Внедрение новых инновационных технологий и профессиональных ресурсов в современное нефтяное производство определяет его как сложный научно-производственный комплекс, и предъявляет повышенные требования к качеству подготовки компетентных специалистов – обладающих разносторонними знаниями, владеющими опытом собственной профессиональной и научной деятельности и способными принимать обоснованные решения.
Для подготовки бакалавров в исследовании [4] предлагается применять личностно ориентированное обучение, которое понимается нами как обучение с учетом склонностей студентов к определенной профессиональной деятельности [3, 7]. Принимая во внимание, что подготовка высококвалифицированных специалистов для высокотехнологичных производств, безусловно, связана с применением информационных профессиональных прикладных программ, моделированием профессиональных задач, что способствует формированию интереса студентов к будущей профессиональной деятельности и формируют активную позицию в образовательном процессе [1, 2].
Личностно ориентированное обучение активизирует образовательный процесс, вызывает положительную мотивацию у студентов, способствует успешной учебной деятельности будущего бакалавра [3]. Что, в конечном итоге, обеспечивает у студентов готовность осуществлять будущую профессиональную деятельность, формирование профессиональных компетенций и развитие технического интеллекта.
С нашей точки зрения, для эффективной подготовки бакалавров необходимо:
Во-первых, применять личностно ориентированное обучение, предусматривающее подготовку бакалавров по индивидуальной образовательной траектории в соответствии с их склонностями к будущей профессиональной деятельности: производственно-эксплуатационной, проектной или научно-исследовательской.
При выборе индивидуальных траекторий подготовки преподаватель совместно со студентами определяет тематику практических заданий, курсовых и дипломных проектов, в соответствии с выбранными студентами видами профессиональной деятельности (рисунок). И в течение всего обучения, студенты под руководством преподавателя формируют и развивают свои профессиональные компетенции и технический интеллект, двигаясь по индивидуальной образовательной траектории.
Во-вторых, обучение студентов проводить на высокотехнологичном оборудовании в лабораториях кафедры «Нефтегазовое дело» Тюменского государственного нефтегазового и университета или на предприятиях нефтяной отрасли для приобретения практических навыков работы на современном высокотехнологичном оборудовании.
В-третьих, эффективность подготовки будущих бакалавров нефтяного профиля должна обеспечиваться за счет применения информационных технологий, в том числе и методов компьютерного моделирования, овладение которыми необходимо для обслуживания современного оборудования.
Подготовка бакалавров к профессиональной деятельности на нефтяных предприятиях и развитие профессиональных компетенций и технического интеллекта потребовали выявления и реализации следующих педагогических условий:
применение деятельностного, личностно ориентированного, контекстно-компетентностного подходов в обучении (методологические);
создание образовательного пространства – экспериментальной площадки, оснащенной высокотехнологичным учебным оборудованием, которая служит для организации проблемно ориентированного и проектно-организованного обучения [2] (мотивационные);
разработка и внедрение программы подготовки, дидактических и программно-методических средств обучения с использованием информационных технологий, ориентированных на формирование профессиональных компетенций у выпускников в процессе подготовки к профессиональной деятельности на высокотехнологичных предприятиях (содержательные);
разработка информационно-образовательной технологии подготовки бакалавров, включающей компьютерное моделирование, связанное с их будущей профессиональной деятельностью, мониторинга (организационные) обучения студентов.
Педагогический эксперимент проводится в Тюменском государственном нефтегазовым университете на кафедре «Нефтегазовое дело» со студентами, будущими бакалаврами, обучающимися по направлению «Нефтегазовое дело». В экспериментальной группе процесс обучения построен автором по индивидуальным образовательным траекториям, в контрольной ведется традиционным образом. Для получения достоверных данных при проведении педагогического эксперимента были соблюдены следующие принципы: однородность обследуемых, идентичность условий педагогического эксперимента, входная и выходная диагностика, постоянный мониторинг в процессе обучения студентов, наличие контрольной и экспериментальной групп.
Для выявления склонностей студентов к проектной, научно-исследовательской и эксплуатационной деятельности на констатирующем этапе эксперимента использовали психологические тесты. При этом склонности будущих бакалавров к разным сферам профессиональной деятельности устанавливались с использованием психологических тестов известных авторов – «Конструктивный рисунок человека» Эн Махони (определяется тип личности и склонность к сфере деятельности – руководитель, педагог, психолог, ответственный исполнитель, ученый, изобретатель, конструктор, художник в одном лице и др.); «Вопросник профессиональных предпочтений» Д. Голланда (тип личности и склонность к деятельности – практический, в т.ч. склонность к технической деятельности, интеллектуальный, социальный, эстетический и др.; «Опросник» Г. Айзенка (особенности темперамента, соответствующие свойствам нервной системы, которые по исследованиям психофизиологов влияют на склонности человека к разным сферам деятельности) и применении методики диагностики склонностей студентов технического вуза к инженерно-технической (технолог, конструктор, оператор, исследователь-разработчик технических проблем, программист) или инженерно-гуманитарной (менеджер, эколог, педагог, психолог) профессиональной деятельности, разработанной И.Ю. Соколовой, которые представлены в учебном пособии «Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения» [4].
Результаты диагностики индивидуальных склонностей студентов 1 курса
Индивидуально-психологические особенности студентов 1 курса технического вуза (2015 г.) |
|||||||||||||||||
№ п/п |
Темперамент |
Актуализированный потенциал |
Тип личности, склонность к разным видам деятельности |
||||||||||||||
Эк |
Эм |
П |
Л |
С |
И |
Пр |
А |
Р |
IQ |
р |
п |
уч |
бт |
ои |
ик |
пс |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
|
1 |
15 |
17 |
3 |
3 |
45 |
53 |
51 |
55 |
63 |
12 |
1 |
1 |
|||||
2 |
16 |
18 |
4 |
2 |
49 |
58 |
61 |
56 |
50 |
10 |
1 |
||||||
3 |
16 |
17 |
1 |
5 |
38 |
63 |
60 |
53 |
56 |
9 |
1 |
1 |
|||||
4 |
16 |
9 |
1 |
5 |
49 |
57 |
60 |
56 |
50 |
9 |
1 |
||||||
5 |
8 |
16 |
3 |
3 |
51 |
53 |
46 |
60 |
60 |
11 |
1 |
||||||
6 |
13 |
13 |
3 |
3 |
46 |
56 |
53 |
60 |
60 |
11 |
|||||||
7 |
8 |
9 |
3 |
3 |
55 |
61 |
48 |
60 |
46 |
9 |
1 |
1 |
|||||
8 |
11 |
18 |
2 |
4 |
51 |
49 |
60 |
48 |
59 |
9 |
1 |
||||||
9 |
7 |
12 |
3 |
3 |
50 |
60 |
48 |
58 |
46 |
9 |
1 |
1 |
|||||
10 |
14 |
15 |
4 |
2 |
57 |
44 |
60 |
64 |
45 |
9 |
1 |
1 |
|||||
11 |
8 |
14 |
5 |
1 |
51 |
59 |
60 |
60 |
60 |
10 |
1 |
||||||
12 |
10 |
9 |
3 |
3 |
49 |
68 |
60 |
56 |
50 |
11 |
1 |
1 |
1 |
||||
13 |
15 |
11 |
3 |
3 |
59 |
56 |
53 |
58 |
45 |
9 |
1 |
1 |
|||||
14 |
13 |
9 |
3 |
3 |
45 |
58 |
51 |
55 |
63 |
12 |
1 |
||||||
15 |
7 |
10 |
3 |
3 |
49 |
58 |
48 |
59 |
56 |
12 |
1 |
1 |
Примечания. 1 – экстраверсия; 2 – эмоциональность; 3, 4 – выраженность функций: П – правого полушария; Л – левого полушария; 5, 6, 7, 8, 9 – стили представления и решения проблем, их обладатели называются: С – синтезатор, И – идеалист, Пр – прагматик, А – аналитик, Р – реалист (при одновременном доминировании (58 и более баллов) стилей И и А – личность способна решать стратегические проблемы, Пр – сиюминутные, Р – в лучшем случае, тактические проблемы); 10 – общий интеллект (11, 12 баллов – высокого уровня, 9, 10 – среднего). Типы личности, склонность к деятельности: р – руководитель, п – педагог, уч – тип ученого, склонность к исследованиям, созданию теорий; бт – беспокойно-тревожный: ои – ответственный исполнитель; ик – изобретатель, конструктор, художник в одном лице; пс – психолог.
В таблице представлены результаты диагностики индивидуально-психологических особенностей, в т.ч. склонностей будущих бакалавров-нефтяников к разным сферам профессиональной деятельности.
После проведения диагностики студент с преподавателем выбирают один вид профессиональной деятельности: проектный, эксплуатационный или научно-исследовательский. Причем на первом и втором курсах при изучении большинства общеобразовательных предметов все студенты учатся по одному учебному плану. Далее с курирующим преподавателем составляется индивидуальная образовательная траектория обучающегося. На третьем и четвертом курсах при обучении по индивидуальным траекториям подготовки преподаватель совместно со студентами определяет тематику практических заданий, курсовых и дипломных проектов, в соответствии с выбранными студентами видами профессиональной деятельности. И в течение всего обучения, студенты под руководством преподавателей кафедры формируют и развивают свои профессиональные компетенции и технический интеллект, двигаясь по индивидуальной образовательной траектории (рисунок).
Выбор индивидуальной образовательной траектории
В данный момент мы находимся в начале эксперимента, нами была проведена диагностика контрольной и формирующей группы. Результаты диагностики, представленные в таблице, позволяют нам, принимая во внимание исследования И.Ю. Соколовой, сделать следующие выводы:
1. У студентов выявлены следующие склонности:
– к научно-исследовательской профессиональной деятельности при сформированности следующих типов личности – учебного (уч) или изобретателя (ик);
– к проектной профессиональной деятельности при сформированности следующих типов личности – ответственного исполнителя (ои) или психолога (пс);
– к производственно-эксплуатационной профессиональной деятельности при сформированности следующих типов личности – руководителя (р) или педагога (п).
2. Необходимо отметить, что в эксперименте принимают участие в основном мужчины и всего 3 девушки. Это может влиять на результаты эксперимента.