Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FEATURES FORMATION OF READINESS FOR SOCIAL AND DOMESTIC ORIENTATION OF PUPILS IN ELEMENTARY GENERAL EDUCATION

Parfeonova T.A. 1
1 Regional State State-Owned Educational Institution «School for students with disabilities № 23»
The analysis of problems of socialization of pupils in primary general education, on the basis of which, as one of the mechanisms of this process can be a commitment to social and domestic orientation. The structure of readiness for social and domestic orientation. The results of the initial level of readiness for social and domestic orientation of students in primary general education. Analysis of the psychological and educational literature allowed to define the concept of «the formation of readiness for social and domestic orientation», highlight the steps of: updating the existing social and living ideas, the formation of social concepts and of social knowledge, the formation of social skills and practice-oriented experience , the inclusion of social and household activities. Results of the study after the training show a positive trend in the formation of readiness for social and consumer orientation among students in primary general education that is found in its structure.
socialization
primary general education
commitment to social and domestic orientation
formation of readiness for social and domestic orientation

Начальное общее образование закладывает основы дальнейшего развития личности, играет исключительно важную роль в общей системе образования и обеспечивает целостное развитие ребёнка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения. Успешность социализации личности определяется её результатом, в качестве которого в начальном общем образовании может выступать готовность к социально-бытовой ориентации.

Актуальность проблемы формирования готовности к социально-бытовой ориентации определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в котором подчёркивается необходимость «формирования у обучающихся целостного, социально-ориентированного взгляда на мир»; «овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях» [6]. В этой связи государство предъявляет требования к личности обучающегося, способного эффективно адаптироваться к социальным изменениям в обществе, взаимодействовать с окружающим миром, овладевать разными социальными ролями, ориентироваться в новых условиях жизнедеятельности и активно участвовать в жизни социума. Этого можно достигнуть в том случае, если у ребенка будут сформированы устойчивые знания и умения социально-бытового характера, обеспечивающие готовность к социально-бытовой ориентации как одного из механизмов социализации.

Цель исследования. Контекст данного исследования предполагает раскрытие этапов формирования готовности к социально-бытовой ориентации обучающихся и обобщение результатов ее сформированности в начальном общем образовании.

Материалы и методы исследования

В качестве одного из механизмов социализации в начальном общем образовании выступает готовность к социально-бытовой ориентации, которая определяется нами как социально значимая направленность личности на овладение знаниями, умениями и практико-ориентированным опытом, обеспечивающими формирование личностных качеств, познание социальной среды, включение в социум, освоение различных видов социально-бытовой деятельности [4]. Структура готовности к социально-бытовой ориентации может быть представлена следующими компонентами: личностным (ценностные ориентации; социальные ориентации; мотивационная направленность; качества, характеризующие свойства личности), когнитивным (знания о предметах и явлениях социума; знания о взаимодействии с окружающим миром; знания по социально-бытовой деятельности; нормативно-правовые и социокультурные знания), деятельностным (общеинтеллектуальные, общетрудовые, социально-бытовые, коммуникативные умения) [3].

В ходе исследования был выявлен исходный уровень сформированности готовности к социально-бытовой ориентации обучающихся в условиях начального общего образования. С этой целью использовались: метод проблемных ситуаций (исследование личностного компонента), метод опроса (исследование когнитивного компонента) и практико-ориентированные задания (исследование деятельностного компонента). Исследование осуществлялось на базе образовательных организаций г. Ульяновска МБОУ СШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой (ЭГ) и МБОУ СШ № 37 (КГ).

Сравнительные данные показали, что исходный уровень сформированности готовности к социально-бытовой ориентации у обучающихся ЭГ и КГ оказался примерно одинаковым. У большинства обучающихся обеих групп сформированность компонентов готовности находилась на низком уровне: у обучающихся слабо сформированы все группы качеств, составляющих основу готовности; они проявляли слабый интерес к социально-бытовой ориентации; дети не стремились изучать окружающую действительность, но могли это делать; частично проявляли свойства личности, необходимые для осуществления данного вида деятельности (личностный); учащиеся владели некоторыми знаниями, необходимыми для выполнения социально-бытовой деятельности, однако не знали способов их применения; знания о предметах и явлениях социума были освоены слабо (когнитивный); у младших школьников оказались слабо сформированы практические умения, необходимые для осуществления практико-ориентированной деятельности (деятельностный) (рис. 1). В этой связи возникла необходимость целенаправленного формирования готовности к социально-бытовой ориентации у обучающихся в начальном общем образовании.

pic_59.wmf

Рис. 1. Исходный уровень сформированности готовности к социально-бытовой ориентации обучающихся в начальном общем образовании

Формирование рассматривается как общесоциальная категория (процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий, воспитания, обучения, социальной среды); педагогическая категория (целенаправленное развитие личности или каких-либо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения, создание, составление, формирование коллектива, структуры, организации, общности и т.п.); результат развития человека (человеку придается определенная социальная форма, целостность). В.В. Егоров, Э.Г. Скибицкий, В.Г. Храпченков под формированием понимают «специально организованный процесс таких изменений личности, который целенаправленно ведет к определенному результату» [1, с. 12]. В педагогике понятие «формирование» определяется как процесс развития и становления личности под влиянием внешних и внутренних факторов (Ю.К. Бабанский, А.С. Белкин, В.И. Загвязинский, М.Н. Скаткин). Формирование подразумевает некую целостность личности, достижение уровня зрелости, устойчивости [2]. В. А. Сластёнин сущность понятия «формирование» видит в создании и обеспечении оптимальных условий для приобретения субъектом не только тех или иных психологических качеств, но и знаний, умений, практико-ориентированного опыта [5]. С ориентацией на труды Н.В. Рябовой «формирование готовности к социально-бытовой ориентации» может быть определено как целенаправленный процесс, предполагающий развитие интереса, потребностей и мотивации к социально-бытовой деятельности, осознание её значимости, а также формирование личностных качеств, социально-бытовых знаний, умений, практико-ориентированного опыта, что обеспечивает познание окружающей среды, включение в социум и освоение различных видов социально-бытовой деятельности [4].

Формирование готовности к социально-бытовой ориентации происходило поэтапно:

– актуализация имеющихся социально-бытовых представлений осуществлялась на уроках и в рамках курса «Социально-бытовая ориентация». На основе анализа программ предметных областей учителей начальных классов (календарно-тематического планирования) нами были определены темы, базирующиеся на сведениях, усвоенных обучающимися на уроках, организовывалось их повторение, что в свою очередь формировало ассоциативные связи с ранее полученной информацией. Таким образом, актуализация социально-бытовых представлений служит основой для формирования последующих знаний, умений, практико-ориентированного опыта социально-бытовой деятельности;

– формирование социально-бытовых понятий и социально-бытовых знаний включало формирование социальных понятий, отражающих внешние и существенные признаки явлений, знаний об окружающих предметах и явлениях; о людях, составляющих ближайшее окружение; социальных ролях; предметах и явлениях более широкого окружения; о нормах межличностного и делового общения. Для закрепления понятий и расширения социально-бытовых знаний важно было объединить новый материал с ранее усвоенным, что требовало постоянного возвращения к известным сведениям. Этому способствовали задания, в которых сочетались новые понятия и сведения с уже знакомыми, при этом учитывался тот факт, что понимание материала будет более прочным в случае его осмысленности, сформированности представления о практической значимости, о возможностях применения в изменяющихся условиях. Таким образом, формирование социально-бытовых понятий и знаний позволяло ребёнку расширять кругозор и самостоятельно познавать социальную среду;

– формирование социально-бытовых умений и практико-ориентированного опыта происходит в процессе обучения умениям воспринимать, анализировать и сравнивать предметы, явления окружающей действительности; прогнозировать поведение человека в соответствии с различными социальными ролями; общаться со знакомыми и незнакомыми людьми; анализировать объект предстоящей деятельности, выделяя основные трудовые и технологические процессы; планировать выполнение трудового процесса, определяя последовательность операций, набор составляющих их приёмов, действий, движений; выполнять специфические для конкретного бытового процесса действия, приёмы и операции; делать разнообразные расчеты, связанные с конкретным бытовым процессом; оборудовать места для выполнения работы; выполнять трудовые приёмы обработки предметов труда вручную; осуществлять контроль; определять качество конечного продукта. Таким образом, формирование социально-бытовых умений и практико-ориентированного опыта обеспечивало освоение различных видов социально-бытовой деятельности;

– включение детей в социально-бытовую деятельность обеспечивает закрепление полученных на факультативе знаний и умений, опыта практической деятельности социально-бытового характера в реальной социально-бытовой действительности. На этом этапе эффективно применялись мероприятия: общешкольные – «День пожилого человека», «День матери», «Фабрика Деда Мороза» и т.д., предметные недели, мероприятия социально-бытовой направленности («Почему маме нужно помогать», «День отца», «Мир профессий», «Улица полна неожиданностей», «Повседневный этикет», «Как мы трудимся в школе и дома», «Когда идёшь по улице», «Учусь всё делать сам», «Мир вокруг нас», «Учимся общаться» и др.); внешкольные: во-первых, акции («Изготовление открыток, поздравление ветеранов войны, школы и труда ко Дню пожилого человека», «Очистка берега Волги от мусора», «Белая трость»: «Те, кто нуждается в нашей помощи» (ко дню инвалидов), «Нам завещаны память и слава»); во-вторых, общественно полезные дела (благоустройство школьной территории, помощь ветеранам, «Неделя полезных дел», что предполагает помощь в благоустройстве территории микрорайона и др.); в-третьих, экскурсии на предприятия и организации города. Таким образом, включение обучающихся в социально-бытовую деятельность способствовало применению полученных социально-бытовых знаний, умений и практико-ориентированного опыта в конкретной социально-бытовой деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализируя продвижение обучающихся ЭГ и КГ в овладении личностным компонентом готовности, следует отметить положительную динамику у обучающихся обеих групп. Однако у детей ЭГ показатели сформированности (количество правильных и частично правильных ответов) увеличились на 39 %, у детей КГ данные показатели составили только 3,4 %. Знания обучающихся ЭГ характеризуются направленностью на социально-бытовую ориентацию: у обучающихся повысился интерес к деятельности социально-бытового характера, появилось понимание и осознание её значимости; сформировалось стремление к осуществлению социально-бытовой деятельности и познанию окружающей действительности; они овладели культурой поведения, социальными нормами и правилами. Положительная динамика в овладении когнитивным компонентом готовности проявилась в увеличении показателей правильных и частично правильных ответов обучающихся ЭГ на 32,6 %, КГ на 6,9 %. Знания детей ЭГ характеризовались направленностью на социально-бытовую ориентацию, стали более четкими, объемными, логичными, систематизированными. Информанты проявили способность к анализу ситуации, могли осуществлять отбор информации, овладели обобщающими понятиями, могли установить причинно-следственные связи, выделить существенные признаки предметов и явлений окружающей действительности, старались правильно ориентироваться в ситуациях общения. Анализируя динамику продвижения обучающихся в овладении деятельностным компонентом готовности, можно констатировать, что количество правильных и частично правильных ответов у обучающихся ЭГ увеличилось на 26,8 %, КГ на 0,8 %. Дети ЭГ научились анализировать объекты предстоящей работы, планировать ход бытовой деятельности, у них сформировались умения выполнять технические приемы, осуществлять самоконтроль, наблюдалось стремление довести начатое до завершения и исправить ошибки, умение переносить знания в практическую деятельность.

Результаты динамики свидетельствуют, что после обучения у обучающихся ЭГ в структуре готовности к социально-бытовой ориентации представлены все компоненты. Результаты экспериментальной работы с обучающимися ЭГ свидетельствуют о том, что после обучения у детей в структуре готовности к социально-бытовой ориентации представлены все компоненты. Анализ данных обучающихся КГ свидетельствует о том, что, уровни их сформированности оказались значительно ниже детей ЭГ (рис. 2).

pic_60.wmf

Рис. 2. Динамика сформированности готовности к социально-бытовой ориентации обучающихся в начальном общем образовании

Таким образом, значимую роль в подготовке обучающихся начальных классов к самостоятельному познанию социальной среды, включению в социум, освоению различных видов социально-бытовой деятельности играет такая социально значимая характеристика личности, обеспечивающая овладение личностными качествами, знаниями, умениями и практико-ориентированным опытом, как готовность к социально-бытовой ориентации. Формирование готовности к социально-бытовой ориентации происходит последовательно, поэтапно.

Выводы или заключение

Таким образом, процесс формирования готовности к социально-бытовой ориентации в начальном общем образовании предполагает развитие интереса, потребностей и мотивации к социально-бытовой деятельности, осознание её значимости, а также формирование личностных качеств, социально-бытовых знаний, умений и практико-ориентированного опыта, обеспечивающих познание социальной среды, включение в социум, освоение различных видов социально-бытовой деятельности. Данный процесс реализуется последовательно и поэтапно.