Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

CREATING A SPECIAL (DEFECTOLOGY) COMPETENCE AT STUDENTS OF PEDAGOGICAL COLLEGE

Evtushenko I.V. 1 Gerasimovа S.N. 1
1 FSFE IHE «Moscow State Pedagogical University»
Significance of the problem of preschool educational and training is the need to streamline and modernize the system of vocational education in the teaching professions. The difficulties of definition and formation of special (defectological) competence of future teachers of preschool education, despite the urgency, relatively little research in domestic science and practice. The authors found that the optimal training of future teachers includes the formation of the following qualities: motivation and personal competence as a willingness to provide special education and socio-cultural needs of the child with disabilities in different age periods, the formation of tolerant attitudes in society towards people with disabilities and their families; theoretical and methodological expertise, providing ownership of the knowledge and skills necessary for teachers to perform professional activities in the field of training and education of a child with disabilities; diagnostic competence, assuming ownership of the complex methods of psycho-pedagogical study of children with disabilities to predict the course of their further development and organization of psychological and pedagogical support; pedagogical (educators) competence – possession of corrective methods and techniques for the formation of personal qualities of the child with disabilities in order to create special conditions for its training and education. The article presents the results of master’s studies on the formation of special (defectological) competence at students of pedagogical college.
professional training
professional competencies
students with disabilities
educator

Проведенный нами в сентябре 2014 года констатирующий эксперимент, в котором приняли участие 59 студентов 3 курса ГБОУ СПО «Педагогический колледж № 10» города Москвы показал, что большая часть опрашиваемых нами респондентов имели низкий уровень сформированности мотивационно-личностной, теоретико-методической, диагностической и педагогической компетентности. Из этого можно было сделать вывод о том, что студенты, обучающиеся по специальностям «Дошкольное образование», «Специальное дошкольное образование» на начало 3 курса еще не овладели специальными (дефектологическими) компетенциями, направленными на обеспечение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. При этом мы выявили, что студенты плохо владели знаниями, умениями и навыками, необходимыми воспитателю организации дошкольного образования для осуществления профессиональной деятельности в области обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Было установлено отсутствие диагностической компетентности как владения способами комплексного психолого-педагогического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья, для прогнозирования хода их дальнейшего развития и организации психолого-педагогического сопровождения. Студенты имели достаточно низкий уровень педагогической (воспитательской) компетентности владения коррекционными методами и приемами в работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья для создания специальных условий обучения и воспитания. Наличие низкого уровня толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья у студентов объяснялось низким уровнем знаний о лицах с ограниченными возможностями здоровья, а также о проблемах их адаптации и социализации в обществе.

Для преодоления подобных отрицательных явлений, мы определили содержание формирующего эксперимента, который проводился с тем же контингентом участников, что и в констатирующем эксперименте в период с 21 сентября 2014 года по 10 июня 2015 года.

Цель формирующего этапа исследования: сформировать у студентов педагогического колледжа мотивационно-личностную, теоретико-методическую, диагностическую и педагогическую компетентность [1–10]. В качестве формирующего эксперимента выступил непосредственно сам образовательный процесс.

В ходе изучения таких дисциплин, как «Психология», «Общая психология», были проведены психологические тренинги со студентами, направленные на осознание трудностей, испытываемых детьми с ограниченными возможностями здоровья. Целью тренингов была подготовка к эффективному решению профессиональных педагогических задач, связанных с проблемами обучения, воспитания и общения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи тренингов:

– создание позитивного настроя на совместное взаимодействие с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

– формирование навыков терпимого отношения к характерным особенностям дошкольников с ограниченными возможностями здоровья;

– формирование навыков взаимодействия студентов и дошкольников с ограниченными возможностями здоровья;

– формирование навыков взаимодействия с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;

– обучение различным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;

– развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию и сопереживанию;

– помочь участникам определить главную причину нетерпимости в мире – различия между людьми;

– помочь студентам понять, что «отличный от меня» не значит «плохой».

Государственный контракт «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования» предполагал включение модульных дисциплин среднего профессионального образования, в состав которых входит несколько учебных предметов.

Методами и приемами оценки качества усвоения содержания модулей выступали задания, игры, упражнения для детей с ограниченными возможностями, обеспечивающие выявление профессиональных компетенций у студентов; портфолио студентов, отражающие успехи и достижения студента в профессиональной области (грамоты и сертификаты участия в профессиональных конкурсах, участие в научно-практических конференциях, грамоты от представителей практики и т.д.); участие студентов в групповых или индивидуальных профессиональных проектах, в том числе со студентами организации высшего образования; дневники производственной и педагогической практик; аттестация в виде экзамена (кейса), включающего анализ проблемных ситуаций обучения, воспитания, общения с лицами с ограниченными возможностями здоровья студентом, который должен предложить рациональные варианты педагогической деятельности.

Для лучшего применения на практике полученных знаний об особенностях обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в образовательную программу был введен профессиональный модуль «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья».

В рамках этого профессионального модуля были поставлены задачи – изучить и применить на практике содержание следующих разделов: особенности познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья; особенности содержания дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и способы коррекционно-педагогической работы; основы организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; теоретические основы и методика планирования предметной и игровой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья; теоретические основы и методика планирования продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) детей с ограниченными возможностями здоровья; теоретические основы и методика планирования трудовой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья; теоретические основы и методика планирования общения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Структурно профессиональный модуль делился на несколько междисциплинарных курсов, связанных со спецификой отдельных нозологических групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

– МДК 03.01. Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с нарушением интеллекта;

– МДК 03.02. Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития;

– МДК 03.03. Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками слухового и зрительного восприятия;

– МДК 03.04. Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

– МДК 03.05. Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками эмоционально-личностных отношений и поведения.

В ходе изучения данного профессионального модуля студентам давались задания разработать практические материалы, по каждому из них, включавшие игры и упражнения с описанием цели, материалов, оборудования, содержания для различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Практические материалы должны были содержать анализ специальной литературы, аннотирование различных статей по специальной педагогике и специальной психологии, психолого-педагогические протоколы изучения детей с ограниченными возможностями здоровья, схемы анализа проведенных занятий. Эта же папка содержала диагностические методики, позволяющие на начальном этапе выявить личностные особенности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Для оценки успешности сформированности у студентов мотивационно-личностной, теоретико-методической, диагностической и педагогической компетентности нами был проведен контрольный эксперимент, где повторно использовались задания констатирующего эксперимента.

При проведении анализа анкетирования выявилось, что на первый вопрос («Каким образом может быть решена проблема приспособления детей с особыми нуждами к жизни общества?») все 100 % студентов считают, что дети должны и развиваться совместно.

Отвечая на второй вопрос («Обучение каких детей с ограниченными возможностями здоровья возможно в условиях общеобразовательной школы или организации дошкольного образования?»), также 100 % студентов высказались за совместное обучение всех представленных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками.

На третий вопрос («Какие положительные моменты для здоровых детей могут возникнуть в процессе совместного обучения, воспитания?»), 18,6 % студентов ответили, что нормально развивающийся ребенок получит опыт сочувствия и сострадания; 40,7 % студентов высказали мнение о том, что обычный ребенок научится быть более терпимым; а 40,7 % студентов предположили, что это расширит представления здорового ребенка о жизни общества.

При ответе на четвертый вопрос («Какие отрицательные моменты для здоровых детей могут возникнуть в процессе совместного обучения, воспитания?») только 3,4 % студентов считали, что у обычных детей снизится интерес к учебе; а 96,6 % студентов не увидели в совместном обучении отрицательных аспектов.

Ответ на пятый вопрос («Какие положительные моменты для ребенка с особыми нуждами и его родителей возникнут в случае совместного обучения, воспитания?»): 20,3 % студентов считали, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья может получить дополнительную поддержку со стороны сверстников; 61 % студентов высказался за то, что, общаясь со здоровыми детьми, ребенок с ограниченными возможностями здоровья будет более активно развиваться; 18,6 % студентов определили, что для родителей факт обучения их ребенка в обычной школе, детском саду положительно скажется на их психическом самочувствии.

Анализируя шестой вопрос («Какие отрицательные моменты для ребенка с особыми потребностями и его родителей возникнут в случае совместного обучения, воспитания?»), все респонденты не выявили отрицательных аспектов.

В седьмом вопросе («При каких условиях возможно введение системы совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях?») ответы распределились следующим образом: 16,9 % студентов предположили, что таким условием должно стать сокращение наполняемости классов, групп; для 8,5 % студентов важным было наличие специального оборудования, обеспечивающего образовательный процесс; по мнению 61 % студентов, необходимым является наличие адаптированных основных образовательных программ; и 13,6 % студентов настаивали на обязательном повышении квалификации педагогов.

На восьмой вопрос («Какими дополнительными умениями и навыками должны владеть педагоги, воспитатели, работающие в образовательных учреждениях, где совместно обучаются, воспитываются нормально развивающиеся дети и лица с ограниченными возможностями здоровья?») о любви педагогов к детям и терпимости напомнили 42,4 % студентов; остальные 57,6 % студентов посчитали, что в основе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья лежат специальные знания особенностей психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

При ответе на девятый вопрос все 100 % студентов гораздо лучше ориентировались и перечислили значительное количество диагностических методик для выявления оценки качества обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проведенный нами повторный тест коммуникативной толерантности показал, что набранное количество баллов у 93,2 % студентов соответствует высокому уровню толерантной готовности, что подтверждалось в практической деятельности пониманием и приемом индивидуальных и личностных особенностей окружающих людей, включая лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, проведенный формирующий эксперимент и контрольный эксперимент позволили сделать следующие выводы:

– в качестве основных компетенций (или компонентов компетентности), исследуемых у студентов педагогического колледжа, можно выделить следующие: мотивационно-личностная компетентность, как готовность к обеспечению особых образовательных и социокультурных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в различные возрастные периоды, формирование толерантного отношения в обществе к лицам с ограниченными возможностями здоровья (инвалидностью) и их семьям; теоретико-методическая компетентность, предусматривающая владение знаниями, умениями, навыками, необходимыми педагогу для осуществления профессиональной деятельности в области обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья; диагностическая компетентность, предполагающая владение способами комплексного психолого-педагогического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья для прогнозирования хода их дальнейшего развития и организации психолого-педагогического сопровождения; педагогическая (воспитательская) компетентность – владение коррекционными методами и приемами для формирования личностных качеств ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью создания специальных условий его обучения и воспитания;

– формирование специальных (дефектологических) компетенций у студентов общепедагогических профессий организаций среднего профессионального образования обеспечивается с помощью создаваемых педагогических условий образовательного процесса и включения специальных организационных форм, методов, приемов и средств;

– разработанные и апробированные методические материалы позволяют усовершенствовать процесс формирования специальных (дефектологических) компетенций у студентов общепедагогических профессий.