Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

INDIVIDUAL SUPPORT CHILDREN WITH SPECIAL EDUCSTIONAL NEEDS AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF THE INDIVIDUAL IN EVENING (SHIFT) SCHOOLS

Schinova N.A. 1
1 Municipal budget educational institution of the city of Novosibirsk «Evening (shift) school number 27»
The problem of support for individual development of pupils with special educational needs in terms of evening (shift) schools. The issue of individual support and socialization of adolescents is reflected in studies by different authors, and today is still urgent. The urgency of finding new solutions to this issue is associated with the peculiarities of enrollment evening (shift) schools, requiring training and individual development of special educational assistance and support needed to implement the various methods of pedagogical interaction between all actors of the educational environment (students, teachers, parents and other professionals). The value of case management is to shape the experience of self-development, motivation to actively search for optimal solutions aimed at updating personal potential and the organization of their own healthy lifestyle.
case management
providing equal opportunities training
socialization

Изменения социально-экономических, политических и других условий жизни развития российского общества способствовали падению уровня жизни населения, разрушению нравственных устоев, ухудшению положения детей и возможности государства по гарантии их обеспечения и развития, к увеличению количества детей, которые потеряли возможность получить необходимое образование и воспитание. Неограниченный и широкий доступ к информации, приобщение к технике, к новым информационным технологиям делает поведение и образ жизни подростков более свободным и раскованным, независимым, что способствует их раннему взрослению.

В то же время многие из них имеют особенности или отклонения в развитии, не соблюдают социальные нормы, проявляют неадекватные формы поведения, страдают разными соматическими заболеваниями, в том числе из-за приобщения к стимулирующим средствам – курению табака, алкоголю, употреблению наркотических и токсических веществ, не желают учиться.

Комплекс проблем, существующих в подростковой среде, оказывает влияние на их развитие, на ухудшение физического и психического здоровья, в целом на снижение потенциала развития российского общества. Большинство из учащихся не могут после школы успешно социализироваться в современной экономической ситуации. Согласно исследованиям института социологии РАН более 80 % подростков употребляют алкоголь; в 18 раз стало больше подростков, употребляющих наркотические вещества; 66 % молодых людей пробовали или продолжают курить. Обычным явлением среди молодежи становится употребление матерной брани. Данные исследований независимого института социальной политики, проведенные совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), показывают, что за последнее десятилетие наблюдаются устойчивые негативные тенденции по увеличению факторов риска, ухудшающих здоровье российских детей. Федеральная служба государственной статистики отмечает рост числа заболеваний детей в возрасте до 14 лет за 1990–2011 гг. до 68,4 %. Около 30 % юношей призывного возраста по состоянию здоровья не годны к военной службе. Таким образом, у молодежи в период обучения в образовательном учреждении выявляется низкая развитость ответственного отношения к жизни, к ценностям, к ведению здорового образа жизни [6, 7].

Изменения нормативно-правовых документов в связи с вступлением в силу закона «Об образовании в Российской Федерации», принятием государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы и других программ стимулирует к видоизменению подходов в обучении в условиях вечерней (сменной) школы. Педагогические акценты смещаются на индивидуализацию обучения, на выявление достижений и интересов, проблем ученика, на признание значимости личностных ценностей, необходимости создания условий для саморазвития и формирования у молодого человека новых взаимоотношений с окружающим миром, воспитания в человеке инициативности, умения творчески мыслить, находить нестереотипные решения.

В современном образовании появляется новый термин – «ребенок с особыми образовательными потребностями». Дети с особыми образовательными потребностями имеют затруднения в обучении, отклонения в здоровье, низкий уровень адаптации и социализации.

Это дети, которые нуждаются в получении психолого-педагогической помощи и организации особых условий сопровождения при их воспитании и обучении (из доклада UNICEF «Анализ положения детей в Российской Федерации»).

В вечерней (сменной) школе дети с особыми образовательными потребностями – это дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники детских домов, инвалиды, подростки, оказавшиеся в сложных жизненных ситуациях, имеющие негативный опыт получения образования, молодые матери и другие категории. Отсутствие осознания необходимости учиться и развивать себя, прогрессирующие вредные привычки (систематическое употребление алкоголя или наркотических веществ, игровая зависимость, Internet-аддикции) повышают необходимость в индивидуальном сопровождении и педагогической поддержке таких детей и подростков.

Организация и осуществление индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях вечерней (сменной) школы являются первостепенной задачей, которая во многом определит дальнейшее обеспечение сознательного развития человека в современном социуме, его развитие в течение всей жизни.

Вступление детей во взрослую жизнь совпадает с периодом их социализации, с периодом становления личности в индивидуальном и общественном плане.

Основные процессы социализации, ее трудности описаны в исследованиях Е.В. Алексеевой, Е.И. Ганеевой, Ю.А. Кобазевой и др. Социализация раскрывается как развитие и следствие включения личности в социальные отношения. Она осуществляется через усвоение отдельным индивидуумом социальных компетенций и воспроизведения их в своей деятельности (Р.С. Немов, Б.Д. Парыгин, А.А. Реан и др.). В результате осуществления социализации получается трансформирование социальных умений в собственную личностную устремленность, осознание ценностей, познание социальных норм, обязанностей и умений, индивид демонстрирует свою самостоятельность, развивает свой личный опыт, самореализацию.

Период социализации охватывает и социальный запас знаний, и овладение культурой, и совершенствование навыков практической деятельности в ситуациях образовательной среды, выстраивает определенные системы взаимосвязей и направлений, где индивид может проявить себя в качестве личности, в качестве субъекта деятельности, как индивидуальность.

Индивидуальное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями помогает подросткам по-другому взглянуть на себя, поверить в свои способности, пересмотреть отношение к обучению и повысить самооценку, формирует необходимость осознания личностного развития, ведения здорового образа жизни, необходимости учиться на протяжении всей жизни.

Принципы индивидуального подхода, индивидуализации для достижения результатов современного образования являются ведущими в условиях обсуждения различных вопросов, направленных на осознание понятия качества образования в условиях российского общества.

Исторически принцип индивидуального подхода направлен на осознание необходимости передачи любому человеку универсальных элементов культуры в виде знаний, умений и навыков. В свое время еще Я.А. Коменский в книге «Великая дидактика» подчеркивал необходимость индивидуального подхода, сформулировав цель всеобщего обучения как «научить всех – всему». Уже тогда Ян Амос Коменский осознавал, что для этой цели необходимы специальные формы и методы обучения, которые нужно подбирать к каждому ученику.

Сегодня принцип индивидуального подхода в обучении реализуется с опорой на современные исследования психологии, которые дают обоснование различным типам восприятия информации, особенностям обучения разных психических типов (холерика, сангвиника, меланхолика, флегматика) и другие.

Принцип индивидуализации отличается от принципа индивидуального подхода тем, что дает возможность педагогам в работе опираться на индивидуальные образовательные цели и интересы самого ученика. Принцип индивидуализации заключается в прохождении собственного пути по освоению знания, которое именно сегодня оказывается самым главным. В этой ситуации целью педагога по реализации данного принципа является оказание помощи каждому учащемуся при продвижении по образовательному пути и сопровождение его индивидуального образовательного маршрута.

Сопровождение ученика выдвигает иные требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями. Педагогу важно представление и понимание того, кто такие дети с особыми образовательными потребностями, в чем отличие работы с ними от традиционных форм образования. Необходимо знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития подростка, навыки анализа взаимодействия в социальном окружении, умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (учениками, педагогами, родителями и другими специалистами).

Слово «сопровождение» возникает в работах Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т. Чередниковой как словосочетание «сопровождение развития». В дальнейшем вопросы и трудности психолого-педагогического сопровождения раскрыты в трудах М.Р. Битяновой, Б.С. Братусь, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, Е.И. Исаева, А.И. Красило, Н.Н. Михайловой, А.В. Мудрик, К. Роджерс, В.И. Слободчикова, И.С. Якиманской и др.

Определение «педагогическое сопровождение» близко по взаимодействию с определением «педагогическая поддержка», которую многие авторы исследователи сегодня считают одной из важнейших задач стратегии и тактики современного образования.

Понятия педагогической поддержки и педагогического сопровождения отличаются различными видами педагогической деятельности, общим для них является их ориентация на изменение индивидуальности ученика. Однако часто эти понятия используют как синонимы и в теории, и на практике.

Терминология педагогического сопровождения вмещается в концепцию понятия «педагогика поддержки» и является сегодня важнейшей современной педагогической парадигмой.

В.А. Сластенин считает, что педагогическая поддержка проявляется при создании объединенных с ребенком ситуаций, направленных на выработку сознательных и самостоятельных решений при отсутствии возможности найти самому выход из проблемы.

Сопровождение педагога является процедурой в ходе наблюдения, при консультировании, личном участии, при поощрении независимости ученика в трудной для него ситуации при наименьшем участии педагога, помощью подростку в его личностном развитии [5].

Период сопровождения педагогом подразумевает мастерство взрослого наставника находиться близко, помогать в учении и в личностном развитии при продвижении по индивидуальному образовательному маршруту.

По мнению А.В. Мудрик, сопровождение является для педагога особым видом деятельности. Оно направляет подростка к осмыслению нравственных и культурных ценностей, необходимых для его саморазвития (вопросы развития нравственного сознания личности находят отражение в работах зарубежных и российских психологов А. Маслоу, К.Р. Роджерс, Э. Торндайк, В. Франкл, К.Г. Юнг, Е.В. Бондаревская, Г.Н. Гумницкий, Е.В. Субботский и др.).

Идея и научное определение педагогического сопровождения в отечественной педагогике в первой половине 90-х годов представлены в работах О.С. Газмана, затем в работах его последователей Н.В. Касициной, Н.Н. Михайловой, С.М. Юсфина и др. [3, 4].

О.С. Газман определяет индивидуализацию как особый педагогический процесс, который обеспечивает педагогическую помощь и поддержку в индивидуальном развитии, в познании себя, своей самобытности [1].

Педагогика индивидуального сопровождения отличается от авторитарного способа постановки целей образования. На первом месте стоит задача по налаживанию взаимодействия с ребенком на уровне уважения и доверия. Следующая задача – понять ребенка. Педагогу важно уметь разобраться во внутреннем мире ребенка, выявить его способности, узнать его интересы. Только после этого стоит задача оказания помощи подростку в понимании самого себя, осознании своего потенциала, определении цели собственного саморазвития. Итак, мы считаем, цель развития при реализации индивидуального сопровождения достигается как результат совместных действий педагога и обучающегося.

В этот период педагог и ученик становятся равноправными субъектами, участниками образовательного процесса, их отношения носят субъект-субъектный характер.

Субъектные качества личности – это проявление способностей человека в общении, взаимодействии, установлении личных контактов, во взаимопонимании, умении вступить в диалог и его поддерживать и, главное, в развитых способностях производить важные преобразования не только в себе, но и в других. Стать субъектом – значит уметь открыть себя другим людям, уметь отразиться в них, принять уникальность каждого человека как его ценность. Возможность открытого взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества является самой главной в условиях обучения в школе. В.И. Слободчиков утверждает, что ученик и педагог являются равноправными субъектами образовательного процесса, т.е. «встречаются два живых человека – педагог и обучающийся, они ведут взаимоосмысленную совместную деятельность».

Сопровождение – это способ, в котором взаимосвязаны между собой все виды деятельности: выявление проблемы, поиск путей решения, выстраивание маршрута развития и помощь при продвижении по этому маршруту.

Педагогическое сопровождение ориентировано на успешную социализацию, поиски выбора решения различных ситуаций, относящихся к личностному, жизненному и профессиональному самоопределению личности. Главная цель в ходе сопровождения направлена на организацию совместной деятельности педагога с учащимся, на вовлечение воспитательных ресурсов образовательной среды.

Среда образовательного процесса в школе определяет и способствует трансляции и воплощению базовых ценностей современного российского общества, целей его развития. Поэтому главная задача системы образования в целом заключается в необходимости создавать условия для процесса формирования у учащихся осознания личностного роста, формирования мотивации на ведение здорового образа жизни, необходимости учиться на протяжении всей жизни. Важную роль в развитии личности учащихся играют здоровьесберегающие технологии в образовании, которые помогают обеспечивать достижение результата, готовить здоровых, творческих, социально активных людей, направленных на изменения окружающего мира сообразно тем ценностным ориентациям, которые они приобрели в образовательной среде.

Смысл индивидуального сопровождения не должен сводиться только к реализации охранительной стратегии в период обучения детей в школе. Ценность индивидуального сопровождения заключается в формировании опыта деятельности к саморазвитию, мотивации к активному поиску оптимальных решений, нацеленных на актуализацию своего личностного потенциала и организацию собственного здорового образа жизни. Достижение поставленных задач предусматривает обоснование и необходимость разработки основных составных частей индивидуального сопровождения, решение вопросов при организации и управлении данной деятельностью, которые обеспечат ее результат и качество.

Таким образом, индивидуальное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в вечерней (сменной) школе концептуально помогает развитию педагогической системы, восприимчивой к запросам учащихся, развивающей субъектность, поддерживающей профессиональное самоопределение личности, нацеливающей на непрерывный образовательный маршрут.