Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE FORMATION OF ATTITUDE TO EDUCATIONAL ACTIVITY AS A VALUE AMONG PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN

Chupina V.B. 1 Gavrilenko L.S. 1 Serdyuk T.I. 1
1 Krasnoyarsk State Medical University of Professor Voino-Yasenrtsky
There was carried out a theoretical analysis (within axiological aspect) of the concept of «educational activity» through the definition of such categories as «value», «value attitude» that define the meaning of purposeful activity, regulate social interaction and prompt internally to activity. The relation of primary school pupils to educational activity as a value was studied. Based on the theoretical analysis of defined and implemented pedagogical conditions of formation of the attitude to educational activity as values at primary school children, include: the organization of non-traditional appraisal of the teacher; application of active learning methods; creating a situation of success for younger students in learning activities. The findings of the experimental work results suggest that the implemented system using the lessons with nominated pedagogical conditions was effective.
educational activity
value
value attitude
pedagogical conditions

Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к развитию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества.

Начальное общее образование должно обеспечить формирование учебной деятельности как ценности, желания и умения учиться, готовность к обучению в основном звене школы, развитие познавательных интересов; сохранить индивидуальность ребенка, создать условия для его самовыражения. Формирование этих показателей учебной деятельности в начальном звене школы особенно важно, т.к. в процессе развития личности они приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании.

Поиск ребенком смысла учебной деятельности наблюдается уже в первом классе и усиливается к окончанию начальной школы, поэтому создание педагогических условий для формирования ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности позволяет сделать этот поиск целенаправленным и эффективным. Необходимость формирования ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности вызвана и тем, что оно способствует повышению качества учебного процесса, эффективности учебной деятельности и успешной самореализации учащихся в школьном социуме [2].

Тем не менее сегодня наблюдается противоречие между возросшей ролью инновационных процессов в психолого-педагогической науке и практике, требующих высокоразвитой потребности в самообразовании и недостаточностью внедрения в учебный процесс различных педагогических условий, способствующих формированию у детей младшего школьного возраста отношения к учебной деятельности как к ценности. Указанное противоречие свидетельствует об актуальности проблемы поиска педагогических условий формирования отношения к учебной деятельности как к ценности у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование отношения к учебной деятельности как к ценности у детей младшего школьного возраста будет протекать наиболее эффективно при реализации следующих педагогических условий: создание ситуации успеха (поощрение детей, посильные задания), внедрение активных методов обучения, нетрадиционная оценочная деятельность педагога.

Для подтверждения / опровержения гипотезы был проведен теоретический анализ проблемы формирования отношения к учебной деятельности как к ценности у детей младшего школьного возраста и организована экспериментальная работа по реализации выдвинутых педагогических условий формирования ценностного отношения к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.

Говоря об умении учиться, мы подразумеваем изменение (расширение, преобразование) субъектом своих знаний и умений по собственной инициативе. Однако это умение формируется не спонтанно, а в процессе целенаправленно организуемого учебного процесса, в котором школьник является приоритетным субъектом. Как отмечал С.Л. Рубинштейн, любые способности проявляются в деятельности и в ней же формируются [6]. Исследуя общие и специальные способности как особые внутренние свойства индивида, формируемые в учебной деятельности, психологи пришли к выводу, что в ходе нее формируются не только психические процессы, но и ценностные ориентации, установки, личностные качества, необходимые для того, чтобы активно жить и действовать в современном мире, осуществлять рефлексию, осваивать общие культурные ценности [5]. Сенcитивным периодом для становления учебной деятельности является младший школьный возраст (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Но учебная деятельность не дана ученику изначально, ее нужно построить в совместной деятельности со взрослым. Несмотря на то, что первоклассники обладают опытом субъектного поведения, приобретенным в дошкольных видах деятельности, их нельзя считать готовыми субъектами предстоящей учебной деятельности. Поэтому мы рекомендуем организовывать их включение в учебную деятельность уже с I класса. В связи с этим основной задачей учителя является обеспечение включенности каждого учащегося в учебную деятельность, новообразованием которой должно стать умение учиться – субъектная деятельность. На сегодняшний день понятие включенность в учебную деятельность, как и проблема включения каждого ученика в учебный процесс, мало изучено. Так, в ряде исследований это понятие используется без раскрытия его сущностных характеристик.

Такие авторы, как В.Г. Асеев, А.А. Асмолов, Б.С. Братусь, В.Ф. Петренко, Е.Т. Соколова, Т.А. Флоренская и др., используют в качестве синонимов понятия мера участия, степень активности, степень вовлеченности субъекта в процесс деятельности.

А.К. Маркова пишет о личностной включенности учащегося в учебный процесс в контексте исследования полноценной мотивации учащегося [4]. При этом она отмечает, что, формируя полноценную мотивацию, необходимо включать школьников в учебный процесс.

Мы же, используя термин «включенность младшего школьника в учебную деятельность», рассматриваем мотивацию как один из структурных компонентов включенности и характеризуем включенность как реально произведенные учебные действия с выходом на значимый результат. Включенность является одновременно предпосылкой и результатом учебной деятельности, ядром собственной активности личности. Следовательно, включенность должна быть деятельной – субъектной. Например, некоторые учителя уверены, что школьник включен в урок, если он внимательно слушает. Однако это заблуждение — ведь мы не знаем, что происходит в это время в мышлении младшего школьника. О включенности учащегося в учебную деятельность свидетельствуют задействованные мышление, речь и учебные действия на уровне реальных и потенциальных возможностей младшего школьника. Обеспечивая включенность младших школьников в учебную деятельность, необходимо помнить, что учебная деятельность прежде всего индивидуальна, следовательно, должна формироваться по индивидуальной траектории. Тем не менее следует иметь в виду, что ученик всегда (явно или неявно) использует переданные ему учителем общественно выработанные способы учебных действий, соотносит свои задачи, действия и оценки со способами работы [2].

Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы стояли перед необходимостью раскрытия аксиологического аспекта понятия «учебная деятельность» через определение таких категорий, как «ценность», «ценностное отношение», которые выступают как желательное, предпочтительное для данного индивида, социальной общности, общества; критерий оценки реальных явлений. При этом данные категории определяют смысл целенаправленной деятельности, регулируют социальное взаимодействие и внутренне побуждают к деятельности.

В соответствии с вышесказанным учебная деятельность нами раскрывается как процесс, при котором происходит изменение самого ученика как ее субъекта, происходит психическое развитие ребенка благодаря приобретению такого основного новообразования, как потребность в самообразовании. Тогда как продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики. Кроме того, продуктом является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах. Продукт учебной деятельности входит основной, органичной частью в индивидуальный опыт. От его структурной организации, системности, глубины, прочности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности успешность его профессиональной деятельности, общения. Таким образом, продуктом учебной деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте. Для младших школьников учебная деятельность является ценностью, только тогда, когда достигнутые результаты имеют успех [1]. Результатом учебной деятельности является поведение субъекта – это либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание. Второе проявляется в отрицательном отношении к школе, непосещении, уходах из школы.

Следовательно, ценностное отношение к учебной деятельности определяется как становление ученика как личности (субъекта) учебной деятельности, где учебная деятельность воспринимается учащимся как деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действия в сфере научных понятий.

Проведенный теоретический анализ позволил нам определить особенности формирования учебной деятельности детей младшего школьного возраста, которые состоят в том, что учебная деятельность не дана в готовой форме. У детей младшего школьного возраста ее нужно формировать, т.к. основы учебной деятельности закладываются именно в первые годы обучения. При этом учебная деятельность должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможностей детей, а с другой – должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний и практических умений.

Также мы определили, что учебная деятельность как ценность для ученика – это успешное освоение предметного содержания на основе способов действий с ним и понимание учебной деятельности, которую образуют универсальные учебные действия. Тогда как для учителя – формирование у младших школьников ценностного отношения к учебной деятельности.

В связи с этим мы заключили, что существуют педагогические условия формирования отношения к учебной деятельности как ценности у детей младшего школьного возраста. К ним относится нетрадиционная оценочная деятельность педагога, которая способствует формированию у младших школьников ценностного отношения к учебной деятельности, а значит, способствует развитию личности ученика. Еще одним немаловажным педагогическим условием является применение активных методов обучения, поскольку эти методы побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом (проблемное, информационное обучение, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей и т.п.). Третьим педагогическим условием является создание ситуации успеха в процессе учебной деятельности.

С целью подтверждения гипотезы, выдвинутой на основе теоретического анализа проблемы исследования, была организована и проведена опытно-экспериментальная работа, которая проводилась на базе одной из школ г. Лесосибирска Красноярского края. В исследовании принимал участие 21 ребенок младшего школьного возраста (2 класс).

Для проведения исследования были использованы следующие методы:

1. Методика изучения отношения младших школьников к учебной деятельности.

2. Методика изучения мотивов учебной деятельности младших школьников (автор М.Р. Гинзбург).

3. Метод педагогического наблюдения.

На основе данных, полученных на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, мы заключили, что большинство детей младшего школьного возраста, а именно 62 %, проявляют интерес на учебных занятиях эпизодически, отношение к учебной деятельности как к ценности у них не сформировано. Дети данной группы не владеют учебно-организационными умениями, прекращают выполнять задания, если возникают трудности при выполнении. Основным мотивом учебной деятельности у данной группы испытуемых в основном является позиционный. Лишь у 14,2 % детей следует отметить высокий уровень учебной мотивации, где социальные мотивы преобладают над игровыми. Эти дети осознают общественную значимость учения, и это создает личностную готовность к учению в школе.

Таким образом, большинство детей представленной выборки имеют слабо развитые учебные мотивы, следовательно, необходима целенаправленная, систематическая работа по реализации педагогических условий, которые будут способствовать повышению мотивации у младших школьников к процессу обучения, что в свою очередь будет способствовать формированию у младших школьников отношения к учебной деятельности как к ценности.

Для реализации педагогических условий формирования у детей младшего школьного возраста отношения к учебной деятельности как к ценности нами была разработана поурочная система.

Данная система разработана с учетом требований ФГОС НОО. Особое место в организации поурочной системы уделено созданию ситуации успеха (поощрение детей, посильные здания), внедрению активных методов обучения (проблемные методы, частично-поисковый метод, исследовательский метод) и нетрадиционной оценочной деятельности педагога. Все уроки в этой системе имеют гибкую структуру и построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Так, нами были проведены следующие уроки: урок природоведения, целью которого явилось формирование интереса к учебной деятельности посредством поощрения и привлечения к самостоятельной работе. Урок литературного чтения, целью которого выступило формирование интереса к учебной деятельности посредством посильных заданий. Урок русского языка с применением проблемного метода. Урок природоведения с применением исследовательского метода.

Оценка учебных достижений детей на уроках была представлена в виде сменных выставок, публикаций в школьной газете, участие во всевозможных конкурсах. Оценочная деятельность педагога с применением данного наглядного материала позволяла зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, осуществить ранжирование учеников по их успеваемости, не провоцируя учителя на сравнение детей между собой. Считаем, что все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей и выступают стимулом к достижению лучших результатов по школьным предметам.

Для фиксации текущих оценок учебных достижений мы разработали условные шкалы – «волшебные линеечки», напоминающие ребенку измерительный прибор. С помощью такой линеечки мы измеряли знания по школьным предметам. Так, например, на самом верху линеечки дети ставили «крестик» или «точку», если все слова в диктанте написали без ошибок. Таким образом, ребенок ставит знак на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает данный результат между самым лучшим и самым худшим. Затем учитель ставит свой знак (крестик или точку) на той же «линеечке». Такая форма оценивания особенно удобна для письменных работ учащихся. Принципиальное отличие таких шкал в том, что они, благодаря своей условности, не подлежат никакой статистике, их нельзя накопить, сделать предметом сравнения.

Для реализации третьего педагогического условия совместно с учащимися мы создали классный альбом «Тетрадь открытий». В этом альбоме мы фиксировали авторские записи детей, помогающие ученикам класса продвигаться в учебном материале. «Тетрадь открытий» представлена тремя блоками: записи-догадки (вопросы, гипотезы, версии, мнения, выводы); записи-результаты письменных работ детей; записи-обобщения пройденного материала. Для того чтобы «Тетрадь открытий» стала действенным инструментом формирования ценности личностно значимого открытия, совместно с детьми мы разработали доступные критерии отбора материала для записи в тетрадь.

По окончании формирующего этапа опытно-экспериментальной работы была проведена повторная диагностика отношения младших школьников к учебной деятельности как к ценности. Анализируя результаты первичного и повторного исследований, мы можем заключить, что наблюдается значительный рост и улучшение результатов. Если первоначально отношение к учебной деятельности как к ценности проявляли в среднем 42 % детей, то после реализации выдвинутых нами педагогических условий, число таких детей увеличилось до 73 %. Если изначально 64 % детей не проявляли интереса к работе на уроке и не были мотивированы на получение знаний, умений и навыков, то после лишь 30 % имели низкий уровень мотивации к обучению. У 73 % ребят появилось устойчивое желание получать знания, стремление к активности на уроках, у них стали преобладать учебные навыки, что явилось свидетельством того, что эти дети относятся к учебной деятельности как к ценности.

Таким образом, все дети представленной выборки имеют улучшения в отношении к учебной деятельности как к ценности, что позволяет сделать вывод о том, что реализованная система уроков с использованием выдвинутых педагогических условий является эффективной.