований и др.;
– использование ТСО – технических средств обучения, среди которых: магнитофонные устройства, видеоаппаратура, киноаппаратура, музыкальные центры, проекторы, компьютерные программы, микрофоны. Эти средства расширяют возможности педагога, позволяют сделать процесс ярким, зрелищным, убедительным.
Для успешного развития при восприятии и анализе музыкальных произведений необходимо поэтапное и последовательное применение опосредованных методов и приемов, направленных на активизацию музыкально-оценочной деятельности.
Четвертое педагогическое условие: дозирование интеллектуальной нагрузки (объем материала должен быть сокращен на треть от обычного объема), сокращение времени занятий, репетиций, досугов, праздников, видов деятельности при наблюдении признаков утомления необходимо для профилактики нарушений внимания и работоспособности.
Исследования последних лет свидетельствуют о том, что большинство детей с церебральными параличами имеют задержку психического развития разной выраженности, которая связана с особенностями их жизни. Дети, ограниченные в передвижении, не могут приобрести того запаса знаний и представлений об окружающем мире, которым овладевают их здоровые сверстники. Это также задерживает развитие манипулятивной и игровой видов деятельности, являющихся необходимой основой для формирования оптико-гностических функций, пространственных представлений и мыслительных операций. В этом случае психические и интеллектуальные нарушения являются вторичными по отношению к основному дефекту. Ведущим негативным компонентом психической деятельности является замедленный темп психического развития.
Все эти особенности необходимо учитывать при планировании и организации досуговой деятельности детей по материалам православных праздников. Познавательное развитие и личностные особенности детей этой категории часто характеризуются:
– недостаточным запасом знаний и представлений об окружающем мире;
– нарушением умственной работоспособности, истощаемостью психических процессов;
– недостаточным уровнем развития внимания;
– снижением объема запоминания и воспроизведения, кратковременным характером памяти;
– низкой мотивацией достижений;
– коммуникативными нарушениями;
– неадекватно заниженной самооценкой;
– иждивенческими установками;
– повышенной эмоциональной привязанностью к родителям.
Снижение числа контактов с окружающими приводит к формированию ряда отрицательных черт характера: моральных, волевых. Такие дети не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным правилам, организовывать свою деятельность, регулировать ее и свое поведение. У них часто низкая активность восприятия материала, ослабленное внимание, быстро наступает психическое истощение, на которое ребенок может реагировать вспышками раздражительности, активным избеганием контактов или полным от них отказом. Короткий период познавательной активности сменяется резким утомлением, внимание характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте.
Недостатки внимания у детей данной категории сказываются негативно на процессах ощущения и восприятия, ведь формирование образов и явлений окружающего мира осуществляется на основе восприятия, а недостаточность психической сферы обуславливает снижение качества знаний и представлений. Поэтому при предъявлении нового материала педагог должен вводить дополнительные разъяснения, широко использовать наглядные методы и репродуктивные. Недостатки памяти ведут к медленному накоплению знаний и умений, поэтому при планировании подготовки к досугам целесообразно опираться на линейно-концентрический принцип, что предполагает построение изучения нового на прошлом опыте детей, на каждом этапе изучаются одни и те же направления музыкальной деятельности, но на более высоком уровне. Вводится многократное повторение материала.
Учитывая личностные особенности детей, необходимо подбор уровня сложности задания осуществлять в соответствии с возможностями ребенка, а оценка должна стимулировать и мотивировать на продолжение деятельности. Мотивация детей к продолжению деятельности может повышаться при помощи использования игровых и сюрпризных моментов, введения дополнительного поощрения и стимулов.
В организации досуга необходимо планировать смену видов деятельности с целью профилактики утомляемости, двигательные разминки и специальные релаксационные упражнения, применять специальные методики и приемы в предъявлении материала с учетом характера нарушения или заболевания.
Это является способом стабилизации эмоционального состояния детей, нормализации психических процессов, создания оптимального уровня работоспособности с помощью смены видов деятельности.
Освоение музыкального наследия православных праздников будет эффективно, если планировать работу по организации досуговых мероприятий по исследуемой теме, опираясь на принципы специальной педагогики – основные руководящие положения, правила, включающие в себя результаты обобщения передовой педагогической практики, что делает процесс научно обоснованным и управляемым.
Принципы специального обучения и воспитания [3]:
– коррекционной направленности, воспитывающей направленности, развивающей направленности, научности, доступности, систематичности и последовательности, связь обучения с жизнью (практическая направленность), наглядности, сознательности и активности, индивидуального подхода, дифференцированного подхода, прочности.
Тесное междисциплинарное взаимодействие в образовательном учреждении и целенаправленная и планомерная работа с семьей по совместной организации и проведении досугов на материалах православных праздников также является важным педагогическим условием.
Как показал анализ практики, успешность работы по теме исследования очень зависит от отношения к этому родителей. Анализ проведенного анкетирования показал недостаточный уровень знаний и заинтересованности родителей в работе по организации досуговой деятельности детей по материалам православных праздников. Поэтому необходима целенаправленная работа с родителями по повышению их мотивации к участию в досугах по предложенной теме исследования. Взаимодействие педагога с родителями и педагогами образовательного учреждения с целью привлечения их к подготовке и проведению досуга, сотрудничество педагогов и родителей в области организации содержательного детского досуга (на материалах традиционных православных праздников) и идеи возрождения традиций православного семейного воспитания, уклада семьи, сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей «от старших к младшим» имеют большое значение для повышения эффективности работы в данном направлении. Должна проводиться серьезная подготовительная работа с родителями (анкетирование, мастер-классы, беседы, круглые столы).
Культурно-досуговая деятельность – важное средство музыкального воспитания, которое формирует эстетический вкус ребенка, объединяет детей и взрослых общностью переживаний, эмоциональным настроем, создает особое ощущение праздника. Организация досуговой деятельности детей на материалах православных праздников, которые «по своей природе педагогичны» [4], осуществляемая при учете специальных педагогических условий, является особенно ценной, потому что способствует закреплению и углублению музыкальных впечатлений, духовно обогащает детей, развивает основы музыкальной культуры.
Обобщая вышесказанное, мы считаем, что эффективность процесса использования музыкального наследия православных праздников как средства организации досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от выявленных педагогических условий и предполагает:
1. Целенаправленное педагогическое руководство, стимулирующее эмоциональную отзывчивость, познавательный интерес, социально-коммуникативный и деятельностный компонент в обучении детей восприятию и пониманию духовной музыки, предполагающее сотворчество педагогов, детей и родителей в организации досуга на материалах православных праздников.
2. Методически обоснованный отбор содержания музыкального материала наследия православных праздников на основе церковной, народной, классической и современной музыки.
3. Организация активной музыкальной деятельности детей с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, использование методов, приемов и форм работы по подготовке и проведению досуговых мероприятий в соответствии с индивидуальными особенностями развития и здоровья детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
4. Дозирование интеллектуальной нагрузки (объем материала должен быть сокращен на треть от обычного объема), сокращение времени занятий, репетиций, праздников, видов деятельности при наблюдении признаков утомления.
5. Тесное междисциплинарное взаимодействие в образовательном учреждении со специалистами, целенаправленная и планомерная работа с семьей по совместной организации и проведении досуга на материалах православных праздников.
Определено, что проанализированные педагогические условия отвечают закономерностям психологического, познавательного развития детей с нарушением развития опорно-двигательного аппарата. Таким образом, обобщая вышесказанное, необходимо, чтобы определенные настоящим исследованием педагогические условия использования музыки православных праздников как средства организации досуговой деятельности детей соответствовали целям, задачам и помогали педагогу в практической реализации программы по теме исследования.