Реформирование высшей школы, научно-технический прогресс и требования работодателей к молодым специалистам обуславливают необходимость не только в совершенствовании сложившейся системы вузовских знаний, но и в формировании образовательных технологий получения и закрепления новых (современных) знаний и навыков в сфере профессиональной деятельности. Сегодня выпускники вуза должны быть ориентированы на инновационно-технологическое выполнение производственных задач непосредственно со студенческой скамьи, то есть обладать компетенциями, позволяющими уже с некоторой степенью эффективности влиться в производственный коллектив и выполнять производственные процессы [1, 2]. При этом магистранты должны мыслить на шаг или два вперед наряду с освоением и применением технологий, что позволит им совершенствовать и разрабатывать инновационный продукт.
Цель исследования. В связи с этим именно практико-ориентированное образование, дистанционные методы, сетевая и модульная формы реализации образовательного процесса позволят использовать лучший опыт образовательных учреждений, ресурсный потенциал профильных предприятий и в конечном итоге – сделать осознанный выбор образовательной траектории, повысить мотивацию к учебе и достижению результатов (компетенций), характеризующих научно-исследовательскую и производственно-технологическую составляющие [3, 4]. Особую значимость в данном случае, на наш взгляд, представляет сетевая форма подготовки, имеющая к настоящему время в Российской Федерации нормативно-законодательную основу, обеспечивающую её реализацию. Основными документами, регулирующими образовательный процесс, являются:
1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ:
- ст. 13 п. 1 «Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации»;
- ст. 15 п. 1 «Сетевая форма реализации образовательных программ (далее – сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций…».
2. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ. Приложение к письму Минобрнауки РФ от 28.08.2015 г. № АК-2563/05.
Материалы и методы исследования
Авторами статьи предлагается проект реализации магистерской образовательной программы «Управление недвижимостью» по направлению подготовки 21.04.02 – «Землеустройство и кадастры» с использованием сетевых форм в соответствии с принятым ФГОС ВО по данному направлению подготовки (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 г. № 298, п. 3.5, основной целью которой выступает комплексный подход, отражающий повышение качества педагогической поддержки организации учебной и научно-исследовательской работы магистрантов по заявленной выше программе.
В качестве методической новизны данного проекта выступает научно-методическая составляющая основной образовательной программы (ООП) по направлению 21.04.02 – «Землеустройство и кадастры» c применением сетевой формы его реализации в виде модели «базовый вуз – академический вуз – предприятие». Выбор и реализация данной модели позволят: расширить доступ магистрантов к современным образовательным и производственным технологиям, ресурсам, средствам; повысить качество образовательного процесса через проектное, исследовательское и конструкторское обучение; выстроить индивидуальные траектории обучения; стать востребованными на отечественном и зарубежном рынке.
При проектировании образовательной программы по направлению 21.04.02 – «Землеустройство и кадастры» авторами статьи предлагается следующий вид и содержание «дорожной карты» ее реализации в сетевой форме (рис. 1).
Модель «базовый вуз – академический вуз – предприятие» предусматривает осуществление образовательной деятельности с использованием ресурсов как образовательных организаций-партнеров, так и ресурсов профильных предприятий-партнеров. Согласно проекту совместная реализация ООП возможна на модульной основе. Под модулем понимается дисциплина учебного плана или логически завершенная часть учебного материала дисциплины (тема или блок взаимосвязанных тем), которая сопровождается контролем знаний, умений и навыков студентов. Основой для формирования модулей служат учебный план (таблица) и рабочие программы учебных дисциплин.
Рис. 1. «Дорожная карта» реализации ООП в сетевой форме
К отличительным характеристикам модуля относятся [5]:
- в модуле все измеряется (задание, работа, посещение занятий) и оценивается (стартовый, промежуточный и итоговый уровень знаний студентов);
- в модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля;
- в модуле все заранее запрограммировано (последовательность изучаемого материала; перечень основных понятий, навыков и умений; уровень и контроль качества усвоения).
Результаты исследования и их обсуждение
Рассмотрим пример реализации модели «базовый вуз – академический вуз – предприятие» (рис. 2). Дисциплины модуля № 2 (таблица) будут читаться ведущими учеными вузов-партнеров, по направлениям которых сформировались научные школы, имеется научно-методическая база и используются современные инновационные педагогические технологии.
У выпускающей кафедры кадастра и ГИС ТюмГНГУ сложились взаимовыгодные партнерские отношения с академическими вузами России, осуществляющими подготовку по направлению «Землеустройство и кадастры»: Государственный университет по землеустройству (ГУЗ, г. Москва), Омский государственный аграрный университет им. А.П Столыпина (ОмГАУ), Сибирский государственный университет геосистем и технологий (СГУГиТ, г. Новосибирск), Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. Д.И. Прянишникова (ПермГСХА) и др.
Проект учебного плана образовательной программы по направлению подготовки 21.04.02 – «Землеустройство и кадастры», программа «Управление недвижимостью»
№ п/п |
Номер по стандарту |
Наименование дисциплины |
Трудоемкость дисциплины |
Итоговый |
||||||||||
Всего |
Аудиторная работа |
Самостоятельная работа |
Экзамен |
Зачет |
||||||||||
Общие часы |
ЗЕТ |
Всего |
в том числе |
Всего |
в том числе |
|||||||||
лекции |
практические занятия |
лабораторные занятия |
без преподавателя |
с преп. |
||||||||||
со студентом |
с группой |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Б.1 Блок 1 |
2160 |
60 |
||||||||||||
Б1.Б.1 Базовая часть |
828 |
23 |
||||||||||||
1 |
Б.1 Б.1 |
Философия и методология науки |
108 |
3 |
51 |
17 |
34 |
0 |
57 |
52 |
2 |
3 |
1 |
|
2 |
Б.1 Б.2 |
Деловой иностранный язык |
144 |
4 |
66 |
0 |
66 |
0 |
78 |
70 |
3 |
5 |
2 |
1 |
3 |
Б.1 Б.3 |
Правовое обеспечение инновационной деятельности |
108 |
3 |
48 |
16 |
32 |
0 |
60 |
54 |
2 |
4 |
2 |
|
4 |
Б.1 Б.4 |
Математический анализ |
108 |
3 |
51 |
17 |
34 |
0 |
57 |
52 |
2 |
3 |
1 |
|
5 |
Б.1 Б.5 |
Научное обеспечение землеустройства и кадастров |
108 |
3 |
51 |
17 |
34 |
0 |
57 |
52 |
2 |
3 |
1 |
|
6 |
Б.1 Б.6 |
Территориальное планирование, градостроительство и прогнозирование в системе управления земельными ресурсами и объектами недвижимости |
108 |
3 |
48 |
16 |
32 |
0 |
60 |
54 |
2 |
4 |
4 |
|
7 |
Б.1 Б.7 |
Кадастр недвижимости как единый государственный информационный ресурс |
144 |
4 |
58 |
0 |
58 |
0 |
86 |
78 |
3 |
5 |
3 |
2 |
Б.1 В. Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента |
1332 |
37 |
||||||||||||
8 |
Б.1 В.1 |
Управление недвижимостью земельно-имущественных промышленных комплексов в условиях рыночной экономики |
108 |
3 |
26 |
0 |
26 |
0 |
82 |
74 |
3 |
5 |
3 |
|
9 |
Б.1 В.2 |
Автоматизация прогнозирования и моделирования управления недвижимостью |
144 |
4 |
58 |
0 |
58 |
0 |
86 |
78 |
3 |
5 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
10 |
Б.1 В.3 |
Научно-методические основы управления земельными ресурсами и объектами недвижимости |
144 |
4 |
74 |
16 |
58 |
0 |
70 |
63 |
3 |
4 |
3 |
4 |
11 |
Б.1 В.4 |
Психология и педагогика |
108 |
3 |
34 |
0 |
34 |
0 |
74 |
68 |
3 |
3 |
1 |
|
12 |
Б.1 В.5 |
Научно-теоретические и методические основы функционирования земельно-имущественного комплекса |
108 |
3 |
39 |
13 |
26 |
0 |
69 |
63 |
3 |
3 |
3 |
|
13 |
Б.1 В.6 |
Тематическое геоинформационное картографирование в системе управления недвижимостью |
144 |
4 |
58 |
0 |
58 |
0 |
86 |
80 |
3 |
3 |
4 |
3 |
14 |
Б.1 В.7 |
Методология планирования и организация рационального использования земель и объектов недвижимости |
108 |
3 |
39 |
13 |
26 |
0 |
69 |
63 |
3 |
3 |
3 |
|
Дисциплины по выбору студента |
468 |
13 |
||||||||||||
15 |
Б.1 В.8 |
Традиционное природопользование в системе особо охраняемых территорий или методологические подходы к формированию территорий традиционного природопользования |
108 |
3 |
48 |
16 |
32 |
0 |
60 |
56 |
2 |
2 |
4 |
|
16 |
Б.1 В.9 |
Ландшафтно-эколого-экономическая экспертиза земельно-имущественных комплексов и территорий или техническая экспертиза проектных разработок |
108 |
3 |
48 |
16 |
32 |
0 |
60 |
56 |
2 |
2 |
2 |
|
17 |
Б.1 В.10 |
Основы разработки технической и научной документации или система стандартов предприятия по разработке технической и научной документации |
144 |
4 |
99 |
33 |
66 |
0 |
45 |
41 |
2 |
2 |
2 |
1 |
18 |
Б.1 В.11 |
Обоснование земельно-кадастровых геодезических работ на городских территориях или особенности земельно-кадастровых геодезических работ на территории нефтегазовых комплексов |
108 |
3 |
48 |
16 |
32 |
0 |
60 |
56 |
2 |
2 |
4 |
|
Общее число часов лек./пр./лаб. |
2160 |
60 |
944 |
206 |
738 |
0 |
1216 |
1110 |
45 |
61 |
||||
Б.2 Практики, в том числе научно-исследовательская работа |
всего нед. |
всего ЗЕТ |
||||||||||||
19 |
Б.2 П.1 |
Учебная |
432 |
12 |
4 |
6 |
||||||||
Б.2 П.1.1 |
Технический кадастровый учет объектов недвижимости |
216 |
6 |
2 |
3 |
|||||||||
Б.2 П.1.2 |
Педагогическая практика |
216 |
6 |
2 |
3 |
|||||||||
20 |
Б.2 П.2 |
Производственная |
432 |
12 |
8 |
12 |
||||||||
Б.2 П.2.2 |
Технологическая практика |
216 |
6 |
4 |
6 |
|||||||||
Б.2 П.2.3 |
Преддипломная практика |
216 |
6 |
4 |
6 |
|||||||||
21 |
Б.2 П.3 |
Научно-исследовательская работа |
972 |
27 |
22 |
33 |
||||||||
Число недель и ЗЕТ |
1836 |
51 |
34 |
51 |
||||||||||
Государственный экзамен |
72 |
3 |
2 |
|||||||||||
Защита магистерской диссертации |
216 |
6 |
4 |
|||||||||||
Число недель и ЗЕТ |
324 |
9 |
6 |
|||||||||||
Общее число часов лек./пр./лаб./пр. |
4320 |
120 |
944 |
206 |
738 |
0 |
1216 |
1110 |
45 |
61 |
||||
Общее количество экзаменов/ зачетов/ курсовых |
10 |
14 |
Рис. 2. Проектирование модулей ООП
Наиболее вероятными партнерами-предприятиями (модуль № 3) являются: ПАО «Гипротюменнефтегаз» (Тюменский проектный и научно-исследовательский институт нефтяной и газовой промышленности им. В.И. Муравленко), Управление Росреестра по Тюменской области и его подразделение ФГБУ «ФКП Росреестра», Департамент недропользования и экологии Тюменской области.
В соответствии с учебным планом модули Б.2 П.2.2 «Технологическая практика», Б.2 П.2.3 «Преддипломная практика» и Б.2 П.2.3 «Научно-исследовательская работа» (часть модуля) будут реализованы на базе ПАО «Гипротюменнефтегаз», отделов Росреестра (землеустройство, государственный мониторинг земель, государственная кадастровая оценка, федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии, государственный земельный надзор, надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроль деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих) и кадастровой палаты (государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственный кадастровый учет объектов недвижимости и государственная кадастровая оценка).
Прохождение практик и участие в научно-исследовательской работе в ПАО «Гипротюменнефтегаз», отделах Управления Росреестра по Тюменской области и его подразделении ФГБУ «ФКП Росреестра» по индивидуальному плану дает возможность магистрантам повысить академическую мобильность и выстраивать индивидуальные образовательные траектории.
Выводы
Апробация прохождения магистрантами практик на базе ФГБУ «ФКП Росреестра» прошла в 2014 и 2015 гг., которая показала способность магистрантов:
– на первом этапе: исследовать создание и развитие учётных и регистрационных систем в России; анализировать и представлять характеристики объектам и субъектам; анализировать процесс регистрации прав на землю; освоить технологию ведения государственного кадастрового учёта объектов недвижимости на современном этапе; проводить анализ системы документов и документационного обеспечения государственного кадастра недвижимости; освоить методики технического и кадастрового учёта объектов капитального строительства; исследовать информационные ресурсы по подготовке сведений об объектах недвижимости для целей ведения государственного кадастра недвижимости; принять участие в автоматизированном процессе ведения государственного кадастра недвижимости;
– на втором этапе: написать и защитить отчёт о прохождении технологической и преддипломной практик с использованием материалов государственного кадастра недвижимости (на примере реального объекта);
– на третьем этапе: провести исследования с разработкой или совершенствованием технологий, методик; осуществить внедрение разработок; принять участие в работе конференций (внутривузовских, региональных и международных); опубликовать результаты исследования;
– на четвёртом этапе: разработать и защитить выпускную квалификационную работу (магистерскую диссертацию) по проблемной тематике в профессиональной области;
– на пятом этапе: принять участие в региональном конкурсе выпускных квалификационных работ; принять участие во Всероссийском конкурсе выпускных квалификационных работ.