Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

ON THE QUESTION OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL MOTIVATION AT STUDENTS OF THE FOOD INDUSTRY IN CONDITIONS OF CONTINUOUS EDUCATION

Zhadaev A.Yu. 1 Maksimova I.V. 1
1 Institute of Food Technology and Design
In this article it is shown that in the training of highly qualified personnel of the food industry in the context of modernization of continuous education in the pedagogical system «school – university», «сollege – university», it is necessary the formation and development of professional motivation of students towards their future profession. As demonstrated by pedagogical research, the students of the 1st course full-time Department IPTD studying on the speciality 38.03.07 – «Commodity science», specialization «commodity and expertise in the field of production and circulation of agricultural raw materials and food products», submitted to the University on the basis of 11 classes, poor motivation for its forthcoming activities in the direction and course of study. However, students admitted to higher education based on open source software, the level of professional motivation is higher and the motivational component is more conscious in nature in comparison with the aforementioned group of students on the basis of 11 classes. This indicates the need for special attention to the formation and development of professional motivation of students in high school after the 11th grade and continuing in this process of students after receiving STRs using ESM.
motivation
professional motivation
students of food industry
continuous education
pedagogical system «school ? university»
«college – university»
digital educational resources (ESM)
interest

На современном этапе общественного развития, в связи с социально-экономическими изменениями, происходящими в стране, встает необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов в различных сферах деятельности, конкурентоспособных на рынке труда.

Поэтому рынок рабочей силы требует от российских выпускников как средних, так и высших учебных заведений «специалиста новой формации», способного к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию, профессиональному росту.

Основные направления реформирования профессионального образования в России закреплены в законе Российской Федерации «Об образовании» (от 29.12.2012), Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г., а также нашли отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) третьего поколения, на основе которых формируются общекультурные и профессиональные компетенции [13].

Теоретико-методологической основой исследования являются концептуальные подходы к реализации идеи непрерывного образования (Е.Я. Аршанский, А.П. Владиславлев, Б.С. Гершунский, С.М. Годник, Н.Н. Двуличанская, В.И. Загвязинский, А.М. Новикова, В.Г. Осипов, Г.Н. Фадеев); методология компетентностного подхода в образовании (О.В. Акулова, И.С. Батракова, Ю.Ю. Гавронская, Е.С. Заир-Бек, В.А. Козырев, А.К. Маркова, С.А. Писарева, Н.Ф. Радионова, В.Ю. Сморгунова, А.П. Тряпицына), теории учебной и профессиональной мотивации (А.К. Маркова, Н.И. Мешков, В.А. Якунина, A.A. Вербицкий, М.В. Матюхина) [1, 3, 4].

Для формирования новых поколений высококвалифицированных специалистов пищевой индустрии важное значение приобретают вопросы результативности формирования профессиональной мотивации. По мнению Ю.В. Масленниковой, уровень подготовки выпускников вуза в значительной мере определяется целенаправленным отбором абитуриентов, опирающимся на диагностику мотивов, способностей, уровня обученности школьников в соответствии с содержанием и уровнем будущей профессиональной подготовки в вузе, а также развитие необходимых качеств личности [11]. В процессе профессиональной подготовки специалистов пищевой индустрии должны быть получены разносторонние знания по предметам базового и профессионального циклов, а также сформированы умения и навыки, которые позволяли бы выпускникам-специалистам быстро включаться в профессиональную деятельность и успешно ею заниматься, что является основным показателем образовательной деятельности учебного заведения. Практика работы в вузе показывает, что у студентов первых курсов заинтересованность в приобретении выбранной профессии остается еще слабо развитой, поскольку многие из них окончательно не решили, кем они хотели бы стать. Проведенное ранее исследование по изучению мотивации обучения в вузе по методике, предложенной Т.И. Ильиной [6], свидетельствует о том, что для большинства студентов-первокурсников (75 %) одним из главных мотивов обучения является получение диплома о высшем образовании при формальном усвоении знаний, а не стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества [12].

Анализ научной литературы показал отсутствие однозначного определения психолого-педагогической категории «мотивация». Мы придерживаемся определения, предложенного О.С. Виханским, А.И. Наумовым: «мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей» [2]. Отсюда следует, что формирование и развитие мотивации в учебном заведении – это целостный процесс многосторонней деятельности преподавательского состава и учебно-познавательной деятельности студентов.

Авторами данной статьи проведен анализ профессиональной мотивационной сферы у студентов Института пищевых технологий и дизайна (ИПТД) – филиала ГБОУ ВО НГИЭУ. В названном образовательном учреждении осуществляется двухуровневая подготовка студентов по программам среднего и высшего профессионального образования. При этом студенты, осваивавшие программу СПО, продолжают обучение в вузе по программам высшего образования выбранного направления и профилю подготовки в более сокращенные сроки, тем самым следуя траектории получения непрерывного образования в педагогической системе «колледж ? вуз». Значительное внимание в вузе уделяется привлечению студентов к активной научной деятельности в рамках работы научно-исследовательской лаборатории «Экспертиза качества товаров и услуг». Регулярно студенты старших курсов под руководством ученых-экспертов проводят качественный и количественный химический анализ ряда пищевых продуктов питания местных производителей (молоко, соки, колбасные изделия и т.д.), реализующиеся в торговых предприятиях г. Н. Новгорода и Нижегородской области. Результатом такой интересной и эффективной формы сотрудничества является выявление качества продовольственных продуктов питания. Данную информацию оперативно размещают в сети Интернет на информационном портале «Открытый Нижний».

Такая тесная взаимосвязь студентов с профессорско-преподавательским составом вуза во время выполнения научно-исследовательских работ студентов (НИРС) способствует формированию и развитию профессиональной компетентности студентов-пищевиков. При проведении таких видов работ используются внутрипредметные и метапредметные связи дисциплин профессионального цикла с рядом дисциплин химической направленности (неорганическая, органическая, аналитическая, биологическая, пищевая химия и т.д.). В связи с этим изучение мотивационной сформированности у студентов к обучению в вузе авторами проводилось при освоении химических дисциплин.

Обучение студентов в условиях непрерывного образования в педагогической системе «колледж – вуз» опирается в нашем исследовании на общепризнанную классическую модель учебной деятельности, представленную в работах отечественных ученых П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, М.И. Скаткина, С.Г. Шаповаленко и целого ряда других специалистов в области педагогики и психологии [14]. Применительно к процессу обучения студентов-первокурсников пищевой индустрии в вузе с целью формирования и развития профессиональной мотивации в практико-ориентированной системе образования нами разработана концептуальная модель (рис. 1), в которой выделены следующие основные компоненты учения:

а) мотивационно-целевой компонент, включающий в себя потребности, интересы, мотивы, т.е. все то, что обеспечивает включение студентов-первокурсников в условиях получения непрерывного образования в педагогической системе «колледж ? вуз» в процесс активного учения с развитием внутренней мотивации к будущей профессии через метапредметную связь ряда дисциплин химического и профессионального циклов;

б) содержательный компонент включает две составные части: систему ведущих знаний (факты, законы, теории) и способы учения (переработка информации). Уровень овладения умственными операциями тесно связан с развитием у студентов умений осуществлять аналитико-синтетическую деятельность (анализ, синтез, конкретизация). С этой целью на лекционно-практических занятиях нам на помощь приходят электронные образовательные ресурсы (ЭОР), включающие в себя мультимедийную презентацию, созданную в онлайн-среде на базе сайта www.prezi.com, видео-фрагменты с демонстрационными экспериментами, контрольно-измерительные материалы для проверки знаний обучающихся [9, 10], что позволяет, в свою очередь, заинтересовать, а значит, и пробудить мотивацию студента к изучению нового материала, что позволяет оптимизировать образовательный процесс и делает его наиболее эффективным; в этом выражается также принцип наглядности обучения;

в) технологический компонент содержит формы, методы, технологии обучения на лекционно-практических занятиях с целью формирования и развития профессиональной мотивации студентов ИПТД, что в свою очередь дает предпосылки создания условий для получения определенного результата учебной деятельности, нами используются различные принципы обучения, приведенные на схеме (рис. 1). Выдвинутые нами принципы обучения согласуются с принципами, изложенными в современной теории дидактики [5, 7]:

1. Принцип системности предполагает изучение теоретического материала на лекционных занятиях в определенной последовательности, по возрастающему уровню сложности учебного материала, т.е. «от простого – к сложному», «от известного – к неизвестному» и т.д.

2. Принцип доступности в нашем случае предполагает доступность изучения материала, важного с познавательной и профессиональной точки зрения, без искажения его научного содержания. Этот принцип тесно связан с принципом научности.

3. Принцип научности является «катализатором» формирования у студентов целостного мировоззрения, современной научной картины мира и активной жизненной позиции.

4. Принцип адекватности предполагает изучение нового материала (на лекционных, семинарских занятиях) в строгом соответствии с ФГОС 3+, формирование общекультурных и профессиональных компетентностей при изучении ряда дисциплин, в том числе и предметов естественнонаучного цикла.

5. Принцип мотивационной стимуляции (потребностная мотивация) предполагает при проведении практических и семинарских занятий по химическим дисциплинам на мотивационно-ориентировочном, рефлексивно-оценочном этапах занятия использовать дифференцированные задания прикладного и творческого характера с учетом способностей и возможностей студентов, по выполнению которых у обучающихся формируется личностная заинтересованность к предмету и, как следствие, формирование общекультурной и профессиональной компетентностей у студентов. При выполнении такого вида заданий студенты расширяют свой кругозор и получают необходимые знания из области химии, которые им могут пригодиться в дальнейшей профессиональной и повседневной жизни.

6. Педагогическая технологичность предполагает разработку методических подходов к обучению студентов-первокурсников ИПТД с целью достижения планируемых результатов обучения и формирования профессиональной мотивации к будущей профессии.

pic_69.wmf

Рис. 1. Концептуальная модель формирования и развития профессиональной мотивации студентов-первокурсников пищевой индустрии

Нужно отметить, что все рассмотренные компоненты модели при обучении в условиях непрерывного образования «колледж – вуз» находятся в единстве и взаимосвязи, оказывая комплексное влияние на учебно-воспитательный процесс.

Целью педагогического исследования, проведенного авторами данной статьи в октябре 2015 г., явилось выявление сформированности профессиональной мотивации у студентов-первокурсников очного отделения ИПТД, обучающихся по направлению подготовки 38.03.07 – «Товароведение», профиль «Товароведение и экспертиза в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров», поступивших на обучение по программам высшего образования на базе 11 классов (группа А) и на базе СПО (группа Б). Общее количество респондентов составило 56 человек. Результаты анкетирования студентов-первокурсников в начале обучения в вузе, вопросы и варианты ответов анкеты представлены в таблице.

Анкета по определению профессиональной мотивации у студентов-первокурсников ИПТД (на примере обучения химии)

Вопросы с вариантами ответов

Студенты, поступившие в вуз

абс./ %

на базе 11 классов (группа А)

на базе СПО (группа Б)

1. Мне нравится:

а) самостоятельно изучать химические дисциплины, что поможет мне стать высококвалифицированным специалистом пищевой индустрии;

б) успешно учиться, чтобы сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» и регулярно получать стипендию;

в) успешно учиться, чтобы достичь уважения преподавателей и быть примером для сокурсников;

г) успешно учиться, чтобы добиться одобрения родителей и избежать порицания за плохую учебу

6/20

8/27

4/13

12/40

8/31

12/46

4/15

2/8

2. Я уверен, что:

а) прилежное изучение ряда химических дисциплин не влияет на уровень подготовки компетентного специалиста пищевой индустрии;

б) химические знания, полученные мной в процессе обучения в вузе, будут использованы в будущей профессии;

в) я не располагаю глубокими знаниями по химии, что в свою очередь не позволяет убедительно показать связь химии с моей будущей профессией;

г) я весьма «средний» студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше

8/27

4/13

11/37

7/23

4/27

7/15

12/46

3/12

3. Мне интересно:

а) когда ставится сложная жизненная задача и мне необходимо найти пути её решения, т.к. в будущем я планирую работать на руководящей должности;

б) когда есть необходимость отстаивать собственное мнение в интересах полезного дела;

в) выполнять различную работу, которая приносит мне выгоду;

г) выполнять различные виды научно-исследовательских работ химико-биологической направленности, что повышает мою любознательность и способствует самосовершенствованию и самообразованию

8/26

12/40

4/13

6/20

12/46

8/30

3/12

3/12

4. Я считаю, что:

а) профессия, которую я получаю, поможет приобрести новые практические умения;

б) то, чему я научусь в вузе, всегда мне пригодится в дальнейшей повседневной жизни, даже если я не буду работать по полученной специальности;

в) полученная профессия поможет мне открыть собственный бизнес и обеспечить материальный достаток в будущем;

г) моя профессия поможет приобрести интересный круг общения в настоящем и будущем

4/13

6/20

15/51

5/16

7/27

7/27

9/34

3/12

Всего опрошено – 56 человек

 

Ответы студентов-первокурсников ИПТД на вопрос 1 анкеты в таблице свидетельствуют о том, что у половины опрашиваемых (46 %) в группе Б преобладает мотивация учебы ради хорошей отметки на экзаменах и получения стипендии за хорошую и плодотворную учебу, и, напротив, студенты в группе А отмечают, что у них есть желание успешно учиться, чтобы добиться одобрения родителей и избежать наказания за плохую учебу (40 %), но, к сожалению, не ради получения глубоких, прочных знаний и практических умений по химическим дисциплинам, которые могут пригодиться в будущей профессии (13 %). Этот показатель фактически одинаков в обеих группах. Возникающие жизненные трудности готовы решать многие студенты, о чем свидетельствуют ответы на вопрос 3 анкеты, но данный показатель в группе Б в 1,5 раза выше по сравнению с группой А, поскольку многие студенты в будущем хотели бы подняться по карьерной лестнице и работать на руководящих должностях (28–47 %), либо открыть собственный бизнес и обеспечить себе материальный достаток (51–34 %). Нужно отметить, что у студентов в группе Б по результатам ответов на вопросы анкеты заинтересованность в будущей профессии несколько выше по сравнению с группой А, поскольку данные студенты, получившие среднее профессиональное образование, осознанно продолжали обучение в вузе по выбранному профилю и направлению подготовки.

Кроме того, в ходе педагогического исследования в начале обучения студентов в вузе в обозначенных группах испытуемым предлагалось ответить на вопросы анкеты для определения отношения студентов к предмету «Химия», используя методику Г.Н. Казанцевой [8]. Результаты опроса представлены в виде диаграммы (рис. 2).

pic_70.tif

Рис. 2. Результаты анкетирования для определения мотивации студентов к изучению химии в вузе

Анализ результатов анкетирования показал, что в группе Б показатель «люблю» химию на 22,7 % выше по сравнению с группой А, а показатель «не люблю» химию на 15,7 % ниже, отсюда можно предположить, что студенты, обучавшиеся ранее по программам СПО, более мотивированы изучением химии. Это связано, по всей вероятности, с тем, что студенты группы Б были ознакомлены с более широким спектром химических дисциплин в отличие от студентов группы А, поступивших в вуз из разных школ и непрофильных классов (за исключением классов химико-биологической, медико-биологической направленности), где на изучение данной учебной дисциплины отводится всего лишь 1 час в старшем звене (10–11 кл.).

Таким образом, формирование и развитие профессиональной мотивации тесно связано с уровнем развития мотивационной потребности студентов пищевой индустрии к изучению ряда дисциплин химической направленности, поскольку понимание сложных технологических и биохимических процессов при приготовлении пищи требует от студентов оперировать знаниями из этой области науки и успешно использовать полученные компетентности при изучении уже профессиональных дисциплин.