Известно, что познание сложного всегда начинается с изучения простого, менее сложного. Этот принцип познания наука использует с момента своего существования. Сколько было отброшено простых элементарных моделей по мере перехода к более сложным моделям, более адекватно отражающим реальные процессы, системы, явления, поведение исследуемых объектов.
Изучая сложные процессы и системы, исследователь все чаще попадает в тупик, не имея возможности на основе знаний, которыми располагает наука, объяснить те или иные свойства системы, механизм их возникновения как реакцию на воздействия со стороны, например, внешней среды. Вэтом случае оказывается полезным возврат к относительно более простым моделям, чтобы понять некоторые особенности функционирования сложных систем.
Человечество на протяжении всего своего развития задумывается над проблемой построения такой идеальной политико-социально-экономической системы общества, которая удовлетворяла бы все потребности каждого человека в отдельности и общества в целом. Эта проблема и по сей день является всеобщей (глобальной) и актуальной.
В истории человечества, как известно, было реализовано пять типов общественного устройства (общественно-экономических формаций): первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. Но, как показывает практика, ни одна из этих формаций в конце концов не выдержала испытания на устойчивое и качественное функционирование. Перед современным миром по-прежнему стоит проблема глобальной реструктуризации всей цивилизации и в первую очередь построения справедливой благополучной устойчивой политико-социально-экономической структуры общества как в отдельно взятом государстве, так и во всем мире, с учетом различий в национальных традициях, культурах и потребностях народов, живущих на нашей планете.
По мнению многих исследователей, в настоящее время мир проходит точку бифуркации и каждое государство пытается выбрать один из альтернативных сценариев своего будущего устойчивого развития [2, 3, 5].
Достижения научной мысли позволяют человечеству реализовать различные траектории развития, при этом наши активные действия могут увеличить вероятность реализации одних из вариантов будущего и уменьшить вероятность реализации других. Мы можем осознанно, опираясь на методы научного предвидения, либо выбрать желаемый вариант своего будущего, либо этот выбор при нашем бездействии будет сделан случайным, научно непродуманным и неуправляемым образом помимо наших планов и желаний с возникновением всевозможных неблагоприятных рисков. Как сказал выдающийся английский исследователь С. Бир: «Будущее – не неизвестность, оно не обязательно должно ухудшаться. Впервые в истории человек знает достаточно, чтобы создать такое общество, к которому он стремится». Однако в мире пока не выработалось серьезного, единого, ответственного и научно обоснованного отношения к своему будущему [5].
Развитие современной цивилизации характеризуется противоречием, из которого необходимо найти выход уже в текущем столетии. Это противоречие между старой и новой моделями развития, т.е. между моделью неустойчивого развития, по которой по инерции продолжается политико-социально-экономический процесс, и моделью устойчивого развития, выступающей в качестве желаемого образа будущего. Возможно, что это противоречие может считаться даже основным противоречием современной эпохи, ибо от его разрешения зависит, быть или не быть человечеству, продолжить движение к глобальной антропоэкологической катастрофе либо круто изменить историю цивилизации в направлении выживания и становления ноосферы как формы социоприродной коэволюции [1].
Практика управления в мире многообразными процессами, в том числе социальными, экономическими, политическими и другими, показала, что причиной критических и конфликтных ситуаций является несогласованность решений, принимаемых человеком, с динамикой развития и естественными законами природы и общества, не зависящими от субъективных точек зрения. Таким образом, перед мировым сообществом стоит задача разработки научно обоснованной эффективной системы глобального управления цивилизацией в целом, которая могла бы скоординировать и согласовать решения, принимаемые в политике, праве, экономике, экологии, социологии и других областях жизнедеятельности человека, с универсальными законами природы и общества. Создание такого класса систем является исторически беспрецедентным делом и требует создания теории проектирования устойчивого развития цивилизации как единой сложной динамической системы на основе всех знаний, накопленных человечеством [4].
В данной статье предлагается в качестве дискуссии обсудить подход к построению абстрактной (идеальной) упрощенной модели функционирования и развития политико-социально-экономической системы. На наш взгляд, изучение данного класса систем на абстрактном уровне весьма полезно как с научной (модельной), так и с философской точки зрения для того, чтобы понять, а точнее, не забывать, в чем же миссия и суть существования нашей цивилизации. Целью построения абстрактной (идеальной) модели социально-экономической и политической системы общества (СЭПС) является, во-первых, выявление механизмов взаимодействия отдельных подсистем в режиме динамического равновесия, во-вторых, выяснение механизма развития системы в целом, в-третьих, обеспечение устойчивого развития СЭПС в условиях действия неблагоприятных факторов. Все эти вопросы рассматривает политико-социально-экономическая теория, методологические и теоретические основы которой находятся на стадии развития, или же теория устойчивого развития цивилизации на микроуровне, т.е. уровне государства.
Системная и функциональная модели социально-экономической и политической системы общества
При разработке абстрактной (идеальной) модели СЭПС были приняты следующие допущения.
1.В идеальной модели СЭПС отсутствует присущая реальным системам финасовая подсистема, а следовательно, отсутствует финасовый кругооборот, в который втянуты все элементы системы. Это приводит к тому, что в абстрактной системе в принципе отсутствуют всевозможные финансовые кризисы и их следствие – социальные катастрофы.
2.В идеальной модели СЭПС отсутствует присущая реальным системам рыночная подсистема. Вместо нее функционирует государственно-распределительная система с развитой системой контроля и учета.
3.В идеальной модели СЭПС отсутствуют возможные угрозы нападения на данную систему в результате военных действий, информационных взломов, экономических авантюр. Это приводит к тому, что произведенные блага будут тратиться в основном на обеспечение социального порядка за счет обеспечения безопасности внутреннего функционирования и развития системы, а затраты на обороноспособность системы по отношению к внешнему миру будут минимальными.
4.В идеальной СЭПС население не дифференцировано по уровням доходов, и высокий уровень жизни (благосостояния) определяется выделенной долей произведенных экономической системой благ, необходимых для формирования желаемых условий жизни и полного удовлетворения потребностей населения. При этом экономическая система покрывает как непроизводственные, так и производственные потребности.
В идеальной модели СЭПС выделены шесть основных системообразующих факторов, образующих в совокупности множество взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом триад как элементарных систем (рис.1).
Рассмотрим кратко функции элементарных систем. Население (трудовые ресурсы) стремится вложить труд в производство благ. Экономика обеспечивает производство благ. Государство выполняет две основные политические функции: распределение, контроль и учет благ и обеспечение безопасности жизнедеятельности. Социальная инфраструктура, включающая благоприятную и неблагоприятную социальные среды, потребляет блага и стремится к развитию и расширению производства. Экология обеспечивает природные условия для жизнедеятельности, неблагоприятная внешняя среда снижает качество жизни населения.
Рис.1. Модель социально-экономической и политической системы в виде триад
На рис.2 представлена функциональная модель СЭПС, отражающая взаимодействие основных системообразующих факторов. Рассмотрим механизм функционирования и развития социально-экономической и политической системы общества.
Рис. 2. Функциональная модель социально-экономической и политической системы общества
Главным объектом в СЭПС является население (трудовые ресурсы). Под трудовыми ресурсами понимается часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для занятия общественно-полезным трудом. Как известно, в составе трудовых ресурсов выделяют две группы: экономически активное население и экономически неактивное население. Экономически активное население, или рабочую силу, представляет часть населения, обеспечивающая предложение своего труда для производства товаров и оказания разнообразных услуг. Количественно эта группа населения складывается из численности занятых и безработных, под которыми понимаются строго определенные группы людей. Экономически неактивное население − это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы.
Экономическая деятельность людей направлена на удовлетворение их потребностей на основе использования имеющихся ресурсов. Потребности являются исходным пунктом экономической деятельности, а их удовлетворение – конечным результатом. Необходимость постоянно удовлетворять потребности – свойство человеческого общества в целом и каждого человека в отдельности. Сточки зрения экономики принципиальное свойство потребностей заключается в том, что с развитием общества происходит возрастание и постоянное изменение их структуры, качества и количества. Наряду с появлением новых потребностей отмирают старые, изменяется соотношение между видами потребностей и т.д. Это находит отражение в законе возвышения потребностей. Возрастание и изменение потребностей является сильнейшим побудительным мотивом для создания благ, предназначенных для их удовлетворения.
Главная функция экономической системы состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться. Блага, произведенные экономической системой, распределяются государственной системой распределения, контроля и учета благ по следующим направлениям (рис.2): поддержка и развитие социальной инфраструктуры (k1); поддержка и развитие системы обеспечения безопасности жизнедеятельности (k2); поддержка экономически неактивного населения (k3); поддержка безработных (k4); охрана окружающей среды (k5); компенсация влияния неблагоприятной среды (k6); поддержка потребностей производства (непроизводственное потребление) (k7); другие расходы (например, на оборону страны, содержание армии и др.) (k8).
Коэффициенты ki определяют долю от произведенных благ, выделенных по указанным направлениям (индекс i соответствует номеру направления), при этом .
Под социальной инфраструктурой понимается совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения (благоприятную среду). Социальную инфраструктуру образуют: жилье, его строительство, объекты социально-культурного назначения, вся сфера жилищно-коммунального хозяйства, предприятия и организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания; предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом; розничная торговля, общественное питание, сфера услуг, спортивно-оздоровительные учреждения; и т.д. Развитие и эффективное функционирование объектов, входящих в социальную инфраструктуру, их доступность населению является важным условием повышения уровня и качества жизни основной массы населения страны при высоком уровне обеспечения безопасности жизнедеятельности.
В рассматриваемой модели идеального общества высокий уровень качества жизни достигается за счет высокого уровня благосостояния (уровня жизни), который определяется высоким уровнем развития экономической системы как системы производства благ, и защищается государственной системой обеспечения безопасности жизнедеятельности от разного рода негативных внутренних факторов, действующих в системе.
Высокий уровень качества жизни повышает рождаемость населения с коэффициентом λ1 и снижает смертность населения с коэффициентом λ2, что обеспечивает повышение темпов воспроизводства трудовых ресурсов страны. Кроме того, высокий уровень качества жизни непосредственно положительно влияет на качество трудовых ресурсов, в большей степени повышая, с одной стороны, их производительность труда, с другой стороны, в меньшей степени переводя их в разряд экономически неактивного населения.
На идеальную, как и на реальную социально-экономическую систему действуют неблагоприятные факторы, приводящие к повышению смертности населения. Среди неблагоприятных факторов выделены две группы. Первая группа – факторы неблагоприятной внешней среды, к которым относятся природные факторы, не зависящие от человека, такие как засухи, пожары, наводнения, эпидемии, землятресения и т.п., а также загрязнение окружающей среды, осуществляемое человеком в процессе производства благ. Неблагоприятная внешняя среда оказывает непосредственное влияние и на качество трудовых ресурсов, снижая производительность их труда. Вторая группа – факторы неблагоприятной социальной среды, которую образуют социально опасные элементы общества – алкоголики, наркоманы, психически больные люди и прочие. Государственная система обеспечения безопасности жизнедеятельности предпринимает меры по компенсации воздействий неблагоприятных факторов и снижению уровня смертности населения.
Таким образом, население, с одной стороны, производит блага для своего существования и развития, а с другой стороны, интенсивно их потребляет, причем нерационально ввиду биологических, психологических и социальных особенностей человека. Поэтому динамического равновесия между темпами создания благ (Б), производимых экономической системой и темпами их потребления (Р) социальной системой практически никогда не наблюдается. Если при этом отклонение положительно ε=Б –Р>0, то оставшиеся блага используются в виде сбережений на развитие системы, воздействуя на такие факторы, как увеличение производительности труда, за счет внедрения инновационных технологий производства, за счет повышения качества жизни, в частности повышения профессионализма благодаря дополнительному образованию. Фонд сбережения может использоваться и для покрытия потреблений, если ε<0, т.е. для стабилизации уровня потребления. Если же потребности социальной системы в целом превышают уровень выделенных благ из-за, например, вынужденных затрат на ликвидацию последствий от крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, терактов, эпидемий, катастроф, то необходимо оперативно рассмотреть вопрос о перераспределении благ или использовании сбережений. Более того, как уже было сказано выше, с развитием общества растут его потребности в связи с постоянным ростом и изменением структуры, качества и количества выпускаемой продукции, а также в соответствии с законом вечной неудовлетворенности человека, который является источником его мотивации. Все это приводит к необходимости непрерывного совершенствования экономической системы, к повышению ее производительности. Структура экономической системы во многом определяется государственным устройством, проводимой внешней и внутренней политикой и состоянием социальной системы.
Для нормальной жизнедеятельности и устойчивого развития общества в целом необходимо согласованное, сбалансированное, бесконфликтное взаимодействие экономической и социальной систем. Такое взаимодействие обеспечивает государство, которое на правовой основе своевременно разрешает конфликтные ситуации между ними, законодательно регулируя их взаимоотношения. Вто же время государство заинтересовано в повышении качества трудовых ресурсов, во внедрении новых высокопроизводительных технологий и внаращивании капитала, которые в совокупности должны повышать уровень экономики, т.е. повысить производство благ.
Заключение
Разработаны системная и функциональная модели социально-экономической и политической системы как единой сложной организации. Рассмотрен механизм взаимодействия подсистем СЭПС. Предложенные модели послужат основой для разработки математической модели СЭПС, с помощью которой можно исследовать некоторые динамические свойства системы при действии на нее различных неблагоприятных факторов. Более того, встраивая в нее различные типы моделей экономик, моделей социальных систем с различной структурой потребления и модели государственных систем распределения, учета и контроля благ, можно сравнить недостатки и достоинства этих систем.