Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FORMATION OF SPATIAL REPRESENTATIONS AT CHILDREN OF PRESCHOOL AGE MEANS OF DIDACTIC GAMES AND EXERCISES

Kudinova M.I. 1
1 Orenburg State Pedagogical University
The article studies spatial representations of preschool age children. This problem was studied by A.V.Beloshistaya, F.N. Blekher, L.S.Vygotskiy, A.M.Leushina, S.D.Lutskovskaya, T.A.Museyibova and others on the national level. Many of them point out that in this age the spatial orientation is formed on the basis of direct space perception and spatial relationship of verbal designations (location, distance, spatial relations between objects). For effective formation of spatial representations for preschool children a set of didactic games and exercises consisting of 4 groups was created: games and exercises on distinction of basic spatial directions in the process of position changing and orientation in space; games and exercises to find location of objects in the environment and spatial relationship between them; games and exercises aimed at verbal indication of objects’ position in space; games and exercises for orientation in sheets.
spatial representation
spatial relationship
educational games
set of didactic games
exercises
orientation in space

Формирование пространственных представлений имеет особую роль для всех видов деятельности человека, охватывая всевозможные стороны их взаимодействия с действительностью.

Пространственные представления – представления о пространственных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном взаиморасположении объектов [2, с. 263].

Формирование у детей пространственных представлений идет не только в реальном мире, но и на занятиях по математическому развитию, изобразительному искусству, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных.

Во многих философских, психолого-педагогических исследованиях показано огромное значение освоения предметного и социального пространства в моделировании ребенком полной картины мира, осознании своего места в нем. Проникая во все области взаимодействия ребенка с действительностью, пространственные представления оказывают воздействие на развитие его самосознания, личности и, таким образом, являются неотъемлемой частью процесса социализации. Полноценное развитие детей дошкольного возраста не может проходить без развития у него пространственных представлений.

Вопросами формирования пространственных представлений занимались А.В. Белошистая, Ф.Н. Блехер, Л.С. Выготский, А.М. Леушина, С.Д. Луцковская, М. Монтессори, Т.А. Мусейибова, Т.Д. Рихтерман, Н.Я. Семаго, А.А. Столяр, М. Фидлер, Е.И. Щербакова и др. Многие из них отмечают, что пространственная ориентировка идет на основе непосредственного восприятия пространства и вербального обозначения пространственных отношений (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).

А.М. Леушиной были разработаны методы и содержание формирования у детей пространственных представлений, которые применялись на практике. Предложенная ею концепция формирования элементарных математических представлений послужила источником для большинства современных исследований. Большое значение А.М. Леушина отводит способам организации занятий [4, с. 27].

С.Д. Луцковская, изучая процесс формирования у ребёнка дошкольника пространственных представлений, писала, что в дошкольном возрасте ребенок помещен в неоднородное пространство, так как его социальные связи не имеют еще четко обособленной и заданной ориентации в пространстве, обозначаемой социально значимым взрослым. Его ориентировка в пространстве осуществляется в большей мере неоднородно, разделенно, дискретно, потому что на этот процесс влияет множество факторов, которые имеют различные источники, часто в меньшей степени связанные между собой. Представления о пространственных характеристиках существуют в сознании ребенка фрагментами и с разной степенью осознанности [5, с. 18].

Формирование пространственных представлений происходит поэтапно. Так, Т.А. Мусейибова выделила четыре этапа в формировании пространственных представлений детей дошкольного возраста: ориентировка «на себе», от «любых предметов», вербальная система отсчета по основным направлениям, воплощение полученных знаний в окружающем пространстве и на плоскости.

Первоначальные представления о пространственных направлениях связаны с восприятием ребенком собственного тела. В старшей группе у детей пяти-шести лет происходит последующее овладение пространственными характеристиками, с которыми дети познакомились в предыдущей группе: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко. Так же предполагается последующее совершенствование знаний о расположении предметов в пространстве, назывании помещений дошкольного учреждения, о более близких объектах на улице. Формируются пространственные ориентировки не только на чувственной, но и вербальной основе.

У детей развивают и закрепляют навыки ориентировки в пространстве при помощи условных обозначений (стрелок-указателей), планов, маршрутов и схем; учат находить направление движения различных объектов и отражать в речи их расположение между собой. Особое место в формировании пространственных представлений занимает проведение работы по развитию умения ориентироваться на плоскости (листе бумаги, странице книги, тетради и т.п.). Наряду с этим у детей развивают умения:

– находить точку, строчку, столбец на клетчатой бумаге по описанию их места, верхний и нижний, правый и левый край листа, левый верхний (левый нижний), правый нижний (правый верхний) угол;

– располагать предметы в определенном направлении: слева (направо), справа (налево), снизу (вверх), сверху (вниз), соблюдая одинаковые расстояния.

Полезно проводить зрительные диктанты на расположение предметов (фигур) на плоскости, давать задания на составление композиций с последующим речевым обозначением их расположения между собой [1, с. 91].

Важное место в жизни ребёнка занимают дидактические игры. Дидактические игры – это игры, специально создаваемые или приспособленные для целей и задач обучения, воспитания и развития детей.

В.А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» [8, с. 34].

Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Руководя дидактической игрой, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Задачи, правила, действия игры и ее результат взаимосвязаны. Если отсутствует хотя бы одна из этих составных частей, то нарушается целостность игры, что снижает ее воспитательное значение. Совокупность составных частей будет эффективнее развивать интегративные качества дошкольников.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Педагогами-теоретиками воспитателями разработано большое количество дидактических игр, в том числе и для формирования пространственных представлений дошкольников. Опыт работы со студентами факультета дошкольного и начального образования показывает, что при подготовке студентов к практике и при написании ими выпускной квалификационной работы нужно обращать их внимание на то, чтобы не просто использовали отдельные игры, а умели составлять комплекс дидактических игр с учетом содержания и методики работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников разных возрастных групп.

Заметим, что «этапы пространственной ориентации «на себе», от себя» и «от объектов», «от другого человека» не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в сложные диалектические взаимоотношения. Ориентировка «на себе» – не только определенная ступень, но и непременное условие и при ориентировке в расположении предметов как «от себя», так и «от объектов» [6, с. 137].

Учитывая это, на формирующем этапе эксперимента был составлен комплекс дидактических игр и упражнений по формированию пространственных представлений у старших дошкольников, который состоит из 4 групп:

– 1 группа. Игры и упражнения на различение основных пространственных направлений в процессе изменения положения в пространстве и ориентировке «на себе»; Игры и упражнения на ориентировку в пространстве (усложнение – с закрытыми глазами);

– 2 группа. Игры и упражнения на нахождение местоположения предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между ними;

– 3 группа. Игры и упражнения, направленные на вербальное обозначение положения предметов в пространстве;

– 4 группа. Игры и упражнения для ориентировки на плоскости листа.

Представленные группы дидактических игр и упражнений, направленные на ориентировку в пространстве, различны по своим целевым установкам и конкретным дидактическим задачам. Также их содержание, характер, игровые действия и правила различаются по степени трудности.

Приведем примеры дидактических игр и упражнений из данного комплекса.

1 группа игр

Перед данными играми проводятся упражнения (Покажи рукой, направление вперед, назад, влево, вправо; Где у тебя находятся брови, выше глаз или ниже? Где у тебя находится рот, выше носа или ниже?).

Игра № 1. «Куда пойдешь, что найдешь».

Программное содержание:

– упражнять детей в правильном различении и обозначении словами основных пространственных направлений (вперед – назад, направо – налево);

– упражнять детей в применении различных пространственных терминов для обозначения местоположения предмета в пространстве (в, на, над, за, под и др.).

Организация и ход игры: Пока детей нет в группе, педагог прячет игрушки в разных местах групповой комнаты. Например: слева от предполагаемого месторасположения по ходу игры – зайчика; справа за столом – куклу; сзади за тумбочкой – флажок; впереди под ковром – карандаш.

Игрушки и вариативность их расположения могут быть самыми различными. В начале игры педагог говорит детям, что нужно найти спрятанные в групповой комнате игрушки. Педагог приглашает одного из детей, и говорит ему: «Налево пойдешь – зайчика найдешь; Направо пойдешь – куклу найдешь; Вперед пойдешь – карандаш найдешь; Назад пойдешь – флажок найдешь; Куда ты пойдешь?».

Ребенок выбирает направление и называет его. Далее педагог предлагает идти искать спрятанную там игрушку. Когда ребенок нашел игрушку, он громко сообщает, где он ее нашел. («Я пошел направо и нашел куклу за столом») и т.п.

Игровое действие в игре – поиск спрятанной игрушки.

Обучающее правило в данной игре, включает ряд последовательных действий: выбрать и назвать направление поиска игрушки; правильно пойти в выбранном направлении; обозначить месторасположение найденной игрушки.

Постепенно можно усложнять условия игры. Добавлять другие направления движения, увеличивать количество игрушек и участников игры, что придаст ей соревновательный характер. Это позволяет педагогу проводить данную игру с детьми 5-го года жизни, так и более старшего возраста. При этом можно применять эффект выигрыша («Кто быстрее найдет»).

Последующее усложнение выражается в том, что ребенку в процессе быстрого передвижения в пространстве педагог предложит определить сразу несколько пространственных направлений. На это направлен следующий вид игры.

Игра № 2. «Найди игрушку».

Игровое действие данной игры – также поиск спрятанной игрушки.

Игра строится по типу выполнения ребенком индивидуальных заданий. Воспитатель последовательно называет направления поиска, а ребенок должен двигаться к месту, где педагог спрятал игрушку. Приглашенному ребенку предлагается, например, дойти до стола, повернуть налево, найти дорожку, дойти до поворота, повернуться направо и там искать игрушку, которую спрятали.

2 группа игр

Перед данными играми проводятся упражнения (Встань слева от Димы, впереди Наташи, справа от Лены; Поставь лошадку за домик, поставь вазу на окно (под окно), поставь коробку слева от стола и т.д.; Поставь кубик в центр комнаты, поставь игрушку около двери).

Игра № 1. «Что изменилось?»

Программное содержание: упражнять детей в назывании местоположения предметов относительно друг друга.

Ход игры: На полу лежит 4 предмета. Дети запоминают, как были расположены предметы. Далее закрывают глаза, а в это время педагог меняет местами пару предметов. Дети открывают глаза и рассказывают о том где предметы стояли раньше и где сейчас.

Игра № 2. « Художники».

Программное содержание: упражнять детей в назывании местоположения предметов относительно друг друга.

Ход игры: Педагог предлагает детям нарисовать картину. Вместе с детьми он продумывает ее сюжет: цирк, город или театр и т.д. Далее каждый начинает рассказывать о задуманных элементах картины, делает пояснения, где он должен находиться относительно других предметов. Педагог заполняет картину элементами, которые предлагают дети, и рисует ее мелом на доске, фломастером на листе бумаги или на интерактивной доске. В данной игре могут быть применены слова: вверху, внизу, справа, слева, от, за, рядом, между, около, перед.

3 группа игр

Игра № 1. «Что изменилось?»

Программное содержание: развивать умение словом обозначать расположение предмета в пространстве и расположение предметов между собой.

Ход игры: Педагог показывает комнату со всей обстановкой и предлагает детям сделать в ней перестановку. Один из участников игры не должен смотреть, как осуществляется перестановка предметов. Затем ему предлагается отгадать, какие предметы, откуда и куда были перестановлены.

Отгадывающий должен сказать, как стоял тот или иной предмет и что с ним сделали. Например: «Тумбочка стояла слева от кровати, а теперь стоит справа от кровати» и т.д. Когда дети поняли правила и игровые действия, можно сделать несколько перестановок. Педагогу следует обращать большое внимание на речь детей.

Игра № 2 «Что справа?»

Программное содержание: учить детей определять словом расположение предметов от себя (впереди – сзади, справа – слева, вверху – внизу).

Ход игры: Педагог предлагает ребенку встать в центре комнаты и назвать, что находится сзади него, впереди и т.п. Ребенок должен говорить полным предложением: – «Сзади от меня находится стол».

После данных игр проводятся упражнения (Где стояло кресло? – Справа от дивана!; Книга лежала на столе, куда ее переложили? – На полку!; Что находится сзади от тебя? – Стол!; Где стоит стул? – Слева от меня!).

4 группа игр

Перед данными играми проводятся упражнения (Расскажи, где на картинке находится бабочка, в левом верхнем углу или в правом?; Где находится квадрат на картинке? – В нижнем левом углу!; Поставь точку в центре листа, отсчитай две клетки вверх, поставь точку, три клетки влево и т.д.).

Игра № 1. «Расскажи про свой узор».

Программное содержание: учить детей ориентироваться на плоскости (лист бумаги, картинка).

Ход игры: Всем детям раздали листы бумаги с изображенными на них узорами. Они должны рассказать, где расположены элементы узора: в левом нижнем углу – треугольник, в правом верхнем углу круг и т.д.

Игра № 2. «У кого что получилось».

Программное содержание: учить детей ориентации на плоскости (лист бумаги, картинка).

Ход игры: Воспитатель заранее задумывает какую-нибудь фигуру и рисует ее на листке согласно клеточкам. На листах в клеточку, дети под диктовку воспитателя ведут линию (три клетки направо, одна вниз, 2 клетки влево и т.п.). Если ребенок выполнял все указания правильно, то у него получится та фигура, которую задумал воспитатель.

Формирование пространственных представлений имеет огромное значение: благодаря этому активизируется речь, пополняется словарный запас; формируются навыки ориентировки на улице и проезжей части; ориентировка на своем теле дает возможность познать части тела как отдельные анатомические единицы; ориентировка на листе бумаги готовит ребенка к обучению в школе; развивается логическое мышление, воображение, кругозор.