Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SELF-EDUCATION IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION ABROAD AND IN RUSSIA

Koroleva N.E. 1 Sakhapova F.Kh. 1
1 Institute in Naberezhnye Chelny (branch) of the federal autonomous educational establishment of higher education «Kazan (Volga) federal university»
2576 KB
The article considers the state of the art of self practice abroad and in Russia. The formal system of education in all countries has traditionally focused on the social order of the state. The system of vocational education and training is scheduled departure from the thesis of «education for life» and proclaimed the idea of «Long life learning-education through life».Otmechaetsya that the most important areas of diversified training and self-improvement experts is a broad humanitarian training. Self-education is seen as a deliberate systematic cognitive activity, the personality-driven. Self-education is becoming the main method of professional development, ownership navykami.Formalnaya professional basic education system in all countries have traditionally focused on the social order of the state. The article has a theoretical and practical orientation. The article deals with the most important areas of diversified training and self-improvement professionals through an extensive humanitarian training. The authors point out that the knowledge of a foreign language is an objective requirement of each specialist and characterizes its high level of professional competence, a broad outlook, competitive labor market. The conclusions that the ability to learn allows you to update and deepen the existing expertise or undergo training and even to retrain.
self-education
competitiveness
professional competence
vocational training
experienced personnel
self-development
self-training

В условиях современной социокультурной ситуации вступление нашей страны в мировое сообщество существенно меняет задачи отечественного образования. Одной из фундаментальных проблем образования как социального феномена является воспроизводство личности как носителя социальных ценностей и ролей, определенных обществом, а с другой стороны – необходимо обеспечить условия развития и проявления индивидуального, т.е. предоставить возможность реализации каждой личности себя, своих интересов и потребностей. Формальная система образования во всех странах традиционно ориентирована на социальный заказ государства. Традиционные ценности в сфере образования продолжают оставаться основным ориентиром в деятельности системы образования.

В глобальном обществе, которое сегодня уже является реальностью, формируется единое образовательное пространство и поэтому требования к уровню и содержанию образования выходят за рамки национальных границ. Уже сегодня человек имеет возможность, окончив школу в одной стране, университет – в другой, магистратуру или аспирантуру – в третьей, успешно работать в четвертой. В этих условиях любое профессиональное учебное заведение, чтобы выжить, должно готовить специалистов, конкурентоспособных не только на отечественном, но и на мировом рынке. Процесс, провозгласивший автономию и равноправие университетов в Европе и принявший «Всеобщую хартию университетов», а также неразрывную связь образовательного и научно-исследовательского пространств, как известно, стартовал в 1988 г. Ключевыми стали понятия «мобильности граждан с возможностью их трудоустройства для общего развития континента», «конкурентоспособности европейской системы высшего образования».

С вступлением России в 2003 г. в Болонский процесс изменилась и привычная нам отечественная система образования. В России введена двухступенчатая система высшего образования, предусмотренная Болонскими соглашениями. Уровень бакалавриата обеспечивает массовое обучение по широкому спектру направлений: менеджеров, специалистов по продажам, администраторов. После окончания бакалавриата всеобщее массовое обучение в магистратуре не предполагается. Магистратура ориентирована на подготовку специалистов, способных к решению более сложных задач – это инженеры-проектировщики, управленцы высокого класса. Выпускника как профессионала характеризует уровень его высокой профессиональной компетентности, его глубокие общепрофессиональные знания и специальные умения, более широкий кругозор профессиональных интересов и его деловые качества, что обеспечивает ему конкурентоспособность на рынке труда, и как следствие, более высокий уровень его благосостояния.

Прежняя система профессионального образования представляла собой в основном трансляцию некоторой суммы знаний по специальности. В результате даже самый хороший выпускник много знает о предмете своей деятельности и в лучшем случае имеет некоторые идеальные модели той деятельности, которой ему придется заниматься. Столкновение с реальностью в результате оказывается для него жестоким ударом, поскольку она этим идеальным моделям мало соответствует, и полученные знания, даже самые качественные, мало помогают на практике. В этих условиях резко возрастает роль и значение такой системы образования, куда юноша или взрослый человек приходит сам, ведомый своими интересами, своими мотивами и целями. Предотвратить подобное положение дел можно только одним способом – образование должно находиться в более тесном контакте с реальностью, в которой будущий специалист будет осуществлять свою профессиональную деятельность, чтобы он смог интегрировать свои знания с практикой.

Динамика современного постиндустриального мира такова, что знания устаревают и совершенно непригодны для использования уже через пять, семь, десять лет. Стремительный ритм времени, научно-технический прогресс, обновление технологий ведет к быстрым изменениям в содержании практически всех профессий. Некоторые профессии приобретают совершенно новые качества. Означает ли это, что работник каждые пять лет должен получать новую профессию? Это совершенно необязательно. Если изначально, получая профессиональное образование, он приобрел и узкоспециальные знания, и также общие знания, связанные с широким представлением о его работе, а также учебные навыки (умение учиться), позволяющие ему обновить, углубить имеющиеся профессиональные знания или пройти повышение квалификации и даже переквалифицироваться. Современное общество отходит от тезиса «образование на всю жизнь» и провозглашает идею «Long life learning» – «образование через всю жизнь» [3, c. 286].

В настоящее время в отечественной системе профессионального образования очевидны многие проблемы профессиональной подготовки: содержание и механизм его осуществления, процессуальные компоненты и технологическое обеспечение (формирование групп мотивов, совокупность учебных форм, методов и средств обучения, циклы организационных форм, технические средства обучения); не определены в полной мере психолого-педагогические условия совершенствования процесса обучения; не выявлены критерии эффективности функционирования педагогических технологий, которые значительно снижают эффективность профессиональной подготовки квалифицированных кадров, и в дальнейшем оказывают прямое влияние на профессиональную деятельность и компетентность будущих специалистов [1, с. 47]. Но как бы грамотно ни было отображено содержание подготовки специалиста в той или иной сфере, как бы оптимально ни был выстроен процесс обучения, если у студента не сформировано отношение к профессии, нет сложившейся, постоянно развивающейся системы мотивов, личностных смыслов и целей, то говорить о его профессиональной компетентности крайне проблематично.

Современная педагогика представляет развитие и саморазвитие личности как единый, целостный процесс, как две ступени и стороны одного и того же процесса. Обучение и самообучение как средство и компонент саморазвития личности диалектически взаимосвязаны: проявляя активность и прилагая усилия, человек обучает себя при участии других людей. В педагогике сложилось понимание самообучения как глубоко осознанной деятельности по овладению способами познавательной, коммуникативной и других видов деятельности, приобретению на этой базе необходимых знаний, навыков и умений и формированию качеств, обеспечивающих саморазвитие творческой активности личности [2, с. 10].

В обучении цель ставит преподаватель, а для самообучения характерно собственное целеполагание, что обеспечивает значительно большую продуктивность деятельности. В обоих случаях основной целью считается усвоение знаний, приобретение навыков и умений. Самообучающийся имеет в виду обе цели своей познавательной деятельности, и поэтому его работа более плодотворна для личностного роста, а изменение качеств личности воспринимается как запланированное достижение.

В современной педагогике профессиональной школы введен в научный оборот термин «профессионально-личностное развитие», который Н.М. Трофимова и Е.И. Еремина определяют как динамичный, системно-организационный, вариативный, индивидуально-творческий процесс становления будущего специалиста как личности, как профессионала [6, с. 46]. Профессионализм необходимо рассматривать через призму профессиональной культуры и самосознания, которые обеспечивают конструктивное решение профессиональных задач. Профессиональная культура специалиста должна быть непосредственно связана с уровнем развития у него потребности к самообразованию. И чем выше его профессиональная культура и его требования к самому себе, тем лучше у него сформирована готовность к самообразованию, к совершенствованию своих профессиональных знаний и умений. В свою очередь, потребность в новых знаниях и умениях побуждает еще активнее работать над собой, повышать свою культуру и профессиональное мастерство.

Важнейшими направлениями разносторонней подготовки и самосовершенствования специалистов является широкая гуманитарная подготовка. «Таким должен быть, – пишет Ролло Мэй, – эффект гуманитарных наук – изучение музыки, литературы, поэзии, истории и философии. У них нет более существенной задачи, чем обогащение жизни, насыщение ее мгновений смыслом и величием. Между тем, многие выпускники получают диплом даже без самых основных знаний в области истории, литературы, философии, истоков и развития цивилизации. Эти студенты не владеют ни иностранными языками, ни знанием о других культурах. Философия, бывшая когда-то центром всех гуманитарных наук, сейчас почти мертва» [5, с. 257]. Хотя эти слова Ролло Мэя написаны им об американских студентах, думается, их можно в полной мере отнести и к большей части наших российских студентов.

Жизнь и практическая деятельность выдвигает два вида самообразования. Первый – самообразование в широком смысле, т.е. когда человек совершенствует свои знания и умения в самых различных областях действительности, прямо не связанных с его профессиональной деятельностью. Второй вид – самообразование, преследующее цель развития и совершенствования специальных знаний и умений профессионала, его деятельности и мастерства. Оба вида самообразования диалектически связаны между собой, дополняют и конкретизируют друг друга.

Рассмотрим, как решается вопрос о самообразовании на практике в западно-европейских странах и США? В западно-европейских странах и США эта проблема разработана и решается через систему повышения квалификации и самообразование. Существуют разные формы повышения квалификации – чтение специальной литературы и рациональное использование других источников научной информации, слушание лекций. Хороший специалист, как правило, следит за достижениями науки, принимая участие в научно-практических конференциях, семинарах, внося свой вклад и в теоретическую базу, распространяя результаты своих наблюдений через выступления на конференциях, публикации в журналах. Более того, чтобы профессионально расти, занять более высокую должность и продвинуться по службе учитывается объем научных работ и публикаций. Не случайно в США распространен девиз: «Публикуйся, иначе погибнешь» [7, с. 87].

Говоря о самообразовании, зарубежные ученые – теоретики и практики – имеют в виду переподготовку, самоподготовку, самовоспитание и самосовершенствование в теории и практике деятельности, в методах работы, основах знаний практического направления, в средствах и приемах коммуникации, владении профессиональными базовыми навыками.

Самообразование рассматривается многими европейскими и американскими исследователями как «целенаправленная систематическая познавательная деятельность, управляемая самой личностью, служащая для совершенствования ее образования», а также как «непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которой расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии человека» [8, с. 187].

Уровень соотношения своего и чужого опыта различен у разных работников, поэтому дифференциация является существенным принципом самообразования и повышения квалификации. В США, например, считают целесообразным комплектование групп, с разными по стажу деятельности работниками; по целям и характеру деятельности, нацеленных на самостоятельность, на исследовательскую работу и т.п.

Используются такие активные способы организации обучения, как выездные сборы, экскурсии, «практические кейсы», т.е. случаи из жизни «критическая единичная ситуация» («critical incident case»), «последующая ситуация» («next – stage case»), «реальная ситуация» («live case»), «ситуация принятия основного решения» («major issue case»). В последние десятилетия арсенал форм повышения квалификации, особенно практическая часть, пополнилась такими нововведениями, как драматизация, ролевые игры, деловые игры, моделирование и т.д.) Все эти элементы позволяют разнообразить процесс профессионального самосовершенствования, повысить его эффективность, являются составной частью системы образования и органично дополняют ее.

Справедливости ради, большинство из перечисленных форм организации самообразовательной работы хорошо известны в нашей стране. При этом самым главным остается фундамент – способность сохранить и реализовывать себя, не утратить своей индивидуальности, даже подражая лучшим образцам. Разумное стремление, направленное на преодоление разобщенности знаний и укрепление межпредметных связей, имеющее особое значение при самоподготовке исходит из прагматических, утилитарных целей, позволяя сконцентрироваться вокруг проблем местного масштаба, решение которых потребует привлечения знаний из самых различных областей, в том числе и знания иностранных языков.

В нашем регионе начали свою деятельность такие предприятия, как «Расстал», «Северсталь-авто», международные компании Daimler, Mercedes, Zahnradfabrik, Sollers. Они нанимают на работу высококвалифицированных специалистов, хорошо владеющих иностранными языками. Изучать языки, общаться на иностранных языках помогают курсы иностранных языков в филиале КФУ в Набережных Челнах. Они направлены на изучение английского и немецкого языков по пяти уровням сложности для всех желающих. Например, курсы по немецкому языку тесно сотрудничают с немецкой службой академических обменов (ДААД), и слушатели курсов имеют возможность участвовать в стипендиальных программах и стажироваться в Германии [4, с. 118].

Таким образом, в России организация самообразования и самосовершенствования рассматривается сегодня не просто как освоение базового курса с некоторой переподготовкой в последующем, а как непрерывный процесс на протяжении всех лет работы специалиста. Самообразование, саморазвитие являются важнейшим аспектом конкурентоспособности на рынке труда.