Ложь в той или иной мере характерна для представителей всех слоев общества, независимо от их статуса и социального положения. Однако, как полагают ученые, она не является имманентным свойством человека, поскольку ребенок на начальных этапах развития не умеет лгать. В процессе усвоения социального опыта и развития интеллекта, воображения, восприятия и пр. у детей формируется способность лгать, а также оправдывать совершенный обман конкретными субъективными причинами [3, 4, 5, 6].
В.А. Лабутанская отмечает, что появившаяся в раннем детстве порочная черта личности сначала не проявляется без особой необходимости, но постепенно индивид привыкает применять ее в экстренных случаях. Чтобы у ребенка не сформировалась склонность и не закрепилась привычка к лживому поведению, необходима целенаправленная воспитательная работа [2]. Ее эффективность во многом зависит от того, какие внутренние причины породили детскую ложь, каковы ее истинные мотивы [2, 4, 5]. То есть начало воспитательной или коррекционной работы должно быть связано с изучением мотивов детской лжи, которые различны в разном возрасте и обусловлены особенностями развития сознания ребенка.
К настоящему времени в науке накоплен опыт изучения феномена детской лжи, ее причин, факторов и механизмов развития. Тем не менее проблема изменения мотивов лжи в процессе возрастного развития детей изучена недостаточно, при том что наличие соответствующих знаний может стать основой для целенаправленной, системной коррекционной социально-педагогической работы с детьми разных возрастных групп, а также с их педагогами и родителями.
Изучая изложенную проблему, авторы статьи провели уникальное исследование, направленное на выявление особенностей изменения мотивов лжи в возрастном диапазоне от 5 до 13 лет. Для проведения эмпирического исследования была разработана технология социально-педагогической диагностики детской лжи. Разработанная технология является: по типу – частной (диагностической); по назначению – направленно целевой; по объекту – возрастной, индивидуально-групповой; по месту применения – для образовательных организаций; способ реализации определен по ведущей группе методов – диагностические социально-психологические.
Базой исследования стали: МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 231», МБОУ СОШ № 88 г. Краснодара. Контингент испытуемых составили:
1) дети дошкольного (5–6 лет) возраста (старшие группы детского сада, 42 человека), их родители (42 человека), воспитатели (5 человек);
2) дети младшего школьного (8–9 лет) возраста (второй класс общеобразовательной школы, 44 человека), их родители (44 человека), учителя (6 человек);
3) дети среднего школьного (шестой класс общеобразовательной школы, 12–13 лет) возраста (46 человек), их родители (46 человек), учителя (9 человек).
Родители дошкольников (83,3 %) уверены, что дети их обманывают, в среднем раз в один-два дня. Причины детской лжи родители определили следующим образом:
– первая по «популярности» группа мотивов: приобретение внимания и страх отторжения, получение подарка (награды), избегание наказания и предупреждение (сглаживание) конфликта между родителями;
– вторая по «популярности» группа мотивов – стремление к превосходству и стремление избежать поручения;
– третья по «популярности» группа мотивов – защита от огорчений или страха, избегание стыда и стремление развлечь и увлечь.
При этом большинство родителей основной причиной детской лжи считают стремление обратить на себя внимание (74,7 %) и боязнь наказания (66,4 %).
По мнению воспитателей, обманывают все дети (100 %), ложь их всегда причинно обусловлена (100 %, детское фантазирование изначально не учитывалось), причем обманывают они как взрослых (родителей – 100 %, воспитателей – 83,3 %), так и сверстников (83,3 %). Ведущими мотивами лжи, по их мнению, выступают: желание получить похвалу (91,6 %), стремление избежать наказания (83,3 %), привлечь внимание (66,4 %), а также избегание отторжения (49,8 %) и стремление испытать чувство превосходства (41,5 %).
Сами дети отмечают, что обманывать взрослых плохо (100 %), а товарищей иногда можно (74,7 %). В качестве объяснения негативного отношения к обману взрослых они называют боязнь наказания (66,4 %) и просто то, что ложь – это плохо (41,5 %). В том, что иногда они обманывают родителей, сознались 49,8 % детей, воспитателей – 24,9 % детей, товарищей – 66,4 % детей (хотя, возможно, это недостоверные сведения, поскольку беседа не была анонимной).
Результаты изучения мнения родителей относительно особенностей лжи младших школьников свидетельствуют о следующем. Наиболее распространенной частотой лжи названы случаи обмана в среднем 2–3 раза в неделю (71,5 %). В качестве ведущих мотивов детской лжи родители склонны рассматривать: желание получить похвалу (71,5 %) или подарок (64,3 %) за школьную успеваемость или дисциплину, боязнь наказания за неуспеваемость (71,5 %), стыд от несоответствия ожиданиям родителей (64,3 %); желание порадовать (49,9 %) или не огорчать (35,6 %); боязнь ссоры с родителями, страх отторжения (28,5 %), желание привлечь внимание (28,5 %), стремление выглядеть в их глазах более значимым (повышение статуса, 21,4 %). По их мнению, дети чаще лгут родителям (71,5 %), затем учителям (64,3 %) и сверстникам (42,8 %).
Анкетирование педагогов показало, что младшие школьники лгут, в среднем, 1–2 раза в неделю (64,3 %), однако была отмечена сильная варьируемость частоты лжи у разных детей: от нескольких раз в день (14,2 %) до исключительной редкости (преимущественно реактивная ложь, 21,4 %).
Мотивы лжи детей, по мнению педагогов, распределяются следующим образом: на первом месте стоят желание получить высокую оценку (92,7 %) и в связи с этим быть отмеченным педагогом или родителями, сверстниками (85,6 %), стать первым, или одним из первых, учеником (64,3 %); далее следуют мотивы избегания стыда перед учителем (49,9 %), одноклассниками (42,8 %) и родителями (35,6 %) и желание обрадовать родителей (35,6 %), при этом важно отметить – защищать учителя от огорчения и избегать возможных поручений от него дети не настроены (только 7,1 %).
Большинство младших школьников (71,5 %) считают, что, хотя лгать и нехорошо, но иногда иначе невозможно. Категоричные мнения распределились следующим образом: лгать нельзя никогда – 21,4 %, во лжи нет ничего плохого – 7,1 %. Среди респондентов 92,7 % отметили, что ситуации, когда ложь необходима или возможна, время от времени возникают в их жизни. К ситуациям, в которых ложь необходима, школьники отнесли: «получил плохую оценку и знаю, что за это сильно накажут, а обман проверить сразу нельзя» (64,3 %), «нечаянно (забыл, не успел, помешали) не выполнил или не до конца выполнил домашнее задание» (71,5 %), «когда все поняли объяснение и справились с домашним заданием, а я – нет» (71,5 %).
Среди мотивов лжи родителям младшие школьники назвали: страх наказания за учебу (85,6 %), потребность в похвале (78,6 %), желание их порадовать (71,5 %) и привлечь внимание (57,1 %). Мотивы их лжи педагогам распределились следующим образом: желание получить высокую отметку (92,7 %), желание, чтобы похвалили перед классом и перед родителями (комплекс потребности в том, чтобы отметили, в повышении статуса и, возможно, желания возвыситься – 71,5 %), стремление избежать стыда (64,3 %). Сверстниками они лгут по причинам: стремления к положительному вниманию и, возможно, зависти одноклассников (78,6 %), желания выглядеть в их глазах «лучше всех» (57,1 %), желания рассмешить (но с целью повышения своего статуса, 49,9 %) и уберечь от страха (перед родителями или учителями ввиду невыполненного задания, плохой отметки – 35,6 %). Обучающиеся отмечают, что их ложь чаще всего выглядит как недоговорка (78,6 %), преувеличение (64,3 %) и блеф (49,9 %).
Родители подростков в наибольшей степени, по сравнению с родителями детей других возрастных групп, озабочены проблемой лжи, отчего несколько преувеличивают опасность. Так, 81,4 % из них отметили, что их дети лгут часто, при этом сама частота составила в среднем раз в день (75,1 %). Мотивами лжи, по мнению родителей, выступают: стремление к самостоятельности, избегание опеки и контроля (87,6 %), страх запрета на общение со сверстниками (87,6 %), появившаяся скрытность (стремление к приватности – 75,1 %), а также желание получить какие-либо предметы, имеющиеся у друзей (стремление к подарку – 56,2 %).
Педагоги считают, что подростки лгут в среднем раз в 2–3 дня (75,1 %) и характеризуют эту частоту как «редко» (81,4 %) – то есть, по их мнению, в этом возрасте частота лжи не увеличивается. К типичным мотивам подростковой лжи они отнесли: защиту товарищей (81,4 %), избегание стыда перед сверстниками (81,4 %), повышение статуса среди друзей (75,1 %), избегание наказания в виде сообщения родителям о поведении/успеваемости (62,6 %).
Опрос подростков показал отсутствие категорических заявлений в отношении лжи: полный самозапрет и абсолютное приветствие лжи – по 6,3 %. Большинство опрошенных допускают альтруистическую ложь (68,9 %) и ложь безвредную (56,2 %), а также ложь по необходимости (62,6 %). Они отмечают, что в последнее время у них чаще стали складываться ситуации, вынуждающие их врать педагогам и родителям (75,1 %), связанные, прежде всего, с товарищами: возможностью общаться с ними (87,6 %), возможностью стать «своим» среди сверстников (62,6 %), защитить их от наказания (68,9 %). Эта ложь преимущественно касается поступков, поведения, успеваемости друзей (75,1 %). В то же время ложь товарищам подростки связывают с такими «темами», как «взрослые друзья» (75,1 %), наличие статусных предметов (75,1 %), дела и увлечения «на стороне» (62,6 %), отношения к окружающим людям или явлениям, фактам (с целью продемонстрировать согласие с группой – 87,6 %).
Среди основных причин лжи родителям подростки назвали: стремление к самостоятельности, избегание опеки – 87,6 %, стремление к приватности – 75,1 %, стремление избежать запрета на общение со сверстниками (93,8 %), а также стремление получить в подарок что-либо (56,2 %). Учителям они лгут прежде всего с целью избегать стыда, неудобной ситуации перед товарищами (81,4 %), защитить друзей, помочь им уйти от наказания (81,4 %), самим избежать наказания (75,1 %), развеселить друзей (56,2 %). Ложь сверстникам носит преимущественно альтруистический характер (защитить лучшего друга от остальных членов группы – 81,4 %; разнообразить досуг, развлечь – 75,1 %), но нередко встречаются и мотивы повышения собственной популярности (68,9 %), избегания отторжения (75,1 %).
Таким образом, полученные в ходе исследования результаты показали, что детская ложь, прежде всего, мотивируется этапными новообразованиями, сменой ведущих типов деятельности, а также трансформацией социальной ситуации развития детей на различных возрастных этапах. В дошкольном возрасте мотивы детской лжи обусловлены: во-первых, стремлением ребенка «стать равным» взрослым. Во-вторых, стремлением быть активным участником игрового взаимодействия. В-третьих, развивающимся воображением ребенка и появившимися пониманием возможности и способностью «украшать» действительность посредством фантазирования. В младшем школьном возрасте мотивация лжи ребенка определяется новой социальной ролью ученика и стремлением наилучшим образом проявить себя в этой роли; появлением трех значимых социальных групп – учителей, родителей и сверстников, в чьих глазах ребенок желает выглядеть достойно; значимостью учения как ведущей деятельности и стремлением быть высоко оцененным в этой деятельности; присущей данному возрасту склонностью к страхам и желанием избежать реальных или мнимых угроз; освоением этических норм и правил и стремлением быть высоко оцененным за соответствие этим нормам. Для среднего школьного возраста характерным является стремление быть или казаться взрослым. Часто это проявляется посредством владения атрибутами взрослой жизни. В связи с этим меняется детерминанта детской лжи, она характеризуется стремлением изолировать лично себя и свой внутренний мир от взрослых. В то же время возрастает потребность в общении со сверстниками, растет стремление иметь широкий круг товарищей, возникает зависимость самооценки подростка от мнения ближнего окружения друзей – это так же способствует появлению лжи.
В процессе возрастного развития детей меняется соотношение выраженности эгоистических и альтруистических мотивов лжи, связанных с разными ее объектами, причем отмечается снижение разнообразия мотивов. Так, в дошкольном возрасте ложь родителям детерминируется, прежде всего, мотивами приобретения внимания и/или страха отторжения, получения подарка (награды). На втором месте – мотивы избегания наказания и предупреждения (сглаживания) конфликта между родителями. Более низкие места в рейтинге мотивов занимают стремление к превосходству и стремление избежать поручения; реже проявляются мотивы защиты от огорчений или страха, мотивы избегания стыда и стремление развлечь и увлечь. В младшем школьном возрасте иерархия мотивов лжи родителям следующая: на первых позициях находятся желание получить подарок и похвалу, страх наказания или осуждения, страх стыда; далее следуют желание порадовать и оградить от огорчения; еще дальше расположены мотивы избегания отторжения, привлечения внимания, приобретения превосходства или повышения статуса. В среднем школьном возрасте ложь родителям побуждается склонностью к обособлению, сокрытию от них своих мыслей и чувств, стремлением обрести самостоятельность, избежать наказания в виде запрета на общение с друзьями. На втором месте по значимости идут такие стремления, как получение подарка и уклонение от поручений. Считаем необходимым отметить, что альтруистические мотивы проявляются крайне редко.
Иерархия мотивов лжи педагогам выглядит следующим образом. В дошкольном возрасте первые рейтинговые позиции занимают мотивы привлечения внимания, получения похвалы, избегания наказания; альтруистические мотивы занимают самые низкие места в рейтинге. В младшем школьном возрасте доминирующее положение занимают: стремление получить награду (хорошую отметку), быть замеченным и отмеченным, занять лидирующее положение; затем расположены мотивы избегания стыда и желания обрадовать; мотивы защиты от огорчения избегания поручений встречаются крайне редко. В среднем школьном возрасте ложь педагогам обусловливается, прежде всего, мотивами защиты друзей и защиты от неблагоприятной ситуации. Следующие по значимости мотивы – это уклонение от наказания и роста значимости и востребованности со стороны товарищей. Отдельно отметим, что альтруистические мотивы, связанные с защитой учителя или желанием сделать ему что-то приятное, – не выражены.
Ложь сверстникам связана с наибольшим разнообразием мотивов. В дошкольном возрасте наиболее выраженными в данном аспекте являются мотивы привлечения внимания, избегания стыда и стремления увлечь игрой; затем следуют мотивы защиты от ссоры (предупреждения конфликтов), повышения статуса; завершают список мотивы защиты от огорчений и наказаний. В младшем школьном возрасте первые рейтинговые места занимают: желание обратить на себя внимание внимание, приобрести превосходство; на втором месте по выраженности находятся мотивы защиты от огорчения и желание рассмешить; последние места занимают стремление защитить от страха и увлечь. В среднем школьном возрасте лидируют мотивы приобретения внимания, одобрения, повышения своей популярности (статуса), страх отторжения, стремление защитить от наказания; менее выраженными можно считать мотивы достижения превосходства и избегания стыда и мотивы, связанные с потребностью заинтриговать или развеселить, предотвратить ссоры. Нижние строки рейтинговой таблицы занимают мотивы получения презента и предохранения от огорчения.
В процессе возрастного развития изменяются типичные темы или ситуации лжи. У дошкольников ложь связана преимущественно с желанием начать или продолжить игровое взаимодействие со сверстниками и занять в игре если не лидирующую, то хотя бы не аутсайдерскую позицию. У младших школьников ложь связана преимущественно с процессом учения, учебной успеваемостью и дисциплиной и, соответственно, стремлением быть или хотя бы казаться не последним (а лучше – первым) учеником. У подростков наиболее активно ложь проявляется в ситуациях, угрожающих их общению со сверстниками, их статусу, положению среди товарищей, а также в случаях, когда появляется возможность закрепить или повысить свою позицию в кругу друзей.
Значение приведённого исследования заключается в том, что знания в области мотивов лжи, типичных для детей разного возраста, могут стать основой проектирования эффективной воспитательной работы, направленной на коррекцию лживого поведения детей.