Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАТИВНОГО ЦЕНТРА «ЭТНО-ВЕЧЕ»

Быстрицкая Е.В. 1 Григорьева Е.Л. 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Этнические проблемы обострились в современном обществе в соответствии с тенденциями глобализации и интенсификации миграционных процессов. Взаимопроникновение культур несет как положительный, так и отрицательный потенциал. К положительной значимости этого явления можно отнести взаимообогащение социокультурных традиций разных народов, активное взаимное самопознание традиционных видов деятельности ремесел видов спорта особенностей кухни и других сторон жизни и быта. К отрицательным результатам можно отнести возможное нивелирование этнической идентичности разных народов. Различия образовательных традиций и систем образования на родине представителей этнических общин и диаспор и в Российской Федерации приносит много проблем в и без того неустроенный быт трудовых мигрантов. Детско-взрослый консультативный центр «Этно-Вече» в структуре адаптационной системы «ЭТНОГЛОБус.РФ» решает возникающие проблемы в оперативном режиме. В статье рассматриваются социально педагогические условия организации и функционирования подобных центров при образовательных организациях в различных субъектах Российской Федерации.
социальная адаптация
социально-педагогические условия
детско-взрослый консультативный центр
этнические общины и диаспоры
общероссийская гражданская идентичность
1. Буш Р.А., Фолджер Д.П. Что может медиация. Трансформативный подход к конфликту / Р.А. Буш, Д.П. Фолджер / Пер. с англ. – Киев: Издатель Захарченко В.А., 2011. – 264 с.
2. Быстрицкая Е.В., Николина В.В., Аксенов С.И., Арифулина Р.У. Барьеры социокультурного взаимодействия в полиэтнической среде // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11813.
3. Быстрицкая Е.В. Концепция полиэтнического адаптационного детско-молодежного центра «ЭТНОГЛОБус.РФ»/Е.В. Быстрицкая, Р.У. Арифулина, С.И. Аксенов, Е.Л. Григорьева//Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2. – С. 286–288.
4. Быстрицкая Е.В. Оптимизирующая молодежная среда / Е.В. Быстрицкая, Р.У. Арифулина, С.И. Аксенов, Е.А. Белова, Д.А. Занозин, Е.С. Киселева / Учебное пособие – Saarbr?cken, Germa-ny, LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co., 2013. – 215 с.
5. Григорьева Е.Л. К проблеме включения младших школьников в поликультурное образовательное пространство / Е.Л. Григорьева, О.О. Мусин/ Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры. Том 2: Сборник статей по материалам I Всероссийской научно-практической конференции. 17 марта 2015 г. – Н. Новгород: Мининский университет, 2015. – 287 с.
6. Григорьева Е.Л. Теоретическое обоснование концепции «Этно-Вече» в ракурсе педагогики межнационального общения / Григорьева Е.Л. // Успехи современной науки. – 2015. – № 2. – С. 54–57.
7. Григорьева Е.Л. Концепция «этно-вече» в рамках детско-молодежного адаптационного полиэтнического центра (объединения) «ЭТНОГЛОБус.РФ» / Е.Л. Григорьева, Е.В. Быстрицкая // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 1. – С. 7–21.
8. Дмитриев С.В. Школа восприятия, конструктивного мышления и продуктивного действия спортсмена в методике психолого-педагогического обучения / Дмитриев С.В., Неверкович С.Д., Быстрицкая Е.В. – Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 5. – С. 96–102.
9. Дмитриев С.В. Антропоконструкты самосознания, мышления и деятельности человека в сфере образовательных технологий / Дмитриев С.В., Неверкович С.Д., Быстрицкая Е.В. – Мир психологии. – 2012. – № 2. – С. 209–222.
10. Коновалов А.Ю. Развитие школьных служб примирения. Восстановительная культура школы//Вестник восстановительной юстиции. Практики примирения: история и современность Вып. 9. – М.: МОО «Судебно-правовая реформа», 2012.
11. Мак Элри Ф. Конфликты в школах. Решение «Выигрыш-выигрыш» // Вестник восстановительной юстиции. Восстановительное правосудие в школах. – 2004. – № 4. – С. 17–24.

Концепция проекта «Этно-Вече» предназначена для следующих групп профессионалов:

1. Педагоги и специалисты, а также педагогические коллективы, осуществляющие профессиональную деятельность с детьми, семьями, подростками, молодежью – представители различных этнических групп.

2. Классные руководители, в составе классов которых есть представители динамично развивающихся этнических диаспор.

3. Преподаватели дополнительного образования, занимающиеся в творческих кружках, студиях, секциях, клубах с разноэтническими коллективами или отдельными представителями некоренных этносов.

4. Представители общественных организаций, заинтересованные в скорейшей адаптации трудовых мигрантов и их детей в условиях русскоязычного региона [2].

Целевой контингент деятельности концепции «Этно-Вече» и всей концепции «ЭТНОГЛОБусРФ» приведен на рис. 1.

Цель проекта – оказание консультативной поддержки, сопровождения и патронажа семей трудовых мигрантов в вопросах адаптации их детей в образовательном пространстве русскоязычного региона, их успешной социализации и творческой самореализации на основах методологии, содержания и технологий здорового образа жизни [3, 7].

Условия реализации проекта. Данный проект может быть реализован в условиях общего образования, в системе дополнительного образования, а также в организациях социальной помощи и поддержки легальных мигрантов. К участию в проекте могут быть привлечены специалисты системы рекреации и реабилитации, в частности, врачи и психологи-консультанты в учреждениях здравоохранения и санаторно-курортных зон. Структура направления «Этно-Вече» реализуется на содержательной основе здоровье-формирующего направления центра «Этноглобус.РФ» – «Этно-Олимп» в сочетании с направлениями «Этно-согласие» и «Этно-Сити». Информационная поддержка деятельности по направлению «Этно-Вече» осуществляется кластером «Этно-принт» [6].

bistr1.tif

Рис. 1. Целевой контингент

1 группа: дети в семьях некоренных национальностей

Задачи по адаптации и раскрытию способностей группы 1:

1. Сохранение национальной культуры и традиций, поддержание взаимосвязи между членами общины и с исторической родиной. Самопрезентация культуры своей национальности в новом месте проживания.

2. Создание потребности в познании ценностей и культурно-исторических традиций Нижегородского региона как новой родины. Включение в культуру региона нового места проживания.

3. Восстановление и поддержание физического и психического здоровья и адаптация к новым географическим и климатическим условиям. Включение в образовательную среду нового учебного заведения.

4. Создание потребности в бесконфликтном общении с представителями коренных народностей и национальностей Нижегородской области и в приобретении навыков заинтересованного и толерантного взаимодействия. Включение в информационно-коммуникационное пространство русскоязычного региона как нового места проживания.

5. Формирование потребности в приобретении навыков творческого продуктивного взаимодействия в многонациональных учебных и трудовых коллективах. Включение в трудовую и бытовую деятельность, деятельность по самообслуживанию в рамках семьи и в широких социальных рамках.

6. Создание потребности в саморазвитии и самореализации своих способностей в новых социальных условиях. Включение в творческую спортивную или художественную деятельность в условиях системы дополнительного образования.

7. Формирование позитивного образа представителей коренных и некоренных народов, населяющих русскоязычный регион. Включение в диалог культур на основе фестивальной, соревновательной (мирный патриотизм), творческой концертной и иной деятельности, усиливающей толерантное восприятие другого народа.

8. Расширение информационно-коммуникационного пространства межкультурного диалога за счет Интернет-технологий. Включение в форумы, чаты, социальные сети, сайты общественной жизни, консультативные сайты по различным вопросам адаптации в новых условиях проживания [1, 10. 11].

2 группа: родители и иные члены семей обучающихся – представителей некоренных национальностей

Задачи по формированию продуктивного взаимодействия и общения группы 3:

1. Создание условий для восприятия традиционных социокультурных ценностей русскоязычного региона как основы для воспитания своих детей. Включение в образовательное пространство школы, системы дополнительного образования, а также региона в целом.

2. Формирование потребности в приобретении общего и профессионального образования своих детей. Включение в информационное пространство профориентационной направленности.

3. Создание условий для профориентации и трудовой переквалификации в целях комфортного проживания в русскоязычном регионе. Включение в трудовое, производственное пространство в целях материального обеспечения жизни семьи в рамках имеющейся профессии или после приобретения новой.

4. Создание условий для восстановления и поддержания физического и психического здоровья у всех членов семьи на основе сочетания семейного и школьного физического воспитания. Включение в информационное пространство региона, обеспечивающее систему ЗОЖ, и в выполнение организационных функций в вопросах оздоровления своих детей.

5. Организация информационной поддержки семьи в вопросах жизни и быта. Включение в культуру общежития в новом регионе, в бытовое общение с представителями коренных этносов, формирование толерантности к традициям и обычаям в русскоязычном регионе.

6. Создание потребности в познании ценностей и культурно-исторических традиций Нижегородского региона как новой родины. Включение в культурное пространство общения и деятельности русскоязычного региона [1, 10, 11].

Задачи педагогического просвещения в проекте «Этно-Вече» решаются как в структуре бинарного общения, так и в структуре коллективной дискуссии, организуемой по общеизвестным вопросам, обладающим ценностью для разных категорий лиц. Общение технически организуется как в заочном, так и в очном режиме с применением информационных технологий или вне их.

Как было выявлено в результате исследования, основные проблемы адаптации, оздоровления и социализации учащихся – представителей некоренных этносов обостряются при взаимодействии детей и взрослых – представителей разных этносов, а также при создании полиэтнического коллектива постоянного или сменного состава (для выполнения определенных видов деятельности). Было выявлено, что эффект от работы педагога с нуклеарной моноэтнической группой, например, семьей, разительно отличается от результатов его профессиональной деятельности с совмещенными группами.

Базис возможного поликультурного сотрудничества – это не учебная или профессиональная деятельность, не творчество, а ориентация родителей на ценность здоровья и просвещения своих детей, семьи, на профориентацию и профессионализацию всех членов семьи [4]. Эта деятельность в рамках Центра «ЭТНОГЛОБус.РФ» обеспечивается направлением «Этно-Олимп».

Задачей данного проекта становится в большей степени просветительская деятельность по вопросам здоровья, а также творчества, учебы, бытовых проблем, общения и жизнедеятельности, а также и профориентации. Каналы информационного обеспечения просвещения родителей и детей в указанной проблематике обеспечиваются направлением «Этно-Принт». Подобные каналы организуются двусторонне – как со стороны образовательной организации, так и со стороны родителей и других членов семьи.

Все указанные виды деятельности образовательного сотрудничества влияют на формирование мировоззрения целевого контингента согласно структуре терминальных ценностей гуманистического характера. При этом все указанные направления деятельности затрагивают в той или иной степени формирование мировоззрения на основании всего комплекса общечеловеческих ценностей, как показано на примере проекта «Этно-Вече» на рис. 2.

Указанные мировоззренческое основы позволили сформулировать следующие базовые принципы деятельности.

Принципы реализации Концепции:

1. «Главное для родителей – это здоровье их детей» – системное физическое, психическое и социальное оздоровление детей и взрослых.

2. «Неизвестное – значит страшное» – культурно-историческое краеведение и ознакомление с основами русского языка, традициями, бытовыми устоями.

bistr2.tif

Рис. 2. Терминальные ценности в основе проекта «Этно-Вече»

3. «… Лучше добрый мир!» – создание комфортной, развивающей образовательной среды в традициях инклюзивного образования.

4. «Делай лучше нас» – развитие образовательных потребностей, творческих склонностей и способностей всех членов семьи мигрантов и формирование у них акмеологических устремлений.

5. «Читайте! Завидуйте! Я гражданин!» – работа по созданию общероссийской гражданственности представителей некоренных этносов.

Социально-педагогические условия реализации проекта:

1. Участие семьи во внеурочных мероприятиях.

2. Этапный индивидуальный образовательный маршрут семьи (Система консультаций).

3. Система вибинаров (например – «Спорт это – модно»).

4. Создание школьно-семейного арсенала средств воспитания (Фонд оздоровительных средств, Фонд творческих средств).

5. Создание школьно-семейного каталога достоверных и доступных информационных ресурсов по обеспечению решения задач Центра (База информационных данных).

6. Организация дистанционного просвещения родителей по вопросам образования, оздоровления, адаптации, творчества и социализации их детей и проблематике адаптации взрослого человека к условиям русскоязычного региона.

К ближайшим перспективам реализации и развития представленной концепции относятся:

1. Создание комплексной программы формирования конгруэнтного здоровья для жителей Нижегородской области.

2. Расширение программ для взрослого населения.

3. Усиление деятельности по выявлению спортивных талантов.

4. Активизация направления по работе с детьми с ограниченными возможностями.

Таким образом, в ходе исследования нами были выявлены социально-педагогические условия организации и функционирования детско-взрослого консультативного центра «Этно-Вече» в структуре адаптационной системы «ЭТНОГЛОБус.РФ»:

– участие семьи мигрантов во внеурочной образовательной деятельности, реализация творческих способностей всех членов семьи;

– построение индивидуальных образовательных траекторий всех членов семьи мигрантов и образовательных траекторий сотрудничества;

– создание школьно-семейного арсенала средств гармонизации всех видов воспитания;

– создание школьно-семейного каталога достоверных и доступных информационных ресурсов в он-лайн и офф-лайн режиме;

– акцентирование внимания на адаптации родителей обучающихся к условиям русскоязычного региона.

Их реализация позволяет повысить эффективность адаптационных процессов и темп социализации как детей, так и взрослых представителей технических общин и диаспор в целях формирования общероссийской гражданственности и гражданской идентичности в методологии «диалога культур», по С.В. Дмитриеву [8, 9].


Библиографическая ссылка

Быстрицкая Е.В., Григорьева Е.Л. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАТИВНОГО ЦЕНТРА «ЭТНО-ВЕЧЕ» // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1. – С. 74-77;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35495 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674