Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SHAPING PROFESSIONAL COMPETENCY FUTURE TEACHER GRAPHIC ARTS

Polynskaya I.N. 1
1 Nizhnevartovsk State University
The Article is dedicated to problem of the shaping professional competency future teacher graphic arts in general school. The Professional formation student artistic-pedagogical high school – a dynamic unceasing process, directed on development artistic-pedagogical quality to personalities of the future teacher, shaping professional competency, defining readiness to decision of the professional problems on lesson graphic arts. Urgency of the article is the modern methodical possibilities pedagogical drawing determined by need of the revealing, determinations of his(its) place as larval-oriented facility of the education in pedagogical practical person of the teacher graphic arts in general school. The Pedagogical drawing is presented, first, as way turning round explanations on lesson, directed on understanding the sense of the scholastic material; and, secondly, facility of the permit of the difficulties of the schoolboy in mastering artistic-expressive facilities graphic arts. The main requirements are considered to pedagogical drawings on board, helping shaping individual competencies training and joining child to independent creative activity.
professional competencies
drawing by chalk
sketch
quick drawing
artistic-creative abilities
graphic arts

Одно из важнейших условий профессиональной подготовки художественно-педагогических вузов складывается из двух основных аспектов: подготовки высококвалифицированного педагога, с одной стороны, и художника-профессионала в широком понимании этого слова, с другой. Преподаватель изобразительного искусства в школе должен владеть профессиональными компетенциями, позволяющими развивать у детей эстетический вкус, художественное восприятие, воображение, фантазию, активизировать творческую деятельность, формировать практические умения и навыки рисования. Все это ставит новые серьезные задачи перед высшей школой в плане всемерного совершенствования подготовки будущих преподавателей изобразительного искусства, формирования профессиональных компетенций, художественно-педагогических качеств личности учителя. Всвязи с этим необходимо обратить самое серьезное внимание на методику становления и развития профессиональных умений и навыков студентов в вузе.

Для преподавателя изобразительного искусства на первый план выходят художественно-творческие и педагогические умения, уровень развития которых прямо пропорционален качеству профессиональной деятельности. Следовательно, эффективное и рациональное развитие педагогических и художественно-творческих умений у студентов художественно-педагогических вузов является одной из важнейших проблем обучения. Занятия по методике преподавания изобразительного искусства направлены на выработку у студентов профессиональных компетенций и художественно-педагогических качеств. Особое внимание необходимо уделять основным принципам построения реалистического изображения объектов. «Наша конечная цель – путем разумного руководства и систематического обучения приблизить изобразительную деятельность ребенка к элементарным основам вполне грамотного реалистического изображения» [2, с.10]. Поэтому студенты должны приобрести достаточный опыт в педагогическом рисовании объектов, предусмотренных школьной программой.

Актуальность данной проблемы определена необходимостью выявления современных методических возможностей педагогического рисунка, определения его места в качестве личностно-ориентированного средства обучения в педагогической практике преподавателя изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

В публикациях методической литературы рассматривается рисунок преподавателя изобразительного искусства как важная составляющая часть педагогической деятельности и как часть профессиональных компетенций будущего учителя изобразительного искусства. Этой проблеме посвящены труды Р.Ч.Барцица, В.П.Зинченко, Е.И.Игнатьева, Е.С.Кондахчан, В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева «Методика преподавания изобразительного искусства, в школе», А.Е.Терентьева «Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства», Н.И.Ткаченко, Е.В.Шорохова и др.

Однако существующее противоречие между индивидуальными особенностями творческого развития школьника и массовым характером обучения в общеобразовательной школе требует от преподавателя изобразительного искусства целенаправленных действий, способствующих созданию условий постижения каждым ребенком учебной задачи урока. Обучение созданию посильного художественного образа неразрывно связано с развитием восприятия изобразительного искусства и использованию педагогического рисунка как специфического наглядного средства обучения рисованию, призванного способствовать осознанному освоению приемов создания изображения.

Учитель как специалист в области изобразительного искусства в ходе образовательного процесса демонстрирует педагогическим рисунком творческое отношение к профессиональной деятельности. Виртуозным и мастерским владением техникой краткосрочных рисунков и набросков требует от студентов большой и кропотливой, ежедневной тренировки и штудии.

Повышение эффективности профессионально-художественной подготовки будущих преподавателей изобразительного искусства связано с активным использованием в обучении академическому рисунку набросков и зарисовок, которые развивают художественное восприятие действительности, способствуют формированию художественного образа, освоению художественно-выразительных средств языка изобразительного искусства. «Исключительно важна роль наброска в педагогической деятельности преподавателя изобразительного искусства. Учитель, постоянно выполняя на виду у всех учащихся различные рисунки, иллюстрирует ими свое объяснение, показывает ход работы с натуры или рисования на тему и т.п.» [3, с.17].

Проведенный анализ преподавания изобразительного искусства в разных классах, фонда учебного оборудования кабинетов и его использования, бесед с учителями нами было выявлено, что преподаватели не всегда четко понимают роль педагогического рисунка на классной доске в процессе обучения изобразительному искусству. Достаточно часто преподаватели пытаются заменить педагогический рисунок на доске стандартными наглядными пособиями, при этом внешние действия учителя не согласуются с внутренними действиями учеников, формируемая модель знаний и умений не соответствует поставленной цели.

Впервые студенты художественно-педагогических вузов встречаются с проблемой ведения педагогического рисунка на классной доске во время педагогической практике и зачастую теряются перед ней. Причина неуверенности студентов кроется отнюдь не в слабой подготовке по академическому рисунку, она складывается из многих факторов.

Во-первых, у студента пока еще не сформировалось чувство формата. Если до сих пор ему приходилось работать на листе ватмана или холсте такого же размера, то доска предстает перед ним площадью в несколько раз превышающей лист ватмана. Рисование на бумаге осуществляется на вытянутой руке, и рисунок рассчитан на восприятие с 2–3метров; изображение же на классной доске должно быть адекватным габаритам класса и рассчитано на нормальное восприятие изображения ученикам, сидящими на задних партах.

Во-вторых, начинающий педагог весь метод ведения педагогического рисунка механически переносит с бумаги на доску, что не всегда оправдано, Академический рисунок на бумаге с его многочисленными этапами конструктивного построения тоновой проработкой, обобщением и т.п. требует длительного времени, рисунок на классной доске требует быстроты исполнения, четкости, лаконичности доступности восприятия.

В-третьих, неадаптивное восприятие белых линий на темном фоне доски – еще одна из существенных проблем рисунка мелом на доске. Если, например, на уроках ботаники, географии или физики белые линейные изображения на доске не смущают ни преподавателя, ни учеников, то на уроках изобразительного искусства нечто иное. Без специальной психологической подготовки очень сложно воспринимать белые штриховки на изображаемом предмете, там, где должна быть тень, и наоборот (негативное изображение).

Следует подчеркнуть, что каждое изображение на доске является по существу наброском, так как обычно выполняется сразу, без перерывов во времени и достаточно быстро. Эта быстрота диктуется условиями урока, когда из 45 минут нужно как можно больше времени выделить на самостоятельную работу школьников. Поэтому на каждый рисунок, выполняемый на доске, можно затратить максимум 3–4минуты.

«Быстрота выполнения пояснительных рисунков на доске обусловливает своеобразие средств изображения, способов построения рисунков, которыми каждый учитель должен владеть в совершенстве» [4, с.18].

Это предъявляет к рисунку ряд основных требований. Прежде всего, рисунок на доске должен быть достаточно крупного размера, чтобы все сидящие в классе хорошо видели его. Он должен быть также предельно простым, ясным, лаконичным, четким и выразительным, так как преподавателю необходимо выделить главное в изображенном объекте и обратить на него внимание учащихся.

Надо иметь в виду, что большей частью рисунки на доске делаются для того, чтобы дать ученикам правильное направление для самостоятельного решения задачи построения объемных изображений, поэтому долго рисовать, задерживая внимание детей работой на доске, не следует. Перед началом работы учитель объясняет задание, сопровождая беседу рисованием на доске. При этом нельзя, увлекаясь изображением, забывать об объяснении. Удоски учителю необходимо стоять лицом к классу, прерывая рисование обращением к ученикам. Впроцессе работы необходимо отходить от доски на некоторое расстояние, с тем, чтобы проверить изображенное, потому что линии могут быть неровными. Промежутки времени следует заполнять объяснением, рассказом о задачах следующего этапа работы, так как основная задача педагога – наиболее полно, доходчиво донести учебный материал до слушателей.

Обучающая роль педагогического рисунка заключена в самом действии, где ученики выступают в роли зрителя, следя за каждым движением учителя, слушают его объяснения, наблюдают за процессом изображения. Они видят, как из-под руки педагога вначале появляются ничего не значащие для учеников штрихи, потом они преображаются в некоторые отдельно узнаваемые элементы и наконец появляются выразительные образы. Школьники в силу своего живого интереса ко всему происходящему внимательно наблюдают за происходящим, в результате чего у них формируются собственные зрительные образы и представления.

Для рисования на доске применяют белые и цветные мелки, которые должны быть относительно мягкими, чтобы рисунок был четким и ясным. Мел как материал имеет свои положительные качества. Это послушный материал в руках художника-педагога. Он дает контур разной толщины, легко стирается, позволяет работать быстро и широко, сочетать линеарное рисование с беглой, обобщенной тональной моделировкой. «Основным художественным материалом педагогического рисунка, описанным в литературе, является графический материал – мел, в силу своей доступности. Поэтому большинство методических рекомендаций в отмеченных публикациях посвящены приёмам работы мелом на доске и использованию различного состояния губки для вытирания доски, которая может быть сухой, чуть влажной или мокрой. По мнению авторов, использование изобразительных возможностей мела позволяет получить рисунок разного качества и разного эмоционального состояния» [4, с.24].

Рассказывая школьникам о приемах выполнения набросков, можно сразу наглядно продемонстрировать им с помощью мела тот или иной прием, показать мелом на доске способы построения набросков и зарисовок одними линиями, линиями с тоновой обработкой формы, приемы выполнения быстрых рисунков схем и с применением элементов схемы.

Педагогический рисунок в процессе обучения изобразительному искусству школьников должен отвечать двум ключевым требованиям: первое – точное выделение узловых моментов в изображении предмета и пространства, второе – эмоциональная выразительность рисунка как художественного явления.

Анализ работ студентов, полученных в результате сравнительного этапа эксперимента (педагогический рисунок мелом на классной доске)

Типы линий мелового рисунка на доске

Показатели

2 курс

3 курс

4 курс

Проволочная

32,7 %

29,2 %

26,7 %

Хаотичная

49,3 %

37,7 %

31,2 %

Порывистая

43,6 %

41,1 %

38,4 %

Напряженная

53,1 %

46,8 %

37,8 %

Сложная нащупывающая

23,7 %

37,1 %

42,7 %

Валерная

21,4 %

32,3 %

38,9 %

Пластичная

19,3 %

22,6 %

30,3 %

Исходя из решения поставленной проблемы и замысла нашего исследования, мы разработали и экспериментально проверили методику преподавания дисциплины и определили оптимальный вариант формы занятий, направленных на формирование профессиональных компетенций и совершенствование профессионально-художественных качеств будущего преподавателя изобразительного искусства. Нами была разработана система критериев оценки, в которой каждый компонент наполнен минимумом необходимых и достаточных показателей, позволяющих определить уровень индивидуально-личностного, художественно-творческого и педагогического мастерства будущих преподавателей изобразительного искусства. Результаты исследования представлены в таблице.

Подобный подход в неразрывном единстве учитывает индивидуально-личностные особенности будущих учителей изобразительного искусства, содержит в себе возможность формирования профессиональных компетенций, совершенствования художественно-творческого и педагогического мастерства.