Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE USE OF ICTS IN THE FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AND SPO

Rabadanovа A.A. 1
1 The Dagestan State Institute of National Economy»
The article defines the concepts of cognitive activity, the model of development of cognitive activity, the formation of scientific – cognitive activity with the help of ICT. Modern trends in the development of the education sector, makes for a fresh look at the problems of formation of informative activity of students. The country needs a specialist, responsive to changes in society, striving for continuous improvement, and this can be achieved only by expanding and deepening their knowledge. A number of scholars believe that the model is a specific form and at the same time a means of scientific cognition. The simulation tool displaying a man of the studied objects using a unique «Vice» (models), is the simultaneous synthesis of centuries of experience and scientific creativity. Introducing the model of training of scientific – cognitive activity, we note that the educational process in College should be focused on teaching students this type of activity as part of the process of cognition. The main factors contributing to the development of cognitive activity.
cognitive activity
scientific and cognitive activity
ict usage
the main factors
autonomy
fundamental components

Современное общество характеризуется рядом особенностей, к которым можно отнести возросшую значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информационных ресурсов, на коммуникации между отдельными специалистами, на необходимость решения глобальных экологических, технологических, производственных и образовательных проблем совместными усилиями специалистов различных стран или общественных организаций. Мы хотим видеть своих учеников здоровыми, физически развитыми, умеющими контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свои возможности, ставить цели и добиваться результатов. Формированию такой зрелой личности в полной мере способствует повышение качества образования через совершенствование системы преподавания.

Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Обучение с помощью ИКТ – это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.

В основе обучения с помощью компьютерных технологий лежит, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся, которая представляет интерес для любого творчески работающего учителя и позволяет получить ответы на поставленные ранее вопросы.

Получать необходимый опыт работы с ИКТ и возможность обмениваться и делиться им с коллегами удаётся благодаря многим факторам. Исследование проблемы формирования познавательной активности студентов обусловлено современными социальными и экономическими реалиями. На сегодняшний день наблюдается тенденция развития массового высшего образования, что обуславливает как количественные, так и качественные изменения в данной сфере. Значительно увеличилась численность студентов и, как следствие, изменился социальный состав студенчества, что в некоторой степени подорвало социальную и интеллектуальную однородность студентов, обучающихся в системе высшего образования. Это породило необходимость изменений в организации академической деятельности вузов. Кроме того, на современном этапе развития экономики нашей страны возникла необходимость социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, профессиональной мобильностью, самостоятельностью, умением постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, профессионально реализоваться и поддерживать дальнейший творческий рост. Все это ставит задачу воспитания студента, способного взять на себя ответственность за свое образование, стать субъектом собственного профессионального развития. Сформированная познавательная активность позволяет личности актуализировать свой потенциал, моделировать профессиональное мастерство и творческое саморазвитие, строить перспективы дальнейшей профессиональной деятельности и осуществлять самообразование на протяжении всей жизни. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» подчеркивается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны». В связи с этим на первый план выступает проблема обеспечения качества образования за счет развития познавательной активности каждого человека, который в процессе образования не только овладевает определенным стандартом современных знаний, но и учится их применять в реальной жизни. Он постоянно находится в режиме инновационного познавательного поиска необходимой информации с целью применения ее в существующих социально-экономических, интеллектуально-культурных условиях окружающей его жизни. Формирование современного специалиста неотъемлемо связано со становлением его как целостной, гуманной, всесторонне развитой личности, а также его профессиональной подготовкой, осуществляемой в системе высшего образования. Именно поэтому вопросы формирования познавательной активности, профессионального саморазвития специалистов и определения организационно-педагогических условий, в рамках которых эти процессы оказываются наиболее эффективными, приобретают свою особую актуальность.

Наступивший XXI век требует от преподавателя не столько «наполнения» головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Это все можно назвать процессом информатизации, особенность которого состоит в сборе, обработке, передаче и использовании информации посредством современных средств информационного взаимодействия и обмена.

Современные тенденции развития сферы образования заставляют по-новому взглянуть на проблемы формирования познавательной активности у студентов.

Стране нужен специалист, быстро реагирующий на изменения, происходящие в обществе, стремящийся к непрерывному совершенствованию, а этого можно достичь, только расширяя и углубляя свои знания.

По определению И.А. Зимней, студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых учебным трудом, которые отличаются наиболее высоким образовательным уровнем, активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации [7].

О необходимости развития познавательной активности в процессе обучения студентов писал ещё К.Д. Ушинский. Он говорил, что им следует передавать не только готовую информацию, но и развивать в них желание и способность самостоятельно приобретать новые знания. Преподаватель должен дать понять студенту, что нужную информацию можно извлекать не только из книг, но также можно использовать современные технологии, обращаясь к мировым информационным ресурсам [5].

В словаре С.И. Ожегова познание рассматривается как приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира, а также совокупность знаний в какой-нибудь области. Там же познавательную активность определяют как деятельность, направленную на оживление действий, мыслей в определённой области, способствующую познанию, расширению знаний [3].

В учебнике по педагогике (П.И. Пидкасистый) под познавательной активностью понимается наличие у человека своего понятия, суждения, мышления, оценок на окружающую действительность, а также свобода в действиях, поступках, в принимаемых решениях, независимость своего мнения от мнения окружающих. Ряд ученых анализируют познавательную активность как естественную склонность студентов к познанию, так, Г.И. Щукина находит «познавательную активность» как качество личности, которое включает влечение личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности становится постижение знаний, по их представлению, при устойчивом проявлении усердия к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы означают содержательную характеристику, а воля представляет форму. Формированием познавательной активности у студентов является становление его как субъекта, достижение такого уровня развития, при котором они оказываются в силах самостоятельно ставить перед собой цель в области какой-то определенной профессии и целенаправленно без чьей- либо помощи идти к ней; когда они могут планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, т.е. самостоятельно осуществлять учебную деятельность [2]. Требования современного производства к профессиональной подготовке специалиста в вузах и учреждениях СПО подразумевают наличие умений осуществлять непрерывное самообучение, совершенствование профессионального мастерства – самостоятельную доподготовку, объём которой он сам же должен определять [10].

По определению В.А. Штоффа, «под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, воссоздавая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его и изучение которой дает нам информацию об изучаемом объекте».

В философском энциклопедическом словаре моделирование анализируется как построение и изучение моделей реально существующих объектов, явлений и предметов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими.

Ряд ученых считают, что модель – это специфическая форма и одновременно средство научного познания. Моделирование средство отображения человеком изучаемых объектов с помощью аналогов «заместителей» (моделей) – это одновременное обобщение многовекового опыта и научного творчества. Представляя модель обучения научно-познавательной деятельности, отметим, что образовательный процесс в колледже должен быть ориентирован на обучение студентов данному виду деятельности как составляющей процесса познания [9]. Формирование умений научно-познавательной деятельности должно рассматриваться как критерий подготовленности студента к исследовательской деятельности. Научно-познавательная деятельность по Г.И. Щукиной определяется как вид познавательной деятельности и состоит в понимании и осмыслении получаемых знаний. Научно-познавательная деятельность одновременно является составной частью исследовательской деятельности и по содержанию представляет собой поиск, анализ и критическую оценку научной информации, аналитическую трактовку положений, содержащихся в разных типах текстов, выявление способов получения данных для решения педагогических проблем.

Для оптимального разрешения педагогических проблем необходимо использование электронных технологий, эта платформа дает возможность контролировать познавательные процессы студентов во внеаудиторное время. Также легкость в использовании ИКТ повышает уровень мотивации студентов и способствует формированию информационно-коммуникационных компетенций, которые необходимы современному студенту. Много лет ученые исследуют структуру познавательной деятельности, чтобы обеспечить её успешное протекание.

Результат и успешность протекания процесса обучения научно-познавательной деятельности зависит от ряда условий. Условие в понимании философов – это то, от чего зависит нечто другое (обуславливаемое), основной компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), наличие, которого необходимо для осуществления данного явления. Совокупность конкретных условий данного явления образует среду его протекания [9].

Разработанная модель включает следующие основополагающие компоненты:

– содержательно-целевой;

– содержательно-образовательный;

– образовательно-деятельностный;

– результативный.

В содержательно-целевом компоненте отражены цель, задачи и содержание образования.

Цель моделирования – развитие познавательной активности студентов в процессе самостоятельной работы.

Достижение данной цели возможно путём решения следующих основных задач:

– раскрытие сущности, структуры и организации самостоятельной работы студентов;

– оценка роли образовательного процесса в развитии самостоятельной работы и познавательной активности студентов;

– оценка уровня развития самообразовательной деятельности студентов.

В результате появилось много различных идей организации обучения и последовал вывод, что для формирования у студентов познавательного интереса, активизации учебной деятельности с успехом могут быть применены игровые формы обучения, а также ИКТ. Во все времена творческие педагоги старались сделать учебный материал доступным и интересным студенту, обогащали его нравственным содержанием, разрабатывали оригинальные методики и приемы.

Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии учащихся на уроках, от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием учащихся. Интерес стимулирует волю и внимание, помогает быстрому и прочному запоминанию. Благодаря интересу как знания, так и процесс их усвоения могут стать движущей силой в развитии интеллекта и фактором воспитания всесторонне развитой личности. Игровые технологии содействуют вовлечению учащихся в активное обучение. Перед преподавателем стоит задача вовлекать учащихся в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед. При использовании игровых форм обучения каждый учащийся чувствует себя личностью, испытывает внимание преподавателя лично к нему, чувствует поддержку и веру в свои силы [1].

Игра создаёт условия для актуализации всего наличного социального опыта обучающихся, непрерывного диагностирования не только ранее усвоенных, но и приобретаемых в ходе игры знаний, умений, личностных качеств, значимых с точки зрения целей обучения [6].

Анализ педагогической литературы показал, что формированию познавательной самостоятельности студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в процессе изучения специальных дисциплин пока уделяется недостаточно внимания как в теоретическом, так и в практическом аспектах: не определена структура процесса формирования познавательной самостоятельности.

Эффективность и результативность процесса обучения напрямую зависят от активности студента. Таким образом, только учитывая возрастные особенности студентов, уровень их социального развития, специфику этапы обучения, мы можем эффективно стимулировать их познавательную активность [4].

В заключение хотелось бы отметить, что использование ИКТ технологий способствует тому, что все материалы практических занятий доступны студентам и легко могут использоваться для самостоятельного изучения, т.е. учебные материалы делают процесс подготовки будущих специалистов простым и более насыщенным.

Именно постоянные усилия в области самостоятельного познания, эмоционального, интеллектуального, волевого характера формируют у наших студентов активную социальную позицию, что является одной из важнейших задач образования [8].