Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

READY TO WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES STUDENTS OF PEDAGOGICAL COLLEGE

Gerasimovа S.N. 1 Evtushenko I.V. 1
1 Moscow State Pedagogical University
2605 KB
Among the challenges of modern preschool education reveals the need for optimization and improvement of the system of vocational education in the teaching field of «Preschool education; Special preschool education». Features of formation defectological competencies, learning different types of job functions, labor action in the profession of the future tutors of preschool education have been little studied in domestic science and practice. Along with this, the actual needs of the practice in the study, development and identifying ways to address this issue. The authors found that for optimal training in secondary vocational education for future teachers need to pay more attention to the processes of training and correction of violations of children with disabilities. The modern system of secondary vocational education aimed at training professional mobility of graduates, competitive employment, ready to continue their education in institutions of higher education. The article presents the results of master’s studies to identify specific (defectological) competence at students of pedagogical college.
professional training
professional competencies
students with disabilities
educator

В процессе реализации Государственного контракта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования» перед исполнителями стояли задачи:

– создание пилотной площадки по апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование (Учитель-дефектолог) в режиме сетевого взаимодействия образовательных организаций;

– апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование (Учитель-дефектолог) в режиме сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования (промежуточная аттестация).

Пилотными площадками для реализации проекта выступили ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова и ГБОУ СПО «Педагогический колледж № 10» города Москвы. В нашем магистерском исследовании представлены результаты сетевого взаимодействия вуза и педагогического колледжа, направленного на совершенствование педагогического образования.

Актуальность исследования. Происходящие в нашей стране преобразования в системе профессиональной подготовки будущих педагогов определили необходимость включения компетентностного подхода в подготовку специалистов в системе среднего профессионального образования. Данный подход предполагает повышение качества образования выпускников за счет сформированности у них компетенций, соответствующих запросам работодателей в различных сферах деятельности [1–10].

Цель исследования: определение, теоретическое и экспериментальное обоснование методических материалов по выявлению специальных (дефектологических) компетенций у студентов в условиях среднего профессионального образования.

Объект исследования: процесс формирования специальных (дефектологических) компетенций у студентов колледжа.

Предмет исследования: специальные (дефектологические) компетенции, формируемые у студентов в условиях среднего профессионального образования.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность процесса формирования специальных (дефектологических) компетенций у студентов педагогического колледжа повысится, если:

– учитываются особенности формирования компетенций у студентов среднего профессионального образования в различных общепедагогических профессиях;

– обеспечивается внедрение педагогической модели процесса формирования специальных (дефектологических) компетенций у студентов среднего профессионального образования общепедагогических профессий, включающей следующие компоненты: цель, задачи, организационные формы, методы, средства, педагогические условия, результат;

– определены критерии и показатели, позволяющие отслеживать динамику формирования специальных (дефектологических) компетенций у студентов среднего профессионального образования общепедагогических профессий и результативность применения этих компетенций в педагогической практике;

– выявлены уровни сформированности специальных (дефектологических) компетенций у студентов среднего профессионального образования общепедагогических профессий: низкий, средний и высокий;

– учитывается и последовательно реализуется совокупность основных взаимосвязанных педагогических условий эффективности формирования специальных (дефектологических) компетенций у студентов общепедагогических профессий в условиях среднего профессионального образования.

Поставленная цель и сформулированная гипотеза определили следующие задачи исследования.

Задачи исследования:

1. Уточнить понятия «компетенция», «специальные (дефектологические) компетенции», «процесс формирования специальных (дефектологических) компетенций», раскрыть своеобразие формирования специальных (дефектологических) компетенций у студентов общепедагогических профессий в условиях среднего профессионального образования.

2. Определить критерии, показатели, выявить и охарактеризовать уровни применения на практике специальных (дефектологических) компетенций у студентов общепедагогических профессий.

3. Разработать и апробировать методические материалы по формированию специальных (дефектологических) компетенций у студентов общепедагогических профессий.

4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить совокупность педагогических условий эффективности формирования специальных (дефектологических) компетенций у студентов общепедагогических профессий в условиях среднего профессионального образования.

Практическая значимость исследования обусловлена острой необходимостью в подготовке будущих специалистов к процессу обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. Результаты исследования могут быть полезными при формировании профессиональных компетенций у студентов колледжей, как педагогического, так и непедагогического образования. Методические рекомендации могут использоваться преподавателями и студентами высших и средних профессиональных образовательных организаций, изучающими специальную педагогику и специальную психологию, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ по коррекционной и специальной педагогике и психологии.

Исследование проводилось в период с 15 сентября 2014 года по 20 июня 2015 года. В нем приняли участие 59 студентов, девушек в возрасте 17–18 лет, обучавшихся по специальностям:

– 44.02.01 дошкольное образование

– 44.02.04 специальное дошкольное образование.

Характерной особенностью абитуриентов, поступающих на специальность «Дошкольное образование» является определенная идеализация будущей профессии, поскольку они не предполагают, что воспитателю детей дошкольного возраста приходится работать не только с детьми с сохранным развитием, но и с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья. Абитуриенты, поступающие на специальность «Специальное дошкольное образование», представляют, что они будут работать логопедами, и не осознают, что профессиональные компетенции, формируемые в организации среднего профессионального образования, не позволяют занимать должности учителя-дефектолога или учителя-логопеда, предполагающие наличие высшего образования – специалитета или магистратуры.

Анализ профессиональных компетенций, формируемых у студентов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, позволил сделать вывод об отсутствии среди данного перечня такой профессионально значимой компетенции, как положительное отношение будущих воспитателей к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Для проведения экспериментального изучения сформированности специальных (дефектологических) компетенций у студентов среднего профессионального образования мы выделили в качестве основных компетенций (или компонентов компетентности) следующие:

– мотивационно-личностная компетентность – готовность к обеспечению специфических коррекционно-образовательных и социокультурных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в различные возрастные периоды, формирование толерантного отношения в обществе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и их семьям;

– теоретико-методическая компетентность – владение знаниями, умениями, навыками, необходимыми воспитателю для осуществления профессиональной деятельности в области обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

– диагностическая компетентность – владение способами комплексного психолого-педагогического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья, с целью прогнозирования хода их дальнейшего развития и организации психолого-медико-педагогического сопровождения;

– педагогическая (воспитательская) компетентность – владение методами и способами коррекционного воздействия на личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью создания адекватных условий его воспитания и развития.

Для изучения сформированности мотивационно-личностной, диагностической и методической компетентности мы использовали опрос студентов по разработанной нами анкете, а также тест коммуникативной толерантности.

Анкета состояла из 9 вопросов, касающихся отношения студентов к обучению, воспитанию и общению детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью анкетирования выступило выявление отношения студентов, обучающихся по направлениям «Дошкольное образование» и «Специальное дошкольное образование», к обучению, воспитанию и общению детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с нормально развивающимися сверстниками. Проведение со студентами теста коммуникативной толерантности было направлено на проверку наличия у студентов готовности внутренне принимать индивидуальные различия окружающих людей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

При проведении анализа анкетирования мы выявили, что на первый вопрос (каким образом может быть решена проблема приспособления детей с ограниченными возможностями здоровья к жизни общества) около 17 % студентов ответили, что воспитывать детей с ограниченными возможностями здоровья надо отдельно от нормально развивающихся детей, 25,4 % студентов согласны с совместным обучением, а 57,6 % опрошенных затруднились с ответом.

При ответе на второй вопрос (обучение каких категорий детей с ограниченными возможностями здоровья возможно в условиях общеобразовательной школы или обычного детского сада): 8,5 % студентов считают, что возможно совместное обучение детей с нарушениями слуха и нормально развивающихся детей, а 91,5 % студентов считают, что невозможно. С утверждением о совместном обучении детей с нарушением зрения и нормально развивающимися детьми, согласны 25,4 % студентов, не согласны – 74,5 % студентов. Все студенты считают, что возможно совместное обучение детей с нарушениями речи с нормально развивающимися детьми. Поддержали совместное обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 42,4 % студентов. Допустили возможность инклюзивного образования для детей с нарушениями интеллекта 25,4 % респондентов.

Третий вопрос анкеты (какие положительные моменты для нормально развивающихся детей могут возникнуть в процессе совместного обучения, воспитания) дал следующие ответы: 8,5 % студентов предположили, что нормально развивающийся ребенок станет добрее; 25,4 % студентов считают, обычный ребенок научится помогать нуждающимся в помощи; 10,2 % студентов считают приоритетом овладение опытом сочувствия и сострадания; 40,7 % студентов выделили возможность формирования терпимости (толерантности); 15,2 % студентов предположили, что это расширит представления обычного ребенка о жизни общества.

При ответе на четвертый вопрос (какие отрицательные моменты для обычных детей могут возникнуть в процессе совместного обучения, воспитания): 10,2 % студентов считают, что это негативно скажется на интересе к учебе; 15,2 % студентов считают, что у нормально развивающихся детей произойдет снижение успеваемости и темпа развития; 33,9 % студентов прогнозируют возникновение конфликтов в детском коллективе, 33,9 % студентов считают, что в результате искусственной инклюзии уменьшится внимание педагогов и воспитателей к обычным детям; и только 6,8 % студентов не видят в совместном обучении отрицательных моментов.

При ответе на пятый вопрос (какие положительные моменты для ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его родителей возникнут в случае совместного обучения, воспитания): 13,5 % студентов считают, что ребенок с детских лет научится взаимодействовать с обычными детьми; 11,9 % студентов считают, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья может получить дополнительную поддержку со стороны сверстников; 28,8 % студентов считают, что, общаясь с нормальными сверстниками, ребенок с ограниченными возможностями здоровья будет более активно развиваться; 25,4 % студентов считают, что для родителей факт обучения их ребенка в общеобразовательной школе, детском саду положительно скажется на эмоциональном состоянии; 20,4 % студентов не выделяют никаких положительных обстоятельств от совместного обучения.

Анализ данных шестого вопроса (какие отрицательные моменты для ребенка с особыми образовательными потребностями и его родителей могут возникнуть при совместном обучении, воспитании) показал: 27,1 % студентов считают, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья не в состоянии самостоятельно проявить себя в коллективе нормально развивающихся сверстников; 33,9 % студентов предположили, что учебная нагрузка, рассчитанная на обычных детей, не адаптированная с учетом особых образовательных потребностей, усугубит неустойчивое физическое и психическое самочувствие детей данной категории; 10,2 % опрошенных прогнозируют отторжение со стороны обычных сверстников; 16,9 % студентов полагают, что неуспешность в обучении и коллективных играх с нормально развивающимися детьми снизит самооценку, уверенность в своих силах ребенка с ограниченными возможностями здоровья; 11,9 % студентов считают, что уделенное ребенку с особыми образовательными потребностями внимание педагогов, воспитателей будет недостаточным для успешного усвоения материала.

В седьмом вопросе (при каких условиях возможно введение системы совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями в образовательных организациях) ответы были сформулированы следующим образом: 25,4 % студентов предположили, что такими условиями должны стать сокращение наполняемости обучающихся в классах, воспитанников в группах; 40,7 % студентов убеждены в необходимости наличия специального оборудования; 33,9 % студентов не смогли сформулировать ответ на данный вопрос.

На восьмой вопрос анкеты (какими дополнительными умениями и навыками должны владеть педагоги, воспитатели, работающие в условиях инклюзивного образования) ответы распределились таким образом: 42,4 % студентов считают, что педагоги должны любить детей и быть более терпимыми; 40,7 % студентов считают, что необходимы дополнительные медицинские знания; 16,9 % студентов затруднялись ответить.

В девятом вопросе студенты должны были написать, какие диагностические средства необходимы для оценки успешности обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. На этот вопрос были даны односложные ответы: различные тесты и методики. Конкретные методики ни один из 59 студентов не указал.

После проведения анкетирования было проведено тестирование студентов по тесту коммуникативной толерантности. Этот тест был направлен на выявление мотивационно-личностной и педагогической компетентности у студентов педагогического колледжа.

В результате проведения констатирующего эксперимента мы выявили несформированность у студентов третьего курса педагогического колледжа таких специальных (дефектологических) компетенций, как мотивационно-личностные и теоретико-методические компетенции. Данный факт послужил основанием для проведения формирующего эксперимента.