В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (далее Стратегии), утвержденной Правительством Российской Федерации 29 мая 2015 г., выдвинута приоритетная задача воспитания детей – «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
Кадровые механизмы реализации данной Стратегии включают, в частности, развитие кадрового потенциала в части воспитательной компетентности педагогических и других работников на основе разработки и введения профессионального стандарта специалиста в области воспитания, совершенствования воспитательного компонента профессиональных стандартов других категорий работников образования, физической культуры и спорта, культуры; модернизацию содержания и организации педагогического образования в области воспитания; подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачам Стратегии.
Цель нашего исследования – разработка теоретических основ воспитательного процесса в педагогическом вузе, направленного на формирование воспитательной компетентности студентов. В исследовании использованы методы наблюдения, анализа литературы и педагогического проектирования.
Исследование показало, что в настоящее время решение задач, выдвинутых в Стратегии, затруднено рядом серьезных проблем: во-первых, это проблемы духовно-нравственной воспитанности самих будущих субъектов воспитательной деятельности – студентов педагогических вузов; во-вторых, проблема отсутствия современной теоретико-методологической базы и эффективных, экспериментально обоснованных педагогических технологий воспитательной деятельности в сложных современных социально-культурных условиях, в-третьих, недостаточная разработанность дифференцированных критериев, показателей, методов и инструментария психолого-педагогической диагностики уровней воспитанности личности студентов и детей, обучающихся в различных видах образовательных организаций, а также мониторингов динамики этих уровней. Можно выделить также проблемы недостатка современной практико-ориентированной учебной литературы по теории и методике воспитательной работы, отражающие реальные острые проблемы, противоречия и конфликты в этой сфере и «оснащающие» будущих педагогов действенными средствами их преодоления в сложной педагогической практике.
Воспитывать в вузе будущих педагогов необходимо на основе сочетания аксиологического и системного подходов, с учетом их личностных проблем, потребностей, интересов, уровня духовно-нравственной культуры. Как показывает анализ практики, духовно-нравственный кризис современного российского общества, неблагоприятная социокультурная среда сформировала кризисное сознание у значительной части студентов. В студенческой среде наблюдается существенное снижение нравственности, рост агрессивности, жестокости и даже преступности.
Снижение внимания к воспитательной работе со студентами привело к тому, что будущие педагоги, призванные не только обучать, но и воспитывать детей и подростков в русле современного национального воспитательного идеала, раскрытого в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 г.), и в соответствии с задачами упомянутой выше Стратегии, не обладают необходимым личностным и профессиональным потенциалом для эффективной воспитательной работы с детьми и подростками как на уроках, так и в процессе внеурочной и внешкольной деятельности.
На наш взгляд, одной из актуальных задач подготовки будущих педагогов к реализации Стратегии является воспитание их на основе базовых национальных духовно-нравственных ценностей современного российского общества. Для формирования в вузе воспитательной компетентности будущих педагогов в русле Стратегии необходимо спроецировать ее основные цели и задачи на содержание общекультурных и профессиональных компетенций студентов, обучающихся по таким направлениям высшего образования, как «Педагогическое образование», «Социально-культурная деятельность» и другим.
В них необходимо предусмотреть:
– воспитанность личности выпускника педагогического вуза в русле Стратегии;
– способность и профессиональную готовность выпускника к реализации данной Стратегии.
Структурными компонентами системы воспитания в педагогическом вузе, требующими нового теоретико-методологического осмысления, являются: приоритетные цели и задачи, обновленное содержание, эффективные формы, методы, приемы, педагогические технологии воспитательной деятельности.
Такая трактовка позволяет рассматривать профессиональное воспитание как процесс управления развитием личности через создание благоприятной воспитательной среды педагогического вуза, её наполнение разнообразными формами и методами, позволяющими максимально реализовать способности и дарования каждого студента.
В целях повышения эффективности воспитательной деятельности в вузе в этот процесс должны быть включены все ресурсы педагогического вуза. В воспитании будущих специалистов должна быть использована не только сфера образовательного процесса, но и все формы внеучебной деятельности. Воспитанию студентов должен способствовать образовательный процесс, а также реализация программ целенаправленного профессионального воспитания во внеучебной художественно-творческой и других видах деятельности. Именно в таких направлениях воспитательной работы в вузе студент становится более свободным как личность, способная выбирать тип поведения, стиль жизни, опираясь на свой социальный статус, свои интересы, получаемую профессию, на небольшой собственный жизненный опыт.
В современной российской высшей школе воспитание ещё не стало необходимой органичной составляющей профессионального образования, интегрированного в общий процесс обучения и развития личности. Разрыв единства системы обучения и воспитания сохраняется.
До настоящего времени в педагогических вузах медленно идет процесс интеграции гуманитарных наук в систему профессиональной воспитывающей деятельности студентов как будущих педагогов образовательных и социально-культурных организаций. Многие студенты не осознают практико-ориентирующий воспитательный характер социально-гуманитарных дисциплин в условиях современной вариантности профессиональной двухуровневой подготовки.
Следовательно, в современной профессионально-образовательной практике гуманитарное знание не прошло еще путь от идеологии к научным истинам, а через них к пониманию и усвоению студенческой молодежью ориентирующего характера общечеловеческих и национальных ценностей.
Недостаточный воспитательный потенциал высшей школы в значительной степени обусловлен неподготовленностью педагогических кадров к практико-ориентированному воспитанию студентов в новых условиях, а также утратой частью преподавателей четкого и современного представления о своем месте и роли в процессе воспитания будущих педагогических кадров.
Таким образом, понимание актуальных целей и задач подготовки молодого специалиста является важнейшей предпосылкой для реализации функции воспитания, поскольку она включает в себя в качестве главных такие два взаимосвязанных процесса как:
– овладение компетенциями, позволяющими будущему специалисту реализовать в практико-ориентированной деятельности избранные духовно-нравственные ценности;
– социализацию, которая ставит своей целью усвоение прав и обязанностей, связанных с овладением ценностями (общечеловеческими, национальными, личностными).
В этой связи необходимо четко представлять, что в целях эффективной реализации воспитательной деятельности в этот процесс должны быть включены все существующие ресурсы педагогического вуза. Воспитание студентов должно осуществляться на основе всего образовательного процесса, в ходе реализации образовательных программ, а также программ целенаправленного профессионального воспитания во внеучебное время.
В вузе в основном завершается институциональное воспитание как заключительный этап профессионального становления личности. Одновременно этот период является и началом того времени в жизни человека, когда он сам берет на себя практически полную ответственность за свою воспитанность, переходит к осознанному и целенаправленному самовоспитанию. Следует учитывать, что изменения в мировоззрении взрослого человека носят более локальный характер по сравнению с теми, которые происходят в период становления личности в студенческие годы. В послевузовский период влияние общества имеет весьма ограниченные возможности для профессионального воспитательного воздействия на личность.
Наиболее актуальными направлениями воспитательной деятельности современного педагогического вуза являются, на наш взгляд, следующие:
– расширение методологической и профессиональной подготовки студентов с учетом мировоззренческих знаний, ориентированных на формирование нравственно-ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности, активной жизненной позиции личности;
– обеспечение реальных условий для профессионального становления студентов на основе государственной политики в области профессионального образования через систему социальной поддержки студентов, всевозможных льгот по развитию культурно-просветительских и спортивно-оздоровительных программ;
– приобщение к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям через систему возрождения, сохранения и развития национальных традиций, воспитание самооценки результатов своей профессиональной деятельности, опирающейся на потребности общества;
– воспитание внутренней культурной потребности личности на основе гуманистических принципов и демократии;
– реализация современных и традиционных воспитательных мероприятий (программа воспитания студентов вуза, развитие студенческого самоуправления, расширение востребованных в студенческой среде творческих студий, клубов по интересам и др.) [7, 10].
Специальное внимание необходимо уделить повышению эффективности формирования эстетической культуры студентов [8], этнокультурной и этнохудожественной компетентности будущих педагогов, необходимых для реализации ими современных целей и задач воспитания российских детей и подростков в контексте лучших отечественных культурно-исторических и национально-культурных традиций [1, 2, 3, 4, 5, 9].
В системе профессионально-ориентированного воспитания студентов одним из основных направлений является социально-культурная деятельность. Профессионал, не владеющий духовно-нравственными ценностями и культурой, может дестабилизировать общественную жизнь, он неспособен полноценно самореализоваться в обществе и тем более не может качественно осуществлять профессиональную воспитывающую деятельность детей и подростков в современной школе.
Выделяя значение роли воспитательной среды вуза, ее влияние на становление будущего специалиста, следует отметить, что многие ведущие ученые в области педагогической науки, социальной педагогики, социально-культурной деятельности, социологии в своих исследованиях за прошедшие годы XXI века выделяют уровень развития социализации российского общества, его образованность, повышение роли интеллигенции, в которую входит и выпускник педагогического вуза. Основываясь на этих факторах, следует отметить в этом процессе особую роль гуманитарного образования.
В своем содержании практико-ориентированная воспитательная система педагогического вуза должна отличаться вариативностью профессиональных задач, с учетом интересов, сложившихся в молодежной среде. Она должна быть синергетической, постоянно развивающейся вместе с обществом. В технологиях ее реализации должны учитываться те новые социально-экономические условия, которые направлены на выполнение «социального заказа» государства и региона, на развитие системы образования России и Москвы.
Существенными особенностями воспитательной системы педагогического вуза должна стать практико-ориентированная поддержка вхождения молодежи в глобализованный и многополярный мир, в открытое информационное сообщество. Поэтому важнейшее место в воспитании студентов должны занять такие личностные качества, как коммуникативность, понимание особенностей различных культур, условий развития многонационального столичного мегаполиса [7, 10].
Московская городская среда формирует новый тип личности, который характеризуется рациональностью, динамизмом, прагматизмом, способностью адаптироваться к изменяющимся условиям существования, а также оказывает существенное влияние на социокультурную ситуацию, в которой оказывается человек.
Проблемы молодежной культуры на рубеже веков имеют особое значение. Их актуальность связана с резким падением культурного уровня, утратой национальной культурной самоидентификации подрастающего поколения, ростом негативных, регрессивных явлений в молодежной среде. Причины, порождающие негативные проявления в молодежной среде, разнообразны и многочисленны: экономические, социальные, политические, культурные, идеологические, семейно-бытовые и т.д. Все они лежат в плоскости глобальных перемен последних лет в государстве и в обществе.
Молодежную культуру в целом и в особенности функционирующую в условиях мегаполиса, проявляющуюся особенно ярко, часто гротескно, можно рассматривать как явление субкультуры. Ее отличает особая шкала ценностей и приоритетов, культурные запросы, специфика суждений и оценок, особенные нравы, вкусы и пристрастия, а также манера поведения, одежда и язык. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения [6].
В социально-педагогическом плане молодежная субкультура демонстрирует извечный конфликт «отцов» и «детей». Его острота представляется состоянием общества, а также степенью несоответствия идеалов и реальности жизни. И в процессе социализации немаловажной чертой молодежной субкультуры является ее самоценный характер общения с единомышленниками, построенный на взаимопонимании и взаимодоверии, а именно этих качеств многим молодым в жизни не хватает [6].
Рассматривая процесс формирования ценностного сознания молодежи в профессиональном воспитании студентов в условиях педагогического вуза, следует учитывать преемственную связь между поколениями, традициями, сохраняющимися в обществе. Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что мера осмысления и степень присвоения общечеловеческих ценностей каждой личностью различна, обусловленная возрастом, уровнем образования, профессиональной и гуманитарной подготовкой студентов и другими факторами. В связи с этим в поэтапной профессионально-ориентированной воспитательной практике необходимо акцентировать внимание студентов на определенных социальных, национальных и этнических ценностях, составляющих основу формирования ценностного сознания личности и понимания своей социальной ответственности перед российским обществом.
На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что только комплекс взаимосвязанных мероприятий по совершенствованию воспитательной деятельности педагогических вузов позволит перейти от осознания российским обществом необходимости повышения внимания к воспитанию детей к системной практической деятельности по реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».