В настоящее время рынок труда требует новых подходов к профессиональной подготовке специалиста. Данные требования привели к изменениям, протекающим в образовании и ведущим к его модернизации, приближая уровень подготовки специалиста к современным требованиям науки и экономики страны. Поэтому первостепенной задачей, стоящей перед педагогическим коллективом колледжа, является обеспечение студентов необходимыми знаниями, умениями и навыками в соответствии с выбранной квалификацией. В процессе профессиональной подготовки студенты учатся ставить цели, грамотно действовать в той или иной ситуации, находить правильные решения, так как конкурентоспособному специалисту нового поколения уже недостаточно обладать базовыми профессиональными знаниями и умениями, ему необходимо быть компетентным при осуществлении профессиональной деятельности, мобильным, способным к профессиональному росту.
Все первокурсники, находясь на начальной стадии профессиональной подготовки, имеют разный уровень профессионально значимых знаний, умений и навыков, в связи с чем в процессе их подготовки могут возникать разного рода трудности, а значит, возникает необходимость оказания педагогом квалифицированной своевременной помощи студенту. Одним из видов такой помощи может стать педагогическое сопровождение, которое способно обеспечить комфортное продвижение студентов к достижению высоких результатов в процессе профессиональной подготовки.
Определение целевых ориентиров, в процессе педагогического сопровождения поможет студенту избежать всевозможных трудностей в процессе профессиональной подготовки. Н.Я. Сайгушев отмечает, что постоянная направленность рефлексии на реализуемые «действия» и «получаемые результаты» позволяет студенту контролировать, оценивать и корректировать свою деятельность [10, с. 144].
Педагоги, работая над отбором содержания для обеспечения продуктивной организации профессиональной подготовки, стремятся активизировать практическую деятельность студентов, помочь им как можно более полно раскрыть себя и свои способности.
Само понятие «педагогическое сопровождение» используется учеными довольно часто, несмотря на то, что появилось в отечественной науке не так давно. Для осмысления данного термина мы провели его анализ.
Педагогическое сопровождение рассматривается в работах разных ученых, раскрывая сущность его направленности: сопровождение процесса деятельности детских и молодежных организаций (М.И. Рожков); сопровождение явления детского лидерства (А.Л. Уманский), сопровождение субъекта (А.В. Мудрик, Ж.А. Захарова, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова и др.), сопровождение одаренных старшеклассников (В.А. Лазарев, С.В. Маркова), педагогическое сопровождение детей-инвалидов (Н.В. Шеламова), педагогическое сопровождение социализации подростков (М.Г. Дмитриев), педагогическое сопровождение социально-профессиональной адаптации учащихся (И.А. Паншина), педагогическое сопровождение профессиональной самореализации студентов колледжа (Ю.К. Копейкин), педагогическое сопровождение семьи (А.В. Пелихова, О.В. Панова).
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что авторы, рассматривая сопровождение, придерживаются мнения, о том, что сопровождение – это разноплановое движение и, изменяя фокус сопровождения, можно получить разные его виды (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова и др.).
Наиболее подробно понятие сопровождения представлено в работах М.Р. Битяновой и рассматривается ею как система профессиональной деятельности педагога, направленная на создание условий для развития продуктивных отношений студентов и педагогов в образовательном процессе [1, с. 53].
По мнению Н.Ф. Родионовой и А.П. Тряпицыной, сопровождение в педагогике следует рассматривать как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого [8, с. 12].
Сопровождение как таковое направлено на личностный рост студента в субъектной, социальной, профессиональной и других сферах. Оно необходимо субъекту для успешной социальной адаптации и выбора оптимальных решений в различных ситуациях, связанных с личностным, жизненным и профессиональным самоопределением, необходимыми для успешной социальной и профессиональной адаптации в будущем.
Следует отметить, что к разным видам взаимодействия относятся сопереживание, содействие, сотворчество, сотрудничество, отражая в своей совокупности психолого-педагогическую составляющую сопровождения.
В.А. Лазарев определяет сущность сопровождения как усиление позитивных факторов развития и имеющихся способностей и нейтрализацию действия негативных факторов [4, с. 115]. Непосредственно в профессиональной подготовке затруднения, возникающие у студента, и являются негативными факторами. Они способны оказывать влияние на снижение самомотивации студентов к овладению выбранной профессией, а следовательно, тормозить процесс формирования профессионально значимых знаний, умений, навыков и качеств, столь необходимых квалифицированному специалисту. Важную роль в устранении затруднений у студента играет педагог, который в процессе субъектного взаимодействия с ним анализирует причины возникающих трудностей, а затем в процессе тесного сотрудничества они совместно ведут поиск путей их устранения. При этом педагогическое сопровождение можно рассматривать посредством реализации следующих шагов в совместной деятельности педагога и студента:
– диагностика возникшей проблемы;
– поиск возможных путей решения проблемы;
– обсуждение вариантов разрешения данной проблемы и выбора одного наиболее оптимального пути ее решения;
– оказание дозированной помощи на этапе реализации плана решения. Этого мнения придерживаются такие ученые, как А.П. Тряпицына, Л.Н. Бережнова, Е.И. Казакова, М.Р. Битянова и др.
Несмотря на то, что имеющийся количественный и качественный показатели опыта у педагога и студента различны, но объединение их усилий, направленное на обеспечение необходимых условий для качественной профессиональной подготовки студента, накопление практических умений и навыков по квалификации, укрепляют их партнерские отношения в процессе поиска и принятия совместных решений.
Следует заострить внимание на том, что субъекту профессиональной подготовки в процессе педагогического сопровождения предоставляется возможность самостоятельно принимать решение о необходимости оказания ему помощи. Кроме того, «создание условий» говорит о свободе выбора субъектом развития того или иного пути решения проблемы.
Это приводит к выводу, что педагогическое сопровождение как таковое обеспечивает совместное со студентами определение их интересов, склонностей, способностей, умения ставить и достигать цели, а также, при необходимости, способствует нахождению совместного поиска возможностей и способов преодоления затруднений, препятствующих профессиональной подготовке. У каждого студента имеются свойственные только ему как трудности в освоении выбранной квалификации, так и потребности в повышении качества профессиональной подготовки. Следовательно, возрастает уровень требований к организации индивидуальной деятельности студентов. Именно на это и направлено построение индивидуальной траектории профессиональной подготовки студента.
Построение индивидуальной траектории дает обучающемуся возможность осваивать практические умения и навыки по изучаемым темам на достаточном уровне или углубленно использовать для лучшего понимания изучаемого материала наглядные средства или воспринимать материал только на слух, самостоятельно осуществлять конспектирование или работать по технологической карте совместно с преподавателем и т.д. [9, с. 202]. При этом следует понимать, что особая роль при продвижении обучающегося по индивидуальной траектории принадлежит преподавателю, осуществляющему педагогическое сопровождение процесса профессиональной подготовки студента. Важным здесь является то, что преподавателю необходимо сохранить логику предмета, его структуру и содержание, за счет фиксированного объема фундаментальных образовательных критериев, которые совместно с индивидуальной траекторией профессиональной подготовки обеспечат студенту не только нормативное достижение уровня обучения, необходимого для качественного овладения выбранной профессией, но и более высокий уровень подготовки. Именно в процессе педагогического сопровождения построение индивидуальной траектории профессиональной подготовки позволяет не только систематизировать оценивание индивидуальных достижений сопровождаемого в процессе его профессионального роста с учетом его способностей и склонностей, уровня сформированности требуемых умений и навыков, но и отследить динамику результатов, своевременно совместно скорректировать дальнейшую деятельность студента.
С.И. Ожегов в толковом словаре русского языка понятие «траектория» определил как «линия движения чего-либо» [6, с. 615].
Рассматривая движение, с позиции развития человека, Ф.И. Перегудов отмечает, что это не что иное, как обозначение его настоящего и ориентация на дальнейшую цель [7, с. 67].
Э.Ф. Зеер отмечает, что «индивидуальная траектория профессионального становления личности характеризуется изменением направления вектора развития, обусловленным нарушением последовательного, линейного, упорядоченного процесса профессионального становления и образованием моментов неустойчивости (точек бифуркации). «Нарушителями» эволюционного развития выступают психологические барьеры: дезадаптация, кризисы, деформации, профессионально обусловленные акцентуации, социально-профессиональные инциденты, неблагоприятное стечение обстоятельств, случайности. Область, ограниченная этими координатами, образует личностно-профессиональный потенциал человека» [2, с. 82].
В процессе профессиональной подготовки студенту свойственно сознательное или бессознательное изменение себя, приводящее его к развитию.
Процесс развития не должен отождествляться только с развитием умственных способностей субъекта, необходимо понимать, что развитие подразумевает общее развитие всех слагаемых его личности, включая и профессиональное развитие.
Важно, чтобы данный процесс профессионального развития студентов был не хаотичным, а целенаправленно сопровождаемым педагогом на разных этапах продвижения к профессиональной готовности студента к выполнению трудовой деятельности.
Материалы и методы исследования
В КГКП «Костанайский профессионально-технический колледж» УОАКО апробация педагогического сопровождения процесса повышения качества профессиональной подготовки студентов ведется с 2012 года.
Перед проведением исследования по проблеме определения готовности педагогов колледжа к апробации педагогического сопровождения с целью повышения качества профессиональной подготовки студентов с педагогами были проведены:
– индивидуальные беседы, в ходе которых определялся уровень владения информацией, как о педагогическом сопровождении, так и о возможностях построения индивидуальной траектории профессиональной подготовки студентов колледжа;
– наблюдение за деятельностью педагогов на уроках и дополнительных занятиях со студентами с целью определения их стиля взаимодействия;
– посещение уроков с целью определения уровня организации индивидуальной работы со студентами на разных этапах занятия.
Далее преподавателям и мастерам производственного обучения было предложено ознакомиться с теоретическими основами педагогического сопровождения, построения индивидуальной траектории профессиональной подготовки, осуществить отбор основных понятий, которые, по их мнению, ярче всего характеризуют данные виды деятельности. Важным являлось и то, что дополнительно следовало аргументировать направленность педагогического сопровождения и построения индивидуальной траектории профессиональной подготовки студентов. Педагогам указывалось, что желательно рассматривать данные виды деятельности с позиции субъект-субъектного взаимодействия педагога и студента. Затем был проведен практический семинар, в ходе которого было проведено анкетирование с целью определения уровня знаний педагогов о педагогическом сопровождении и построении индивидуальной траектории профессиональной подготовки студентов колледжа.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты анкетирования позволили оценить представление педагогов о педагогическом сопровождении процесса повышения качества профессиональной подготовки студентов колледжа, а также об особенностях построения индивидуальной траектории профессиональной подготовки, направленной на достижение наиболее высоких результатов как с мотивированными, так и немотивированными студентами.
Для этого педагогам колледжа было предложено завершить фразу: «Педагогическое сопровождение процесса повышения качества профессиональной подготовки студентов – это…». Наиболее частыми были следующие ответы на данный вопрос:
«Помощь педагога студенту для достижения максимальных результатов в процессе профессиональной подготовки» – 38 %.
«Опора на индивидуальные особенности, способности и склонности студентов для более качественной профессиональной подготовки» – 9 %.
«Мотивирование студентов к обучению и профессиональному росту» – 22 %.
«Особый подход к студентам, направленный на повышение качества их профессиональной подготовки» – 18 %.
«Тесное взаимодействие педагога и студентов на протяжении профессиональной подготовки по выбранной ими профессии» – 13 %.
Полученные ответы подтверждают слабо сформированное представление педагогов о целях и задачах педагогического сопровождения. Понятие «педагогическое сопровождение» педагоги не соотносят с сотрудничеством, соуправлением, при этом в ответах звучит оказание помощи студенту. Данное понятие не рассматривается в качестве субъект-субъектного взаимодействия, хотя педагогами отмечается тесное взаимодействие педагога и студента.
При ответе на вопрос: «В чем, по Вашему мнению, заключается специфика педагогического сопровождения процесса повышения качества профессиональной подготовки» 15 % педагогов отметили, что педагогическое сопровождение – это совместная деятельность педагога и студента, где педагог корректирует деятельность студента, направляет его к достижению результатов, мотивирует к дальнейшему профессиональному росту.
Для выявления степени готовности педагогического коллектива к осуществлению педагогического сопровождения процесса повышения качества профессиональной подготовки студентов им было предложено ответить на вопрос: «Что, на Ваш взгляд, необходимо для осуществления педагогического сопровождения процесса повышения качества профессиональной подготовки студентов?»
Ответы педагогов на данный вопрос были следующие:
«Знание психологических особенностей подростков и использование данных знаний в процессе взаимодействия со студентами» – 20 %.
«Изучение индивидуальных особенностей студентов с целью подбора форм организации их деятельности на учебном занятии и повышения продуктивности профессиональной подготовки» – 22 %.
«Отбор форм, методов и средств обучения для достижения оптимальных результатов в процессе осуществления профессиональной подготовки студентов колледжа» – 28 %.
«Системность осуществления педагогического сопровождения с момента поступления студента в колледж до его выпуска» – 22 %.
«Достаточный уровень мотивации студентов для осуществления данного процесса» – 8 %.
Для определения понимания понятия «Индивидуальная траектория профессиональной подготовки студентов» им было предложено ответить на вопрос: «Из чего, на Ваш взгляд, может складываться индивидуальная траектория профессиональной подготовки студентов?»
Отвечая на данный вопрос, педагоги выделили:
– индивидуальные виды работ для самостоятельного выполнения – 43 %;
– индивидуальные планы (программы) – 22 %;
– индивидуальная деятельность студента на уроке в соответствии с уровнем подготовки – 15 %;
– использование базы дополнительных видов работ, расширяющих рамки деятельности в процессе профессиональной подготовки студента и ведущих к более качественной подготовке – 15 %;
– затруднились ответить – 5 %.
Выводы
Исследование проблемы готовности педагогов колледжа к апробации педагогического сопровождения с целью повышения качества профессиональной подготовки студентов колледжа показало, что 12 % от общего количества педагогического коллектива отметили бесполезность педагогического сопровождения процесса повышения качества профессиональной подготовки, аргументируя свой ответ тем, что мотивированные студенты сами целенаправленно движутся к повышению качества собственной профессиональной подготовки, а немотивированных студентов заставить повышать уровень профессиональной подготовки невозможно. Из чего стало понятно, что данная группа педагогов не владеет в полной мере информацией о сути педагогического сопровождения. Следовательно, необходима организация планомерно разъясняющей деятельности через организацию обучающих и научно-практических семинаров. Кроме того, в содержании ответов не просматривалось, что педагогическое сопровождение это системное субъектное взаимодействие педагога и студента, в ходе которого протекает совместное проектирование деятельности, непосредственное ее выполнение и коррекция, оценка и анализ достигнутых результатов.
Наибольшее количество ответов, данных педагогами (64 %), показывает необходимость осознанного участия самих студентов в повышении качества их профессиональной подготовки и понимания необходимости осуществления педагогического сопровождения данного процесса, а значит, педагоги осознают необходимость организации совместной целенаправленной деятельности педагога и студента в ходе педагогического сопровождения процесса повышения качества профессиональной подготовки студентов. Следует отметить, что 95 % педагогов имеют общее представление о построении индивидуальной траектории в процессе педагогического сопровождения, а 5 % – затруднились ответить. А значит, необходимо активизировать разъяснительную работу о комплексе возможных направлений деятельности, которые можно использовать при построении индивидуальной траектории профессиональной подготовки студента. Следует подчеркнуть, что современный процесс профессиональной подготовки немыслим без поиска педагогами новых, более эффективных форм работы со студентами, призванных содействовать их профессиональному развитию и росту. При этом важно, что студенту и педагогу необходимо объединить усилия и стать активными участниками данного процесса, а этому, безусловно, способствует педагогическое сопровождение.