Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TRAINING SKILLS BY PRIMARY SCHOOL PUPILS TO INTERPRET LITERARY CHARACTER IN STORIES

Slon O.V. 1
1 Orenburg State Pedagogical University
This paper presents the interpretation of the literary character in tales and some special things about this competence by primary school pupils. The author shows the importance of this sort of interpretation for understanding the main idea running through the work. The rationale for choosing the genre of tales is its frequency in the literary reading books. The author demonstrates four work stages at the character at the reading lessons. As referred to in the papers by M.P.Voyushina the methods of analytic work at the story character are described: the conversation to indentify the personality of the character; the story – telling from the character; the story-making about the character. The work organization is illustrated by the reading lesson fragments (the3-d and the 4-th forms, the learning kit «Schools of Russia»).
the genre of tales (stories)
the character
the reading lesson
the primary school pupil

В примерной программе начального общего образования сформулированы основные требования к речевой и читательской деятельности выпускника начальной школы. Мы выделили те из них, которые относятся к умениям младших школьников анализировать образ персонажа в рассказе.

1. Определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде.

2. Использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов; устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста.

3. Использовать различные формы интерпретации содержания текстов; формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста.

4. Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами [5].

Анализ является важнейшим методом научного постижения литературного произведения [3]. Анализ литературного произведения в школе стремится преодолеть возможные конфликты читательского восприятия и авторской мысли произведения. Для осуществления этой цели школьный анализ должен рассматриваться как взаимодействие читателя-ученика, писателя и учителя – своеобразного посредника между ними. Школьный анализ каждого изучаемого произведения преследует две взаимосвязанные цели: углубление индивидуального восприятия и, как следствие этого углубления – освоение школьниками художественной идеи, постижение смысла произведения.

Цель исследования

В данной статье мы рассмотрим анализ художественных образов и особенности формирования этого умения у учащихся начальных классов анализировать образ героев в рассказе. В изучении целого ряда литературных произведений представляется возможным опираться в основном на анализ образов героев (анализ образов персонажей, их описание, характеристика их внешнего вида и характера).

Рассказ – один из наиболее частотных жанров, изучаемых в начальной школе. По определению Г.Н. Поспелова: «рассказ – малая эпическая жанровая форма художественной литературы – небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста прозаическое произведение» [4, 318]. Персонажем является любое лицо, персона, личность или сущность, которые существуют в произведении искусства. Персонажи могут быть полностью вымышленными или основанными на реальной, исторической основе. В детском рассказе это чаще всего люди, животные.

М.С. Соловейчик указывает, что именно работа над образами в их взаимодействии представляет собой анализ художественного произведения. В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа и т.д.), и смысл этого образа, т.е. нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения.

Далее назовём основные этапы работы на образом персонажа с учащимися начальных классов на уроках литературного чтения:

1. В детской литературе художественным образом прежде всего является персонаж, поэтому в первую очередь проводится работа над характером героя с опорой на сюжет (характер проявляется только в действии и нельзя отрывать анализ характера от сюжета). Кроме того, героя характеризуют его речь и ремарки автора (пояснения относительно внешности, особенностей поведения действующих лиц).

2. Рассматриваются взаимоотношения героев, так как на этом строится любое действие в эпическом произведении.

3. Если в произведении имеются описания пейзажей или интерьера, рассматривается их роль в тексте.

4. На основе анализа взаимодействия образов выявляется идея произведения. Понимание идеи вплотную приближает учащихся к осознанию позиции автора-собеседника, потому что идея – это то, что именно хотел сказать автор своим произведением.

Остановимся более подробно на основных этапах образного анализа.

Анализ образа героя учит разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц, открывая то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера. Нужно приучить детей судить об основных качествах персонажей, оценивать героя не только по поступкам, но и по мотивам, их вызвавшим; последнее, как известно, дается младшим школьникам труднее.

Существует ряд приемов, которые помогают организовать работу над характеристикой персонажа. Перечислим некоторые из них:

1) учитель называет качества персонажей и просит учащихся привести примеры, их подтверждающие;

2) детям предлагается самостоятельно назвать свойство характера героя (это доступно младшим школьникам, если персонаж имеет не более двух-трех качеств характера и показан в действии);

3) сопоставляются герои одного произведения или близких по тематике произведений. Наиболее легкий вид сравнения – противопоставление. При сравнении уточняется авторское отношение к героям [6].

М.П. Воюшина выделила несколько приемов анализа образа персонажей в рассказе, использующихся на уроках чтения в начальной школе. Далее остановимся более подробно на каждом из них.

Беседа, выявляющая характер персонажа. Герой произведения всегда в центре внимания младшего школьника, но, как уже говорилось ранее, детям трудно целостно воспринять образ-персонаж, поскольку небольшой жизненный и читательский опыт, особенности возрастного развития затрудняют адекватное понимание мотивов и последствий поступков персонажа, соотнесение размышлений, переживаний и поведения героя, определение его роли в развитии сюжета, выявление оценки персонажа другими героями и автором. Преодолению этих сложностей восприятия и помогает эвристическая беседа, в ходе которой дети наблюдают за способами изображения персонажей. Обсуждается поведение героя литературного произведения, а не живого человека. Поэтому, как и при других приемах анализа, вопросы направлены на осмысление элементов художественной формы – в данном случае на осмысление способов изображения персонажа. Поняв, как и почему именно так изображен герой, читатель сможет воссоздать его целостный образ. Эвристическая беседа обращена в первую очередь к логическому осмыслению связей между отдельными элементами текста, но она будет успешной, только если затронет читательское воображение и вызовет эмоциональное сопереживание [1, 139].

Прием составления рассказа от лица героя предполагает не формальное изменение лица рассказчика, а переосмысление изображенных событий в соответствии с точкой зрения избранного персонажа. Особенно эффективен этот прием в тех случаях, когда автор вводит в произведение рассказчика. Читая произведения, написанные от лица их сверстника, младшие школьники воспринимают события в контексте оценок рассказчика, им очень трудно заметить авторскую позицию. Прием составления рассказа о событиях от лица другого героя поможет посмотреть на рассказчика «со стороны», оценить его точку зрения и отношение к нему автора [1, 141].

Составление детьми рассказа о герое рассказа – достаточно действенный прием, позволяющий детям разобраться в мыслях и поступках героя, а также выявить отношение автора к персонажу. Такой вариант рассказа о герое потребует от ребенка уже сформированных навыков анализа персонажей, способности высказывать свою точку зрения, подкрепляя ее отрывками из текста рассказа [1, 140].

В рамках статьи можем остановиться на фрагментах уроков, в которых представлена работа по анализу образа персонажа.

Фрагмент урока с использованием приема «эвристическая беседа».

Тема: О. Кургузов. «О чем думал кот». (УМК «Школа России» 3 класс)

«Сколько героев в рассказе? Чем заняты мама, папа и мальчик?», «Удается ли им понять, о чем думает кот? Почему? Что делает каждый из персонажей?» – эти вопросы помогут дать начальное представление о точке зрения, ввести термин. На вопрос «Узнаем ли мы точку зрения кота?» дети, скорее всего, ответят положительно, указав на последний абзац рассказа. «Обратите внимание, что точки зрения мамы, папы и мальчика выделены как прямая речь. А оформлены ли в тексте мысли кота Лукьяна? («Нет, они даны как авторские слова»). Как вы думаете, кто из героев мог бы произнести последний абзац?» Если учащиеся затруднятся ответить сразу или предложат разные версии, можно помочь им, уточнив, от чьего лица ведется повествование, с чьей точки зрения смотрим на эту историю. Обобщить помогут вопросы: «Узнаем ли мы, о чем на самом деле думал кот? О каком герое хотел нам рассказать автор? Что мы узнали о мальчике, прочитав рассказ?»

Так, через постижение точки зрения в рассказе, анализ элементов графической композиции (оформление прямой речи) ребята постигают идею произведения.

Составление плана рассказа и анализ персонажа по плану.

Тема: Трудное детство ровесников, отраженное в литературе и живописи. Леонид Андреев «Петька на даче». (УМК «Школа России» 4 класс)

– Над каким рассказом работали на прошлых уроках? (Леонид Андреев «Петька на даче»)

– Как озаглавили первый эпизод рассказа?

1. Тяжёлые будни Петьки в парикмахерской.

Вопросы к первой части плана.

– Как описывает писатель городской пейзаж? (Мрачный, безжизненный, серый от пыли). Зачитайте описание Петьки в городе (маленький, худенький …глаза всегда сонные, рот полуоткрытый …жизнь он воспринимал, как длинный неприятный сон). Как вы думаете, почему мальчик был похож на маленького старичка? (Его душевное состояние отражалось не его внешнем виде). Какие чувства вызывает у вас похожий на карлика мальчик? (Жалость, жизнь его беспросветна, ему не вырваться из грязного города). Прочитайте слова на слайде. (Нужда; беззащитность; угнетение; тяжелый, непосильный труд; сочувствие; сострадание; жалость). Какую часть жизни Петьки можно так характеризовать? (Жизнь Петьки в городе). Какой вывод можно сделать по первому эпизоду рассказа? (Учащиеся зачитывают вывод из тетради)

– Как озаглавили второй эпизод рассказа?

2. Счастливые деньки на даче

– Найдите и прочитайте, как жилось Петьке на даче. (С. 143. Полянки, светлые, зеленые и веселые, он любил и хотел бы приласкать их, как сестер …его маленький веснушчатый носик поднимался над зеленой поверхностью). Как изменился внешний вид мальчика? (Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Смотри-ка, растолстел как! Чистый купец!) Как вы думаете, почему изменился внешний вид мальчика (все, что творилось в душе мальчика, отражалось на его внешнем виде). Какой вывод можно сделать по второму эпизоду рассказа? (учащиеся зачитывают вывод из тетради) – Жизнь Петьки полностью изменилась. Из мертвого мира парикмахерской он попал в живой мир дачи. У мальчика произошло полное слияние с природой; проникновение в ее тайны; наслаждение своими открытиями.

– Как озаглавили третий эпизод рассказа?

3. Возвращение в город.

Вопросы к третьему эпизоду рассказа.

– Как отреагировал Петька на известие о необходимости возвращения в город? (С. 148 зачитайте …он закричал громче самого горластого мужика…). Почему он себя так вел? (Его увозили из того прекрасного места, где он чувствовал себя счастливым. Он не хотел возвращаться в город, где его ждала однообразная серая жизнь. Какие изменения во внешности произошли у Петьки? Найдите в тексте и прочитайте (С. 149. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом). Почему Петька опять стал выглядеть, как маленький старичок? – Город убивает в мальчике детское и живое.

Вывод: Какое настроение в целом порождает рассказ: безысходности или надежды? (С одной стороны, безысходность, т.к. жизнь остается прежней, с – другой стороны надежда, поскольку Петька узнал, что есть совсем другая жизнь, полная радости, сильных и ярких впечатлений).

Фрагмент урока с использованием приёма «составление рассказа о герое». Тема: Ю.Я. Яковлев «Мой знакомый бегемот». 3 класс.

– Сегодня на уроке мы продолжим работу по произведению Ю.Я. Яковлева, сравним его с другим текстом, попробуем ответить на вопрос: что хотел сказать нам, читателям, автор, какие средства и приёмы он использовал.

– Как вы думаете, названием «Мой знакомый бегемот» что хотел показать автор? (Любовь к животным)

– От лица кого ведётся повествование в рассказ? (От лица взрослого человека, чуткого и внимательного)

– Вы сразу поверили рассказчику? Почему?

– Действительно, весь рассказ создан в удивительной атмосфере понимания автором человека и животного.

– Найдите и прочитайте описание фантастического облака в образе бегемота. (Читает ученик)

– Описание необыкновенно точное. Но об этом ли бегемоте идёт речь дальше в рассказе? Докажите.

А) работа в парах: (4 мин)

– Давайте теперь немного поподробнее остановимся на описании реального бегемота. Вы сейчас поработаете в парах. Какие качества необходимы для такой работы?

– На каждом столе есть карточка с заданием. Нужно будет стрелкой, посоветовавшись с соседом по парте, соединить предмет описания с самим описанием.

Работа в парах с последующей проверкой

голова

Небо, опалённое зарёй

пасть

Огромный, до ушей

нёбо

Зубастая, необъятная, пышущая жаром

рот

Большая и тяжёлая, как колокол

– Очень многое в рассказе складывается из деталей. Какие ещё детали описания реального бегемота вы можете добавить? (…уши маленькие, скрученные фунтиком- два розовых фунтика…; …розовый язык, розовая гортань…; ...кажется, из огромного зева вот-вот выкатится солнце. И жаркое дыхание – это его приближение…; ...глаза бегемота… в них не было ленивого безразличия увальня. Глаза были на чём-то сосредоточены. Может быть, бегемот вспоминал свой родной край, или думал о подруге, или у него что-то болело).

– Что в описании указывает на то, что автор старается показать бегемота необыкновенным? (цвет). Расскажите, каким вы себе представляете бегемота.

Б) Случай из жизни бегемота (4–5 мин)

– Какими считают бегемотов большинство людей? (увальнями, неповоротливыми)

– А какой интереснейший случай из жизни бегемота описывает автор?

(Бегемот спас дрессировщика Степана)

– Как вы думаете, зачем автором был рассказан этот случай? (Чтобы читатель изменил своё мнение о бегемотах; чтобы поведать секрет глаз бегемота)

– Давайте обратимся к этому отрывку и перечитаем его. (Мне открылась… любовью к человеку) – с. 34

– Можно ли после этих слов не любить героя произведения?

– Как много оттенков чувств в этом рассказе! Как бережно автор относится к своему герою, любит его, восхищается им и лишь иногда иронизирует.

Как видно из приведённых примеров, анализ образов персонажей в рассказе на уроке можно построить, используя различные приёмы работы. Все они способствуют формированию умения у учащихся начальных классов анализировать текст. Анализ поступков, речевая характеристика персонажей; система взаимоотношений между ними в синтезе дает цельную картину произведения и приводит к осмыслению главной идеи произведения, в постижении которой и состоит главная задача анализа литературного произведения.