В основе развития любой науки непременно лежит методология. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования: его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач [8]. Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.
Общенаучную методологию геоэкологического образования составил ряд мировоззренческих идей, определяющих направления модернизации современного образования в контексте экологизации и культурологизации: идеи ноосферы (В.И. Вернадский, Т. де Шарден, А.Д. Урсул), закономерно возникающей как высшая стадия эволюции биосферы и отражающей ответственность человека за сохранение жизни и ее природных основ; ориентацию не столько на адаптацию к экологически опасным условиям существования, сколько на творческое решение проблем; идеи коэволюции (Р.С. Карпинская, В.А. Кутырев, Н.Н. Моисеев, А.П. Огурцов), признающей сопряженное гармоничное развитие неживого, живого и мыслящего вещества биосферы, гармоничное развитие человека и окружающей среды, основанное на толерантности, эмпатии, ответственности; идеи устойчивого развития (В.Г. Горшков, К.Я. Кондратьев, Н.М. Мамедов, А.Д. Урсул, А. Печчеи), которая направляет деятельность человека в русло созидания и природовосстановления [3].
Цель исследования
В русле обозначенных мировоззренческих идей геоэкологическое образование базируется и реализует шесть методологических подходов универсального характера, ядром которых являются такие смыслообразующие универсалии культуры, как «пространство», «время», «ландшафт», «человек», без которых немыслима мировоззренческая модель реального мира. К числу таких подходов отнесены культурно-экологический, экогуманистический, ландшафтно-средовый, пространственно-временной.
Материалы и методы исследования
Согласно исследованиям В.С. Преображенского, геоэкология может быть рассмотрена как особая научная область междисциплинарного знания и как особый подход. Говоря о геоэкологическом подходе, важно отметить по крайней мере три его особенности: культурно-экологическую и экогуманистическую сущность; холизм в раскрытии отношений человека и вмещающей территории (ландшафта), что преодолевает известную дихотомию географического мышления «население – территория»; пространственно-временную панорамность в раскрытии геоэкологических процессов, ситуаций, проблем [3]. Соответственно геоэкологический подход реализуется на основе культурно-экологического, экогуманистического, ландшафтно-средового и пространственно-временного подходов. Все они в совокупности создают целостную систему мировоззренческих установок на устойчивое развитие человечества на различных территориальных уровнях в единстве с природными основами жизни и составляют конкретно-научную методологическую основу развития геоэкологического образования.
Культурно-экологический подход рассматривается как методологическое основание экологизации всей методической системы геоэкологического образования в русле формирования культуры природопользования. К числу внешних факторов реализации культурно-экологического подхода, отражающих общую стратегию развития образования, отнесены: ориентация цели образования на становление культурного человека; экологизация как системообразующее направление модернизации всех образовательных систем в эпоху глобального экологического кризиса; ориентация образования на реальный «жизненный мир», многие объекты которого являются результатом «сотворчества» человека и природы и выступают культурно-экологическими феноменами. Значительный культурно-экологический потенциал географии как науки и образовательной области выступает внутренним фактором реализации культурно-экологического подхода. Экологический потенциал всегда был присущ географии, что дало основание известному географу А.Г. Исаченко сделать вывод о том, что «география экологизирована со времен Страбона». Сегодня экологизация, по словам академика В.П. Максаковского, является «дирижирующим» сквозным направлением развития всей географической науки. Экологизация в единстве с культурологическими идеями обеспечивает становление новых научных направлений и областей географического знания – геоэкология, культурная география, в которых объектом изучения являются рукотворные ландшафты как интегральные геосистемы, включающие в качестве компонентов природу, человека и результаты его деятельности, находящиеся в диалектических взаимоотношениях [4].
Подобные объекты реального жизненного мира являются культурно-экологическими феноменами, что создает объективные основания реализации культурно-экологического подхода в русле формирования культуры природопользования. Данный подход обеспечивает: холистический взгляд на человека и природу как диалектически сосуществующих частей внутри целостного современного ландшафта; «диалог культур», поскольку рукотворные ландшафты выступают объектом «сотворчества» человекам и природы, результатом культурной деятельности человека, системы ценностей различных исторических эпох, населения различных стран; понимание управляющей роли человека в современном ландшафте, что выдвигает условия развития у населения геоэкологической культуры как фактора окультуривания ландшафта, обеспечение гармонии человека и вмещающего ландшафта.
Реализация культурно-экологического подхода в научной географии опирается на теорию изучения «человековключающих» систем и потому предполагает раскрытие диалектики взаимоотношений природы, человека и результата его детальности в русле формирования культуры природопользования, то есть изучение процесса окультуривания природно-антропогенной системы. При реализации культурно-экологического подхода в геоэкологическом образовании качественным образом изменяется вся методическая система. Целевой компонент ориентирует образование на переход от «человека знающего» к «человеку культурному». Центральное место в содержании образования должны занять такие области знания, которые изучают интегральные «человековключающие» системы, причем отбор содержания образования должен осуществляться по логике «культура – содержание – образование», то есть используя все «языки» культуры (наука – искусство – этика и др.) в противовес жесткой детерминации «наука – содержание образования». Следовательно, в содержании образования будут выделяться познавательно-интеллектуальный, эмоционально-ценностный и практико-созидательный блоки, включающие личностно-ориентированное содержание, поскольку культура представляет собой как общественный, так и индивидуально-личностный феномен [5].
Важное место уделяется структуре содержания, она должна: включать самоидентификацию личности, ее причастность к тому или иному природно-антропогенному объекту, культурно-экологическому феномену; раскрыть диалектику взаимоотношения человека и природы как сосуществующих частей внутри целостной системы; экологические последствия; иметь культурно-созидательную перспективу, включая содержание об окультуривании ландшафта, создание культурных ландшафтов как «доминантов ноосферы», островов спасения. Подобные требования к реализации культурно-экологического подхода базируются на идеях культурно-экологической антропологии как нового направления в культурологии, идеях экологической психологии, геоэкологии и культурной географии, педагогических идеях о становлении человека культуры, развивают теорию и методику экологизации географического образования на методологическом уровне в русле культуры природопользования [6].
Экогуманистический подход отражает генезис образования, которое обязано своим происхождением проникновению элементов экоцентрического сознания в гуманистическую парадигму геоэкологического образования. С учетом этого вывода очевидно, что целевой компонент геоэкологического образования должен предполагать становление у учащихся экогуманистического мировоззрения. Отметим, что «эко» означает осознание учащимися приоритета экологических интересов человечества над социальными, экономическими и политическими; зависимости жизнеобеспеченности человечества от состояния экологических и хозяйственных свойств природной среды; необходимости соизмерять деятельность человека со свойствами природного окружения; необходимости экологически обоснованных ограничений в природопользовании. Реализация экогуманистического подхода в геоэкологическом образовании предполагает учет: научно-философских идей изучения действительности, суммированных в понятии «постнеклассическая наука» (новая рациональность), ключевыми положениями которой являются «человековключающие системы», «рефлексия» и «креативность», «единство логического и внелогического», «научность и бытийность»; психолого-педагогических исследований, связанных с методологическим принципом субъектности, реализующимся в представлениях о личности как субъекте жизнедеятельности, субъектном опыте, отраженной субъектности, единомножии форм субъектности, значении и личностном смысле, диалогизме и полифонии сознания, многообразном отношении человека с миром – познавательные, коммуникативные, рефлексивные, практические; педагогических подходов, отражающихся в переходе к культурологическим моделям образования, для которых характерны гармония общественного и личного, объектного и субъектного в динамике их превращения друг в друга; вовлечение обучающихся в мир значимых связей и идей [4].
Резюмируя отмеченное выше, можно сделать вывод о том, что экогуманистический подход обеспечивает означивание категорий «ландшафт», «пространство» и «время» личностью (наделение их смыслом), способствует осмыслению и переосмыслению стереотипов опыта и поведения, исторического развития культуры и национальной индивидуальности в контексте идей УР. С экогуманистическим подходом связан культуротворческий принцип, который отражает развитие креативности мышления при решении экологических проблем в соответствии с требованием культуро- и природосообразной деятельности.
Ландшафтно-средовый подход является ведущим, системообразующим подходом в геоэкологическом образовании. Он призван раскрыть вписанность человека в ландшафт, актуализацию того факта, что «бытие человека ландшафтно по существу, вне ландшафта человек не мыслим» (В.С. Преображенский), а через «человека как существо ландшафтное ландшафт выражает себя сам» (М. Хайдеггер). Этот подход связан с концепциями бытийного географизма, субъективизацией ландшафта в «жизненный мир», с учениями и теориями ландшафтоведения. [3]. Он является реальным жизненным миром, может рассматриваться и как образовательное пространство, как пространство возможностей самореализации, поиска способов бытия в целях достижения гармонии. Ландшафт характеризуется коэволюционной сущностью, комплексным характером связей, а культурный ландшафт материально воплощает идею «сотворчества» человека и природы, служит образцом таких способов жизнедеятельности, которые обеспечивают гармонию. Педагогическая суть ландшафтно-средового подхода состоит в том, что ландшафт как вещественный фрагмент реальной действительности и как емкое, многомерное понятие, включающее духовно-нравственные, научные и прикладные аспекты, выступает основой уточнения цели, содержания и средств образования [4].
Ландшафт – это реальная эколого-образовательная среда: окультуренный ландшафт воспитывает, а деструктивный – разрушает личность. Окружающий учащихся ландшафт – это пространство возможностей самопознания, самовыражения, самореализации личности в целях выработки природоохранных и здоровьесозидательных способов бытия с социоприродным окружением. Его изучение предполагает как субъективное, «бытийное» восприятие, так и объективные научные подходы, имеющие ценностные аспекты: деструктивный ландшафт как зона экологического бедствия; культурный ландшафт как образец устойчивого, гармоничного развития; национальный ландшафт как «эстафета поколений», в котором передаются накопленные веками этнокультурные традиции [7]. Учитывая отмеченные выше особенности, можно утверждать, что ландшафтно-средовый подход наполняет новым смыслом мировоззренческие коэволюционные отношения учащихся – взаимное улучшение человеческих (личностных) качеств и качеств вмещающего ландшафта. При таком понимании формируется особая модель образования, которую можно условно назвать «смысло-жизненная». Эта модель базируется на идеях «жизненного мира» (Э. Гуссерль), личности как субъекта жизнедеятельности (С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов), о деятельности и личностном смысле (А.Н. Леонтьев), о «Я – концепции» и субъектности. Ландшафтно-средовый подход предполагает также включение в географическое содержание понятий и учений, связанных с экологическим ландшафтоведением, ландшафтным планированием, эстетикой ландшафта и формированием культурных ландшафтов [1].
Пространственно-временной подход обеспечивает раскрытие экологических процессов и проблем на различных территориях и с учетом их масштабности: глобальные, региональные, локальные, индивидуально-личностные. В основе этого подхода лежит концепция о геокультурном пространстве как системе конкретно-исторических, природных, экономических, духовных качеств, свойств и факторов земного пространства [2]. Ключевыми геоэкологическими понятиями, связанными с этим подходом, являются: экологическая ситуация и зона, эколого-географическое положение, экологический каркас территории, природно-ресурсный потенциал территории. Названные понятия являются фундаментальными в коэволюционной концепции. Геоэкологическое образование в контексте названного подхода реализует идеи «игры масштабами», уникальности места (Р. Хартшорна) и «вживания» в экологическую ситуацию на основе сочетания чувственного и логического познания, способствует формированию образа территории и обеспечивает «диалог культур» на основе рассмотрения природосообразных традиций различных народов и культур [3].
С пространственно-временным подходом связан принцип уникальности места, который имеет особую значимость для развития таких коэволюционных качеств личности, как сопереживание, соучастие, событие, в русле гуманизации страноведческих идей. Принцип расширения и формирования эколого-образовательной среды так же тесно связан с пространственно-временным подходом. Он реализует идею «означивания» личностью объектов изучения от района как «экологического класса» до города, области, страны, мира. Объекты различного территориального ранга выступают реальным «учебным пособием», демонстрирующим различные экологические ситуации, материализацию реальных экологических проблем. В основе этого принципа реализуется экологическая идея ландшафтного, биогеографического, этнокультурного разнообразия.
Результаты исследования и их обсуждение
Названные подходы являются методологическим ориентиром при разработке целевого, содержательного, процессуального и результативно-оценочного компонентов геоэкологического образования. Разработанная нами методическая система реализует инновационные подходы с точки зрения включения категории «культура» во все ее компоненты, обеспечив им роль системообразующего фактора на основе изучения ландшафта как культурно-экологического феномена. Данная методическая система является основанием для разработки конкретной методики формирования культуры природопользования в условиях ландшафтов на основе выделенных подходов.
Выводы
Таким образом, выделенные теоретико-методологические ориентиры определяют методический уровень, включающий целевой, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный компоненты методической системы на основе инновационных подходов в русле формирования культуры природопользования.