Динамизм преобразований, происходящих в информационно и технологически насыщенном современном мире, усиливает потребность в гуманизации общества и ответственность образования, а также выдвигает высокие требования к самой личности, к ее способности развиваться в непрерывно изменяющихся условиях. При этом речь идет не столько об освоении возрастающего объема информации, сколько о развитии у учащихся общеобразовательных и высших учебных заведений гуманистических ценностных ориентаций, креативного мышления, творческого отношения к труду. Современный рынок труда заинтересован в таком выпускнике, который умеет думать самостоятельно, ответственно и творчески решать разнообразные проблемы в техносфере [1, с. 64].
Технологическое образование, являясь компонентом отечественного общего образования, позволяет интегрировать продуктивный опыт учащихся в различных видах деятельности, прежде всего проектной, конструкторской, раскрывать созидательные ресурсы, формировать у них технологическую культуру, личностные качества, позволяющие эффективно решать стандартные и нестандартные технологические задачи.
Формирование творческих возможностей учащегося – это системообразующий процесс, который в технологическом образовании интегрирует потенциал технологической подготовки, трудового (профессионального) воспитания, профессионального самоопределения и позволяет школьнику стать субъектом творческого саморазвития в технологической сфере.
Творческая деятельность невозможна без репродуктивной деятельности, ибо мышление вообще невозможно без памяти. Творчество есть момент взаимосвязи, диалектического единства продуктивного и репродуктивного. Исходя из общеметодологического принципа понимания развития как диалектического единства старого и нового, творчество рассматривается как процесс созидательного преобразования. В основе творчества лежит умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания. Комбинирующая деятельность воображения основана на прежнем опыте, его реорганизации и формировании новых комбинаций, знаний, умений. Необходимым условием развития творчества являются его многообразные связи с культурным целым. Развитие индивида вне общества и без деятельности невозможно. Поэтому формула «развитие человека как самоцель творчества» означает следующее [2, с. 10]:
– развитие общественного человека, общества, создающего более благоприятные условия для развития каждой индивидуальности;
– самореализация личности, развитие ее творческих способностей, достижение определенных объективных результатов, благодаря которым и происходит развитие общества.
В.И. Андреев рассматривает ряд существенных признаков, присущих творчеству как виду человеческой деятельности:
– наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
– социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности;
– наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
– наличие субъективных (личностных качеств – знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
– новизна и оригинальность процесса или результата.
Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой. В.И. Андреев справедливо утверждает, что «неотъемлемым атрибутом творчества следует считать критерий развития человека, человеческой личности, человеческой культуры и общества в целом. Другими словами, истинное творчество должно с необходимостью приводить к развитию человеческой личности, развитию человеческой культуры».
Творческие возможности личности как ценностный ресурс позволяют обеспечить систему технологического образования прогностическим критерием, соответствующим требованиям современного общества к качеству человеческого капитала, потребностям рынка труда, интересам самой личности.
В отечественной педагогической науке в настоящее время существует несколько подходов к определению сущности технологического образования (П.Р. Атутов, В.М. Казакевич, В.П. Овечкин, Г.В. Пичугина, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев, Н.Н. Шамрай). Их анализ позволил рассматривать его как прогрессивную линию развития общества, производства и человека; процесс развития творческих возможностей личности, технологической культуры и технологической компетентности учащегося через реализацию собственных умений и навыков, способности приобретать и систематизировать знания и, как результат, – адаптацию личности к социальным и технологическим изменениям и способность к решению различного вида технологических задач (стандартных и творческих).
Выявляя возможности системы технологического образования в формировании творческой личности учащегося, выделили этапы [3, с. 86]:
- дореволюционный – этап зарождения системы трудового обучения в школе, предполагающий освоение учащимися ручного труда и ремесла;
- советский – этап активного становления системы трудового обучения и трудового воспитания, политехнического образования, совершенствование содержания обучения с учетом развития производства и техники;
- современный – этап развития системы технологического образования, являющийся логическим продолжением политехнического образования.
На всех этапах особое значение имело развитие творческих возможностей учащихся, особенно в техническом творчестве. Выявлено, что перспективы технологического образования в большей степени связаны с формированием у учащихся творческих возможностей как целостной характеристики личности, свидетельствующей о ее способностях к творческой деятельности.
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребностей в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе как социальному институту, закладывающему основы для будущего выбора профессии и дальнейшего профессионального образования. Разработанная И.Б. Готской и В.М. Жучковым, модель технологического образования формирующая при этом технологическую культуру выпускника школы, выстроена структурно, выделены компоненты и связи, механизмы позволяющие учитывать взаимосвязь и взаимообусловленность всего процесса, так как в основе заложен принцип интеграции. На каждой ступени подготовки учтены этапы включения учащихся в технологическое знание и в практико-ориентированную деятельность. Знаниевая компонента технологической культуры формируется от первичных сведений об основах общенаучных и общетехнических знаний (1–4-й классы) через освоение основ общетехнических знаний (5–7-й классы) и основ общенаучных знаний (8–9-й классы) до изучения профильно-предметных основ технологических знаний (10–11-й классы). Концепция носит характер опережающего технологического образования и основным ее компонентом является фундаментализация технологического образования. Каждая ступень образования имеет конечную цель формирования различных уровней технологической культуры: знакомство, осведомленность, грамотность, компетентность. В рамках модернизации российского образования учителя технологии могут использовать данную концепцию в своей практике, разрабатывая рабочие программы на основе государственного образовательного стандарта и образовательные программы спецкурсов, элективных курсов, с учетом типа образовательного учреждения, включая и межшкольные учебные комбинаты [4, с. 108].
Технологические знания и технологическая деятельность как знаниевая и деятельностная компоненты «Технологии» взаимосвязаны между собой, однако первичными являются технологические знания, что является реализацией принципа фундаментализации технологического образования. Технологические знания подразделяются на общенаучные и технические, что формирует соответственно фундаментальное ядро и теоретические основы «Технологии». Технологическая деятельность подразделяется на производственную и экономическую, что обеспечивает овладение практико-ориентированными умениями в сфере материального производства и формирует умения и качества личности, необходимые для ее социализации в условиях рыночных отношений.
Творческая деятельность учащегося активизируется в ходе разработки и реализации коллективных творческих проектов. Акцент в ходе реализации модели формирования творческих возможностей школьника в технологическом образовании был сделан на разработку проекта в процессе конструирования технического изделия. Выделены типы конструкторско-технологических проектов, выполняемые учащимися по уровням сложности: однодетальное изделие, многодетальное изделие, узел, агрегат. Особенностью разработанной технологии формирования творческих возможностей учащегося в творческой технологической среде являлось проектирование с расширенным составом участников творческих групп, включающих, кроме школьников, студентов и педагогов, представителей промышленных предприятий. Создание поливариантной творческой технологической среды позволяет актуализировать творческие возможности учащегося, решать задачу технологического образования в русле системного синтеза «расширяющегося знания» за счет использования ее возможностей не только в процессе учебной технологической подготовки, а также во внеурочной творческой технологической деятельности; осуществлять интеграцию науки, образования и производства в рамках творческого взаимодействия субъектов. Содержательный компонент технологического образования учащихся в условиях творческой среды фиксировал целостные технологические проблемы, которые можно решить с помощью комплекса методов. Формирование творческих возможностей учащегося может осуществляться по следующим направлениям:
1. Усиление ценностно-ориентировочных, преобразовательных, коммуникативных, эстетических компонентов образовательного процесса за счет введения исследовательских практикумов, привлечения в кружки технического творчества, применения тренингов, деловых игр, игрового имитационного моделирования и других активных форм учебных занятий и внешкольных мероприятий, выполнения междисциплинарных проектных работ, развития компьютерного творчества [5, с. 18].
2. Проведение занятий по дополнительной образовательной программе «Рационализатор-изобретатель-предприниматель» (В.П. Тигров).
3. Организация проектной деятельности в форме личностно-ных заданий по конструированию реальных изделий.
4. Поддержка инициатив учащегося в форме консультаций преподавателей вуза, педагогов образовательных учреждений, специалистов-производственников по разработке программ индивидуального творческого саморазвития, по созданию социально значимых конструкторских проектов, их оформлению и реализации в условиях промышленного предприятия.
Результатами творческих достижений школьников, участвующих в разработке и реализации коллективных конструкторских проектов в условиях творческой технологической среды, являются: награды, призовые места победителей олимпиад и конкурсов технического творчества, патенты на изобретения.
Обновление программы по технологии связано с объективными реальностями, происходящими в обществе. Школа, по сути, должна выполнять «социальный заказ общества в духе времени», потому что качественным образованием считается то, которое отвечает требованиям заказчика. Заказчиком образования является общество, которое претерпевает бурные изменения. Эти изменения повысили требования к выпускнику общеобразовательной школы. Сейчас обществу нужен специалист не просто с суммой знаний, умений, а необходимо, чтобы он мог решать проблемы, возникающие в ходе перемен, происходящих в обществе. Исходя из этого, обновление программы технологического образования – вполне необходимый шаг. «Концепция модернизации образования», ориентированная на реализацию компетентностного подхода в образовании, нацеливает на формирование ключевых компетентностей, то есть готовности учащихся использовать знания по технологии, учебные ЗУН, а также способы деятельности для решения теоретических и практических задач.
Таким образом, ориентироваться в обновлении технологического образования необходимо примерной программой основного общего образования по направлению, которая является ориентиром для составления авторских программ в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, распределения часов по разделам и темам, а также путей формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческую инициативу учителя, с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательного учреждения и местных социально-экономических условий.
Особое внимание необходимо уделить при планировании программного материала в старших классах на его обновление. Основная идея обновления состоит в том, что оно должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Практика показывает, что в системе образования должны быть созданы условия для изучения своих интересов, способностей и дальнейших жизненных перспектив. Обществу необходимы не исполнители, а новаторы, и изучение технологии направлено на развитие творческой активности, потенциальных способностей учащихся посредством организации проектной деятельности, на формирование качеств предприимчивой, легко адаптированной к современной действительности личности. Освоение содержания учебного предмета «Технология» направлено на развитие мыслительной активности учащихся с применением современных информационных технологий. Исходя из этих позиций, очень важно организовать учебную деятельность на уроке посредством практико-ориентированного обучения, когда все изучаемые знания будут непосредственно применены в практической деятельности. Таким образом, учитывая обновление содержания образования, предлагаются следующие методические рекомендации: внедрить в учебный процесс современные инновационные технологии; формировать систему практико-ориентированного обучения; использовать на уроках коллективную и индивидуальную работу, направленную на развитие самостоятельности учащихся; совершенствовать методическое обеспечение технологического образования; повысить образовательный уровень учителей технологии.
Сформированность и уровень развития самостоятельности, творческой активности учеников является важнейшим условием системного и глубокого усвоения ими образовательных и специальных знаний и умений, их актуализации в практической деятельности. Дети обладают природной способностью к творчеству, процесс детского творчества является глубоко преобразующим, поскольку в качестве движущего начала всякого творчества можно рассматривать стремление к самовыражению ребёнка. Задача учителя – создать обучающую среду, которая позволит ребёнку учиться через свой опыт, находить решения самостоятельно, развивать свои когнитивные, творческие и практические способности. Ребёнок на уроках рассматривается как активный участник процесса познания, а не как объект, пассивно воспринимающий информацию. Уроки технологии – это уроки жизни. Этот школьный предмет дает учащимся необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. На уроках технологии активно используется проектный метод обучения, который позволяет повысить познавательную активность учащихся и интегрировать знания и умения, полученные на различных этапах обучения. На каждом уроке через проектную деятельность идёт развитие креативных способностей учащихся, личностных качеств, необходимым учащимся для развития конкурентоспособной личности, способной в дальнейшем правильно выбрать свой жизненный путь. Этому же аспекту подчинены и вопросы знакомства с миром профессий на уроках, анализ профессиональных планов учащихся.
Построение сотворческих отношений учителя и учеников является на уроках обязательным условием обеспечения атмосферы доверия и открытости. Создаваемая на уроках ситуация успеха помогает каждому ученику справиться с возникшими трудностями при выполнении проектных работ. Во время обучения учащихся проектированию создается такая обучающая, развивающая среда, которая сможет сделать их деятельность ориентированной в большей степени на современные запросы общества.
В заключение хотелось бы отметить, что развитие творческих возможностей у учащихся напрямую связано с творческой активностью учителя. Опыт показывает, что нужно учитывать содержательную и процессуальную стороны технологического образования, сущность личностно-ориентированного подхода. С точки зрения современной педагогики необходима разработка концепции развития творческих возможностей и потенциала личности учащегося в технологическом образовании.