В процессе реализации Государственного контракта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования» перед исполнителями стояли задачи:
– создание пилотной площадки по апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование (Учитель-дефектолог) в режиме сетевого взаимодействия образовательных организаций;
– апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование (Учитель-дефектолог) в режиме сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования (промежуточная аттестация).
Пилотными площадками для реализации проекта выступили ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова и ГБОУ СПО «Педагогический колледж № 10» города Москвы. В нашем магистерском исследовании представлены результаты сетевого взаимодействия вуза и педагогического колледжа, направленного на совершенствование педагогического образования.
Актуальность исследования. Происходящие в нашей стране преобразования в системе профессиональной подготовки будущих педагогов определили необходимость включения компетентностного подхода в подготовку специалистов в системе среднего профессионального образования. Данный подход предполагает повышение качества образования выпускников за счет сформированности у них компетенций, соответствующих запросам работодателей в различных сферах деятельности [1–10].
Цель исследования: определение, теоретическое и экспериментальное обоснование методических материалов по выявлению специальных (дефектологических) компетенций у студентов в условиях среднего профессионального образования.
Объект исследования: процесс формирования специальных (дефектологических) компетенций у студентов колледжа.
Предмет исследования: специальные (дефектологические) компетенции, формируемые у студентов в условиях среднего профессионального образования.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность процесса формирования специальных (дефектологических) компетенций у студентов педагогического колледжа повысится, если:
– учитываются особенности формирования компетенций у студентов среднего профессионального образования в различных общепедагогических профессиях;
– обеспечивается внедрение педагогической модели процесса формирования специальных (дефектологических) компетенций у студентов среднего профессионального образования общепедагогических профессий, включающей следующие компоненты: цель, задачи, организационные формы, методы, средства, педагогические условия, результат;
– определены критерии и показатели, позволяющие отслеживать динамику формирования специальных (дефектологических) компетенций у студентов среднего профессионального образования общепедагогических профессий и результативность применения этих компетенций в педагогической практике;
– выявлены уровни сформированности специальных (дефектологических) компетенций у студентов среднего профессионального образования общепедагогических профессий: низкий, средний и высокий;
– учитывается и последовательно реализуется совокупность основных взаимосвязанных педагогических условий эффективности формирования специальных (дефектологических) компетенций у студентов общепедагогических профессий в условиях среднего профессионального образования.
Поставленная цель и сформулированная гипотеза определили следующие задачи исследования.
Задачи исследования:
1. Уточнить понятия «компетенция», «специальные (дефектологические) компетенции», «процесс формирования специальных (дефектологических) компетенций», раскрыть своеобразие формирования специальных (дефектологических) компетенций у студентов общепедагогических профессий в условиях среднего профессионального образования.
2. Определить критерии, показатели, выявить и охарактеризовать уровни применения на практике специальных (дефектологических) компетенций у студентов общепедагогических профессий.
3. Разработать и апробировать методические материалы по формированию специальных (дефектологических) компетенций у студентов общепедагогических профессий.
4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить совокупность педагогических условий эффективности формирования специальных (дефектологических) компетенций у студентов общепедагогических профессий в условиях среднего профессионального образования.
Практическая значимость исследования обусловлена острой необходимостью в подготовке будущих специалистов к процессу обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. Результаты исследования могут быть полезными при формировании профессиональных компетенций у студентов колледжей, как педагогического, так и непедагогического образования. Методические рекомендации могут использоваться преподавателями и студентами высших и средних профессиональных образовательных организаций, изучающими специальную педагогику и специальную психологию, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ по коррекционной и специальной педагогике и психологии.
Исследование проводилось в период с 15 сентября 2014 года по 20 июня 2015 года. В нем приняли участие 59 студентов, девушек в возрасте 17–18 лет, обучавшихся по специальностям:
– 44.02.01 дошкольное образование
– 44.02.04 специальное дошкольное образование.
Характерной особенностью абитуриентов, поступающих на специальность «Дошкольное образование» является определенная идеализация будущей профессии, поскольку они не предполагают, что воспитателю детей дошкольного возраста приходится работать не только с детьми с сохранным развитием, но и с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья. Абитуриенты, поступающие на специальность «Специальное дошкольное образование», представляют, что они будут работать логопедами, и не осознают, что профессиональные компетенции, формируемые в организации среднего профессионального образования, не позволяют занимать должности учителя-дефектолога или учителя-логопеда, предполагающие наличие высшего образования – специалитета или магистратуры.
Анализ профессиональных компетенций, формируемых у студентов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, позволил сделать вывод об отсутствии среди данного перечня такой профессионально значимой компетенции, как положительное отношение будущих воспитателей к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Для проведения экспериментального изучения сформированности специальных (дефектологических) компетенций у студентов среднего профессионального образования мы выделили в качестве основных компетенций (или компонентов компетентности) следующие:
– мотивационно-личностная компетентность – готовность к обеспечению специфических коррекционно-образовательных и социокультурных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в различные возрастные периоды, формирование толерантного отношения в обществе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и их семьям;
– теоретико-методическая компетентность – владение знаниями, умениями, навыками, необходимыми воспитателю для осуществления профессиональной деятельности в области обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
– диагностическая компетентность – владение способами комплексного психолого-педагогического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья, с целью прогнозирования хода их дальнейшего развития и организации психолого-медико-педагогического сопровождения;
– педагогическая (воспитательская) компетентность – владение методами и способами коррекционного воздействия на личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью создания адекватных условий его воспитания и развития.
Для изучения сформированности мотивационно-личностной, диагностической и методической компетентности мы использовали опрос студентов по разработанной нами анкете, а также тест коммуникативной толерантности.
Анкета состояла из 9 вопросов, касающихся отношения студентов к обучению, воспитанию и общению детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью анкетирования выступило выявление отношения студентов, обучающихся по направлениям «Дошкольное образование» и «Специальное дошкольное образование», к обучению, воспитанию и общению детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с нормально развивающимися сверстниками. Проведение со студентами теста коммуникативной толерантности было направлено на проверку наличия у студентов готовности внутренне принимать индивидуальные различия окружающих людей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
При проведении анализа анкетирования мы выявили, что на первый вопрос (каким образом может быть решена проблема приспособления детей с ограниченными возможностями здоровья к жизни общества) около 17 % студентов ответили, что воспитывать детей с ограниченными возможностями здоровья надо отдельно от нормально развивающихся детей, 25,4 % студентов согласны с совместным обучением, а 57,6 % опрошенных затруднились с ответом.
При ответе на второй вопрос (обучение каких категорий детей с ограниченными возможностями здоровья возможно в условиях общеобразовательной школы или обычного детского сада): 8,5 % студентов считают, что возможно совместное обучение детей с нарушениями слуха и нормально развивающихся детей, а 91,5 % студентов считают, что невозможно. С утверждением о совместном обучении детей с нарушением зрения и нормально развивающимися детьми, согласны 25,4 % студентов, не согласны – 74,5 % студентов. Все студенты считают, что возможно совместное обучение детей с нарушениями речи с нормально развивающимися детьми. Поддержали совместное обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 42,4 % студентов. Допустили возможность инклюзивного образования для детей с нарушениями интеллекта 25,4 % респондентов.
Третий вопрос анкеты (какие положительные моменты для нормально развивающихся детей могут возникнуть в процессе совместного обучения, воспитания) дал следующие ответы: 8,5 % студентов предположили, что нормально развивающийся ребенок станет добрее; 25,4 % студентов считают, обычный ребенок научится помогать нуждающимся в помощи; 10,2 % студентов считают приоритетом овладение опытом сочувствия и сострадания; 40,7 % студентов выделили возможность формирования терпимости (толерантности); 15,2 % студентов предположили, что это расширит представления обычного ребенка о жизни общества.
При ответе на четвертый вопрос (какие отрицательные моменты для обычных детей могут возникнуть в процессе совместного обучения, воспитания): 10,2 % студентов считают, что это негативно скажется на интересе к учебе; 15,2 % студентов считают, что у нормально развивающихся детей произойдет снижение успеваемости и темпа развития; 33,9 % студентов прогнозируют возникновение конфликтов в детском коллективе, 33,9 % студентов считают, что в результате искусственной инклюзии уменьшится внимание педагогов и воспитателей к обычным детям; и только 6,8 % студентов не видят в совместном обучении отрицательных моментов.
При ответе на пятый вопрос (какие положительные моменты для ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его родителей возникнут в случае совместного обучения, воспитания): 13,5 % студентов считают, что ребенок с детских лет научится взаимодействовать с обычными детьми; 11,9 % студентов считают, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья может получить дополнительную поддержку со стороны сверстников; 28,8 % студентов считают, что, общаясь с нормальными сверстниками, ребенок с ограниченными возможностями здоровья будет более активно развиваться; 25,4 % студентов считают, что для родителей факт обучения их ребенка в общеобразовательной школе, детском саду положительно скажется на эмоциональном состоянии; 20,4 % студентов не выделяют никаких положительных обстоятельств от совместного обучения.
Анализ данных шестого вопроса (какие отрицательные моменты для ребенка с особыми образовательными потребностями и его родителей могут возникнуть при совместном обучении, воспитании) показал: 27,1 % студентов считают, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья не в состоянии самостоятельно проявить себя в коллективе нормально развивающихся сверстников; 33,9 % студентов предположили, что учебная нагрузка, рассчитанная на обычных детей, не адаптированная с учетом особых образовательных потребностей, усугубит неустойчивое физическое и психическое самочувствие детей данной категории; 10,2 % опрошенных прогнозируют отторжение со стороны обычных сверстников; 16,9 % студентов полагают, что неуспешность в обучении и коллективных играх с нормально развивающимися детьми снизит самооценку, уверенность в своих силах ребенка с ограниченными возможностями здоровья; 11,9 % студентов считают, что уделенное ребенку с особыми образовательными потребностями внимание педагогов, воспитателей будет недостаточным для успешного усвоения материала.
В седьмом вопросе (при каких условиях возможно введение системы совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями в образовательных организациях) ответы были сформулированы следующим образом: 25,4 % студентов предположили, что такими условиями должны стать сокращение наполняемости обучающихся в классах, воспитанников в группах; 40,7 % студентов убеждены в необходимости наличия специального оборудования; 33,9 % студентов не смогли сформулировать ответ на данный вопрос.
На восьмой вопрос анкеты (какими дополнительными умениями и навыками должны владеть педагоги, воспитатели, работающие в условиях инклюзивного образования) ответы распределились таким образом: 42,4 % студентов считают, что педагоги должны любить детей и быть более терпимыми; 40,7 % студентов считают, что необходимы дополнительные медицинские знания; 16,9 % студентов затруднялись ответить.
В девятом вопросе студенты должны были написать, какие диагностические средства необходимы для оценки успешности обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. На этот вопрос были даны односложные ответы: различные тесты и методики. Конкретные методики ни один из 59 студентов не указал.
После проведения анкетирования было проведено тестирование студентов по тесту коммуникативной толерантности. Этот тест был направлен на выявление мотивационно-личностной и педагогической компетентности у студентов педагогического колледжа.
В результате проведения констатирующего эксперимента мы выявили несформированность у студентов третьего курса педагогического колледжа таких специальных (дефектологических) компетенций, как мотивационно-личностные и теоретико-методические компетенции. Данный факт послужил основанием для проведения формирующего эксперимента.