В современном обществе, характеризующемся социально-экономической нестабильностью, ухудшением экологической обстановки, возрастанием психоэмоциональной напряженности, существенно увеличиваются требования к физическому состоянию населения, особенно трудоспособного. Общеизвестно, что любая социально-экономическая или политическая проблема государства не может быть решена без участия женщин, составляющих последние 50 лет в среднем более 51 % населения, а в социальной сфере контингент составляет преобладающее большинство – до 70 % (Г. Силласте, 2001). Женщины выполняют многообразные социальные, репродуктивные, семейные, воспитательные, производственные, общественные функции (О.П. Махова, 1993). Установлено, что с возрастом существенно изменяется физическое состояние, физические качества и двигательные навыки человека. Происходят значительные изменения и в координации движений: снижается точность их выполнения, замедляется темп, подвижность, уменьшается быстрота реакции, падает скорость освоения новых двигательных действий [8]. В этой связи оздоровительная аэробика располагает большими возможностями развития двигательных координаций и оказывает комплексное позитивное воздействие на все физиологические системы организма [5, 6].
Эффективные занятия аэробикой в период 30–36 лет позволяют не только улучшить или сохранить продолжительное время накопленные функциональные и двигательные возможности женщин на высоком уровне, но и создают надежные условия для формирования у них устойчивых мотивов и потребностей в физической активности на протяжении последующих лет жизни [3]. Вследствие этого создаются предпосылки для успешного выполнения ими различных функций в быту.
Специалисты отмечают, что наибольший оздоровительный эффект на занятиях оздоровительной аэробикой достигается при комплексном использовании нескольких её видов или направлений [1, 2, 9]. Такое сочетание необходимо, чтобы обеспечить равномерное распределение физической нагрузки на основные мышечные группы, повысить эмоциональность занятий и интерес к ним.
Целью нашего исследования явилось повышение уровня координационных способностей женщин среднего возраста при помощи комплексного использования видов оздоровительной аэробики.
В качестве методов исследования применялись анализ научно-методической и специальной литературы по теме исследования, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Объект исследования: тренировочный процесс у женщин среднего возраста, занимающихся оздоровительной аэробикой.
Предмет исследования: повышение уровня координационных способностей у женщин среднего возраста, занимающихся оздоровительной аэробикой.
В эксперименте участвовала экспериментальная группа (ЭГ), состоящая из женщин 30–36 лет (n = 16), занимающихся оздоровительной аэробикой по разработанной нами методике. Продолжительность эксперимента составила 6 месяцев. Занятия проводились 2 раза в неделю по 60 минут.
Статистическая обработка результатов тестирования проводилась с вычислением средних значений выборки, стандартных отклонений, степени достоверности различий по t-критерию Стьюдента (функция Т-ТЕСТ) в программной оболочке MS Office Excel 2007.
Педагогическое тестирование, проводившееся для оценки уровня развития координации, содержало выполнение различных видов упражнений. Изучались следующие показатели:
1. Умение выполнять общеразвивающее упражнение (ОРУ) «зеркально». Испытуемым предлагалось ОРУ на 8 счетов, которое они должны были воспроизвести «зеркально». Результат оценивался в баллах по 5-балльной шкале.
2. Уровень развития вестибулярного аппарата и межмышечной координации по результату прыжка в длину с места спиной вперед. Учитывалась дальность прыжка (в см).
3. Степень развития ритмичности по результату теста «шаги-прыжки». Испытуемым под музыкальное сопровождение темпом 136 уд/мин предлагалась серия базовых аэробных шагов в сочетании с прыжками на 16 счетов. Результат оценивался в баллах по 5-балльной шкале.
4. Способность к статическому равновесию по результату в пробе Ромберга. Учитывается время сохранения равновесия (в с).
Организация педагогического эксперимента. В нашем эксперименте мы использовали структуру тренировки, которая является общепринятой для аэробных видов: аэробная разминка, предстретчинг, аэробная часть, аэробная заминка, партерная часть, постстретчинг. Поэтому так называемая «аэробная часть», которая включает в себя аэробную разминку, предстретчинг, аэробную часть и аэробную заминку, проводилась не менее 40 минут. Партерной части отводилось не менее 15 минут.
В аэробной части мы использовали классическую и степ-аэробику. Особенностью было то, что аэробное направление менялось каждый месяц. Координационная сложность упражнений увеличивалась постепенно. Усложнение происходило, прежде всего, за счет введения поворотов при выполнении некоторых базовых шагов, добавления перемещений и изменения направления движений, добавления быстрых смен положения звеньев тела и длинных «рычагов», а также высокоинтенсивных движений, таких как высокие махи ногами, подскоки и др. Все упражнения выполнялись как с правой, так и левой ноги. К концу эксперимента увеличилось и музыкальное сопровождение до 138 уд/мин.
В партерной части выполнялись силовые упражнения с весом собственного тела, гантелями, бодибарами, упражнения на сохранение равновесия, упражнения с использованием фитбола, асаны йоги. Так, доля упражнений на сохранение равновесия с использованием фитбола, асан йоги составила 60 % общего времени партерной части. Упражнения на сохранение равновесия выполнялись из различных и.п., но большая их часть выполнялась из положения стоя. В упражнениях с мячом использовались различные и.п. Асан йоги выполнялись в основном из положения стоя. При выполнении упражнений с фитболом и асан йоги занимающимся необходимо было проявлять не только равновесие, но и силу и гибкость.
Результаты педагогического эксперимента. Анализ результатов исследования показал, что занятия оздоровительной аэробикой с применением различных видов способствуют повышению уровня координационных способностей женщин среднего возраста. После педагогического эксперимента по всем показателям координационных способностей результаты достоверно улучшились.
Рис. 1. Показатели ЭГ в тесте «зеркальное выполнение упражнения» до и после эксперимента, баллы
На рис. 1 отражены показатели ЭГ в тесте «зеркальное выполнение упражнения». Как видно на рисунке, до эксперимента средний результат составил 3,6 балла. После эксперимента результат существенно улучшился ? до 4,7 балла. Прирост составил 1,1 балла, или 30,5 %. Если до эксперимента упражнение на 5 баллов выполнила только одна представительница ЭГ из 16, то после эксперимента их было уже 10. Различия между результатами ЭГ до и после эксперимента оказались достоверными (р < 0,05). Таким образом, можно заключить, что комплексное применение средств аэробики благоприятно влияет на развитие координационных способностей.
На рис. 2 отражены средние значения ЭГ в прыжке в длину с места спиной вперед до и после эксперимента. До эксперимента средний показатель ЭГ составил 56,6 см. После эксперимента результат составил 62 см. Так, прирост в результате за период эксперимента составил 5,4 см, что составляет 9,5 % от начального результата. Различия между результатами ЭГ до и после эксперимента оказались достоверными (р < 0,05). Поэтому мы можем утверждать, что занятия аэробикой способствуют развитию вестибулярного аппарата и межмышечной координации.
Рис. 2. Показатели ЭГ в прыжке в длину с места спиной вперед до и после эксперимента, см
Рис. 3. Показатели ЭГ в тесте «шаги-прыжки» до и после эксперимента, баллы
На рис. 3 отражены показатели ЭГ в тесте «шаги-прыжки» до и после эксперимента. До эксперимента средний результат составил 3,7 балла. После эксперимента результат существенно улучшился до 4,7 балла. Прирост составил 1 балл, что составляет 27 %. До эксперимента упражнение на 5 баллов выполнили лишь 2 испытуемые, после эксперимента их количество увеличилось до 10. Различия между результатами ЭГ после эксперимента оказались достоверными (р < 0,05). Таким образом, можно заключить, что комплексное применение средств аэробики благоприятно влияет на развитие чувства ритма.
На рис. 4 отражены показатели ЭГ в пробе Ромберга до и после педагогического эксперимента. До эксперимента средний результат составил 6,9 с. После педагогического эксперимента наблюдается улучшение среднего показателя на 2 с (28,9 %). Так, средний результат составил 8,9 с. Различия между результатами до и после эксперимента оказались достоверными (р < 0,05). Можно заключить, что занятия аэробикой благоприятно влияют на развитие статического равновесия.
Рис. 4. Показатели ЭГ в пробе Ромберга до и после эксперимента, секунды
Таким образом, существенные различия в тестах, определяющих уровень развития координационных способностей женщин среднего возраста, позволяют нам судить о высокой эффективности занятий оздоровительной аэробикой по разработанной нами методике. Прирост показателей в ЭГ за период эксперимента был существенным, во всех тестах наблюдались достоверные различия. Это означает, что при продолжении занятий занимающиеся, постоянно пополняя свой двигательный опыт, будут успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками, в том числе и в других видах спорта и в быту. Поэтому занятия оздоровительной аэробикой с применением различных видов для повышения уровня координационных способностей с женщинами среднего возраста можно считать эффективными.