Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE IMPORTANCE OF EDUCATION IN MODERN SOCIETY

Khanzhina T.V. 1
1 Penza Artillery Ingineer Institute
2565 KB
In the article the dependence of the competitive power of the economy upon the education quality is considered. The organization and development of the comprehensive school in the USSR, difficulties and features of its formation in the Middle Volga Region in the 30-th last centuries is analyzed. The introduction of the General Compulsory Education, solving the problem of pedagogic personnel training allowed to liquidate the illiteracy, to overcome the household backwardness of the most part of the population of our country, to accelerate the rates of industrial development, to provide the economic independence of the USSR, to carry out the scientific and technical revolution. The comprehensible education and the realization of polytechnic education caused the increasing of the engineering personnel. It was obligatory condition of the impetuous development of science and technology and allowed our country to place the leading positions in many branches of science.
competitive power of the economy
quality of the education
the law about the general compulsory education
the middle volga region
pedagogic personnel
educational level
national school
standard of the population living
polytechnic education
scientific and technical revolution

В последние десятилетия постоянно возрастает роль образования в обеспечении устойчивого социально-экономического развития государства, роста его конкурентоспособности, укреплении его позиций на мировом рынке и в мировом экономическом сообществе. В современном мире принципы мировой экономики определяются такими странами, как США, Япония, Германия. Монополия этих государств в геополитическом пространстве зависит от их экономического уровня, который напрямую связан с уровнем развития образования.

Богатые природные сырьевые ресурсы и выгодное географическое положение страны считаются экономистами важным стартовым капиталом. Однако решающим фактором, который определяет место страны в будущем, является образование. Именно развитие образования должно быть основой, которая станет гарантом будущего экономического процветания России.

Качество образования и конкурентная способность экономики взаимообусловлены. Без решения задач повышения качества отечественного образования мы не можем рассчитывать на уверенный рост конкурентной силы отечественной экономики.

В 60–80-е годы наша страна, опираясь исключительно на собственный интеллектуальный потенциал, опередила экономически развитые страны во многих отраслях промышленного производства. Это стало возможным, поскольку наше образование было адекватным экономическому устройству страны. Постоянно критикуя советское прошлое, мы забыли об этом. Выпускники советских вузов были носителями самых передовых научных и технических идей, именно потому и «утекали мозги» за океан и на Запад. По мнению Зернова В.А., ректора Российского нового университета, по самым скромным оценкам западных экономистов, эмиграция наших специалистов и ученых в 1990-е годы сберегла западным странам не менее триллиона долларов, которые им пришлось бы израсходовать на подготовку кадров аналогичного уровня. Даже сейчас рубль, вложенный в подготовку физиков и математиков экстра-класса в нашей стране, эффективнее доллара в любой другой.

Россия по уровню развития науки, техники, образования уверенно занимала лидирующие позиции в мире, но за последние годы ситуация изменилась. Эти позиции во многом утеряны. Однако научно-технический потенциал страны по-прежнему позволяет претендовать на роль мирового лидера по 15–20 направлениям развития макротехнологий, которые определяют потенциал развитых стран. Для такой страны, как Россия, обладающей колоссальными интеллектуальными, природными, финансовыми ресурсами, этого явно недостаточно. Необходимо возвращаться на позиции лидера. Но для решения этой амбициозной задачи необходимо обеспечить опережающее развитие образования.

Средняя школа должна стать плацдармом для дальнейшего образования человека, реально помогать ему определиться с выбором сферы своих профессиональных интересов. С этой точки зрения российское среднее образование при всех его недостатках является идеальным, поскольку дает человеку самые разносторонние сведения об окружающем мире и помогает в формировании личности.

Проблемы образования стали одними из самых важных сразу после установления в России новой государственной власти. Уже на следующий день после Великой Октябрьской социалистической революции был образован народный комиссариат по просвещению. Главной задачей новой демократической власти первый нарком просвещения А.В. Луначарский объявил достижение «всеобщей грамотности путём организации сети школ» и «введение всеобщего обязательного и бесплатного обучения» [5]. В октябре 1918 г. было утверждено «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое узаконивало обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста в школах 1 и 2 ступени [4].

Эти меры свидетельствуют о формировании государственного социального заказа на образование. Таким образом, всеобщее обучение стало главной задачей Советской власти в области просвещения. Причём школа с самого начала рассматривалась не только как заведение, сообщающее некоторую сумму знаний. Являясь неотъемлемой частью общественной жизни, школа в любом обществе служит проводником идей государства, убеждает своих питомцев в правоте государственной политики.

В стране, ещё не преодолевшей последствия первой мировой войны, началась гражданская война. Экономический кризис, массовый голод, эпидемии, разруха помешали быстро осуществить планы по введению всеобщего обязательного обучения. Только к концу 20-х годов стали возможны первые шаги в этом направлении. Показательным в этом плане является введение всеобуча в Средне-Волжском крае, созданном в 1929 году и объединившем Самарскую, Пензенскую, Ульяновскую, Оренбургскую губернии и Мордовскую автономную область. Край в тот период являлся аграрным регионом страны с низким уровнем экономического и культурного развития. Грамотность населения была ниже средне-российского уровня. Существенную часть населения Среднего Поволжья составляли компактно проживающие мордва и татары. В национальных районах большая часть населения была неграмотна.

Одной из важнейших составляющих развития школы стала подготовка педагогических кадров. 5 педагогических институтов Средне-Волжского края готовили учителей для средних и неполных средних школ: Самарский педагогический, Оренбургский татаро-башкирский аграрно-педагогический, Самарский вечерний индустриально-педагогический, Мордовский и Ульяновский аграрно-педагогические институты. Более 1000 часов отдавалось на общеобразовательные предметы и общественные науки, т.е. приоритет в подготовке учителя принадлежал формированию его мировоззрения [10].

Подготовка учителей для начальных и неполных средних школ осуществлялась в 21 педагогическом техникуме. Учебно-материальная база большинства учебных заведений была достаточно слабой. Бюджетных средств, выделяемых государством, не всегда было достаточно для приобретения необходимого учебного оборудования и книг.

Необходимость обеспечения школ педагогами привела к созданию вечернего и заочного педагогического образования. Однако огромной проблемой стал отсев студентов. В 1933 г. 60 % студентов-заочников бросили учёбу, а закончили заочные педагогические институты и техникумы лишь 1,2 % поступивших. По причине неуспеваемости 28 % заочников ежегодно не переводились на следующий курс [8].

Отсев студентов как заочной, так и очной формы обучения объяснялся не только слабой школьной подготовкой, но и тяжёлым материальным положением обучающихся, т.е. бедностью. Основополагающим фактором поступления в педагогические вузы и техникумы являлся социальный статус абитуриентов. Предпочтение при приёме на учёбу отдавалось представителям рабоче-крестьянских семей. Существовала даже специальная разнарядка: «удельный вес рабоче-крестьянской группы» в педагогических вузах должен был составлять до 65 %, а в педагогических техникумах – до 80 % принятых [6].

Чтобы решить проблему педагогических кадров для школ сельской местности, с 1932 года выпускники педагогических учебных заведений из сел должны были возвращаться в районы своего постоянного проживания. Выпускники-жители городов также на несколько лет направлялись в сельскую местность. Но принудительное распределение выпускников не решило проблемы педагогических кадров, т.к. основная масса выпускников либо через 1–2 года покидала предписанное место работы, либо вообще отказывалась ехать по распределению [9].

В 1935 году из 17000 учителей Средне-Волжского края 6512 педагогов не имели законченного среднего образования. На заседаниях и конференциях отмечались недостаточная грамотность учителей, отдельные случаи недисциплинированности, употребления грубых слов, проявления нечуткого отношения к учащимся. В актах обследования школ отмечалось, что педагоги не всегда готовы к занятиям, есть учителя, пропускающие ошибки в тетрадях, указаны методические ошибки в проведении уроков [1].

Таким образом, учителя, в лучшем случае имевшие начальное образование, а иногда едва научившиеся читать и писать, приступали к педагогической деятельности. Это говорит о том, что, имея изначально весьма низкий образовательный уровень, учителя не могли обеспечить качественное преподавание того или иного предмета.

Недостаточно высокий образовательный уровень касался не только педагогов, но и руководящего состава школ. В 1935 году лишь десять из 28 директоров средних и неполных средних школ города Пензы и Пензенского р-на имели высшее и незаконченное высшее образование. Педагоги без надлежащего образования руководили не только школами, но и отделами народного образования. Это объясняется тем, что главным критерием подбора руководящих кадров являлась принадлежность к партии и верность её идеям.

Реализацию закона о всеобщем обучении в Среднем Поволжье затруднял неоднородный национальный состав. Для решения проблемы педагогических кадров для национальных школ при Пензенском педагогическом техникуме была создана группа для татар, в Саранске – специальный техникум для мордвы, в Кузнецке – татарский техникум, в Ульяновске – татарский и чувашский педагогические техникумы, Мало-Толкайский мордовский педагогический техникум. В Самарском пединституте было создано отделение мордовского языка и культуры.

Однако обязательное обучение в национальных школах на родном языке вызывало протест учащихся и родителей, так как знание русского языка становилось престижнее и выгоднее. Учитывая стремительные изменения в общественной и экономической жизни страны, молодое поколение ориентировалось на активное участие в жизни общества, основным средством общения в котором являлся русский язык.

Контингент учащихся в начале 30-х гг. в школах края значительно увеличился. В школах 1 ступени охват детей составил 82 %, подростков – 61,5 %. В сельской местности 71 % детей посещал школу. Эти показатели были значительно ниже, чем в среднем по РСФСР [3].

Неполный охват всех детей школьного возраста обучением можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, это было связано с недостаточным количеством школ, а в сельской местности нередко и с их отсутствием. В густонаселённых районах действующие школы не всегда могли вместить всех детей школьного возраста. Во-вторых, дети малообеспеченных слоёв населения не моги посещать школу по причине тяжёлого материального положения семьи. В-третьих, жители сельской местности и население национальных районов не всегда охотно соглашались с необходимостью посещения школы детьми. Особенно это касалось образования девочек.

Подавляющее большинство школ края были вынуждены проводить занятия в две смены. В некоторых школах дети учились в три смены. В городах края школы не имели единого выходного дня. Эта вынужденная мера позволяла проводить занятия с так называемыми «бродячими» группами школьников, которые занимались в разных школах. Наполняемость классов нередко составляла 50–60 человек.

Лишь в 1935 г. в школах края была ликвидирована трёхсменность и упразднены группы, занимающиеся в разных школах. Все школы были переведены на единый выходной день [2]. Однако большинство школ Среднего Поволжья продолжало работать в две смены.

В конце 20-х годов основой учебного процесса школ страны стало политехническое обучение. Целью политехнизации было максимальное использование учебно-воспитательного процесса для осуществления подготовки выпускников школы к трудовой деятельности на промышленных или сельскохозяйственных предприятиях.

Для осуществления политехнического обучения с 1930 года в массовом порядке стали заключаться договора между школами и предприятиями. Уже в 1930/31 учебном году 100 % школ Сталинграда и Саратова были прикреплены к предприятиям. В городах Средне-Волжского края все школы заключили договоры с предприятиями к началу 1933 года [11].

Предприятия помогали оборудовать школьные мастерские, выделяли денежные средства на приобретение учебного оборудования. Фабрично-заводские комитеты принимали специальные обязательства по укреплению материальной базы школ. Квалифицированных рабочих направляли на работу в школы в качестве заведующих мастерскими и инструкторами по трудовому обучению, причём оплату их труда производило предприятие. Только в Средне-Волжском крае для работы заведующими фабрично-заводскими семилетками были выдвинуты 200 рабочих. На заводах и фабриках Поволжья была создана сеть ячеек, бригад и штабов содействия политехнизации. Школьники получили возможность проходить на фабриках и заводах производственную практику. В задачу школ входила организация и проведение культурно-просветительной работы на предприятиях.

В Пензе самая большая школа-девятилетка № 1 им. В.Г. Белинского – в 1932 году была реорганизована в фабрично-заводскую семилетку (ФЗС) при велозаводе. Это обстоятельство внесло существенные изменения в учебный план. Время, выделяемое на общеобразовательные предметы, резко сократилось. Политехническое обучение строилось следующим образом. В 1 классе учащиеся теоретически изучали формы труда, во 2 классе – под руководством мастеров-инструкторов занимались в рабочей комнате: учились работать с текстилем, бумагой, картоном, фанерой, деревом. Третьеклассники учились переплетному делу, а четвероклассники – слесарному. В 5 и 6 классах занятия проводились в мастерских по столярному и слесарному делу. Учащиеся 7 класса проходили производственную практику на велозаводе. Занятия в 8 и 9 классах шли по обычному плану, но учащиеся работали и в мастерских. Однако результаты соединения обучения и производительного труда показали, что выпускники 1933 и 1934 годов часто получали недостаточные знания и по основам наук, и для работы на велозаводе [7].

Профориентация, знакомство с промышленным и сельскохозяйственным производством, участие в труде взрослых реально способствовало освоению школьниками первоначальными трудовыми навыками и подготовке юного поколения к дальнейшей трудовой деятельности.

К началу 50-х годов СССР стал страной практически сплошной грамотности. Исторические уроки ликвидации неграмотности в СССР свидетельствуют, что повышение общеобразовательного и культурного уровня народа в сочетании с расширением политического кругозора стало одним из существенных принципов социального переустройства, перехода к новому качеству общества.

Достижения СССР в 50–70-е годы стали возможны благодаря многим объединительным факторам, в том числе школе. Советская общеобразовательная школа, основанная в 20–30-е годы, включая рабфаки, вечерние школы и ПТУ, ликвидировала безграмотность в стране, когда 85 % населения страны не умело читать и писать. Она всем без исключения давала единый и целостный дисциплинарный свод знаний. Советский корпус, как рядовых, так и талантливых инженеров в большей степени был создан из людей, прошедших через ПТУ, техникумы, вечернее и заочное обучение в вузах. В результате советское образование считалось лучшим в мире. В СССР все дети имели возможность достичь общественно значимых достижений: талантливые и достойные добивались многого. Например, два главных конструктора и руководители космической программы СССР – С.П. Королёв и В.П. Глушко – в юности окончили ПТУ. Первый в мире космонавт Юрий Гагарин окончил ремесленное училище.

Развитие системы школьного образования в 30-е годы, принцип общедоступности образования для всех слоёв населения повлияли на последующее развитие всего общества, стали предпосылкой научно-технической революции. Это обеспечило создание базы для наращивания экономической и оборонной мощи государства. Большой процент присутствия в школьном курсе физико-математических дисциплин, организация обучения на политехнической основе явились непременным условием стремительного развития науки и техники, что позволило нашей стране занять приоритетные позиции во многих отраслях науки и в освоении космического пространства.