Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SOCIALLY PEDAGOGICAL CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF THE MULTIETHNIC ADVISORY CENTER «ETNO-VECHE»

Bystritskaya E.V. 1 Grigoreva E.L. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin
Ethnic problems became aggravated in modern society according to tendencies of globalization and an intensification of migratory processes. Interpenetration of cultures bears both positive, and negative potential. It is possible to refer mutual enrichment of sociocultural traditions of the different people, active mutual self-knowledge of traditional kinds of activity of crafts of sports of features of kitchen and other aspects of life and life to the positive importance of this phenomenon. It is possible to refer possible leveling of ethnic identity of the different people to negative results. Distinctions of educational traditions and education systems in the homeland of representatives of ethnic communities and diasporas and in the Russian Federation are brought by many problems in already uncomfortable life of labor migrants. The child adult advisory center «Etno-Veche» in structure of adaptation system «the ETHNOGLOBE. The Russian Federation» solves the arising problems in the operational mode. In article socially pedagogical conditions of the organization and functioning of the similar centers at the educational organizations in various subjects of the Russian Federation are considered.
social adaptation
social and pedagogical conditions
child adult advisory center
ethnic communities and diasporas
all-russian civil identity

Концепция проекта «Этно-Вече» предназначена для следующих групп профессионалов:

1. Педагоги и специалисты, а также педагогические коллективы, осуществляющие профессиональную деятельность с детьми, семьями, подростками, молодежью – представители различных этнических групп.

2. Классные руководители, в составе классов которых есть представители динамично развивающихся этнических диаспор.

3. Преподаватели дополнительного образования, занимающиеся в творческих кружках, студиях, секциях, клубах с разноэтническими коллективами или отдельными представителями некоренных этносов.

4. Представители общественных организаций, заинтересованные в скорейшей адаптации трудовых мигрантов и их детей в условиях русскоязычного региона [2].

Целевой контингент деятельности концепции «Этно-Вече» и всей концепции «ЭТНОГЛОБусРФ» приведен на рис. 1.

Цель проекта – оказание консультативной поддержки, сопровождения и патронажа семей трудовых мигрантов в вопросах адаптации их детей в образовательном пространстве русскоязычного региона, их успешной социализации и творческой самореализации на основах методологии, содержания и технологий здорового образа жизни [3, 7].

Условия реализации проекта. Данный проект может быть реализован в условиях общего образования, в системе дополнительного образования, а также в организациях социальной помощи и поддержки легальных мигрантов. К участию в проекте могут быть привлечены специалисты системы рекреации и реабилитации, в частности, врачи и психологи-консультанты в учреждениях здравоохранения и санаторно-курортных зон. Структура направления «Этно-Вече» реализуется на содержательной основе здоровье-формирующего направления центра «Этноглобус.РФ» – «Этно-Олимп» в сочетании с направлениями «Этно-согласие» и «Этно-Сити». Информационная поддержка деятельности по направлению «Этно-Вече» осуществляется кластером «Этно-принт» [6].

bistr1.tif

Рис. 1. Целевой контингент

1 группа: дети в семьях некоренных национальностей

Задачи по адаптации и раскрытию способностей группы 1:

1. Сохранение национальной культуры и традиций, поддержание взаимосвязи между членами общины и с исторической родиной. Самопрезентация культуры своей национальности в новом месте проживания.

2. Создание потребности в познании ценностей и культурно-исторических традиций Нижегородского региона как новой родины. Включение в культуру региона нового места проживания.

3. Восстановление и поддержание физического и психического здоровья и адаптация к новым географическим и климатическим условиям. Включение в образовательную среду нового учебного заведения.

4. Создание потребности в бесконфликтном общении с представителями коренных народностей и национальностей Нижегородской области и в приобретении навыков заинтересованного и толерантного взаимодействия. Включение в информационно-коммуникационное пространство русскоязычного региона как нового места проживания.

5. Формирование потребности в приобретении навыков творческого продуктивного взаимодействия в многонациональных учебных и трудовых коллективах. Включение в трудовую и бытовую деятельность, деятельность по самообслуживанию в рамках семьи и в широких социальных рамках.

6. Создание потребности в саморазвитии и самореализации своих способностей в новых социальных условиях. Включение в творческую спортивную или художественную деятельность в условиях системы дополнительного образования.

7. Формирование позитивного образа представителей коренных и некоренных народов, населяющих русскоязычный регион. Включение в диалог культур на основе фестивальной, соревновательной (мирный патриотизм), творческой концертной и иной деятельности, усиливающей толерантное восприятие другого народа.

8. Расширение информационно-коммуникационного пространства межкультурного диалога за счет Интернет-технологий. Включение в форумы, чаты, социальные сети, сайты общественной жизни, консультативные сайты по различным вопросам адаптации в новых условиях проживания [1, 10. 11].

2 группа: родители и иные члены семей обучающихся – представителей некоренных национальностей

Задачи по формированию продуктивного взаимодействия и общения группы 3:

1. Создание условий для восприятия традиционных социокультурных ценностей русскоязычного региона как основы для воспитания своих детей. Включение в образовательное пространство школы, системы дополнительного образования, а также региона в целом.

2. Формирование потребности в приобретении общего и профессионального образования своих детей. Включение в информационное пространство профориентационной направленности.

3. Создание условий для профориентации и трудовой переквалификации в целях комфортного проживания в русскоязычном регионе. Включение в трудовое, производственное пространство в целях материального обеспечения жизни семьи в рамках имеющейся профессии или после приобретения новой.

4. Создание условий для восстановления и поддержания физического и психического здоровья у всех членов семьи на основе сочетания семейного и школьного физического воспитания. Включение в информационное пространство региона, обеспечивающее систему ЗОЖ, и в выполнение организационных функций в вопросах оздоровления своих детей.

5. Организация информационной поддержки семьи в вопросах жизни и быта. Включение в культуру общежития в новом регионе, в бытовое общение с представителями коренных этносов, формирование толерантности к традициям и обычаям в русскоязычном регионе.

6. Создание потребности в познании ценностей и культурно-исторических традиций Нижегородского региона как новой родины. Включение в культурное пространство общения и деятельности русскоязычного региона [1, 10, 11].

Задачи педагогического просвещения в проекте «Этно-Вече» решаются как в структуре бинарного общения, так и в структуре коллективной дискуссии, организуемой по общеизвестным вопросам, обладающим ценностью для разных категорий лиц. Общение технически организуется как в заочном, так и в очном режиме с применением информационных технологий или вне их.

Как было выявлено в результате исследования, основные проблемы адаптации, оздоровления и социализации учащихся – представителей некоренных этносов обостряются при взаимодействии детей и взрослых – представителей разных этносов, а также при создании полиэтнического коллектива постоянного или сменного состава (для выполнения определенных видов деятельности). Было выявлено, что эффект от работы педагога с нуклеарной моноэтнической группой, например, семьей, разительно отличается от результатов его профессиональной деятельности с совмещенными группами.

Базис возможного поликультурного сотрудничества – это не учебная или профессиональная деятельность, не творчество, а ориентация родителей на ценность здоровья и просвещения своих детей, семьи, на профориентацию и профессионализацию всех членов семьи [4]. Эта деятельность в рамках Центра «ЭТНОГЛОБус.РФ» обеспечивается направлением «Этно-Олимп».

Задачей данного проекта становится в большей степени просветительская деятельность по вопросам здоровья, а также творчества, учебы, бытовых проблем, общения и жизнедеятельности, а также и профориентации. Каналы информационного обеспечения просвещения родителей и детей в указанной проблематике обеспечиваются направлением «Этно-Принт». Подобные каналы организуются двусторонне – как со стороны образовательной организации, так и со стороны родителей и других членов семьи.

Все указанные виды деятельности образовательного сотрудничества влияют на формирование мировоззрения целевого контингента согласно структуре терминальных ценностей гуманистического характера. При этом все указанные направления деятельности затрагивают в той или иной степени формирование мировоззрения на основании всего комплекса общечеловеческих ценностей, как показано на примере проекта «Этно-Вече» на рис. 2.

Указанные мировоззренческое основы позволили сформулировать следующие базовые принципы деятельности.

Принципы реализации Концепции:

1. «Главное для родителей – это здоровье их детей» – системное физическое, психическое и социальное оздоровление детей и взрослых.

2. «Неизвестное – значит страшное» – культурно-историческое краеведение и ознакомление с основами русского языка, традициями, бытовыми устоями.

bistr2.tif

Рис. 2. Терминальные ценности в основе проекта «Этно-Вече»

3. «… Лучше добрый мир!» – создание комфортной, развивающей образовательной среды в традициях инклюзивного образования.

4. «Делай лучше нас» – развитие образовательных потребностей, творческих склонностей и способностей всех членов семьи мигрантов и формирование у них акмеологических устремлений.

5. «Читайте! Завидуйте! Я гражданин!» – работа по созданию общероссийской гражданственности представителей некоренных этносов.

Социально-педагогические условия реализации проекта:

1. Участие семьи во внеурочных мероприятиях.

2. Этапный индивидуальный образовательный маршрут семьи (Система консультаций).

3. Система вибинаров (например – «Спорт это – модно»).

4. Создание школьно-семейного арсенала средств воспитания (Фонд оздоровительных средств, Фонд творческих средств).

5. Создание школьно-семейного каталога достоверных и доступных информационных ресурсов по обеспечению решения задач Центра (База информационных данных).

6. Организация дистанционного просвещения родителей по вопросам образования, оздоровления, адаптации, творчества и социализации их детей и проблематике адаптации взрослого человека к условиям русскоязычного региона.

К ближайшим перспективам реализации и развития представленной концепции относятся:

1. Создание комплексной программы формирования конгруэнтного здоровья для жителей Нижегородской области.

2. Расширение программ для взрослого населения.

3. Усиление деятельности по выявлению спортивных талантов.

4. Активизация направления по работе с детьми с ограниченными возможностями.

Таким образом, в ходе исследования нами были выявлены социально-педагогические условия организации и функционирования детско-взрослого консультативного центра «Этно-Вече» в структуре адаптационной системы «ЭТНОГЛОБус.РФ»:

– участие семьи мигрантов во внеурочной образовательной деятельности, реализация творческих способностей всех членов семьи;

– построение индивидуальных образовательных траекторий всех членов семьи мигрантов и образовательных траекторий сотрудничества;

– создание школьно-семейного арсенала средств гармонизации всех видов воспитания;

– создание школьно-семейного каталога достоверных и доступных информационных ресурсов в он-лайн и офф-лайн режиме;

– акцентирование внимания на адаптации родителей обучающихся к условиям русскоязычного региона.

Их реализация позволяет повысить эффективность адаптационных процессов и темп социализации как детей, так и взрослых представителей технических общин и диаспор в целях формирования общероссийской гражданственности и гражданской идентичности в методологии «диалога культур», по С.В. Дмитриеву [8, 9].