Концепция проекта «Этно-Вече» предназначена для следующих групп профессионалов:
1. Педагоги и специалисты, а также педагогические коллективы, осуществляющие профессиональную деятельность с детьми, семьями, подростками, молодежью – представители различных этнических групп.
2. Классные руководители, в составе классов которых есть представители динамично развивающихся этнических диаспор.
3. Преподаватели дополнительного образования, занимающиеся в творческих кружках, студиях, секциях, клубах с разноэтническими коллективами или отдельными представителями некоренных этносов.
4. Представители общественных организаций, заинтересованные в скорейшей адаптации трудовых мигрантов и их детей в условиях русскоязычного региона [2].
Целевой контингент деятельности концепции «Этно-Вече» и всей концепции «ЭТНОГЛОБусРФ» приведен на рис. 1.
Цель проекта – оказание консультативной поддержки, сопровождения и патронажа семей трудовых мигрантов в вопросах адаптации их детей в образовательном пространстве русскоязычного региона, их успешной социализации и творческой самореализации на основах методологии, содержания и технологий здорового образа жизни [3, 7].
Условия реализации проекта. Данный проект может быть реализован в условиях общего образования, в системе дополнительного образования, а также в организациях социальной помощи и поддержки легальных мигрантов. К участию в проекте могут быть привлечены специалисты системы рекреации и реабилитации, в частности, врачи и психологи-консультанты в учреждениях здравоохранения и санаторно-курортных зон. Структура направления «Этно-Вече» реализуется на содержательной основе здоровье-формирующего направления центра «Этноглобус.РФ» – «Этно-Олимп» в сочетании с направлениями «Этно-согласие» и «Этно-Сити». Информационная поддержка деятельности по направлению «Этно-Вече» осуществляется кластером «Этно-принт» [6].
Рис. 1. Целевой контингент
1 группа: дети в семьях некоренных национальностей
Задачи по адаптации и раскрытию способностей группы 1:
1. Сохранение национальной культуры и традиций, поддержание взаимосвязи между членами общины и с исторической родиной. Самопрезентация культуры своей национальности в новом месте проживания.
2. Создание потребности в познании ценностей и культурно-исторических традиций Нижегородского региона как новой родины. Включение в культуру региона нового места проживания.
3. Восстановление и поддержание физического и психического здоровья и адаптация к новым географическим и климатическим условиям. Включение в образовательную среду нового учебного заведения.
4. Создание потребности в бесконфликтном общении с представителями коренных народностей и национальностей Нижегородской области и в приобретении навыков заинтересованного и толерантного взаимодействия. Включение в информационно-коммуникационное пространство русскоязычного региона как нового места проживания.
5. Формирование потребности в приобретении навыков творческого продуктивного взаимодействия в многонациональных учебных и трудовых коллективах. Включение в трудовую и бытовую деятельность, деятельность по самообслуживанию в рамках семьи и в широких социальных рамках.
6. Создание потребности в саморазвитии и самореализации своих способностей в новых социальных условиях. Включение в творческую спортивную или художественную деятельность в условиях системы дополнительного образования.
7. Формирование позитивного образа представителей коренных и некоренных народов, населяющих русскоязычный регион. Включение в диалог культур на основе фестивальной, соревновательной (мирный патриотизм), творческой концертной и иной деятельности, усиливающей толерантное восприятие другого народа.
8. Расширение информационно-коммуникационного пространства межкультурного диалога за счет Интернет-технологий. Включение в форумы, чаты, социальные сети, сайты общественной жизни, консультативные сайты по различным вопросам адаптации в новых условиях проживания [1, 10. 11].
2 группа: родители и иные члены семей обучающихся – представителей некоренных национальностей
Задачи по формированию продуктивного взаимодействия и общения группы 3:
1. Создание условий для восприятия традиционных социокультурных ценностей русскоязычного региона как основы для воспитания своих детей. Включение в образовательное пространство школы, системы дополнительного образования, а также региона в целом.
2. Формирование потребности в приобретении общего и профессионального образования своих детей. Включение в информационное пространство профориентационной направленности.
3. Создание условий для профориентации и трудовой переквалификации в целях комфортного проживания в русскоязычном регионе. Включение в трудовое, производственное пространство в целях материального обеспечения жизни семьи в рамках имеющейся профессии или после приобретения новой.
4. Создание условий для восстановления и поддержания физического и психического здоровья у всех членов семьи на основе сочетания семейного и школьного физического воспитания. Включение в информационное пространство региона, обеспечивающее систему ЗОЖ, и в выполнение организационных функций в вопросах оздоровления своих детей.
5. Организация информационной поддержки семьи в вопросах жизни и быта. Включение в культуру общежития в новом регионе, в бытовое общение с представителями коренных этносов, формирование толерантности к традициям и обычаям в русскоязычном регионе.
6. Создание потребности в познании ценностей и культурно-исторических традиций Нижегородского региона как новой родины. Включение в культурное пространство общения и деятельности русскоязычного региона [1, 10, 11].
Задачи педагогического просвещения в проекте «Этно-Вече» решаются как в структуре бинарного общения, так и в структуре коллективной дискуссии, организуемой по общеизвестным вопросам, обладающим ценностью для разных категорий лиц. Общение технически организуется как в заочном, так и в очном режиме с применением информационных технологий или вне их.
Как было выявлено в результате исследования, основные проблемы адаптации, оздоровления и социализации учащихся – представителей некоренных этносов обостряются при взаимодействии детей и взрослых – представителей разных этносов, а также при создании полиэтнического коллектива постоянного или сменного состава (для выполнения определенных видов деятельности). Было выявлено, что эффект от работы педагога с нуклеарной моноэтнической группой, например, семьей, разительно отличается от результатов его профессиональной деятельности с совмещенными группами.
Базис возможного поликультурного сотрудничества – это не учебная или профессиональная деятельность, не творчество, а ориентация родителей на ценность здоровья и просвещения своих детей, семьи, на профориентацию и профессионализацию всех членов семьи [4]. Эта деятельность в рамках Центра «ЭТНОГЛОБус.РФ» обеспечивается направлением «Этно-Олимп».
Задачей данного проекта становится в большей степени просветительская деятельность по вопросам здоровья, а также творчества, учебы, бытовых проблем, общения и жизнедеятельности, а также и профориентации. Каналы информационного обеспечения просвещения родителей и детей в указанной проблематике обеспечиваются направлением «Этно-Принт». Подобные каналы организуются двусторонне – как со стороны образовательной организации, так и со стороны родителей и других членов семьи.
Все указанные виды деятельности образовательного сотрудничества влияют на формирование мировоззрения целевого контингента согласно структуре терминальных ценностей гуманистического характера. При этом все указанные направления деятельности затрагивают в той или иной степени формирование мировоззрения на основании всего комплекса общечеловеческих ценностей, как показано на примере проекта «Этно-Вече» на рис. 2.
Указанные мировоззренческое основы позволили сформулировать следующие базовые принципы деятельности.
Принципы реализации Концепции:
1. «Главное для родителей – это здоровье их детей» – системное физическое, психическое и социальное оздоровление детей и взрослых.
2. «Неизвестное – значит страшное» – культурно-историческое краеведение и ознакомление с основами русского языка, традициями, бытовыми устоями.
Рис. 2. Терминальные ценности в основе проекта «Этно-Вече»
3. «… Лучше добрый мир!» – создание комфортной, развивающей образовательной среды в традициях инклюзивного образования.
4. «Делай лучше нас» – развитие образовательных потребностей, творческих склонностей и способностей всех членов семьи мигрантов и формирование у них акмеологических устремлений.
5. «Читайте! Завидуйте! Я гражданин!» – работа по созданию общероссийской гражданственности представителей некоренных этносов.
Социально-педагогические условия реализации проекта:
1. Участие семьи во внеурочных мероприятиях.
2. Этапный индивидуальный образовательный маршрут семьи (Система консультаций).
3. Система вибинаров (например – «Спорт это – модно»).
4. Создание школьно-семейного арсенала средств воспитания (Фонд оздоровительных средств, Фонд творческих средств).
5. Создание школьно-семейного каталога достоверных и доступных информационных ресурсов по обеспечению решения задач Центра (База информационных данных).
6. Организация дистанционного просвещения родителей по вопросам образования, оздоровления, адаптации, творчества и социализации их детей и проблематике адаптации взрослого человека к условиям русскоязычного региона.
К ближайшим перспективам реализации и развития представленной концепции относятся:
1. Создание комплексной программы формирования конгруэнтного здоровья для жителей Нижегородской области.
2. Расширение программ для взрослого населения.
3. Усиление деятельности по выявлению спортивных талантов.
4. Активизация направления по работе с детьми с ограниченными возможностями.
Таким образом, в ходе исследования нами были выявлены социально-педагогические условия организации и функционирования детско-взрослого консультативного центра «Этно-Вече» в структуре адаптационной системы «ЭТНОГЛОБус.РФ»:
– участие семьи мигрантов во внеурочной образовательной деятельности, реализация творческих способностей всех членов семьи;
– построение индивидуальных образовательных траекторий всех членов семьи мигрантов и образовательных траекторий сотрудничества;
– создание школьно-семейного арсенала средств гармонизации всех видов воспитания;
– создание школьно-семейного каталога достоверных и доступных информационных ресурсов в он-лайн и офф-лайн режиме;
– акцентирование внимания на адаптации родителей обучающихся к условиям русскоязычного региона.
Их реализация позволяет повысить эффективность адаптационных процессов и темп социализации как детей, так и взрослых представителей технических общин и диаспор в целях формирования общероссийской гражданственности и гражданской идентичности в методологии «диалога культур», по С.В. Дмитриеву [8, 9].
Библиографическая ссылка
Быстрицкая Е.В., Григорьева Е.Л. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАТИВНОГО ЦЕНТРА «ЭТНО-ВЕЧЕ» // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1. – С. 74-77;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35495 (дата обращения: 23.11.2024).