Воспитание молодежи является неотъемлемой частью образовательного процесса любого учебного заведения. На современном этапе развития страны его значение возрастает многократно, поскольку решение новых проблем социально-экономического, политического и культурного строительства будущего России ложится в значительной степени на плечи молодого поколения. Современное образование ориентировано на учет потребностей обучающихся и предоставление им возможностей более эффективного участия в сфере труда. Другими словами, это «включение» каждого человека в непрерывную среду знаний, ценностей, отношений и компетенций. Востребованными социумом в настоящее время становятся успешные, конкурентоспособные специалисты, адаптированные к новым социальным условиям, освоившие разные виды профессиональной деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. Обучение не может осуществляться без вовлечения преподавателей и студентов в научно-исследовательскую деятельность [4, 5, 6]. Особенность организации научно-исследовательской деятельности студентов, современное образование, с нашей точки зрения, заключаются в том, что этот процесс протекает в условиях свободы деятельности, социальной самостоятельности, инициативы, что, в свою очередь, порождает множество проблем и противоречий. Во-первых, сохраняется снижение интереса обучающихся к профессиональному образованию, утрата его престижности. Во-вторых, подготовка квалифицированного специалиста в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда, владеющего современными технологиями, творческого, мобильного, осуществляется в условиях снижения общего уровня развития обучающихся [1, 2, 6, 7]. Профессиональные образовательные организации выполняют не только образовательные, но и коррекционно-развивающие, защитные функции. В-третьих, духовный мир студентов неоднороден: желаемые быстрые перемены, поиск идеалов в «прошлой» России, западных образцах, религиозных исканиях, плюрализм позиций и явный дефицит позитивных ценностей [5]. Опыт педагогического коллектива показывает, что эффективные результаты профессионального образования студентов могут достигаться при равноценном сочетании методов управленческой и педагогической воспитательной работы с механизмами студенческой самодеятельности, самоорганизации и самоуправления. Это разумное сочетание методов обеспечивается организацией студенческих объединений, в том числе и студенческого научного общества (СНО) [1, 3].
Деятельность СНО организуется с целью создания условий для формирования ценностного отношения студентов к поисковой, исследовательской и проектной деятельности, самореализации в научном творчестве, поддержки одаренных студентов. Если взглянуть на СНО с позиций воспитания, то можно сформулировать его задачи следующим образом:
развитие идей студенческой науки;
развитие творческих и организаторских способностей;
углубленная подготовка студентов к самостоятельной исследовательской работе.
Наибольшее значение имеет самостоятельная исследовательская работа, поскольку в ходе ее выполнения молодой исследователь овладевает методикой научно-исследовательской работы, приобретает способность и умение самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике, получает навыки самостоятельной работы с научной литературой.
Кроме того, под руководством опытного педагога обучается методике обработки полученных данных и анализа результатов, составлению и оформлению докладов и отчетов по результатам научно-исследовательской работы. Работа в СНО не только повышает самооценку и значимость обучающегося, но и популяризует и пропагандирует среди студентов достижения науки и культуры.
Студенческое научное общество помогает студентам быть успешными и в профессиональном обучении, и в профессиональной деятельности.
Психолого-педагогические условия организации СНО способствуют его длительной, поэтапной и эффективной деятельности. Прежде всего, научная и исследовательская составляющие выступают основой продуктивной, профессионально ориентированной подготовки будущего специалиста. При организации исследовательской деятельности научные руководители ориентируются на обеспечение возрастающей самостоятельности в проведении исследований и оформлении результатов. Условием организации СНО выступает активное использование профессионально-корпоративных возможностей для формирования чувства сопричастности и принадлежности к студентам. За годы существования СНО на кафедре общей хирургии им. проф. М.И. Гульмана сложились определенные традиции: проведение межкурсовых интеллектуальных игр, ежегодная научно-практическая конференция студентов, ежегодное участие студентов в олимпиадах, конкурсах, фестивалях различного уровня и общероссийских и международных конференциях. Для отработки мануальных навыков большое значение имеют олимпиады по хирургии как внутривузовские, так и общероссийские. При общении с учеными и педагогами студенты видят реальные примеры жизни и деятельности референтных педагогов, которые вместе с ними участвуют в исследовательских и социальных и экспериментальных проектах. Это помогает студентам «погрузиться в себя» и в реально интересную исследовательскую деятельность. Ориентация содержания и форм деятельности СНО на активность и деятельность самих студентов, на проявление ими самостоятельности в организации и проведении мероприятий способствует привлечению в общество новых его членов. Для отработки мануальных навыков большое значение имеют олимпиады по хирургии как внутривузовские, так и общероссийские. В исследовательские группы входят все заинтересованные лица: преподаватели, аспиранты, студенты, работодатели. В исследовательских группах все действуют на равных: каждый имеет право на свое мнение, предложение, свою проверку рабочих гипотез. Использование в его деятельности положительного влияния наиболее активных, увлеченных, целеустремленных, способных и успешных студентов на своих сокурсников – еще одно условие организации СНО. Все традиционные мероприятия общества организуются и проводятся студентами-участниками СНО. Студенты выступают инициаторами проведения мини-исследований, если сталкиваются с какими-то проблемами в ходе обучения или производственной практики. На заседания студенческих объединений приглашаются выпускники университета, продолжающие обучение в аспирантуре, практические врачи и соискатели. Вся деятельность СНО ориентирована на формирование установки на естественность, престижность и почетность участия студента в научно-исследовательской деятельности. На кафедре создана база данных, включающая сведения о студентах-членах СНО, участниках и победителях различных конкурсов, конференций, олимпиадах. СНО позволяет студенту более глубоко и творчески освоить выбранную им самостоятельно, интересующую его тему, получить навыки системного мышления, анализа, стать специалистом в рамках данного вопроса. Кроме того, СНО предполагает выход на конкретные научные результаты, которые будут оценены не только научным руководителем, но и другими представителями научного сообщества.
С момента основания кафедры общей хирургии Красноярского государственного медицинского института в 1942 году, студенческая научная работа считалась одним из центральных направлений деятельности кафедры, для развития которого в первые же годы Константином Петровичем Макрузе было создано студенческое научное общество. Константин Петрович считал студенческую исследовательскую работу неотъемлемой составляющей работы хирурга, придерживаясь положения, что врач – это, прежде всего, мыслитель. С его именем связана организация студенческого научного общества не только кафедры, но и вуза. С 1942 до 1948 г. К.П. Маркузе был научным руководителем Совета студенческого научного общества Красноярского государственного медицинского института.
Профессор Маркузе учил студентов работать с литературой, оформлять доклады и готовить выступления, проводить экспериментальные исследования. В конце учебного года студенты докладывали результаты выполненных работ, по итогам которых лучшим из них вручалась роскошная по тем временам премия – атлас по анатомии человека под редакцией В.П. Воробьева.
Новая эра развития студенческой науки началась в 1980 году, с приходом на кафедру в качестве заведующего Маркса Израилевича Гульмана. Являясь великолепным клиницистом, Маркс Израилевич отличался особым талантом организации научной работы. Он знал, как сплотить коллектив и направить весь его потенциал на достижение поставленной цели.
Он кардинально изменил традиционный подход к студенческой науке, уделяя ей большое внимание и видя сквозь призму будущего в ней не просто новое поколение врачей-хирургов, но и сотрудников кафедры, ученых.
Принципиально важно то, что с приходом Маркса Израилевича, к сновцам стали относиться не просто как к студентам, участвующим лишь в воплощении в жизнь уже готовых научных проектов своих руководителей, а рассматривать их с позиции полноправных участников научного процесса, способных самостоятельно генерировать новые научные идеи.
С целью развития и укрепления экспериментальной базы, под руководством М.И. Гульмана, незамедлительно, была создана студенческая экспериментальная научно-исследовательская лаборатория (СЭНИЛ), где сновцы могли оперировать на животных.
В студенческом научном обществе кафедры помимо научной работы, большое значение всегда уделялось приобретению мануальных навыков. Студенты дежурят в клинике, ассистируют на операциях, выполняют перевязки, приобретая опыт диагностики и лечения гнойных заболеваний, ведения послеоперационного периода после абдоминальных операций.
Традиции студенческого научного общества кафедры общей хирургии, некогда заданные М.И. Гульманом, остаются неизменны и по сей день.
Все традиционные мероприятия общества организуются и проводятся студентами-участниками СНО. Студенты выступают инициаторами проведения мини-исследований, если сталкиваются с какими-то проблемами в ходе производственной практики. На заседания студенческих объединений приглашаются выпускники колледжа – члены СНО, продолжающие обучение в вузах города, участвующие в смотрах-конкурсах профессионального мастерства, научно-практических конференциях различных уровней. Вся деятельность СНО ориентирована на формирование установки на естественность, престижность и почетность участия студента в научно-исследовательской деятельности. В научно-методическом отделе колледжа начато создание базы данных, включающей сведения о студентах-членах СНО, участниках и победителях различных конкурсов, конференций, олимпиад и их научных руководителях. В отзывах студентов дана оценка их участия в деятельности общества. СНО позволяет студенту более глубоко и творчески освоить выбранную им самостоятельно, интересующую его тему, получить навыки системного мышления, анализа, стать специалистом в рамках данного вопроса. Кроме того, СНО предполагает выход на конкретные научные результаты, которые будут оценены не только научным руководителем, но и другими представителями научного сообщества. В заключение отметим перспективные направления деятельности СНО: разработка серии мероприятий, направленных на преодоление большого отрыва лидеров и активистов СНО от основной массы студентов; недостаточная скоординированность деятельности студенческих объединений.
Студенческое научное общество является важным элементом подготовки студента при соблюдении следующих условий: активное использование профессионально-корпоративных возможностей для формирования чувства сопричастности и принадлежности к студентам; ориентация содержания и форм на активность и деятельность самих студентов; использование в деятельности положительного влияния наиболее активных, увлеченных, целеустремленных, способных и успешных студентов на своих сокурсников; формирование установки на естественность, престижность и почетность участия студента в СНО.
Таким образом, деятельность СНО выступает одной из важных составляющих профессиональной подготовки специалистов. Работа в студенческом научном обществе способствует развитию умения работать в коллективе, трудолюбию, психоэмоциональной устойчивости.