Изменения социально-экономических, политических и других условий жизни развития российского общества способствовали падению уровня жизни населения, разрушению нравственных устоев, ухудшению положения детей и возможности государства по гарантии их обеспечения и развития, к увеличению количества детей, которые потеряли возможность получить необходимое образование и воспитание. Неограниченный и широкий доступ к информации, приобщение к технике, к новым информационным технологиям делает поведение и образ жизни подростков более свободным и раскованным, независимым, что способствует их раннему взрослению.
В то же время многие из них имеют особенности или отклонения в развитии, не соблюдают социальные нормы, проявляют неадекватные формы поведения, страдают разными соматическими заболеваниями, в том числе из-за приобщения к стимулирующим средствам – курению табака, алкоголю, употреблению наркотических и токсических веществ, не желают учиться.
Комплекс проблем, существующих в подростковой среде, оказывает влияние на их развитие, на ухудшение физического и психического здоровья, в целом на снижение потенциала развития российского общества. Большинство из учащихся не могут после школы успешно социализироваться в современной экономической ситуации. Согласно исследованиям института социологии РАН более 80 % подростков употребляют алкоголь; в 18 раз стало больше подростков, употребляющих наркотические вещества; 66 % молодых людей пробовали или продолжают курить. Обычным явлением среди молодежи становится употребление матерной брани. Данные исследований независимого института социальной политики, проведенные совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), показывают, что за последнее десятилетие наблюдаются устойчивые негативные тенденции по увеличению факторов риска, ухудшающих здоровье российских детей. Федеральная служба государственной статистики отмечает рост числа заболеваний детей в возрасте до 14 лет за 1990–2011 гг. до 68,4 %. Около 30 % юношей призывного возраста по состоянию здоровья не годны к военной службе. Таким образом, у молодежи в период обучения в образовательном учреждении выявляется низкая развитость ответственного отношения к жизни, к ценностям, к ведению здорового образа жизни [6, 7].
Изменения нормативно-правовых документов в связи с вступлением в силу закона «Об образовании в Российской Федерации», принятием государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы и других программ стимулирует к видоизменению подходов в обучении в условиях вечерней (сменной) школы. Педагогические акценты смещаются на индивидуализацию обучения, на выявление достижений и интересов, проблем ученика, на признание значимости личностных ценностей, необходимости создания условий для саморазвития и формирования у молодого человека новых взаимоотношений с окружающим миром, воспитания в человеке инициативности, умения творчески мыслить, находить нестереотипные решения.
В современном образовании появляется новый термин – «ребенок с особыми образовательными потребностями». Дети с особыми образовательными потребностями имеют затруднения в обучении, отклонения в здоровье, низкий уровень адаптации и социализации.
Это дети, которые нуждаются в получении психолого-педагогической помощи и организации особых условий сопровождения при их воспитании и обучении (из доклада UNICEF «Анализ положения детей в Российской Федерации»).
В вечерней (сменной) школе дети с особыми образовательными потребностями – это дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники детских домов, инвалиды, подростки, оказавшиеся в сложных жизненных ситуациях, имеющие негативный опыт получения образования, молодые матери и другие категории. Отсутствие осознания необходимости учиться и развивать себя, прогрессирующие вредные привычки (систематическое употребление алкоголя или наркотических веществ, игровая зависимость, Internet-аддикции) повышают необходимость в индивидуальном сопровождении и педагогической поддержке таких детей и подростков.
Организация и осуществление индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях вечерней (сменной) школы являются первостепенной задачей, которая во многом определит дальнейшее обеспечение сознательного развития человека в современном социуме, его развитие в течение всей жизни.
Вступление детей во взрослую жизнь совпадает с периодом их социализации, с периодом становления личности в индивидуальном и общественном плане.
Основные процессы социализации, ее трудности описаны в исследованиях Е.В. Алексеевой, Е.И. Ганеевой, Ю.А. Кобазевой и др. Социализация раскрывается как развитие и следствие включения личности в социальные отношения. Она осуществляется через усвоение отдельным индивидуумом социальных компетенций и воспроизведения их в своей деятельности (Р.С. Немов, Б.Д. Парыгин, А.А. Реан и др.). В результате осуществления социализации получается трансформирование социальных умений в собственную личностную устремленность, осознание ценностей, познание социальных норм, обязанностей и умений, индивид демонстрирует свою самостоятельность, развивает свой личный опыт, самореализацию.
Период социализации охватывает и социальный запас знаний, и овладение культурой, и совершенствование навыков практической деятельности в ситуациях образовательной среды, выстраивает определенные системы взаимосвязей и направлений, где индивид может проявить себя в качестве личности, в качестве субъекта деятельности, как индивидуальность.
Индивидуальное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями помогает подросткам по-другому взглянуть на себя, поверить в свои способности, пересмотреть отношение к обучению и повысить самооценку, формирует необходимость осознания личностного развития, ведения здорового образа жизни, необходимости учиться на протяжении всей жизни.
Принципы индивидуального подхода, индивидуализации для достижения результатов современного образования являются ведущими в условиях обсуждения различных вопросов, направленных на осознание понятия качества образования в условиях российского общества.
Исторически принцип индивидуального подхода направлен на осознание необходимости передачи любому человеку универсальных элементов культуры в виде знаний, умений и навыков. В свое время еще Я.А. Коменский в книге «Великая дидактика» подчеркивал необходимость индивидуального подхода, сформулировав цель всеобщего обучения как «научить всех – всему». Уже тогда Ян Амос Коменский осознавал, что для этой цели необходимы специальные формы и методы обучения, которые нужно подбирать к каждому ученику.
Сегодня принцип индивидуального подхода в обучении реализуется с опорой на современные исследования психологии, которые дают обоснование различным типам восприятия информации, особенностям обучения разных психических типов (холерика, сангвиника, меланхолика, флегматика) и другие.
Принцип индивидуализации отличается от принципа индивидуального подхода тем, что дает возможность педагогам в работе опираться на индивидуальные образовательные цели и интересы самого ученика. Принцип индивидуализации заключается в прохождении собственного пути по освоению знания, которое именно сегодня оказывается самым главным. В этой ситуации целью педагога по реализации данного принципа является оказание помощи каждому учащемуся при продвижении по образовательному пути и сопровождение его индивидуального образовательного маршрута.
Сопровождение ученика выдвигает иные требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями. Педагогу важно представление и понимание того, кто такие дети с особыми образовательными потребностями, в чем отличие работы с ними от традиционных форм образования. Необходимо знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития подростка, навыки анализа взаимодействия в социальном окружении, умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (учениками, педагогами, родителями и другими специалистами).
Слово «сопровождение» возникает в работах Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т. Чередниковой как словосочетание «сопровождение развития». В дальнейшем вопросы и трудности психолого-педагогического сопровождения раскрыты в трудах М.Р. Битяновой, Б.С. Братусь, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, Е.И. Исаева, А.И. Красило, Н.Н. Михайловой, А.В. Мудрик, К. Роджерс, В.И. Слободчикова, И.С. Якиманской и др.
Определение «педагогическое сопровождение» близко по взаимодействию с определением «педагогическая поддержка», которую многие авторы исследователи сегодня считают одной из важнейших задач стратегии и тактики современного образования.
Понятия педагогической поддержки и педагогического сопровождения отличаются различными видами педагогической деятельности, общим для них является их ориентация на изменение индивидуальности ученика. Однако часто эти понятия используют как синонимы и в теории, и на практике.
Терминология педагогического сопровождения вмещается в концепцию понятия «педагогика поддержки» и является сегодня важнейшей современной педагогической парадигмой.
В.А. Сластенин считает, что педагогическая поддержка проявляется при создании объединенных с ребенком ситуаций, направленных на выработку сознательных и самостоятельных решений при отсутствии возможности найти самому выход из проблемы.
Сопровождение педагога является процедурой в ходе наблюдения, при консультировании, личном участии, при поощрении независимости ученика в трудной для него ситуации при наименьшем участии педагога, помощью подростку в его личностном развитии [5].
Период сопровождения педагогом подразумевает мастерство взрослого наставника находиться близко, помогать в учении и в личностном развитии при продвижении по индивидуальному образовательному маршруту.
По мнению А.В. Мудрик, сопровождение является для педагога особым видом деятельности. Оно направляет подростка к осмыслению нравственных и культурных ценностей, необходимых для его саморазвития (вопросы развития нравственного сознания личности находят отражение в работах зарубежных и российских психологов А. Маслоу, К.Р. Роджерс, Э. Торндайк, В. Франкл, К.Г. Юнг, Е.В. Бондаревская, Г.Н. Гумницкий, Е.В. Субботский и др.).
Идея и научное определение педагогического сопровождения в отечественной педагогике в первой половине 90-х годов представлены в работах О.С. Газмана, затем в работах его последователей Н.В. Касициной, Н.Н. Михайловой, С.М. Юсфина и др. [3, 4].
О.С. Газман определяет индивидуализацию как особый педагогический процесс, который обеспечивает педагогическую помощь и поддержку в индивидуальном развитии, в познании себя, своей самобытности [1].
Педагогика индивидуального сопровождения отличается от авторитарного способа постановки целей образования. На первом месте стоит задача по налаживанию взаимодействия с ребенком на уровне уважения и доверия. Следующая задача – понять ребенка. Педагогу важно уметь разобраться во внутреннем мире ребенка, выявить его способности, узнать его интересы. Только после этого стоит задача оказания помощи подростку в понимании самого себя, осознании своего потенциала, определении цели собственного саморазвития. Итак, мы считаем, цель развития при реализации индивидуального сопровождения достигается как результат совместных действий педагога и обучающегося.
В этот период педагог и ученик становятся равноправными субъектами, участниками образовательного процесса, их отношения носят субъект-субъектный характер.
Субъектные качества личности – это проявление способностей человека в общении, взаимодействии, установлении личных контактов, во взаимопонимании, умении вступить в диалог и его поддерживать и, главное, в развитых способностях производить важные преобразования не только в себе, но и в других. Стать субъектом – значит уметь открыть себя другим людям, уметь отразиться в них, принять уникальность каждого человека как его ценность. Возможность открытого взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества является самой главной в условиях обучения в школе. В.И. Слободчиков утверждает, что ученик и педагог являются равноправными субъектами образовательного процесса, т.е. «встречаются два живых человека – педагог и обучающийся, они ведут взаимоосмысленную совместную деятельность».
Сопровождение – это способ, в котором взаимосвязаны между собой все виды деятельности: выявление проблемы, поиск путей решения, выстраивание маршрута развития и помощь при продвижении по этому маршруту.
Педагогическое сопровождение ориентировано на успешную социализацию, поиски выбора решения различных ситуаций, относящихся к личностному, жизненному и профессиональному самоопределению личности. Главная цель в ходе сопровождения направлена на организацию совместной деятельности педагога с учащимся, на вовлечение воспитательных ресурсов образовательной среды.
Среда образовательного процесса в школе определяет и способствует трансляции и воплощению базовых ценностей современного российского общества, целей его развития. Поэтому главная задача системы образования в целом заключается в необходимости создавать условия для процесса формирования у учащихся осознания личностного роста, формирования мотивации на ведение здорового образа жизни, необходимости учиться на протяжении всей жизни. Важную роль в развитии личности учащихся играют здоровьесберегающие технологии в образовании, которые помогают обеспечивать достижение результата, готовить здоровых, творческих, социально активных людей, направленных на изменения окружающего мира сообразно тем ценностным ориентациям, которые они приобрели в образовательной среде.
Смысл индивидуального сопровождения не должен сводиться только к реализации охранительной стратегии в период обучения детей в школе. Ценность индивидуального сопровождения заключается в формировании опыта деятельности к саморазвитию, мотивации к активному поиску оптимальных решений, нацеленных на актуализацию своего личностного потенциала и организацию собственного здорового образа жизни. Достижение поставленных задач предусматривает обоснование и необходимость разработки основных составных частей индивидуального сопровождения, решение вопросов при организации и управлении данной деятельностью, которые обеспечат ее результат и качество.
Таким образом, индивидуальное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в вечерней (сменной) школе концептуально помогает развитию педагогической системы, восприимчивой к запросам учащихся, развивающей субъектность, поддерживающей профессиональное самоопределение личности, нацеливающей на непрерывный образовательный маршрут.