Общественное значение профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов различного профиля повышается с каждым годом. Это связано с нарастающей тенденцией социально опасного снижения двигательной активности населения в целом и молодого поколения в частности. Сложившаяся на современном этапе система рыночных отношений требует притока конкурентоспособных специалистов, имеющих не только профессиональные знания и умения, но и высокий уровень работоспособности. Следовательно, возникает необходимость в процессе обучения студентов в вузе обращать пристальное внимание на формирование внешнего вида, гармоничного телосложения, высокой общей и специальной физической подготовленности как показателей уровня соответствия и работоспособности, готовности к активной трудовой деятельности [3].
К профессионально значимым качествам инженеров относятся: высокий уровень организации нервной системы, помехоустойчивость, высокий уровень функционирования анализаторов, высокая работоспособность и устойчивость к утомлению, хорошая скорость реакции, высокая концентрация и переключаемость внимания, развитая память, особенно оперативная, высокий уровень восприятия и развитая наблюдательность, сформированное практическое мышление, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, решительность, высокая координация движения, развитая тонкая моторика рук, способность быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с внезапно изменившимися условиями, навыки рационального передвижения в ограниченном пространстве [4].
В ряде исследований установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, повышается уверенность в себе, наблюдается развитие престижных жизненных установок. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критических замечаний. У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, решительность, умение повести за собой коллектив [2].
Исследования условий и характера труда специалистов технических специальностей позволили определить следующие основные требования, предъявляемые к организму: устойчивость к утомлению при выполнении рабочих операций и продолжительных пеших переходах; высокий уровень развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем; устойчивость к утомлению при нервно-эмоциональных нагрузках; устойчивость к неблагоприятным факторам производства, таким как перепады давления, шум, вибрация, недостаточная освещенность, высокая или низкая температура внешней среды [5].
В высших учебных заведениях задача повышения уровня физической подготовленности решается на занятиях по физическому воспитанию. Однако проблеме воспитания потребности в физическом самосовершенствовании, самообогащении личности, формировании навыков здорового образа жизни при помощи физкультурно-спортивной деятельности, как правило, не уделяется достаточного внимания.
Таким образом, можно сформулировать цель нашего исследования: поиск путей повышения интереса будущих специалистов к физическому самосовершенствованию, самоутверждению в процессе занятий физической культурой и спортом.
Задачи исследования:
1) определить уровень физической подготовленности студентов экономических специальностей;
2) выделить профессионально важные физические качества и непосредственно связанные с ними способности, повышающие степень освоения профессиональной деятельности в экономической отрасли;
3) выявить пути приобщения студентов к здоровому образу жизни, к самостоятельным занятиям физической культурой с целью повышения уровня развития физических качеств и двигательных навыков.
Для решения первой задачи нами был проведен педагогический эксперимент на базе Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачева. В нем принимали участие студенты 2 курса в количестве 59 человек. Возраст испытуемых на момент проведения исследования составлял 18–19 лет. С целью определения уровня физической подготовленности студентов экономических специальностей использовались следующие тесты: бег 100 м, бег 2 км (девушки), бег 3 км (юноши), прыжок в длину с места с двух ног, поднимание туловища из положения лежа (девушки), подтягивание (юноши).
Результаты тестирования физических качеств студентов представлены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели уровня физической подготовленности студентов, X ± m
Контрольные упражнения |
Физические качества |
Среднегрупповые показатели |
|
Девушки |
Юноши |
||
Бег 100 м, с |
Скоростные способности |
17,31 ± 0,96 |
13,72 ± 0,52 |
Бег 2 км, мин |
Общая выносливость |
11,27 ± 0,81 |
|
Бег 3 км, мин |
Общая выносливость |
12,64 ± 0,58 |
|
Прыжок в длину, см |
Скоростно-силовые качества |
169,4 ± 7,4 |
225,6 ± 12,7 |
Поднимание туловища, количество |
Силовая выносливость |
55,1 ± 5,7 |
|
Подтягивание, количество |
Силовая выносливость |
11,9 ± 2,4 |
Сравнив исходные данные подготовленности студентов с количественными характеристиками развития физических качеств [1], мы выявили следующее: высокий уровень показателей общей выносливости выявлен у 17 % студентов, специальной (силовой) выносливости у 47 %, средний уровень развития данных двигательных способностей у 16 % и 24 % соответственно. Кроме того, было определено, что высокий показатель скоростно-силовых качеств имели 16 % испытуемых, а скоростных способностей – 15 %, средний уровень развития указанных физических качеств – у 31 % и 8 % студентов, принимавших участие в педагогическом исследовании (рисунок).
Уровень развития физических качеств студентов экономических специальностей, где ОВ – общая выносливость, СВ – силовая выносливость, СП – скоростные способности, ССК – скоростно-силовые качества
На современном уровне развития национальной экономики постоянно повышается роль работников экономических специальностей, что способствует росту требований к их подготовке в системе высших учебных заведений. В связи с этим основная задача – обучение студентов специальным знаниям о здоровом образе жизни и формирование у них практических навыков по профессиональной прикладной подготовке [2].
В процессе умственного труда наиболее типичным является рабочее положение сидя за столом, при этом многие мышечные группы испытывают длительные и однообразные статические напряжения. В результате такого длительного, специфически наклоненного положения тела у работников данной сферы деятельности (экономистов, бухгалтеров, менеджеров), не занимающихся физкультурой и спортом, вырабатывается поверхностное дыхание, уменьшается жизненная емкость легких, нарушается осанка, ослабевают мышцы, понижается обмен веществ, снижается работоспособность.
Проведенные профессиографические исследования условий и характера труда в экономической сфере позволили определить следующие основные требования, предъявляемые к уровню психофизической подготовленности будущих специалистов: высокий уровень развития общей и специальной выносливости, точность движений и двигательных реакций. Среди психофизических функций определяющей является внимание (широта распределения, переключение, концентрация), а также оперативное мышление, память и коммуникативность.
Более полно профессиографические характеристики будущей производственной деятельности студентов технического вуза представлены в табл. 2.
Таблица 2
Профессионально важные качества специалистов экономической сферы
Физические качества |
Психофизические способности |
Общая выносливость |
Умственная работоспособность |
Специальная (силовая) выносливость |
Избирательность внимания |
Скоростные способности |
Умение быстро ориентироваться в событиях |
Координационные способности |
Способность к переключениям с одной деятельности на другую |
Самодостаточность |
|
Логичность мышления |
|
Инициативность |
|
Стремление к профессиональному совершенству |
|
Умение работать в команде |
Таким образом, можно сделать вывод, что полноценное использование специализированных знаний и умений, профессиональная мобильность возможны только при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности специалистов, которые могут быть приобретены ими в процессе регулярных и специально организованных занятий физической культурой и спортом.
Одной из форм использования средств физического воспитания студентов в вузе являются массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, направленные на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Конкретные направления и организационные формы использования массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий в условиях высших учебных заведений зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, а также от имеющейся спортивной базы, традиций вуза и других условий [7, 8].
Одним из путей приобщения будущих специалистов к здоровому образу жизни может стать внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). ВФСК ГТО представляет собой государственную систему программно-оценочных нормативов и требований по физическому развитию и подготовленности различных возрастных групп населения, целью которой является всестороннее физическое развитие людей, укрепление и сохранение их здоровья, подготовка к высокопроизводительному труду и защите Родины, формирование самодостаточной и уверенной в себе личности.
Выполнение норм ВФСК ГТО должно рассматриваться как оценка эффективности физкультурно-спортивной деятельности студентов, которая позволит повысить самооценку и социальный статус. Таким образом, внедрение данного комплекса – это не принудительная процедура, а возможность приобщения к занятиям физической культурой и спортом, которые должны стать необходимой потребностью, а также способ воплощения всех надежд и чаяний в деле оздоровления, повышения уровня культуры и воспитания будущих специалистов [6].
В 2013–2014 учебном году в процессе проведения занятий физическим воспитанием со студентами второго курса в Кузбасском государственном техническом университете им. Т.Ф. Горбачева был проведен эксперимент по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Данный комплекс позволяет определить уровень развития скоростных и скоростно-силовых способностей, общей и специальной выносливости различных мышечных групп представителей студенческой молодежи. Батарея тестов включала в себя бег 3х10 м, прыжок в длину с места, подтягивание на высокой и низкой перекладинах, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища из положения лежа, рывок гири, бег на лыжах 3 и 5 км.
По окончании проведения педагогического эксперимента по внедрению ВФСК ГТО в процесс физического воспитания в вузе нами было проведено анкетирование среди студентов экономических специальностей, направленное на выявление отношения будущих специалистов к возможности определения уровня их физического развития с помощью данного физкультурно-спортивного комплекса. Почти 80 % всех опрошенных студентов отнеслись положительно к использованию Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в период обучения в вузе.
Около 40 % будущих специалистов экономической сферы выразили активное желание показать наиболее высокие результаты по всем применяемым контрольным упражнениям и выполнить нормативные требования комплекса ГТО для получения удостоверения и значка соответствующих ступеней установленного образца. А так как подготовка студенческой молодежи к выполнению требований и сдаче нормативов комплекса ГТО обеспечивается систематическими занятиями по программам физического воспитания в вузе, в спортивных секциях, в группах общей физической подготовки, а также в результате самостоятельных занятий различными видами двигательной активности, можно сделать вывод, что внедрение ГТО как оздоровительного комплекса позволит объективно оценить психофизическую подготовленность будущего специалиста, будет являться стимулом к самосовершенствованию и укреплению молодого организма, а также будет способствовать развитию профессионально важных качеств, формированию волевой, целеустремленной личности.