Многомерность практики социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями, уровень развития современной теории социально-психологической и психолого-педагогической работы с такой категорией населения обуславливают реализацию психолого-педагогического обеспечения оптимизации качества жизни личности на основе различных методологических подходов.
Цель: повышение реабилитационного потенциала и улучшение качества жизни личности с ограниченными возможностями здоровья.
Существующие теории, отражающие методологические подходы, можно разделить (с определенной долей условности) на две большие группы: антропоцентрические и социоцентрические.
Для сторонников различных модификаций антропоцентрических концепций характерно понимание развития личности с ограниченными возможностями здоровья как развертывание её внутренних сил – развитие её из «себя».
Соответственно антропоцентрической модели психолого-педагогического обеспечения оптимизации качества жизни сущностным является положение о том, что личность с ограниченными возможностями здоровья – самонастраивающаяся система, её внутренние, импульсивные, неосознаваемые устремления, её внутренняя потребность в оптимизации качества своей собственной жизни сами выводят на направления, способствующие этому процессу (синергетический синдром).
Сторонники социоцентрических концепций решающее значение в оптимизации качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья придают внешним факторам, социальным институтам. Его последователи, придавая значение в данном процессе социально-психологическим условиям, считают, что только стационарное медицинское учреждение должно служить «инструментом социально-психологической реконструкции».
Социоцентрические модели данного процесса деятельности имеют такие преимущества, как прогнозируемость, результативность деятельности (по времени и его содержанию), возможность высокой степени технологизации процесса психолого-педагогического сопровождения, проверяемости и контролируемости его результатов и т.д. [1, 6].
На наш взгляд, соответственно двойственной биолого-социальной природе человека психолого-педагогическое обеспечение оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями должно строиться на основе синтеза антропоцентрических (личностно-деятельностный, герменевтический, системно-ролевой, аксиолого-отношенческий, индивидуальный) и социоцентрических (акмеологический, амбивалентный, парадигмальный, системный, целостный, средовой) подходов, которые могут являться методологической основой интегративной личностно-социальной, психолого-педагогической концепции данного процесса. Позволяя рассматривать психолого-педагогическое обеспечение оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями как целостный процесс, построенный на основе интеграции вышеназванных противоположных теорий и реализующийся посредством целостной целенаправленной сложноорганизованной системы.
Целостность предполагает внутреннее единство объектов, их относительную автономность от окружающей среды. Целостность деятельности по организации психолого-педагогического обеспечения оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями выявляется в нескольких аспектах (целостность: организационная, содержательная, практико-деятельностная, структурная). Всовременной педагогической литературе в качестве признаков целостной системы, как правило, выделяются ее суммарность (аддитивность) и непротиворечивость.
В основе нашей авторской методологической позиции целостность предполагает и идею интегративности в качестве одного из основополагающих принципов. Методологическое значение принципа интегративности – создание нового через разрешение противоречий с помощью конструктивного синтеза. Вконструктивном синтезе (интеграции) противоположностей в единое целое последовательно, на различных уровнях становления и развития любой системы, в том числе системы психолого-педагогического обеспечения оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями здоровья выявляется синергетический бифуркационный механизм ее развития.
Необходимость интеграции в психолого-педагогическом обеспечении оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями элементов различных (в том числе противоположных) концепций подтверждается полипарадигмальным характером современной научной мысли. Суть его заключается в построении теоретических концепций, а соответственно и практики психолого-педагогического обеспечения этого процесса на основе нескольких методологий, вплоть до взаимно исключающихся. Сущностью такого интегративного психолого-педагогического обеспечения оптимизации качества жизни лиц с ограниченными возможностями является объединение двух механизмов выше обозначенного процесса:
1)социализированное (личностное) отношение (микроуровень), в котором характер и интенсивность развития субъектов реабилитационного процесса зависят от их личностных особенностей и от вида отношений;
2)система социально-ориентированных отношений (макроуровень), формой организации которых является гуманное организованное сообщество, связанное с социумом разнообразными зависимостями.
Внашей интегративной личностно-социальной концепции, психолого-педагогического обеспечения оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями именно синергетический принцип выступает в качестве интегратора и позволяет рассматривать психолого-педагогическое обеспечение оптимизации качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья как процесс, в значительной степени самоорганизующийся, не основанный на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающий неоднозначно; процесс, обусловленный множеством внутренних и внешних влияний; закономерных и случайных; предсказуемых и стихийных, упорядоченных и хаотических.
Проблемы синергетического подхода в формировании и развитии личности стали областью исследования многих современных ученых (А.И.Бочкарев, В.Г.Виненко, А.А.Ворожбитова, В.А.Игнатова, Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов, С.Н.Симонов, Е.А.Солодова, Н.М.Таланчук, С.П.Фирсова, Г.Хакен, Ю.В.Шаронин и др.).
Термин «синергетика» происходит от греческого «synergeia» – «содружество», «сотрудничество» и акцентирует внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании структуры как единого целого. Синергетика переводится как «энергия совместного действия» (от греч. «син» – «со-», «совместно» и «эргос» – «действие»), созданное профессором Штутгартского университета Германом Хакеном.
Философский словарь содержит более развернутое определение: «Синергетика – современная теория самоорганизации, новое мировидение, связываемое с исследованием феноменов самоорганизации, нелинейности, неравновесности, глобальной эволюции, изучением процессов становления «порядка через хаос», бифуркационных изменений, необратимости времени, неустойчивости как основополагающей характеристики процессов эволюции». Отдельные аспекты теории самоорганизации с педагогической точки зрения нашли отражение в работах В.Г.Буданова, В.Г.Виненко, В.А.Игнатовой, Е.Н.Князевой, С.П.Курдюмова, Л.Н.Макаровой, Н.М.Таланчука, М.А.Федоровой, Ю.В.Шаронина и др. [1, 6, 4].
Педагогический словарь под ред. Г.М.Коджаспирова дает следующее определение: «Синергетика – наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи между элементами этой системы, при которых их суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности.
Л.Н.Попов отмечает, что синергетику можно понимать как разновидность системного подхода, как подход к пониманию развития открытых нелинейных систем и особый стиль мышления. Основными понятиями синергетики являются «самоорганизация», «открытость», «нелинейность», «неравновесность», «бифуркация» – ветвление путей развития, «флуктуация» – случайное отклонение величин, приводящее к возникновению новой структуры, «аттрактор» – относительно конечное, устойчивое состояние системы.
По мнению С.Н.Симонова, синергетика входит в универсальную методологическую парадигму, относящуюся к тем областям знания, где изучаются сложные системы, явления самоорганизации, и представляет собой единый междисциплинарный подход к исследуемым предметам и объектам. Как считает автор, предметом синергетики являются механизмы самоорганизации, поэтому ее и называют теорией самоорганизации. «Под самоорганизацией в синергетике понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях вблизи особых критических точек». Иногда самоорганизация определяется как «упорядочение каких-либо элементов, обусловленное внутренними причинами, без воздействия извне». Отличительной особенностью процессов самоорганизации является их целенаправленный, но вместе с тем естественный, спонтанный характер: эти процессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от среды. Процесс самоорганизации происходит в результате взаимодействия случайности и необходимости и всегда связан с переходом от неустойчивости к устойчивости [3].
Концептуально-методологическая новизна идей самоорганизации связана с признанием способности различных систем к саморазвитию не только за счет притока энергии, информации, вещества извне, но и за счет использования их внутренних возможностей.
С.П.Фирсова отмечает, что в последние годы все заметнее становится интерес со стороны различных областей научного знания к методам и принципам теории самоорганизации. Наблюдается многочисленное заимствование соответствующей терминологии в область гуманитарного знания. Данный процесс вполне закономерен, поскольку общая теория систем и синергетика предоставляют методологическую основу для полноценного изучения и описания любых видов систем вне зависимости от их природы, форм существования, степени сложности, особенностей функционирования.
Синергетический подход способствует восстановлению целостных представлений о мире, картине мира как единого процесса. Интеграция знаний на основе междисциплинарных связей дает возможность охватить линейные связи по горизонтали и точечные по вертикали, уловить не только последовательность, но и одновременность этих связей и воссоздать на новом, более высоком уровне целостное видение любых проблем, ситуации, явления во всей полноте многогранности, многоаспектности [5].
Синергетический подход к психолого-педагогическому обеспечению оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями здоровья предполагает разработку вариативных моделей организации этого процесса. Всинергетический подход к этому процессу органично вписывается метод системного анализа. Главное в нем – логически обоснованное исследование проблемы и использование соответствующих методов ее решения, которые могут быть разработаны в рамках других наук. Системный анализ предполагает междисциплинарность.
Системный анализ опыта психолого-педагогического обеспечения оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями позволяет проследить последовательность этого процесса, выявить системообразующие факторы, тенденции, механизмы, этапы, особенности взаимодействия субъектов и объектов в условиях социально-психологической и психолого-педагогической реабилитации.
Р.Г.Салахутдинов отмечает, что «система определяется как структура, целостное образование, состоящее из множества частей, тесно взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга, обеспечивая тем самым динамическое развитие данного образования. Системные качества, законы ее развития и функционирования характерны для всех образований как частного, так и общего порядка. Вкаждой модели (системе), технической, природной, биологической, общественной и др., набор частей образования предполагает специализацию, построенную на взаимодополнении, взаимовлиянии и интегрирующих взаимосвязей, учитывающих особенности данного образования».
Применяя системные принципы к изучаемому объекту, автор применяет следующие его характеристики:
–каждый элемент в системе имеет те свойства, которые не были присущи ему, взятому в отдельности;
–все элементы педагогического процесса диалектически взаимосвязаны;
–каждый элемент системы представляет собой подсистему [2].
Открытость данной системы, с одной стороны, создает многообразие интересов и потребностей, обращенных к реабилитации, развитию духовных потребностей, интеллектуальных ресурсов личности, ее духовно-нравственных компетенций. Сдругой стороны, в этой системе создается разнообразие форм и технологий психолого-педагогических действий деятельности, обеспечивающей оптимизацию качества жизни пациентов. Психолого-педагогическое обеспечение оптимизации качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья представляет неравновесную систему, поскольку открытость системы обществу приводит к появлению в ней новаций, увеличению степени внутреннего многообразия.
Выводы
Используя идеи синергетики, мы попытаемся обосновать процесс психолого-педагогического обеспечения оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями здоровья в условиях медицинского стационарного учреждения:
1.Во-первых, становится очевидным, что такой сложноорганизованной системе, как личность с ограниченными возможностями, нельзя навязывать принудительные методы лечения; поэтому процесс психолого-педагогического обеспечения оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями основывается на главном принципе добровольности при выборе методов и способов реабилитационных мероприятий и ориентируется на регламентированную, но в то же время свободу выбора для инвалида.
2.Во-вторых, синергетика свидетельствует о том, что всякая сложноорганизованная система имеет, как правило, не единственный, а множество собственных, отвечающих ее природе, путей развития. Таким образом, психолого-педагогическое обеспечение оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные разнонаправленные, иногда спонтанные действия, которые способствуют оптимизации реабилитационного процесса.
3.В-третьих, в синергетическом циклизме хаос может выступать механизмом самоорганизации и самодостраивания личности.
Таким образом, синергетический подход к психолого-педагогическому обеспечению оптимизации качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья основан на использовании свойств нелинейности, открытости социально-педагогических и психолого-педагогических систем, их способности, (так же как и самой личности с ограниченными возможностями здоровья и реабилитолога) адаптироваться к условиям окружающей среды на основе самоорганизации.
Описание синергетического подхода позволяет убедиться в необходимости использования данной методологической ориентации в построении модели психолого-педагогического обеспечения оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями здоровья. При этом мы рассматриваем объект, то есть систему психолого-педагогической и социально-психологической реабилитации личности с ограниченными возможностями здоровья в условиях стационарного лечения в качестве самоорганизующегося и саморазвивающегося социального явления.