Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SYNERGETIC APPROACH IN THE METHODOLOGY OF PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT TO OPTIMIZE THE QUALITY OF LIFE OF INDIVIDUALS WITH DISABILITIES

Aydarov V.I. 1
1 State Health autonomous institution «Republican Clinical Hospital» Department of Health of the Republic of Tatarstan
The article reveals the role of synergetic approach to psychological and pedagogical optimization of the quality of life of individuals with disabilities, who acts as the integrator of methodological approaches sociocentric and anthropocentric concepts. The article considers the system of psychological-pedagogical and socio-psychological rehabilitation of person with disabilities in conditions of stationary treatment, as a self-organizing and self-evolving social phenomena. Conceptual and methodological novelty of the ideas of self-organization due to the ability of diverse systems to self-development not only under the influence of external causes, but also due to the use of their internal capabilities. Increasing rehabilitation potential and improving the quality of life of individuals with disabilities. Proving the need for integration in psycho-pedagogical optimization of the quality of life of individuals with disabilities elements of various concepts, polyparadigm affirming character of modern scientific thought.
synergistic
sociocentric and anthropocentric approaches
psycho-pedagogical optimization of the quality of life of individuals with disabilities

Многомерность практики социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями, уровень развития современной теории социально-психологической и психолого-педагогической работы с такой категорией населения обуславливают реализацию психолого-педагогического обеспечения оптимизации качества жизни личности на основе различных методологических подходов.

Цель: повышение реабилитационного потенциала и улучшение качества жизни личности с ограниченными возможностями здоровья.

Существующие теории, отражающие методологические подходы, можно разделить (с определенной долей условности) на две большие группы: антропоцентрические и социоцентрические.

Для сторонников различных модификаций антропоцентрических концепций характерно понимание развития личности с ограниченными возможностями здоровья как развертывание её внутренних сил – развитие её из «себя».

Соответственно антропоцентрической модели психолого-педагогического обеспечения оптимизации качества жизни сущностным является положение о том, что личность с ограниченными возможностями здоровья – самонастраивающаяся система, её внутренние, импульсивные, неосознаваемые устремления, её внутренняя потребность в оптимизации качества своей собственной жизни сами выводят на направления, способствующие этому процессу (синергетический синдром).

Сторонники социоцентрических концепций решающее значение в оптимизации качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья придают внешним факторам, социальным институтам. Его последователи, придавая значение в данном процессе социально-психологическим условиям, считают, что только стационарное медицинское учреждение должно служить «инструментом социально-психологической реконструкции».

Социоцентрические модели данного процесса деятельности имеют такие преимущества, как прогнозируемость, результативность деятельности (по времени и его содержанию), возможность высокой степени технологизации процесса психолого-педагогического сопровождения, проверяемости и контролируемости его результатов и т.д. [1, 6].

На наш взгляд, соответственно двойственной биолого-социальной природе человека психолого-педагогическое обеспечение оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями должно строиться на основе синтеза антропоцентрических (личностно-деятельностный, герменевтический, системно-ролевой, аксиолого-отношенческий, индивидуальный) и социоцентрических (акмеологический, амбивалентный, парадигмальный, системный, целостный, средовой) подходов, которые могут являться методологической основой интегративной личностно-социальной, психолого-педагогической концепции данного процесса. Позволяя рассматривать психолого-педагогическое обеспечение оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями как целостный процесс, построенный на основе интеграции вышеназванных противоположных теорий и реализующийся посредством целостной целенаправленной сложноорганизованной системы.

Целостность предполагает внутреннее единство объектов, их относительную автономность от окружающей среды. Целостность деятельности по организации психолого-педагогического обеспечения оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями выявляется в нескольких аспектах (целостность: организационная, содержательная, практико-деятельностная, структурная). Всовременной педагогической литературе в качестве признаков целостной системы, как правило, выделяются ее суммарность (аддитивность) и непротиворечивость.

В основе нашей авторской методологической позиции целостность предполагает и идею интегративности в качестве одного из основополагающих принципов. Методологическое значение принципа интегративности – создание нового через разрешение противоречий с помощью конструктивного синтеза. Вконструктивном синтезе (интеграции) противоположностей в единое целое последовательно, на различных уровнях становления и развития любой системы, в том числе системы психолого-педагогического обеспечения оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями здоровья выявляется синергетический бифуркационный механизм ее развития.

Необходимость интеграции в психолого-педагогическом обеспечении оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями элементов различных (в том числе противоположных) концепций подтверждается полипарадигмальным характером современной научной мысли. Суть его заключается в построении теоретических концепций, а соответственно и практики психолого-педагогического обеспечения этого процесса на основе нескольких методологий, вплоть до взаимно исключающихся. Сущностью такого интегративного психолого-педагогического обеспечения оптимизации качества жизни лиц с ограниченными возможностями является объединение двух механизмов выше обозначенного процесса:

1)социализированное (личностное) отношение (микроуровень), в котором характер и интенсивность развития субъектов реабилитационного процесса зависят от их личностных особенностей и от вида отношений;

2)система социально-ориентированных отношений (макроуровень), формой организации которых является гуманное организованное сообщество, связанное с социумом разнообразными зависимостями.

Внашей интегративной личностно-социальной концепции, психолого-педагогического обеспечения оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями именно синергетический принцип выступает в качестве интегратора и позволяет рассматривать психолого-педагогическое обеспечение оптимизации качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья как процесс, в значительной степени самоорганизующийся, не основанный на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающий неоднозначно; процесс, обусловленный множеством внутренних и внешних влияний; закономерных и случайных; предсказуемых и стихийных, упорядоченных и хаотических.

Проблемы синергетического подхода в формировании и развитии личности стали областью исследования многих современных ученых (А.И.Бочкарев, В.Г.Виненко, А.А.Ворожбитова, В.А.Игнатова, Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов, С.Н.Симонов, Е.А.Солодова, Н.М.Таланчук, С.П.Фирсова, Г.Хакен, Ю.В.Шаронин и др.).

Термин «синергетика» происходит от греческого «synergeia» – «содружество», «сотрудничество» и акцентирует внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании структуры как единого целого. Синергетика переводится как «энергия совместного действия» (от греч. «син» – «со-», «совместно» и «эргос» – «действие»), созданное профессором Штутгартского университета Германом Хакеном.

Философский словарь содержит более развернутое определение: «Синергетика – современная теория самоорганизации, новое мировидение, связываемое с исследованием феноменов самоорганизации, нелинейности, неравновесности, глобальной эволюции, изучением процессов становления «порядка через хаос», бифуркационных изменений, необратимости времени, неустойчивости как основополагающей характеристики процессов эволюции». Отдельные аспекты теории самоорганизации с педагогической точки зрения нашли отражение в работах В.Г.Буданова, В.Г.Виненко, В.А.Игнатовой, Е.Н.Князевой, С.П.Курдюмова, Л.Н.Макаровой, Н.М.Таланчука, М.А.Федоровой, Ю.В.Шаронина и др. [1, 6, 4].

Педагогический словарь под ред. Г.М.Коджаспирова дает следующее определение: «Синергетика – наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи между элементами этой системы, при которых их суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности.

Л.Н.Попов отмечает, что синергетику можно понимать как разновидность системного подхода, как подход к пониманию развития открытых нелинейных систем и особый стиль мышления. Основными понятиями синергетики являются «самоорганизация», «открытость», «нелинейность», «неравновесность», «бифуркация» – ветвление путей развития, «флуктуация» – случайное отклонение величин, приводящее к возникновению новой структуры, «аттрактор» – относительно конечное, устойчивое состояние системы.

По мнению С.Н.Симонова, синергетика входит в универсальную методологическую парадигму, относящуюся к тем областям знания, где изучаются сложные системы, явления самоорганизации, и представляет собой единый междисциплинарный подход к исследуемым предметам и объектам. Как считает автор, предметом синергетики являются механизмы самоорганизации, поэтому ее и называют теорией самоорганизации. «Под самоорганизацией в синергетике понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях вблизи особых критических точек». Иногда самоорганизация определяется как «упорядочение каких-либо элементов, обусловленное внутренними причинами, без воздействия извне». Отличительной особенностью процессов самоорганизации является их целенаправленный, но вместе с тем естественный, спонтанный характер: эти процессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от среды. Процесс самоорганизации происходит в результате взаимодействия случайности и необходимости и всегда связан с переходом от неустойчивости к устойчивости [3].

Концептуально-методологическая новизна идей самоорганизации связана с признанием способности различных систем к саморазвитию не только за счет притока энергии, информации, вещества извне, но и за счет использования их внутренних возможностей.

С.П.Фирсова отмечает, что в последние годы все заметнее становится интерес со стороны различных областей научного знания к методам и принципам теории самоорганизации. Наблюдается многочисленное заимствование соответствующей терминологии в область гуманитарного знания. Данный процесс вполне закономерен, поскольку общая теория систем и синергетика предоставляют методологическую основу для полноценного изучения и описания любых видов систем вне зависимости от их природы, форм существования, степени сложности, особенностей функционирования.

Синергетический подход способствует восстановлению целостных представлений о мире, картине мира как единого процесса. Интеграция знаний на основе междисциплинарных связей дает возможность охватить линейные связи по горизонтали и точечные по вертикали, уловить не только последовательность, но и одновременность этих связей и воссоздать на новом, более высоком уровне целостное видение любых проблем, ситуации, явления во всей полноте многогранности, многоаспектности [5].

Синергетический подход к психолого-педагогическому обеспечению оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями здоровья предполагает разработку вариативных моделей организации этого процесса. Всинергетический подход к этому процессу органично вписывается метод системного анализа. Главное в нем – логически обоснованное исследование проблемы и использование соответствующих методов ее решения, которые могут быть разработаны в рамках других наук. Системный анализ предполагает междисциплинарность.

Системный анализ опыта психолого-педагогического обеспечения оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями позволяет проследить последовательность этого процесса, выявить системообразующие факторы, тенденции, механизмы, этапы, особенности взаимодействия субъектов и объектов в условиях социально-психологической и психолого-педагогической реабилитации.

Р.Г.Салахутдинов отмечает, что «система определяется как структура, целостное образование, состоящее из множества частей, тесно взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга, обеспечивая тем самым динамическое развитие данного образования. Системные качества, законы ее развития и функционирования характерны для всех образований как частного, так и общего порядка. Вкаждой модели (системе), технической, природной, биологической, общественной и др., набор частей образования предполагает специализацию, построенную на взаимодополнении, взаимовлиянии и интегрирующих взаимосвязей, учитывающих особенности данного образования».

Применяя системные принципы к изучаемому объекту, автор применяет следующие его характеристики:

–каждый элемент в системе имеет те свойства, которые не были присущи ему, взятому в отдельности;

–все элементы педагогического процесса диалектически взаимосвязаны;

–каждый элемент системы представляет собой подсистему [2].

Открытость данной системы, с одной стороны, создает многообразие интересов и потребностей, обращенных к реабилитации, развитию духовных потребностей, интеллектуальных ресурсов личности, ее духовно-нравственных компетенций. Сдругой стороны, в этой системе создается разнообразие форм и технологий психолого-педагогических действий деятельности, обеспечивающей оптимизацию качества жизни пациентов. Психолого-педагогическое обеспечение оптимизации качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья представляет неравновесную систему, поскольку открытость системы обществу приводит к появлению в ней новаций, увеличению степени внутреннего многообразия.

Выводы

Используя идеи синергетики, мы попытаемся обосновать процесс психолого-педагогического обеспечения оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями здоровья в условиях медицинского стационарного учреждения:

1.Во-первых, становится очевидным, что такой сложноорганизованной системе, как личность с ограниченными возможностями, нельзя навязывать принудительные методы лечения; поэтому процесс психолого-педагогического обеспечения оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями основывается на главном принципе добровольности при выборе методов и способов реабилитационных мероприятий и ориентируется на регламентированную, но в то же время свободу выбора для инвалида.

2.Во-вторых, синергетика свидетельствует о том, что всякая сложноорганизованная система имеет, как правило, не единственный, а множество собственных, отвечающих ее природе, путей развития. Таким образом, психолого-педагогическое обеспечение оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные разнонаправленные, иногда спонтанные действия, которые способствуют оптимизации реабилитационного процесса.

3.В-третьих, в синергетическом циклизме хаос может выступать механизмом самоорганизации и самодостраивания личности.

Таким образом, синергетический подход к психолого-педагогическому обеспечению оптимизации качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья основан на использовании свойств нелинейности, открытости социально-педагогических и психолого-педагогических систем, их способности, (так же как и самой личности с ограниченными возможностями здоровья и реабилитолога) адаптироваться к условиям окружающей среды на основе самоорганизации.

Описание синергетического подхода позволяет убедиться в необходимости использования данной методологической ориентации в построении модели психолого-педагогического обеспечения оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями здоровья. При этом мы рассматриваем объект, то есть систему психолого-педагогической и социально-психологической реабилитации личности с ограниченными возможностями здоровья в условиях стационарного лечения в качестве самоорганизующегося и саморазвивающегося социального явления.