С 2010 года сотворческий коллектив в составе: советник РАЕ Н.В. Скурихина (руководитель), доктор педагогических наук, профессор М.Д. Кудрявцев (научный руководитель), профессор РАЕ В.М. Дюков (научный консультант), доктор психологических наук И.Н. Семенов (научный консультант) реализует комплексный научно-исследовательский проект «Рефлексивно-деятельностная педагогика, как социокультурный фактор развития физической культуры в современном обществе». Ключевые идеи данного проекта созвучны теоретико-методологическим идеям Б.В. Болотова, С.А. Дорошенко, С.П. Романовой, Г.В. Селютиной (участник проекта), Н.П. Ярощик, В.В. Ярцева, а также соответствует требованиям Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Содержание и выполнение представляемого проекта находится на стыке многих дисциплин: философии, теории систем, синергетики, интегральной системной медицины, психотелесной медицины, психотелесной теории личности, психологии, педагогики, в том числе рефлексивной педагогики [6].
В настоящее время теория и практика здоровья, основы развития физической культуры в современном обществе включают в себя такие основные разделы: теория нормы; теория гармоничности; теория адаптации; теория биологического и социального груза; теория биологического баланса; теория предрасположенности и подверженности; теория риска; теория оздоровления и профилактики; а также множество частных концептуальных и математических моделей.
Проект также базируется на основных положениях «Концепции здоровья» В.М. Розина и его идеях, изложенных в книге «Психика и здоровье человека».
В.М. Розин особо подчеркивает: «Здоровье нельзя сформировать и выстроить как здание. Оно может только сложиться, прорасти, но не без наших с вами усилий. Составляющие этих усилий:
- широкое обсуждение в обществе проблем здоровья и не только здоровья, но и правильной жизни, а также социальности, ее смысла;
- создание концепции и на ее основе дисциплин, позволяющих по-новому увидеть здоровье и действовать практически;
- выработка культурной политики, способствующей становлению новой реальности здоровья, консолидирующей всех заинтересованных субъектов;
- подготовка специалистов и их помощников, которые бы инициировали, запустили и поддерживали трансформации основных практик и концептуализации решения проблем сохранения здоровья» [4].
Программа занятий фитнес-йогой – это специально разработанный комплекс упражнений, который основан на физической части оздоровительной системы хатха-йоги и включает в себя динамическую разминку, упражнения на равновесие, растяжку и релаксационную заминку. В основную часть программы вошли научные взгляды ряда специалистов, в частности Р.С. Минвалеева (1999), А.Ф. Григоряна (2003), С.П. Рябинина (2005), А.А. Приймакова (2009) и др., которыми была экспериментально доказана целесообразность применения упражнений хатха-йоги в оздоровительных занятиях со студентами. Вышеперечисленными авторами проведены диссертационные исследования, в которых было установлено положительное влияние хатха-йоги на сердечно-сосудистую систему, регуляцию дыхания и на состояние опорно-двигательного аппарата [8, 3].
Актуальность и педагогическая значимость исследования
Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет уровень цивилизации государства, является индикатором устойчивого развития нации. Образовательное учреждение на современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья школьников и студентов. Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые школьники и студенты в состоянии должным образом усвоить полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом [1].
Цель исследования заключается в поиске путей укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья студентов специальной медицинской группы, а так же возможности повышения мотивации студентов к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой путем внедрения в образовательный процесс специально разработанной программы фитнес-йоги, разработанной на основе физической части хатха-йоги.
Гипотеза исследования
Нами вынесено предположение, что всеми этими характеристиками обладает фитнес-йога. Подход на основе здорового образа жизни, по сути, отражает интегральный системный подход к здоровью и позволяет не только вернуться к утраченному ныне древнему системному взгляду на здоровье, но, опираясь на достижения современной медицины, осмыслить его на более высоком теоретическом и практическом уровне.
Теоретическая значимость
Результаты проведенных исследований дополняют теорию и методику физического воспитания студентов СМГ новыми представлениями о возможностях модернизации процесса физического воспитания путем внедрения специально разработанной программы фитнес-йоги как эффективной практики в формировании ЗОЖ.
Практическая значимость
Разработанная специальная программа занятий фитнес-йогой может быть использована как здоровьесберегающая технология в образовательном процессе для повышения мотивации к занятиям физической культурой и формирования ЗОЖ не только учащихся и студентов СМГ, но и взрослого населения.
Материалы и методы исследования
Упражнения фитнес-йоги были применены в работе со студентами специальной медицинской группы в рекреационных занятиях. Занятия проходили в группах по 20 человек два раза в неделю по 60 минут. Одна группа занималась в спортивном зале Торгово-экономического института, а другая в спортивном зале на базе общежития. Обследования осуществлялись в начале (октябрь) и в конце (апрель) учебного года. Выявлены улучшения деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также опорно-двигательного аппарата. Отмечено положительное влияние упражнений фитнес-йоги на психоэмоциональное состояние студентов, их общее физическое самочувствие и физическое развитие. Сравнительный анализ эффективности этих занятий определялся уровнем развития двигательных качеств и состоянием здоровья занимающихся.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты теоретического исследования заключаются в установлении следующих принципиальных положений, которые крайне важны для достижения цели исследования. Основную роль в деле совершенствования физической подготовленности студентов играет учебная дисциплина «Физическая культура», где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов [5]. По мнению отечественных (С.Н. Блэйер, Л.И. Лубышева) и зарубежных (P. Qja) специалистов, особую актуальность приобретает поиск наиболее адекватных путей и методов укрепления психофизического состояния населения и разработка оздоровительных технологий, способных обеспечить формирование устойчивых личностных установок на здоровый стиль жизни [10]. Изучение материалов названных исследований даёт основания выделить в рамках оздоровительного аспекта проблемы нескольких относительно самостоятельных аспектов исследований:
- изучение эффекта различных типов и интенсивностей физических упражнений на психологическое состояние и психосоциальную адаптацию личности;
- разработка систем интегрированного психофизического тренинга для укрепления психического здоровья и позитивного личностного саморазвития;
- разработка методов комплексного применения физических упражнений, традиционных и нетрадиционных психотехник для профилактики и изменений состояния психического и физического здоровья студентов.
Как подчеркивают большинство авторов, анализирующих проблему «физическая активность и психическое (психосоциальное) здоровье», ввиду комплексности этих понятий анализ между ними достаточно сложен, что вызывает как трудности в интерпретации результатов, так и часто наблюдаемую противоречивость выводов исследований. В то же время сегодня практически никто не оспаривает того, что физическая активность, физические упражнения могут улучшать как соматическое, так и психическое здоровье. Только в последние годы в рамках нового направления в спортивной науке – психологии физических упражнений (W.J. Rejeski) – сформировался принципиально новый подход к рассмотрению проблемы физической подготовленности как одного из важнейших компонентов психосоциального здоровья [9].
Основные направления исследований в рамках указанной проблематики могут быть систематизированы следующим образом:
1) изучение эффекта воздействия различных типов и интенсивностей физических упражнений на психическое состояние (состояния тревоги, депрессии) и их оздоровительный эффект, при нарушениях психического здоровья;
2) психологические и физиологические механизмы воздействия физических упражнений на психическое здоровье;
3) влияние физических упражнений на личностные характеристики занимающихся, их настроение и психосоциальное поведение
Прежде всего, следует подчеркнуть, что рекомендации по использованию физических упражнений для повышения физической подготовленности и укрепления психического здоровья существенно отличаются. Основные характеристики физических упражнений, оказывающих максимальный положительный эффект на психику, следующие:
1) аэробные упражнения с ритмичным брюшным типом дыхания;
2) отсутствие в системе упражнений соревновательных элементов;
3) конкретные, точно определенные пространственными и временными характеристиками;
4) умеренные по интенсивности;
5) продолжительность по времени не более 20–30 мин;
6) регулярные, включенные в недельный график;
7) приносящие удовольствие.
Для оценки практических результатов в исследовании физической подготовленности использовались: сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кондиционная способность «сила»); сгибание туловища за 30 с из положения лежа на спине (сила мышц живота); поднимание ног из виса до угла 90 град (силовые качества), прыжок в длину с места (скоростно-силовые качества); наклон вперед (гибкость); тест на координацию (координация). Состояние здоровья определялось по «экспресс-оценке уровня физического здоровья» (Г.А. Апанасенко, 1988).
Полученные результаты хорошо видны на диаграмме (рисунок). Они позволили определить влияние оздоровительных занятий по разработанной программе и выявить особенности их оздоровительного воздействия на физическое состояние студенток. В обеих группах у испытуемых увеличилась подвижность позвоночника, что определялось тестом на гибкость (рисунок). У испытуемых увеличилась подвижность позвоночника, что выразилось в статически достоверном увеличении наклона в среднем на 3,5 см.
В качестве примера также приводим показатель развития скоростно-силовых качеств (прыжок с места). Эти результаты увеличились в среднем на 14,5 см, что свидетельствует о благоприятном влиянии программы фитнес-йоги на положительные изменения скоростно-силовых качеств. Это позволило сделать выводы, что программа фитнес-йоги положительно влияет на увеличение скоростно-силовых качеств у студентов специальной медицинской группы.
Выводы
Молодежи, студентам, на наш взгляд, следует предложить шаги к сохранению оптимального здоровья: сохранять положительный настрой [2]; выбирать правильное окружение; управлять системой личностных ценностей; соткать редкостную материю, в которой будут переплетены физическая, эмоциональная и интеллектуальная основы Личности Человека; обогатить практическую философию здоровья идеями рефлексивного коучинга, рефлексивной педагогики, уделяя при этом равное внимание развитию ума и тела [7]. По нашему мнению, фитнес-йога является не только обоснованным средством улучшения физического здоровья студентов, но и эффективной программой повышения мотивации у студентов специальных медицинских групп к ведению здорового образа жизни.