Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

EDUCATIONAL TECHNOLOGY IN THE SYSTEM OF RESOCIALIZATION OF CONVICTED PERSONS

Leonova E.Y. 1
1 The Tyumen State Oil and Gas University (TSOGU)
In the article are considered experience of approbation of experimental model of obtaining higher educated by the persons being in penitentiary institutions, as a factor of their resocialization is described. The article is devoted to consideration of the questions connected with using of social and educational technologies in the course of resocialization of persons, being in establishments of criminal and executive system. On the basis of direct practical experience on implementation of the program of higher education on the basis of establishments of an execution of the punishment the vision of the system of higher education of the condemned is presented in article. On the basis analysis are revealed features of influence of education on objective and subjective factors of the process of resocialization of the identity of the condemned. The author substantiates the thesis: education of the condemned has to be directed not only on development of certain skills, abilities and knowledge within professional level, but also on positive change of the values and norms which installations motivating the personality to become the full-fledged citizen of the state and the member of society.
resocialization
resocialization of the convicted
penitentiary institution
higher education
educational space

На сегодняшний день постпенитенциарная ресоциализация осужденных является актуальной и сложной проблемой, влияющей на уровень безопасности общества. В последнее время как в нашей стране, так и за рубежом реконструируют систему исправления осужденных. Продолжительное использование в местах лишения свободы только лишь карательно-репрессивных мер не дало положительных результатов, поэтому в последние десятилетия происходит переориентация пенитенциарных учреждений на более гуманные технологии ресоциализации осужденных. Актуальным как никогда становится образование в исправительных учреждениях, так как при освобождении часть осужденных трудоспособного возраста нередко не имеют производственной квалификации, трудового стажа, в связи с тем что в условиях свободы не участвовали в общественно полезном труде, вели паразитический образ жизни.

Среди осужденных есть лица, желающие изменить характер работы в будущем, и это требует их профессиональной переориентации и переквалификации при подготовке к освобождению.

В основном осужденные не имеют образования, в то же время длительные сроки заключения, аддиктивное поведение, психические нарушения негативным образом отражаются на интеллектуальных способностях личности. Безусловно, основная масса освобождающихся из мест лишения свободы не осведомлены о системе мер адаптации осужденных к освобождению, социальных программах, вопросах трудоустройства и других аспектах самообеспечения.

В настоящее время в исправительных колониях юга Тюменской области отбывают наказание 12 тыс. человек, 90 % осужденных, находящихся в исправительных учреждениях юга Тюменской области, относятся к лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации: инвалиды (364 человека), люди, не имеющие постоянного места жительства (432 человека), страдающие алкогольной (свыше 800 человек) и наркотической зависимостью (свыше 1 тыс. 300), а также страдающие психическими расстройствами (более 2 тыс. человек). Ежегодно из исправительных учреждений ФСИН. Практически у каждого пятого существуют серьезные проблемы постпенитенциарной ресоциализации [1].

Международная практика ресоциализации осужденных базируется на Европейских тюремных правилах, принятых в 2006 году в новой редакции, в которых отражается переход пенитенциарной политики от цели «исправления осужденного» к задачам «сохранения и развития его личности», путем реинтеграции их в общество, побуждения к изменению поведения, навыков и чувств [4]. В последние годы в России процесс реформирования уголовно-исполнительной системы направлен на гуманизацию наказания. Однако социальные трудности после освобождения и отсутствие социальной помощи в период адаптации к жизни на свободе значительно снижают успехи по реконструкции личности осужденного, полученные в период отбывания наказания. Все меньшее количество людей, однажды оказавшихся в местах лишения свободы, имеет возможность после освобождения вернуться к полноценной жизни. Сложившаяся ситуация обусловлена в первую очередь утратой социальных связей в пенитенциарный период, а также концептуальным реформированием системы исправления осужденных. В результате наблюдаются высокие показатели рецидивной преступности, по данным МВД РФ в 2015 г. зарегистрировано 570022 различных преступлений, совершенными рецидивистами, что 7,6 % больше, чем зарегистрировано за аналогичный период прошлого года [6].

Учитывая негативные условия жизнедеятельности в исправительном учреждении, автор полагает, что образовательные технологии смогут оказывать позитивное воздействие на личность, нивелируя негативные последствия десоциализации индивидуума.

Процессы десоциализации личности осужденного обусловлены несколькими группами факторов, которые соответствуют криминальной среде. Биологические факторы приводят к внешним проявлениям: имитация сленга, криминального жаргона, покрытие тела наколками, то есть физически осужденный приобщает себя к криминальной группе, так как общество исключило его из своих рядов. Психологические факторы проявляются в своеобразной интерпретации собственного несовершенства: оправдание своих негативных поступков, исключение себя из категории преступников, отрицание справедливости наказания и проявление агрессии к свободному обществу. Вышеперечисленные факторы основаны на идее самореализации и самоактуализации осужденных.

Высшее образование приводит к удовлетворению ряда базовых потребностей, создает социокультурное пространство свободы, частично компенсирующее ситуации дискриминации и эксклюзии осужденных. Поэтому образовательное пространство, по нашему мнению, выступает фактором преодоления социальных стереотипов и стигматизации в отношении объекта исследования.

С помощью организованного образовательного пространства можно частично компенсировать дисбаланс индивидуальной изоляции и социальной коммуникации посредством процесса интеллектуального и эмоционального обмена информацией студент-осужденный – преподаватель вуза, то есть систему образовательной коммуникации.

Основная цель высшего образования – овладение социальным субъектом совокупностью приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Доминирование потребительского отношения к обществу, пассивность и ригидность, по нашему мнению, возможно преодолеть посредством формирования индивидуальной и социальной субъектности заключенных. Важным показателем субъектности является теоретическая и практическая подготовленность личности к осуществлению стратегии жизненной самореализации, которая формируется в процессе получения высшего образования [5].

По нашему мнению, образовательные технологии формируют готовность к жизни на свободе посредством динамического влияния на реакции индивидов ко всем объектам и ситуациям, с которыми они связаны. Основными понятиями теории аттитюдов являются поведенческая интенция (готовность) осуществить то или иное поведение, поэтому в процессе коммуникации «студент – преподаватель» актуализируется оценка последствий своего действия субъектом, норм, касающихся поддержания действия, мотивов этих действий и ожиданий окружающих.

Отметим, что высшее образование выполняет следующие функции в системе исполнения наказания [2]:

– меняет социальный статус осужденного на статус студента в исправительном учреждении;

– способствует повышению позитивной активности осужденного за счет его включения в образовательный процесс;

– способствует становлению индивидуальной и социальной субъектности осужденного;

– видоизменяет социальное пространство пенитенциарного учреждения: в криминальном мире возникает образовательное пространство, которое основано на общении студентов-осужденных как друг с другом, так и с преподавателями вуза;

– компенсирует дисбаланс коммуникации осужденного в пенитенциарном учреждении посредством реализации рефлексивного компонента;

– способствует реконструкции личности осужденного в позитивном ключе;

– предоставляет осужденному услуги высшего образования, что стимулирует его в дальнейшем на положительное жизнеустройство.

Процесс реализации высшего образования в исправительном учреждении должен базироваться на определенных принципах: мотивированности объекта ресоциализации, что предусматривает наличие у него первичного желания, мотива начать процесс образования; целостности, который предполагает наличие непрерывной цепочки в работе с осужденными в период его пребывания в пенитенциарном учреждении и после освобождения, а также отсутствие пробелов в сфере профессиональной подготовки; длительности общения осужденного с представителями общества (профессорско-преподавательским составом), длительности времени для создания отношений с осужденными, раннее начало работы с ними (за 2 года до освобождения и более); ритуала освобождения – осуществление проработки процесса освобождения и сопровождения лица в будущую свободную жизнь; супервизии, которая предполагает опеку или патронаж бывших осужденных (куратор выступает в качестве контактного лица) до окончания процесса получения высшего образования; контроля, который предусматривает механизм обеспечения действенной регламентации по всем вопросам образования со стороны высшего учебного заведения. На вышеизложенном базируется авторская модель ресоциализации осужденного, которую можно представить в следующем виде (рисунок) [3].

leon1.wmf

Авторская модель ресоциализации осужденных в условиях образовательного пространства

По мнению автора, с целью успешной ресоциализации процесс трансформации личности должен осуществляться в несколько этапов.

1. Диагностический – изучение индивидуально-психологических особенностей личности учащихся-осужденных.

2. Прогностический – разработка механизмов формирования индивидуальной и социальной субъектности.

3. Практический – разработка критериев оценки результатов коррекционно-исправительной работы, методов, организационных форм работы и использование современных технологий.

Основная проблема ресоциализации осужденных – это обоснование показателей ее успешности в современных реалиях. Представляется возможным сформировать критерии оценки успешности результатов модели ресоциализации осужденных [2]:

1. Образовательный, отражающий фонд действенных знаний, умений и навыков, наличие тенденции к самообразованию и повышению интеллектуального уровня.

2. Социальный, содержащий в себе динамику показателей нарушения условий содержания, режима и профилактику уголовного рецидива студента-осужденного.

3. Социальной активности, отражающий изменение социального статуса осужденного, его участие в образовательных и воспитательных мероприятиях, способность построения взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, изменение социального окружения в позитивном контексте.

4. Инициативный, подразумевающий научно-исследовательские, креативные и культурные инициативы осужденного.

5. Субъектный, содержащий готовность к активности в сфере занятости, сфере семейных отношений, активному продуцированию жизненной стратегии самореализации.

6. Коммуникативный, предполагающий изменение речи, стиля языка осужденного-студента, формирования способности грамотно выражать свои мысли.

Модель ресоциализации, предлагаемая автором, была разработана в процессе реализации социального эксперимента и предполагает инновационный механизм минимизации десоциализации личности осужденного, связанной с социальными факторами и последствиями влияния пенитенциарной системы. Цель разработанной модели состоит одновременно в комплексном специально организованном и спонтанном воздействии на личность осужденного посредством образовательного процесса, учитывающего специфику условий жизнедеятельности в исправительном учреждении.

С целью повышения эффективности реализации высшего образования, осуществляемого на базе исправительных учреждений, автором исследования предлагается проработать и реализовать ряд мероприятий, которые включают в себя:

I. Правовой уровень: разработку соответствующей нормативно-законодательной базы по вопросам предоставления услуг высшего профессионального и послевузовского образования в пенитенциарных условиях; учет специфики формы получения осужденным высшего образования, при перемещении из одного исправительного учреждения в другое, с целью сохранения непрерывности образовательного процесса; создание непрерывности процесса образования при переходе несовершеннолетнего осужденного из воспитательной колонии в исправительные учреждения для взрослых; создание системы легитимного учета получения высшего профессионального образования осужденным при рассмотрении органами правосудия степени исправления, изменения режима или условий содержания.

II. Организационный уровень: развитие координации и интеграции деятельности органов исполнения наказаний и администрации учреждений высшего профессионального образования; организация комплексного подхода к превентивной практике криминализации общества, учитывающего возможность и право на получение высшего образования осужденными; внедрение системы региональных социальных стандартов образовательных услуг, предоставляемых осужденным, в связи с тем, что образовательное пространство пенитенциарной системы субъектов РФ имеет специфические условия.

III. Идеологический уровень: организация социального партнерства с общественными организациями и институтами гражданского общества в аспекте ресоциализации осужденных; развитие добровольческого движения в регионе как инструмента реализации целей и задач помощи в преодолении освободившимися социальной эксклюзии; развитие практики социального служения церкви, организация консолидации деятельности с конфессиональными институтами региона в контексте ресоциализации осужденных; создание и апробация государственной социальной программы по организации профподготовки занятости и трудоустройства осужденных.

IV. Научно-методический уровень: транслирование результатов данного социального эксперимента с целью расширения практики его реализации; разработка научно-методического комплекса с учетом специфики контингента осужденных, получающих образование; обеспечение научно-исследовательского социологического сопровождения всех этапов разработки и реализации процесса предоставления образовательных услуг осужденным.

V. Финансово-экономический уровень: формирование механизма финансового партнерства; обеспечение консолидации источников финансирования заинтересованных органов и служб региона в отношении ресоциализации осужденных.

VI. Кадровый уровень: переподготовка профессионального кадрового корпуса системы высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность в исправительных учреждениях; обеспечение единого образовательного пространства в рамках подготовки выпускников в пенитенциарных учреждениях.

VII. Информационный уровень: предусмотрение возможности профориентационных мероприятий университетов региона в системе исполнения наказания; реорганизация системы информационного обеспечения реализации высшего профессионального образования в местах лишения свободы.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что образовательные технологии играют значимую роль в ресоциализации осужденного в постпенитенциарный период. Высшее образование влияет всесторонне на личность осужденного, особенно на нравственно-ценностные ориентиры, при этом сглаживая отрицательные факторы нахождения в пенитенциарном учреждении.