Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,898

IMPROVING THE EFFICIENCY OF TRAINING SPECIALISTS IN MEDICAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

Gilyazeva V.V. 1 Safiullina A.M. 1
1 Kazan State Medical University Russian Ministry of Health
This article is devoted to the study of increase of efficiency of training in institutions of higher medical education. In particular, it presents methods to improve the effectiveness of the training of students in accordance with the federal state educational standards of higher professional education by finding and engaging learning technologies, increasing interest in the study of relevant disciplines, expanding professional horizons of students. Showing the means and methods used to assess formed competencies, characterized by an appropriate level of knowledge and practical skills of students, present the results of the study increase the effectiveness of training in institutions of higher medical education, who revealed the connection of the active participation of students in scientific research, competitions with increase their level of current (generated competence) and the further training, as well as the subsequent effective employment.
competence
students
higher education
scientific and research work
Olympiad

В современном обществе возрастают требования к качеству реализации компетентностного подхода в различных сферах деятельности [1, 2, 3]. Прежде всего это требование остается актуальным для такой важной и необходимой сферы жизнеобеспечения, как медицина. Сегодня как никогда острой является проблема подготовки высококвалифицированных медицинских кадров, которые будут способны в дальнейшем оказывать высококвалифицированную, высокотехнологичную медицинскую помощь, соответствующую современному уровню развития медицинской науки и техники.

Студенты медицинского вуза – особенный «пласт» студенческой молодежи. Среди них многие являются представителями врачебных династий, об особенностях профессии они знают не понаслышке. В то же время встречаются и самостоятельно избравшие профессию врача, открывающие для себя медицину впервые. Как те, так и другие, в конечном итоге приходят к осознанию необходимости для них образа жизни врача или к отсутствию этой необходимости. Проходящие пути становления в медицинской специальности не могут ограничиваться лишь отдельными, «нужными» им дисциплинами, не расширять свой профессиональный кругозор. Этому способствует не только сама система подготовки специалиста, которая предусматривает преемственность и последовательность изучения дисциплин и освоения практическим разделом специальности. Значимую роль играет вовлечение студентов в научную, конкурсную деятельность, участие в тематических олимпиадах в целях повышения интереса к изучению отдельных, в том числе профильных дисциплин.

Целью исследования явилось повышение эффективности освоения обучающимися медицинского вуза образовательной программы по специальности 31.08.73 – «Стоматология терапевтическая». Для повышения интереса обучающихся к освоению дисциплины в вузах организуется проведение конференций, олимпиад. Олимпиада проходит, как правило, в несколько этапов, обычно – в три. Принимают участие обучающиеся третьих, четвертых и пятых курсов. Для прохождения первого, творческого этапа (домашнее задание) в разные годы было предложено подготовить практическое задание, представляющее «предмет» изучения и позволяющее оценить не только знание нормальной анатомии, но и возможности мануальных навыков, либо краткое сообщение на заданную тему – эссе (для каждого курса тема предлагается в соответствии с темами изучения модуля дисциплины). Обучающиеся, набравшие максимальные баллы, допускаются к прохождению второго этапа. Второй этап включает конструирование целостного профессионального изображения из предложенных его составных частей, выполнение модульного задания в виде тестирования и демонстрацию практических навыков в соответствии с формированием компетенций в результате освоения программы дисциплины и объемом обучающего практического семинара. К третьему этапу допускаются, как правило, студенты, набравшие максимальные баллы. Финальный этап включает демонстрацию практических навыков в наиболее сложном модуле дисциплины для соответствующего курса. Этот этап проходит после посещения обучающимися мастер-класса и оснащается современными материалами и оборудованием.

В подготовке и выполнении задания на каждом этапе немалую роль играет не только структура и содержание модуля дисциплины, освоение обучающимися (студентами) основных образовательных программ высшего профессионального образования, но и выполнение научно-исследовательской работы. Последнее реализуется в объеме участия обучающихся (студентов) в работе студенческого научного кружка. Студенческий научный кружок в значительной мере способствует формированию, расширению профессионального кругозора, позволяющего принимать самостоятельные решения профессиональных задач. Общим результатом такой организации повышения эффективности освоения обучающимися (студентами) основных образовательных программ высшего профессионального образования является приобретение ими компетенций: общекультурных, универсальных и профессиональных [4, 5]. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования обучающиеся (студенты) должны обладать сформированными компетенциями, характеризующимися знаниями, умениями и практическими навыками, в том числе:

1. Универсальными – готовность абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1):

- знать: основные аспекты к абстрактного мышления, анализа, синтеза методы и приемы абстрактного мышления, анализа проблем, синтеза;

- уметь: анализировать научную и публицистическую литературу профессионального назначения; излагать и редактировать предметный материал, ориентироваться в мире норм абстрактного мышления, анализа, синтеза явлений и событий;

- владеть: методами и приемами абстрактного мышления, анализа проблем, синтеза предметного материала.

2. Профессиональными – готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения стоматологических заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1):

2.1. В области профилактической деятельности:

1) готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения стоматологических заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1):

- знать: основные принципы формирования здорового образа жизни; этиологию и патогенез стоматологических заболеваний, их симптомы, в т.ч. – на доклиническом уровне;

- уметь: составлять комплекс профилактических мероприятий, включающих в себя формирование здорового образа жизни, выявлять диагностически значимые факторы возникновения и развития (распространения) стоматологических заболеваний, дифференцировать вредное влияние окружающей среды;

- владеть: методами диагностики и профилактики стоматологических заболеваний, методами устранения вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

2) готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за пациентами со стоматологической патологией (ПК-2):

- знать: особенности проведения основных и дополнительных методов объективного обследования в объеме профилактических медицинских осмотров, принципы диспансеризации и построения диспансерного наблюдения пациентов со стоматологической патологией;

- уметь: проводить объективное обследование по стандартной схеме в объеме профилактических медицинских осмотров, выявлять пациентов со стоматологической патологией, нуждающихся в диспансерном наблюдении;

- владеть: методикой проведения объективного обследования (основные и дополнительные методы) в объеме профилактических медицинских осмотров, методами и правилами диспансерного наблюдения за пациентами со стоматологической патологией.

2.2. В области диагностической деятельности:

1) готовность к диагностике стоматологических заболеваний и неотложных состояний в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5):

- знать: стили и нормы изложения Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем; методы и приемы рубрикации диагностических данных в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем;

- уметь: анализировать данные результатов диагностики стоматологических заболеваний и неотложных состояний с точки зрения Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем; излагать и редактировать предметный материал;

- владеть: навыками и приемами диагностики, а также письменного изложения данных результатов диагностики стоматологических заболеваний и неотложных состояний в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем.

2.3. В области лечебной деятельности:

1) готовность к определению тактики ведения, ведению и лечению пациентов, нуждающихся в терапевтической стоматологической помощи (ПК-7):

- знать: функции, правила, основные аспекты тактики ведения, правила ведения и лечения пациентов, нуждающихся в терапевтической стоматологической помощи;

- уметь: анализировать диагностические данные, ориентироваться в диагностических данных с точки зрения тактики ведения, ведения и лечения пациентов, нуждающихся в терапевтической стоматологической помощи;

- владеть: навыками и приемами, определяющими тактику ведения, ведение и лечение пациентов, нуждающихся в терапевтической стоматологической помощи, а также письменного изложения предметного материала.

2.4. В области реабилитационной деятельности:

1) готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов со стоматологической патологией, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-9):

- знать: функции, а также нормы и правила применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов со стоматологической патологией, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении; основные аспекты медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;

- уметь: ориентироваться в применении природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов со стоматологической патологией, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении;

- владеть: методами и приемами применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов со стоматологической патологией, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении, навыками медицинской реабилитации.

2.5. В области психолого-педагогической деятельности:

1) готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих, обучению пациентов основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике стоматологических заболеваний (ПК-10):

- знать: основные психолого-педагогические аспекты мотивации, методы и приемы мотивации у населения, пациентов и членов их семей с целью сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих, функции обучения пациентов основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике стоматологических заболеваний;

- уметь: ориентироваться в мире норм и ценностей с точки зрения формирования у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих, излагать предметный материал;

- владеть: психолого-педагогическими методами и приемами, навыками аргументации с целью формирования у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих с целью обучения пациентов основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике стоматологических заболеваний и т.д.

Данные компетенции формируются и получают дальнейшее развитие на протяжении всего периода обучения в соответствии с основными образовательными программами, которые включают и научно-исследовательскую работу. Подготовка научно-исследовательской работы выражается в изучении специальной литературы и информации, предоставляющей данные о современных достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в профильной области знаний, в проведении научных исследований, осуществлении сбора, обработки, анализа и систематизации научной информации, в процессе подготовки и выступления с докладами и другими формами участия в студенческих конференциях.

Участие обучающихся в научно-исследовательской работе на клинической кафедре сопровождается представлением и обсуждением полученных результатов на заседаниях студенческого научного кружка, студенческих конференциях, печатных работах. В процессе освоения основных образовательных программ обучающиеся (студенты), занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, приобретают и развивают навыки проведения самостоятельной аналитической, научно-исследовательской работы, участвуют в решении научно-исследовательских и прикладных задач по разработке и внедрению новых методов и технологий в различных областях стоматологии. Это в конечном итоге позволяет будущим специалистам организовать свою профессиональную деятельность как совокупность технологий, средств, способов и методов, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения путем обеспечения надлежащего качества оказания стоматологической помощи и диспансерного наблюдения.

Студенческая научная деятельность, позволяющая значительную часть научно-исследовательской работы проводить в рамках ее планирования и организации, предполагает также и участие в олимпиадах по различным направлениям подготовки (специальности). Результатом этой деятельности на академическом уровне является расширение уровня профессиональных знаний и умений, практических навыков, характеризующего сформированные компетенции обучающихся. По итогам проведения олимпиады (по данным анализа, проведенного за 5 лет) призовые места среди обучающихся, как правило, занимают участвующие в научно-исследовательской работе (активные участники студенческого научного кружка) (рис. 1).

pic_64.wmf

Рис. 1. Динамика количества «кружковцев», занимающих призовые места на олимпиадах

pic_65.wmf

Рис. 2. Динамика количества «кружковцев», продолжающих научную деятельность

Обучающиеся, активно занимающиеся студенческой научно-исследовательской работой, после завершения обучения в университете продолжают начатую деятельность на следующих уровнях подготовки кадров высшей квалификации: по программам ординатуры, аспирантуры, участвуя уже в научно-исследовательской работе как молодые ученые, впоследствии успешно проходят трудоустройство (рис. 2).

Тот профессиональный кругозор, который формируется еще на академическом уровне активным участием в работе студенческого научного кружка, научном обществе молодых ученых, позволяет обучающимся успешно развиваться в различных областях специальности в дальнейшем.