Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL ASPECT OF FORMATION OF PROFESSIONAL OBSERVATION AND MEMORY AT POLICE OFFICERS

Volkov A.A. 1
1 Stavropol State Pedagogical Institute
In article process of formation of professional observation and memory as the special type of psychological training of staff of law-enforcement bodies which is successfully used in initial training of police officers is analyzed. The pedagogical technique of formation is directed first of all to development of professional observation and memory as leading component of this structural element of psychological readiness of employees, and also psychological abilities in that part them which is caused by this component. According to the author, studying operational and service activity of police officers, it is possible to come to a conclusion that the leader in structure of their practical actions is communicative process, obtaining information, and her storing. Law-enforcement process is based of these prints of information in memory of the employee. Exercising the subjective right, the participant of legal relationship acts on the basis and within the existing precepts of law.
pedagogical technique of trainings of professional observation and memory
psychological readiness
methods of storing
component
information
subjective right

Предоставляя гражданам и их объединениям определенные права и свободы, законодательство любой страны устанавливает конституционные пределы осуществления этих прав. Наблюдая, как граждане реализуют свое субъективное право (как предусмотренная законом и обеспечиваемая государством мера возможного (дозволенного) поведения лица по удовлетворению своих законных интересов), сотрудник полиции на основании воспринимаемой информации анализирует ее по плану: основная мысль (осмысливание запоминаемого); факты и события (что, когда и где происходит); причины происходящих событий; выводы и источник информации. В случае незаконного ограничения прав и свобод граждан или их объединений должны следовать меры правового воздействия в отношении виновных лиц и организаций, поэтому тренировка умений и навыков запоминания, включающая в себя: запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей, информации; сохранение в памяти того, что было запомнено; узнавание при повторном восприятии и воспроизведение запомненного, – является одной из основных в системе психологической подготовки к оперативно-служебной деятельности.

Психолого-педагогические исследования (А.А. Смирнова, П.И. Зинченко, В.Я. Ляудис) показали, что наиболее эффективными являются следующие приемы запоминания: выявление взаимосвязей уже усвоенного и запоминаемого материала, расстановка смысловых частей, воспроизведение запоминаемого материала, сочетание запоминаемого материала в целом и отдельных его фрагментов. Наиболее продуктивно запоминается материал, связанный с целью профессиональной деятельности, с ее основным содержанием, что «приводит к образованию специфической для данного коллектива социально-психологической атмосферы» [7]. В этих случаях даже непроизвольное запоминание может быть более продуктивным, чем произвольное. Следует учитывать влияние эмоций на процесс запоминания. Оно будет более продуктивным, если восприятие осуществляется на фоне повышенных эмоциональных состояний. Когда явление и событие затрагивают чувства, то мыслительная деятельность свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого будет более активна, заставляя неоднократно возвращаться к пережитому. Это основное содержание психики человека, определяющее мотивацию его поведения «в определенной, фиксирующей этот мир структуре … в сознании» [1]. Профессиональная деятельность «определяется системой научного мировоззрения, научно-осознанными социальными целями общества» [5].

В данной статье представлены материалы исследования, которые проводились в ходе комплексного эксперимента по психологической подготовке сотрудников органов внутренних дел в учебных подразделениях (центрах) МВД, ГУВД. Они позволили проверить сделанные ранее выводы, а также преследовали решение других исследовательских задач, прежде всего, изучение процессов формирования основных компонентов психологической подготовленности, степени их сформированности, реальных возможностей и целесообразности их формирования в условиях учебного центра. Прежде всего, изучались психологические особенности формирования профессиональной наблюдательности и памяти сотрудников в ходе специальных тренировок, которые воспринимаются как «традиционный процесс усвоения некоего стабильного набора профессиональных знаний, умений и навыков» [6], «неотъемлемые элементы воспитательного процесса» [4]. Для их проведения был использован сборник упражнений, в который входили: тренировки восприятия и оценки звуковых сигналов, времени, отличительных признаков человека и других особенностей оперативно-служебной деятельности в процессе профессионального наблюдения сотрудника; тренировки восприятия обстановки места происшествия в процессе профессионального наблюдения сотрудника; тренировки восприятия и запоминания сведений, представляющих оперативно-служебный интерес (фамилии, адреса, инструкции, планы и схемы, номера автомашин, словесный портрет и другие особенности оперативной обстановки); тренировки наблюдения сотрудника в ситуациях опознания разыскиваемых лиц, автомашин и оценки обстоятельств, требующих немедленных действий [3].

Принципами, положенными в основу методики проведения тренировок профессиональной наблюдательности и памяти, выступили: строгая профессионализация материала (подбор заданий, соответствующих реально существующим в служебной деятельности сотрудников); строгое построение методик тренировок на основе научных рекомендаций; проведение тренировок при выраженном интересе к ним обучающихся сотрудников, личного стремления последних к развитию у себя необходимых для службы качеств и добросовестного отношения к выполнению заданий; построение методики тренировок с ориентацией на всемерную активизацию мышления обучаемых; использование любых данных для максимального вооружения обучаемых рекомендациями по вопросам, как различать, как наблюдать, как запоминать; тренировка на предельно высоком, но доступном уровне трудности; изучение индивидуальных особенностей исходного уровня и процесса развития качеств, регулирование трудностей на этой основе [2]. Тренировки профессиональной наблюдательности и памяти сотрудников проводились преподавателями учебного центра с базовым психологическим образованием ежедневно по распорядку дня по 20 мин с 9 часов (до начала занятий). Всего проводилось около 80 тренировок в течение всего периода обучения сотрудников в учебном центре. Перед началом очередной серии тренировок профессиональной наблюдательности и памяти с преподавателями проводились установочные занятия, а также велась работа по подготовке дидактического материала. На установочном занятии для сотрудников на конкретных примерах были разъяснены суть, содержание, задачи и значение тренировок профессиональной наблюдательности и памяти. Тренировки осуществлялись на предельно высоком по доступности уровне трудности. Постоянно отмечались результаты, достигаемые отдельными сотрудниками и экспериментальной группой в целом, что способствовало повышению целеустремленности тренировок по профессиональной наблюдательности и памяти, уточнению самооценки сотрудников по этим вопросам.

При опросе выявлялось мнение о положительном влиянии на сотрудников упражнений, используемых в тренировках профессиональной наблюдательности и памяти. В результате ранжирования мнений сотрудников, упражнения расположились в следующей последовательности: выявление подозрительных лиц по внешним признакам (89 %); развитие наблюдательности и внимания в ситуации режима пропуска в здание суда и судебное помещение (88 %); узнавание лица по словесному портрету в зале судебных заседаний (88 %); выявление агрессивных действий правонарушителей (85 %); восприятие отличительных особенностей лица человека и составление словесного портрета (85 %); развитие наблюдательности, внимания в ситуации преследования обвиняемого (84 %); развитие наблюдательности, внимания и памяти в ситуации совершения хулиганских действий (83 %); запоминание примет автомашин (83 %); запоминание номеров автомашин (83 %); запоминание знаков дорожного движения (83 %); развитие наблюдательности и внимания в ситуации нарушения общественного порядка у здания суда при скоплении людей (83 %); развитие наблюдательности и внимания при нарушениях в зале судебных заседаний (81 %); развитие наблюдательности, внимания и памяти в ситуации беседы сотрудника со свидетелями преступления (80 %); развитие наблюдательности, внимания и памяти в ситуации задержания сотрудником правонарушителя (80 %); опознание лиц, уклоняющихся от явки в суд или к следователю (77 %); развитие наблюдательности и памяти при подготовке спортивных помещений к соревнованиям (76 %); запоминание фамилий и адресов на слух (76 %); узнавание лица по фотороботу (76 %); запоминание заданий, инструкций, словесного портрета (76 %); определение источника, направления на источник звука и расстояние до него (76 %); ознакомление с иллюзиями восприятия (75 %); развитие глазомера (75 %); развитие наблюдательности, восприятия поведения группы людей в спортивных помещениях (73 %); развитие наблюдательности и внимания на месте правонарушения (72 %); запоминание лиц людей и их фамилий участников судебного процесса в судебном помещении (72 %); непроизвольное запоминание отдельных лиц в толпе у здания суда (72 %); узнавание лица по фотографии на документе (72 %); восприятие отличительных особенностей одежды, позы, походки, жестов, привычек, характерных примет человека (72 %); идентификация голоса находящихся в зале судебных заседаний (71 %); идентификация психических состояний свидетелей, потерпевших, обвиняемых, родственников (71 %); развитие профессиональной чувствительности на тренирующих фотоальбомах (71 %); запоминание планов, схем охраняемых зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений и их мысленное представление (71 %); развитие наблюдательности, внимания и памяти в учебной ситуации «похищения» свидетеля, потерпевшего, обвиняемого (70 %); развитие наблюдательности и непроизвольного запоминания при восприятии здания (70 %); непроизвольное запоминание примет автомашин (70 %); запоминание предметов в помещении (67 %); развитие точности восприятия времени (66 %); восприятие вещественных доказательств на ощупь (64 %); запоминание вещественных доказательств на столе (62 %).

Эти упражнения использовались преподавателями на тренировках профессиональной наблюдательности и памяти сотрудников полиции. Так, на первой неделе обучения использовалось 10 упражнений, а на последней неделе – 26 упражнений; несмотря на рост количества упражнений в тренировках, это дало и больший прирост эффективности тренировок. Средние оценки за неделю в тренировках профессиональной наблюдательности и памяти показывают, что, несмотря на увеличение количества упражнений, уровень сформированности профессиональной наблюдательности и памяти сотрудников вырос [3]. Используемая в ходе тренировок профессиональной наблюдательности и памяти сотрудников последовательность и количество упражнений по неделям обучения в целом была продуктивной. Однако необходимо искать более оптимальные пути ее составления для более интенсивного повышения уровня профессиональной наблюдательности и памяти у сотрудников. Уровень сформированности навыков по отдельным упражнениям профессиональной наблюдательности и памяти у сотрудников в конце каждой серии упражнений превышает его начальные результаты. Так, средняя оценка уровня сформированности навыков сотрудников по отдельным упражнениям в начале тренировок равна 2,8 балла, а в конце тренировок – 4,3 балла, что составило 154 % роста.

Наибольший прирост уровня профессиональной наблюдательности и памяти у сотрудников был достигнут в ходе развития наблюдательности и внимания в ситуации режима пропуска в здание и концертный зал (158 %); наблюдательности и непроизвольного запоминания при восприятии зданий (159 %), восприятие отличительных особенностей лица человека и составление словесного портрета (160 %), запоминанию фамилий и адресов на слух (161 %), узнавание лица по словесному портрету в концертном зале (162 %). Наименьший прирост уровня профессиональной наблюдательности и памяти у сотрудников был достигнут в упражнениях по запоминанию предметов на столе (133 %), восприятию предметов на ощупь (134 %), развитию точности восприятия времени (135 %), развитию непроизвольного запоминания в ситуации нарушения общественного порядка у дворца спорта при скоплении людей (136 %), узнаванию лица по фотороботу (137 %), развитию наблюдательности, внимания и памяти в учебной ситуации «похищение» свидетеля, потерпевшего, обвиняемого (138 %). Вместе с тем необходимо отметить, что разные упражнения имели не только разное количество тренировок у сотрудников, но и были включены в процесс формирования профессиональной наблюдательности и памяти на разных этапах обучения, то есть после того как сотрудники получили определенные навыки по другим упражнениям в тренировках.

Таким образом, наблюдается положительное влияние тренировок профессиональной наблюдательности и памяти на повышение уровня этих качеств у сотрудников. В ходе тренировок профессиональной наблюдательности и памяти сотрудников преподаватели вели текущий контроль и учет выполнения упражнений в специальном журнале. В начале, середине и в конце обучения нами осуществлялись контрольные срезы по оперативному запоминанию абстрактных фигур и оперативному запоминанию предметов на столе, а также опознанию лиц по словесному портрету. В экспериментальной группе динамика роста оперативного запоминания фигур на +4 % выше, оперативного запоминания предметов на столе – на +35 % выше, опознания по словесному портрету – на +230 % выше, чем в контрольной группе. При этом в каждом контрольном срезе предыдущие результаты значимо отличаются от последующих результатов. Можно сделать вывод: тренировки на профессиональном материале позволяют за короткий срок значительно повысить уровень наблюдательности и памяти сотрудников, о чем свидетельствуют различия между навыками по оперативному запоминанию предметов на столе (135 %). Наряду с этим нужно отметить, что особо низкие результаты опознания по словесному портрету дают значительный прирост (385 %) данного навыка. Все это подтверждает положительное влияние тренировок профессиональной наблюдательности и памяти сотрудников в ходе обучения в учебном центре [2]. Кроме аудиторных тренировок по словесному портрету, проводился также розыск конкретного сотрудника или преподавателя по его словесному портрету в перерывах между занятиями. Словесный портрет объявлялся всем сотрудникам на первом часе занятий. Проводился аналогичный розыск по фотографии, фотороботу. Контроль успешности осуществлялся через дежурную часть учебного центра. Сотрудник, обнаруживший разыскиваемое лицо, докладывал об этом дежурному, при правильном решении задачи он получал талон, по которому ему выставлялась оценка. Всего таких талонов в дежурной части ежедневно было три. Контроль успешности выполнения такого упражнения показал, что на первой неделе обучения лицо обнаруживалось лишь к 16 часам, а количество человек, обнаруживших его, не превышало 5–6, хотя оценки получали только первые трое. В конце обучения обнаружение осуществлялось, как правило, после первых двух часов занятий, а число обнаруживших возросло до 10–12 человек.

Контроль времени обнаружения разыскиваемых сотрудников и преподавателей в процессе тренажа по словесному портрету показал, что розыск сотрудников и преподавателей по фотографии осваивается сотрудниками за первую неделю обучения, розыск по фотороботу – за вторую неделю, а розыск по словесному портрету за две недели не достигает успешности розыска по фотографии, так как он более сложен и по психологическим механизмам, и методике формирования. Всего было проведено 30 тренировок тренажа по словесному портрету, из них: 10 – по розыску сотрудников, преподавателей по фотографии; 10 – по розыску сотрудников, преподавателей по фотороботу; 10 – по розыску сотрудников, преподавателей по словесному портрету. Изучение мнения сотрудников о степени влияния упражнений тренажа по словесному портрету на сотрудников показал, что наибольшее влияние оказал на них тренаж по розыску сотрудников, преподавателей по фотографии, а наименьшее – розыск по ориентировкам. Можно предположить, что переход на сложный материал, каким выступает тренаж по ориентировкам, должен быть тщательно подготовлен, быть контролируемым и оцениваемым. В порядке пробы сотрудникам через радиоретрансляционную сеть учебного центра ежедневно объявляли 2–3 фактические, наиболее важные ориентировки о розыске лиц, вещей, транспорта. Сотрудники отмечали, что это активизирует их внимание и что когда они «едут в автобусе», то наблюдают «кто вошел, во что одет»; такие психологические установки положительно сказывались и в период несении службы. Сотрудники экспериментальных групп задерживали лиц за правонарушения чаще, чем в контрольной группе. Это объясняется установкой сотрудников на выявление того, что требует от них особой наблюдательности. Например, в беседе сотрудники отмечали, что тренировки профессиональной наблюдательности и памяти очень помогают, что они постоянно обращают внимание на особенности поведения людей, окружающую обстановку и не только в рабочее время. По описанию сейчас уже могут составить образ человека.

Изложенное в статье позволяет сделать следующие выводы: тренировки дают существенную прибавку в ускорении развития качества профессиональной наблюдательности и памяти сотрудников; тренировки мало развивают общие свойства памяти и внимания, но существенно – профессиональную память и внимание, способность подмечать и запоминать профессионально значимую информацию; развитие разных характеристик профессиональной памяти и внимания имеет разную успешность (особенно трудно развивается умение наблюдательности при осуществлении розыска на основе словесного портрета); существенную роль для развития внимания и памяти играет методика обучения (содержание решаемых психологических задач, количество тренировок, качество стимульного (дидактического) материала, ежедневное проведение тренировок по 20 минут, материально-техническое обеспечение (проведение занятий в специально оборудованном кабинете психологической подготовки), уровень методической подготовки преподавателя; возможности развития профессиональной наблюдательности и памяти не исчерпываются описанием, которые доказывают лишь важность и продуктивность развития (существенную роль может играть непосредственное обучение приемам профессиональной наблюдательности и памяти); по нашему мнению, в нормативные акты следует внести изменения, выделив тренировки профессиональной наблюдательности и памяти как один из видов занятий по психологической подготовке сотрудников в учебных центрах и сотрудников в период служебной подготовки.