Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ МЕХАНИКОВ ДЛЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ

Савельева Н.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет»
Рассматривается образовательный процесс подготовки бакалавров технического профиля в Тюменском государственном нефтегазовом университете на кафедре «Нефтегазовое дело». Рассмотрена необходимость личностно ориентированной подготовки бакалавров, при которой формируются и развиваются профессиональные компетенции и развивается технический интеллект, в соответствии со склонностями студентов. В начале обучения студенты выбирают направление подготовки: подготовка к проектной деятельности, подготовка к научно-исследовательской деятельности или подготовка к производственно-эксплуатационной деятельности. В течение всего обучения студенты под руководством преподавателя формируют профессиональные компетенции и технический интеллект, в соответствии с выбранной индивидуальной образовательной траекторией. Для выявления склонностей студентов использовались психологические тесты: Конструктивный рисунок человека Э. Махони; Вопросник профессиональных предпочтений Д. Голланда; Опросник особенностей темперамента Г. Айзенка; Диагностики склонностей студентов технического вуза к инженерно-технической и инженерно-гуманитарной профессиональным видам деятельности И.Ю. Соколовой.
личностно ориентированный подход
бакалавры
профессиональные компетенции
технический интеллект
1. Матвеева М.В. Реализация инженерно-проектной деятельности студентов в системе высшего образования, в сборнике: Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке. Сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции в 10 частях. – 2012. – С. 81–82.
2. Минин М.Г. Реализация проблемно ориентированного и проектно-организованного обучения в ведущих университетах мира/ Минин М.Г., Вьюжанина Н.Ю. Известия Алтайского государственного университета. – 2013. – № 2–1 (78). – С. 029–032.
3. Савельева Н.Н. Выявление проектных компетенций будущих нефтяников / Н.Н. Савельева.// Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12 (2). – С. 366–369.
4. Савельева Н.Н. Технология подготовки бакалавров к профессиональной деятельности на высокотехнологичных машиностроительных предприятиях / Н.Н. Савельева // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1.
5. Савельева Н.Н., Боголюбова М.Н. Развитие научно-исследовательских компетенций студентов машиностроительного профиля / Н.Н. Савельева, М.Н. Боголюбова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1–2. – С. 136.
6. Соколова И.Ю. Психологическое обеспечение качества образовательного процесса. Учебное пособие / И.Ю. Соколова. – Томск: Изд-во ТПУ, 2003. – 306 с.
7. Соколова И.Ю. Развитие личностного потенциала студентов в процессе обучения естественнонаучным и техническим дисциплинам: Сборник трудов II Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Юргинский технологический институт / И.Ю. Соколова. – Томск, 2015. – С. 305–311.

Внедрение новых инновационных технологий и профессиональных ресурсов в современное нефтяное производство определяет его как сложный научно-производственный комплекс, и предъявляет повышенные требования к качеству подготовки компетентных специалистов – обладающих разносторонними знаниями, владеющими опытом собственной профессиональной и научной деятельности и способными принимать обоснованные решения.

Для подготовки бакалавров в исследовании [4] предлагается применять личностно ориентированное обучение, которое понимается нами как обучение с учетом склонностей студентов к определенной профессиональной деятельности [3, 7]. Принимая во внимание, что подготовка высококвалифицированных специалистов для высокотехнологичных производств, безусловно, связана с применением информационных профессиональных прикладных программ, моделированием профессиональных задач, что способствует формированию интереса студентов к будущей профессиональной деятельности и формируют активную позицию в образовательном процессе [1, 2].

Личностно ориентированное обучение активизирует образовательный процесс, вызывает положительную мотивацию у студентов, способствует успешной учебной деятельности будущего бакалавра [3]. Что, в конечном итоге, обеспечивает у студентов готовность осуществлять будущую профессиональную деятельность, формирование профессиональных компетенций и развитие технического интеллекта.

С нашей точки зрения, для эффективной подготовки бакалавров необходимо:

Во-первых, применять личностно ориентированное обучение, предусматривающее подготовку бакалавров по индивидуальной образовательной траектории в соответствии с их склонностями к будущей профессиональной деятельности: производственно-эксплуатационной, проектной или научно-исследовательской.

При выборе индивидуальных траекторий подготовки преподаватель совместно со студентами определяет тематику практических заданий, курсовых и дипломных проектов, в соответствии с выбранными студентами видами профессиональной деятельности (рисунок). И в течение всего обучения, студенты под руководством преподавателя формируют и развивают свои профессиональные компетенции и технический интеллект, двигаясь по индивидуальной образовательной траектории.

Во-вторых, обучение студентов проводить на высокотехнологичном оборудовании в лабораториях кафедры «Нефтегазовое дело» Тюменского государственного нефтегазового и университета или на предприятиях нефтяной отрасли для приобретения практических навыков работы на современном высокотехнологичном оборудовании.

В-третьих, эффективность подготовки будущих бакалавров нефтяного профиля должна обеспечиваться за счет применения информационных технологий, в том числе и методов компьютерного моделирования, овладение которыми необходимо для обслуживания современного оборудования.

Подготовка бакалавров к профессиональной деятельности на нефтяных предприятиях и развитие профессиональных компетенций и технического интеллекта потребовали выявления и реализации следующих педагогических условий:

применение деятельностного, личностно ориентированного, контекстно-компетентностного подходов в обучении (методологические);

создание образовательного пространства – экспериментальной площадки, оснащенной высокотехнологичным учебным оборудованием, которая служит для организации проблемно ориентированного и проектно-организованного обучения [2] (мотивационные);

разработка и внедрение программы подготовки, дидактических и программно-методических средств обучения с использованием информационных технологий, ориентированных на формирование профессиональных компетенций у выпускников в процессе подготовки к профессиональной деятельности на высокотехнологичных предприятиях (содержательные);

разработка информационно-образовательной технологии подготовки бакалавров, включающей компьютерное моделирование, связанное с их будущей профессиональной деятельностью, мониторинга (организационные) обучения студентов.

Педагогический эксперимент проводится в Тюменском государственном нефтегазовым университете на кафедре «Нефтегазовое дело» со студентами, будущими бакалаврами, обучающимися по направлению «Нефтегазовое дело». В экспериментальной группе процесс обучения построен автором по индивидуальным образовательным траекториям, в контрольной ведется традиционным образом. Для получения достоверных данных при проведении педагогического эксперимента были соблюдены следующие принципы: однородность обследуемых, идентичность условий педагогического эксперимента, входная и выходная диагностика, постоянный мониторинг в процессе обучения студентов, наличие контрольной и экспериментальной групп.

Для выявления склонностей студентов к проектной, научно-исследовательской и эксплуатационной деятельности на констатирующем этапе эксперимента использовали психологические тесты. При этом склонности будущих бакалавров к разным сферам профессиональной деятельности устанавливались с использованием психологических тестов известных авторов – «Конструктивный рисунок человека» Эн Махони (определяется тип личности и склонность к сфере деятельности – руководитель, педагог, психолог, ответственный исполнитель, ученый, изобретатель, конструктор, художник в одном лице и др.); «Вопросник профессиональных предпочтений» Д. Голланда (тип личности и склонность к деятельности – практический, в т.ч. склонность к технической деятельности, интеллектуальный, социальный, эстетический и др.; «Опросник» Г. Айзенка (особенности темперамента, соответствующие свойствам нервной системы, которые по исследованиям психофизиологов влияют на склонности человека к разным сферам деятельности) и применении методики диагностики склонностей студентов технического вуза к инженерно-технической (технолог, конструктор, оператор, исследователь-разработчик технических проблем, программист) или инженерно-гуманитарной (менеджер, эколог, педагог, психолог) профессиональной деятельности, разработанной И.Ю. Соколовой, которые представлены в учебном пособии «Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения» [4].

Результаты диагностики индивидуальных склонностей студентов 1 курса

Индивидуально-психологические особенности студентов 1 курса технического вуза (2015 г.)

п/п

Темперамент

Актуализированный потенциал

Тип личности, склонность к разным видам деятельности

Эк

Эм

П

Л

С

И

Пр

А

Р

IQ

р

п

уч

бт

ои

ик

пс

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1

15

17

3

3

45

53

51

55

63

12

 

1

1

       

2

16

18

4

2

49

58

61

56

50

10

       

1

   

3

16

17

1

5

38

63

60

53

56

9

 

1

1

       

4

16

9

1

5

49

57

60

56

50

9

       

1

   

5

8

16

3

3

51

53

46

60

60

11

   

1

       

6

13

13

3

3

46

56

53

60

60

11

             

7

8

9

3

3

55

61

48

60

46

9

   

1

     

1

8

11

18

2

4

51

49

60

48

59

9

         

1

 

9

7

12

3

3

50

60

48

58

46

9

     

1

 

1

 

10

14

15

4

2

57

44

60

64

45

9

 

1

1

       

11

8

14

5

1

51

59

60

60

60

10

   

1

       

12

10

9

3

3

49

68

60

56

50

11

   

1

1

   

1

13

15

11

3

3

59

56

53

58

45

9

     

1

 

1

 

14

13

9

3

3

45

58

51

55

63

12

         

1

 

15

7

10

3

3

49

58

48

59

56

12

   

1

   

1

 

Примечания. 1 – экстраверсия; 2 – эмоциональность; 3, 4 – выраженность функций: П – правого полушария; Л – левого полушария; 5, 6, 7, 8, 9 – стили представления и решения проблем, их обладатели называются: С – синтезатор, И – идеалист, Пр – прагматик, А – аналитик, Р – реалист (при одновременном доминировании (58 и более баллов) стилей И и А – личность способна решать стратегические проблемы, Пр – сиюминутные, Р – в лучшем случае, тактические проблемы); 10 – общий интеллект (11, 12 баллов – высокого уровня, 9, 10 – среднего). Типы личности, склонность к деятельности: р – руководитель, п – педагог, уч – тип ученого, склонность к исследованиям, созданию теорий; бт – беспокойно-тревожный: ои – ответственный исполнитель; ик – изобретатель, конструктор, художник в одном лице; пс – психолог.

В таблице представлены результаты диагностики индивидуально-психологических особенностей, в т.ч. склонностей будущих бакалавров-нефтяников к разным сферам профессиональной деятельности.

После проведения диагностики студент с преподавателем выбирают один вид профессиональной деятельности: проектный, эксплуатационный или научно-исследовательский. Причем на первом и втором курсах при изучении большинства общеобразовательных предметов все студенты учатся по одному учебному плану. Далее с курирующим преподавателем составляется индивидуальная образовательная траектория обучающегося. На третьем и четвертом курсах при обучении по индивидуальным траекториям подготовки преподаватель совместно со студентами определяет тематику практических заданий, курсовых и дипломных проектов, в соответствии с выбранными студентами видами профессиональной деятельности. И в течение всего обучения, студенты под руководством преподавателей кафедры формируют и развивают свои профессиональные компетенции и технический интеллект, двигаясь по индивидуальной образовательной траектории (рисунок).

sav1.wmf

Выбор индивидуальной образовательной траектории

В данный момент мы находимся в начале эксперимента, нами была проведена диагностика контрольной и формирующей группы. Результаты диагностики, представленные в таблице, позволяют нам, принимая во внимание исследования И.Ю. Соколовой, сделать следующие выводы:

1. У студентов выявлены следующие склонности:

– к научно-исследовательской профессиональной деятельности при сформированности следующих типов личности – учебного (уч) или изобретателя (ик);

– к проектной профессиональной деятельности при сформированности следующих типов личности – ответственного исполнителя (ои) или психолога (пс);

– к производственно-эксплуатационной профессиональной деятельности при сформированности следующих типов личности – руководителя (р) или педагога (п).

2. Необходимо отметить, что в эксперименте принимают участие в основном мужчины и всего 3 девушки. Это может влиять на результаты эксперимента.


Библиографическая ссылка

Савельева Н.Н. ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ МЕХАНИКОВ ДЛЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-3. – С. 557-560;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35673 (дата обращения: 10.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674