Начальное общее образование закладывает основы дальнейшего развития личности, играет исключительно важную роль в общей системе образования и обеспечивает целостное развитие ребёнка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения. Успешность социализации личности определяется её результатом, в качестве которого в начальном общем образовании может выступать готовность к социально-бытовой ориентации.
Актуальность проблемы формирования готовности к социально-бытовой ориентации определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в котором подчёркивается необходимость «формирования у обучающихся целостного, социально-ориентированного взгляда на мир»; «овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях» [6]. В этой связи государство предъявляет требования к личности обучающегося, способного эффективно адаптироваться к социальным изменениям в обществе, взаимодействовать с окружающим миром, овладевать разными социальными ролями, ориентироваться в новых условиях жизнедеятельности и активно участвовать в жизни социума. Этого можно достигнуть в том случае, если у ребенка будут сформированы устойчивые знания и умения социально-бытового характера, обеспечивающие готовность к социально-бытовой ориентации как одного из механизмов социализации.
Цель исследования. Контекст данного исследования предполагает раскрытие этапов формирования готовности к социально-бытовой ориентации обучающихся и обобщение результатов ее сформированности в начальном общем образовании.
Материалы и методы исследования
В качестве одного из механизмов социализации в начальном общем образовании выступает готовность к социально-бытовой ориентации, которая определяется нами как социально значимая направленность личности на овладение знаниями, умениями и практико-ориентированным опытом, обеспечивающими формирование личностных качеств, познание социальной среды, включение в социум, освоение различных видов социально-бытовой деятельности [4]. Структура готовности к социально-бытовой ориентации может быть представлена следующими компонентами: личностным (ценностные ориентации; социальные ориентации; мотивационная направленность; качества, характеризующие свойства личности), когнитивным (знания о предметах и явлениях социума; знания о взаимодействии с окружающим миром; знания по социально-бытовой деятельности; нормативно-правовые и социокультурные знания), деятельностным (общеинтеллектуальные, общетрудовые, социально-бытовые, коммуникативные умения) [3].
В ходе исследования был выявлен исходный уровень сформированности готовности к социально-бытовой ориентации обучающихся в условиях начального общего образования. С этой целью использовались: метод проблемных ситуаций (исследование личностного компонента), метод опроса (исследование когнитивного компонента) и практико-ориентированные задания (исследование деятельностного компонента). Исследование осуществлялось на базе образовательных организаций г. Ульяновска МБОУ СШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой (ЭГ) и МБОУ СШ № 37 (КГ).
Сравнительные данные показали, что исходный уровень сформированности готовности к социально-бытовой ориентации у обучающихся ЭГ и КГ оказался примерно одинаковым. У большинства обучающихся обеих групп сформированность компонентов готовности находилась на низком уровне: у обучающихся слабо сформированы все группы качеств, составляющих основу готовности; они проявляли слабый интерес к социально-бытовой ориентации; дети не стремились изучать окружающую действительность, но могли это делать; частично проявляли свойства личности, необходимые для осуществления данного вида деятельности (личностный); учащиеся владели некоторыми знаниями, необходимыми для выполнения социально-бытовой деятельности, однако не знали способов их применения; знания о предметах и явлениях социума были освоены слабо (когнитивный); у младших школьников оказались слабо сформированы практические умения, необходимые для осуществления практико-ориентированной деятельности (деятельностный) (рис. 1). В этой связи возникла необходимость целенаправленного формирования готовности к социально-бытовой ориентации у обучающихся в начальном общем образовании.
Рис. 1. Исходный уровень сформированности готовности к социально-бытовой ориентации обучающихся в начальном общем образовании
Формирование рассматривается как общесоциальная категория (процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий, воспитания, обучения, социальной среды); педагогическая категория (целенаправленное развитие личности или каких-либо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения, создание, составление, формирование коллектива, структуры, организации, общности и т.п.); результат развития человека (человеку придается определенная социальная форма, целостность). В.В. Егоров, Э.Г. Скибицкий, В.Г. Храпченков под формированием понимают «специально организованный процесс таких изменений личности, который целенаправленно ведет к определенному результату» [1, с. 12]. В педагогике понятие «формирование» определяется как процесс развития и становления личности под влиянием внешних и внутренних факторов (Ю.К. Бабанский, А.С. Белкин, В.И. Загвязинский, М.Н. Скаткин). Формирование подразумевает некую целостность личности, достижение уровня зрелости, устойчивости [2]. В. А. Сластёнин сущность понятия «формирование» видит в создании и обеспечении оптимальных условий для приобретения субъектом не только тех или иных психологических качеств, но и знаний, умений, практико-ориентированного опыта [5]. С ориентацией на труды Н.В. Рябовой «формирование готовности к социально-бытовой ориентации» может быть определено как целенаправленный процесс, предполагающий развитие интереса, потребностей и мотивации к социально-бытовой деятельности, осознание её значимости, а также формирование личностных качеств, социально-бытовых знаний, умений, практико-ориентированного опыта, что обеспечивает познание окружающей среды, включение в социум и освоение различных видов социально-бытовой деятельности [4].
Формирование готовности к социально-бытовой ориентации происходило поэтапно:
– актуализация имеющихся социально-бытовых представлений осуществлялась на уроках и в рамках курса «Социально-бытовая ориентация». На основе анализа программ предметных областей учителей начальных классов (календарно-тематического планирования) нами были определены темы, базирующиеся на сведениях, усвоенных обучающимися на уроках, организовывалось их повторение, что в свою очередь формировало ассоциативные связи с ранее полученной информацией. Таким образом, актуализация социально-бытовых представлений служит основой для формирования последующих знаний, умений, практико-ориентированного опыта социально-бытовой деятельности;
– формирование социально-бытовых понятий и социально-бытовых знаний включало формирование социальных понятий, отражающих внешние и существенные признаки явлений, знаний об окружающих предметах и явлениях; о людях, составляющих ближайшее окружение; социальных ролях; предметах и явлениях более широкого окружения; о нормах межличностного и делового общения. Для закрепления понятий и расширения социально-бытовых знаний важно было объединить новый материал с ранее усвоенным, что требовало постоянного возвращения к известным сведениям. Этому способствовали задания, в которых сочетались новые понятия и сведения с уже знакомыми, при этом учитывался тот факт, что понимание материала будет более прочным в случае его осмысленности, сформированности представления о практической значимости, о возможностях применения в изменяющихся условиях. Таким образом, формирование социально-бытовых понятий и знаний позволяло ребёнку расширять кругозор и самостоятельно познавать социальную среду;
– формирование социально-бытовых умений и практико-ориентированного опыта происходит в процессе обучения умениям воспринимать, анализировать и сравнивать предметы, явления окружающей действительности; прогнозировать поведение человека в соответствии с различными социальными ролями; общаться со знакомыми и незнакомыми людьми; анализировать объект предстоящей деятельности, выделяя основные трудовые и технологические процессы; планировать выполнение трудового процесса, определяя последовательность операций, набор составляющих их приёмов, действий, движений; выполнять специфические для конкретного бытового процесса действия, приёмы и операции; делать разнообразные расчеты, связанные с конкретным бытовым процессом; оборудовать места для выполнения работы; выполнять трудовые приёмы обработки предметов труда вручную; осуществлять контроль; определять качество конечного продукта. Таким образом, формирование социально-бытовых умений и практико-ориентированного опыта обеспечивало освоение различных видов социально-бытовой деятельности;
– включение детей в социально-бытовую деятельность обеспечивает закрепление полученных на факультативе знаний и умений, опыта практической деятельности социально-бытового характера в реальной социально-бытовой действительности. На этом этапе эффективно применялись мероприятия: общешкольные – «День пожилого человека», «День матери», «Фабрика Деда Мороза» и т.д., предметные недели, мероприятия социально-бытовой направленности («Почему маме нужно помогать», «День отца», «Мир профессий», «Улица полна неожиданностей», «Повседневный этикет», «Как мы трудимся в школе и дома», «Когда идёшь по улице», «Учусь всё делать сам», «Мир вокруг нас», «Учимся общаться» и др.); внешкольные: во-первых, акции («Изготовление открыток, поздравление ветеранов войны, школы и труда ко Дню пожилого человека», «Очистка берега Волги от мусора», «Белая трость»: «Те, кто нуждается в нашей помощи» (ко дню инвалидов), «Нам завещаны память и слава»); во-вторых, общественно полезные дела (благоустройство школьной территории, помощь ветеранам, «Неделя полезных дел», что предполагает помощь в благоустройстве территории микрорайона и др.); в-третьих, экскурсии на предприятия и организации города. Таким образом, включение обучающихся в социально-бытовую деятельность способствовало применению полученных социально-бытовых знаний, умений и практико-ориентированного опыта в конкретной социально-бытовой деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализируя продвижение обучающихся ЭГ и КГ в овладении личностным компонентом готовности, следует отметить положительную динамику у обучающихся обеих групп. Однако у детей ЭГ показатели сформированности (количество правильных и частично правильных ответов) увеличились на 39 %, у детей КГ данные показатели составили только 3,4 %. Знания обучающихся ЭГ характеризуются направленностью на социально-бытовую ориентацию: у обучающихся повысился интерес к деятельности социально-бытового характера, появилось понимание и осознание её значимости; сформировалось стремление к осуществлению социально-бытовой деятельности и познанию окружающей действительности; они овладели культурой поведения, социальными нормами и правилами. Положительная динамика в овладении когнитивным компонентом готовности проявилась в увеличении показателей правильных и частично правильных ответов обучающихся ЭГ на 32,6 %, КГ на 6,9 %. Знания детей ЭГ характеризовались направленностью на социально-бытовую ориентацию, стали более четкими, объемными, логичными, систематизированными. Информанты проявили способность к анализу ситуации, могли осуществлять отбор информации, овладели обобщающими понятиями, могли установить причинно-следственные связи, выделить существенные признаки предметов и явлений окружающей действительности, старались правильно ориентироваться в ситуациях общения. Анализируя динамику продвижения обучающихся в овладении деятельностным компонентом готовности, можно констатировать, что количество правильных и частично правильных ответов у обучающихся ЭГ увеличилось на 26,8 %, КГ на 0,8 %. Дети ЭГ научились анализировать объекты предстоящей работы, планировать ход бытовой деятельности, у них сформировались умения выполнять технические приемы, осуществлять самоконтроль, наблюдалось стремление довести начатое до завершения и исправить ошибки, умение переносить знания в практическую деятельность.
Результаты динамики свидетельствуют, что после обучения у обучающихся ЭГ в структуре готовности к социально-бытовой ориентации представлены все компоненты. Результаты экспериментальной работы с обучающимися ЭГ свидетельствуют о том, что после обучения у детей в структуре готовности к социально-бытовой ориентации представлены все компоненты. Анализ данных обучающихся КГ свидетельствует о том, что, уровни их сформированности оказались значительно ниже детей ЭГ (рис. 2).
Рис. 2. Динамика сформированности готовности к социально-бытовой ориентации обучающихся в начальном общем образовании
Таким образом, значимую роль в подготовке обучающихся начальных классов к самостоятельному познанию социальной среды, включению в социум, освоению различных видов социально-бытовой деятельности играет такая социально значимая характеристика личности, обеспечивающая овладение личностными качествами, знаниями, умениями и практико-ориентированным опытом, как готовность к социально-бытовой ориентации. Формирование готовности к социально-бытовой ориентации происходит последовательно, поэтапно.
Выводы или заключение
Таким образом, процесс формирования готовности к социально-бытовой ориентации в начальном общем образовании предполагает развитие интереса, потребностей и мотивации к социально-бытовой деятельности, осознание её значимости, а также формирование личностных качеств, социально-бытовых знаний, умений и практико-ориентированного опыта, обеспечивающих познание социальной среды, включение в социум, освоение различных видов социально-бытовой деятельности. Данный процесс реализуется последовательно и поэтапно.