Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,007

MOTIVES ARRIVALS TO OF FUTURE TEACHERS PEDAGOGICAL FACULTY OF TEACHER TRAINING UNIVERSITIES AND MOTIVES OF SUCCESS IN PROFESSIONAL ACTIVITY

Nikolskaya O.L. 1
1 Tomsk State Pedagogical University
2590 KB
In psychology, there are plenty of theories of motivationin the article considered by five main of approaches: the motive as a goal, as the need for a motive, a motive as the intent, motive as a stable property of the individual motive as a motivation. In the work investigated the motives of of receipt of students in the Pedagogical institution and carried their grouping. Motives are related to basic approaches to motivation. The possibility of using the interpretation of of data provided by the for the installation of character of motives: internal, external; and identifying of specific features of vocational choice by students of pedagogical high school. It is actual in the implementation of of an individual approach in building conditions for further formation of positive motivation to the profession in the educational process of the university, keeping attention on the fact that the motivational sphere is rather dynamic: the importance and influence individual motifs vary (changes accordingly and the hierarchy of motives). Various factors can to alter this the hierarchy and so the task of teachers to maintain a positive motivation to the teaching professionthat will further contribute to a successful career.
motivation theory
approaches to motivation
the hierarchy of motives
successful professional activity

Современному обществу необходим педагог, обладающий личностным потенциалом, с высоким уровнем направленности на педагогическую профессию, увлеченный работой с подрастающим поколением. Рассматривая профессиональную деятельность с позиции творчества, выделяют следующие ее компоненты: мотивационно-личностный: направленность на профессиональную деятельность, на её успешное осуществление, на профессиональное совершенствование, профессиональное самоутверждение, овладение профессиональным знанием; профессионально-деятельностный – овладение профессиональными навыками и умениями на уровне мастерства и новаторства, поиск и внедрение новых форм и методов работы, развитие воображения, интуиции, креативности [3]. Обратимся к более подробному рассмотрению мотивационно-личностного компонента педагогической профессиональной деятельности. Современные исследования показывают: «Развитие современного научного знания в области педагогической психологии порождает новые тенденции в понимании содержания и детерминации профессионального успеха субъекта педагогической деятельности. Сегодня акцент ставится на развитии субъектности профессионала антропоцентрического типа, его способности проектировать, прогнозировать и организовывать саморазвитие в контексте профессионального пути» [1].

Понятие «мотив» (от лат. movere – двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение [2].

Все философы античности значительное внимание уделяли изучению побуждений человека, нашедших своё отражение в работах Платона и Аристотеля. Платон возлагал обуздание побуждений на силу разума, а Аристотель считал, что человек способен формировать нравственные аффекты благодаря своему личному опыту, систематическому обучению. Тем самым мотив наделялся нравственным знаком, определяющим смысл реального действия – поступка. Сам же поступок приобретал роль творческого начала характера /личности/ [4].

Курт Левин разработал принцип психической причинности, где движущим фактором поведения служит «мотивационная напряженность жизненного пространства». Левин считал, что объяснить поведение человека можно только из тех отношений, которые складываются у личности с её непосредственной, конкретной средой в данный микроинтервал времени, а прошлый опыт может влиять лишь тогда, когда он актуален. Мотив выступает в качестве силы, которая действует объективно, в границах жизненного пространства, а не в замкнутом пространстве сознания субъекта – этими положениями объяснялся монизм Левина [4].

Возникает вопрос: «Какие мотивы послужили причиной прихода в педвуз будущих педагогов, какова их ориентация на будущую профессию? Какой путь проделали они до прихода в вуз?»

Мотивация как процесс пробуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решения. Этот процесс психологически осложняется еще тем, что не всегда реально мотивы осознаются человеком актуально. Иначе говоря, мотивы при подготовке и выполнении действий часто обнаруживают себя только после того, как соответствующее действие уже совершено. Так и в нашем исследовании изучены мотивы поступления в педагогический вуз уже после того как абитуриенты стали первокурсниками.

Материалы и методы исследования

Для выяснения мотивов поступления в вуз было дано задание (участвовали студенты I курса Томского государственного педагогического университета – бакалавриат по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование», профили «Начальное образование» и «Дополнительное образование», квалификация – бакалавр). Возрастной состав испытуемых – 18–19 лет. Общее количество составило 35 человек, из них один юноша, остальные 34 – девушки. Форма проведения эксперимента – групповая. Использовались следующие методики:

– модифицированный тест Д. Холланда «методика психологического самоопределения»;

– дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова;

– методика (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реан) «Ваше отношение к избранной профессии»;

– ориентационная анкета «Определение направленности личности»;

– эмпирический метод (анализ продуктов деятельности), а именно мини-сочинения на тему «Как я попал(а) в ТГПУ».

Основные задачи исследования:

– определить уровень сформированности мотивации выбора профессии у студентов (высокий, средний, низкий);

– выяснить качественные характеристики (внутренние или внешние мотивы);

– определить склонности учащихся к определенной группе профессий и соответствие группе профессий «человек–человек»;

– выявить, что именно побудило избрать данную профессию и насколько чётки, аргументированны мотивы выбора;

– определить направленность личности.

Результаты исследования и их обсуждение

Были получены следующие результаты:

Результаты диагностики (ДДО) Е.А. Климова показали, что большинство поступивших (70 % студентов) имеют ярко выраженную склонность к типу профессий «человек–человек», что соответствует избранной профессии педагога. Остальные имеют склонности к другим типам профессий, причем неярко выраженные.

В ходе исследования факторов привлекательности-непривлекательности профессий применена методика (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реан) «Ваше отношение к избранной профессии» и получены наиболее часто выбранные студентами факторы:

(18) (+) – «важнейшая для общества профессия»;

(7) (+) – «работа с людьми»;

(7) (+) – «работа соответствует способностям»;

(3) (–) – «работа вызывает переутомление»;

Мотивы поступлений в ТГПУ классифицированы нами по результатам анализа мини-сочинений. Выявлено 5 основных мотивов поступления на педагогический факультет.

Мотив № 1. Мотив как цель. Суть подхода. Распространенность этой точки зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопрос: «Зачем и для чего осуществляется поведение?», т.е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека (А.Н. Леонтьев и др.) В четырех работах (мини-сочинениях), мотив поступления на педагогический факультет можно рассматривать как цель. Однако целью, скорее, является понравившийся город, вуз, но не профессия:

1. «Понравился город Томск, т.к. здесь учились сестры-братья».

2. «В Томске училась моя сестра, и ей очень понравился этот город, университет, люди, и так как у меня была альтернатива, я выбрала ТГПУ. Новый город, новые люди, знакомства, новый образ жизни».

3. Я с 4 класса решила поступать в Томск. Собиралась в ТГУ, но прошла только в ТГПУ.

Мотивом № 1 обладают 14,28 % студентов первокурсников.

Мотив № 2. Мотив как потребность. Суть подхода: эта точка зрения на мотив даёт ответ на вопрос: «Почему осуществляется активность человека»?, поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека на преобразование среды с целью удовлетворения нужды (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Г. Ковалёв и др.) Наличие мотива как потребности подтверждается эмоциональным отношением к будущей профессии – любовь к детям, гордость за то, что есть возможность стать «первым учителем», профессию педагога студенты называют «мечтой детства». Проявляется активное стремление к контакту с детьми, интерес к ним.

1. «Как я попала в ТГПУ? Наверное, из-за любви к детям, работа с детьми намного легче, интереснее, приятнее, нежели работа со взрослыми, идя работать с детьми в начальные классы, ты становишься для них первым учителем, начальной точкой в жизнь. И это очень приятно, наверное, это и стало причиной, чтобы стать учителем».

2. «Любовь к детям – вот причина выбора профессии».

3. «Как же я оказалась в стенах именно этого университета? ... Итак, начнем, пожалуй, с того, почему именно педагогика. Ну, во-первых, об этом я мечтала с детства, что именно дети, и не просто дети, а именно малыши, которые впервые пришли в школу, сели за парты».

4. «Желание работать с детьми («Я всегда хотела стать человеком, который бы работал с детьми, поэтому … стремилась попасть в ТГПУ)».

5. «В Педагогический университет меня привела мечта детства…».

6. «Я всегда хотела стать учителем или врачом. В итоге я решила, что дети мне ближе. Контакт с детьми мне находить легко. А учитель ближе всего к детям. Вот так я и решила прийти сюда!».

7. «Как я попала на педагогический факультет? С детства я хотела стать учителем. Когда подросла, поговорила с педагогами и решила, что больше всего хочу стать учителем начальных классов. Сдала экзамены, подала документы и стала студенткой педагогического факультета».

8. «Примерно 3 года назад я попробовала себя в роли инструктора в отряде. Мне понравилось, и к тому же, я заметила, что дети ко мне тянутся. ТГПУ не был моей мечтой, но для себя я решила, что если я и буду учителем, то только младших классов. Поэтому я взяла целевое направление в ТГПУ «на начальное образование», и вот я здесь.

9. «Прежде чем выбрать эту профессию, я решила провести уроки у начальных классов на День Учителя. Мне очень понравилось. Дети оказались очень сообразительными и работать с ними было интересно. Поэтому я решила выбрать именно эту профессию».

10. «Как-то раз мне выпал случай вести уроки у начальных классов. Для меня эти уроки пролетели незаметно, мне нравилось помогать малышам, учить их чему-то, и с этого дня я загорелась желанием работать в начальных классах, ведь учитель начальных классов закладывает основу знаний у детей. Я успешно сдала экзамены, подала документы, и .. и вот я здесь».

11. «На самом деле я люблю детей. Кроме того, я люблю всех воспитывать и учить. С детства я проводила уроки своему младшему брату; у нас была доска, журнал, учебники, тетради, все как полагается».

12. «Моя мечта с самого детства была стать учителем, потому что я очень сильно люблю детей, и как ни странно, они любят меня в ответ...».

13. «Мне очень нравится проводить время с детьми, поэтому я давно решила, что именно сюда поступлю. Я шла к своей цели долгое время, и вот я здесь. В школе я проводила несколько уроков с начальными классами, и это здорово – научить чему-то новому детей».

14. «Профессия «учитель» мне всегда нравилась. Очень часто я представляла себя в этой роли. Любовь к детям подтолкнула выбрать факультет. И вот теперь я готова с полной самоотдачей получать знания в университете, чтобы впоследствии передать подрастающему поколению».

Эмоциональное отношение к своей будущей профессии ярко проявляется также, когда будущие педагоги наблюдают своих самых родных людей: маму, бабушку – в процессе работы педагогом. Поэтому можно сделать вывод, что пример педагогов в школе, пример мамы, бабушки – учителей, где учились в детстве, является достаточно значимым мотивом для поступления в вуз:

1. «Я с детства хотела быть учителем, мечтала работать с детьми. Когда училась в начальных классах оставалась после уроков одна в кабинете и представляла себя учителем. И вот когда я наконец закончила школьную жизнь, решила попробовать поступить в ТГПУ. Когда поступила, моей радости не было предела. Надеюсь, что моя мечта сбудется и я окончу университет и буду обучать детей в реальной жизни».

2. «Все своё детство, смотря на бабушку, которая больше 55 лет проработала в школе с начальными классами, я мечтала, что когда-то тоже посвящу себя этой деятельности. С самого раннего детства я находилась в этой атмосфере, приходя к ней на уроки и помогая проверять тетради. Когда пришло время выбирать учебное заведение, я, не задумываясь, выбрала этот университет. Слишком тяжело далось поступление, но все же вышло, как было задумано».

Мотивом № 2 обладают 74,28 % студентов-первокурсников. Часто он сочетается с мотивом как намерением – мотив № 3. Суть подхода: мотив тогда выступает в качестве намерения, когда человек либо принимает решение, либо когда цель деятельности отдалена и её достижение отсрочено. В намерении присутствует влияние потребности и интеллектуальной активности человека, связанное с осознанием средств достижения (Д.А. Леонтьев и др.). Такому типу мотивов соответствуют мини-сочинения № 8, № 10, № 14.

Мотив № 4. Мотив рассматривается как устойчивое свойство личности. Сторонники этого подхода считают, что устойчивые черты личности обусловливают поведение и стимулы. К мотивационным чертам личности обычно относится тревожность, агрессивность, уровень притязаний, сопротивляемость фрустрации и др. (М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин и др.). Подтвердить существование или отсутствие этого вида мотивов планируется в дальнейших исследованиях.

Мотив № 5. Мотив как побуждение. Поскольку мотивация детерминирует не только физиологические, сколько психические реакции, то она связана с осознанием стимула и приданием ему какой-либо значимости. Поэтому большинство сторонников этого подхода считают, что мотив это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к поступку (И.А. Джидарьян, В.Н. Мясищев).

Мотив как побуждение (в мини-сочинениях) проявляется как осознанное побуждение студентов, которое проявилось в связи с профессиональной ориентацией в школе, в частности при участии школьного психолога.

«Я долго думала, кем быть. К концу 9 класса все учителя и родители постоянно задавали мне этот вопрос, но ответить на этот вопрос я не могла сначала. Я хотела стать стоматологом, но с химией у меня были проблемы. Потом я решила, что быть бухгалтером самое то для меня. Но в конце концов мне помог психолог и сказал, что у меня очень хорошо получается находить общий язык с детьми. Чтобы быть уверенной в этом, я стала вожатой в детском лагере. Мне понравилось работать с детьми, и я решила быть учителем и дарить знания маленьким детям».

Примером появления осознанного побуждения стать студентом педагогического вуза является опыт работы с детьми как будущих учителей еще в школе: «Примерно 3 года назад я попробовала себя в роли инструктора в отряде. Мне понравилось и, к тому же, я заметила, что дети ко мне тянутся. ТГПУ не было моей мечтой, но для себя я решила, что если я и буду учителем, то только младших классов. Поэтому я взяла целевое направление в ТГПУ «на начальное образование», и вот я здесь.

«Прежде чем выбрать эту профессию, я решила провести уроки у начальных классов на День Учителя. Мне очень понравилось. Дети оказались очень сообразительными и работать с ними было интересно. Поэтому я решила выбрать именно эту профессию».

С мотивом как побуждением (мотив № 5), связано осознание стимула и придание ему какой-либо значимости. С мотивом как осознанным побуждением, отражающим готовность человека к поступку, связан ряд выборов которые можно объединить одним словом «Призвание». Приведем примеры этих мини-сочинений.

1. «С первых дней в школе я решила, что быть педагогом, именно начальных классов, это моё. Я поставила себе эту цель и спустя годы, наконец-то, добилась того, чего хотела. Ну и не зря же я родилась в такой праздник, как день учителя, так что это судьба».

2. «Я попала в ТГПУ не случайно. Давно решила для себя, что хочу быть учителем. Наперекор желанию родителей подала документы в этот ВУЗ. И вот я тут!».

3. «Я всегда хотела стать учителем или врачом. В итоге я решила, что дети мне ближе. Контакт с детьми мне находить легко. А учитель ближе всего к детям. Вот так я и решила прийти сюда!».

4. «Наверное у многих, как и у меня, будет один ответ. С самого раннего детства я хотела быть учителем, хотела учить детей. И когда подошел возраст уйти из школы и поступать я четко решила поступать в педагогический университет. И так как я была наслышана о ТГПУ, что он очень хороший и здесь хорошее образование, я выбрала его. И надеюсь, мой выбор был правильный, и я о нем не пожалею!

5. «Профессия «учитель» мне всегда нравилась. Очень часто я представляла себя в этой роли. Любовь к детям подтолкнула выбрать факультет. И вот теперь я готова с полной самоотдачей получать знания в университете, чтобы впоследствии передать подрастающему поколению».

В мини-сочинениях был также обозначен выбор профессии педагога с позиции престижности и наличия льгот: «Учитель – востребованная профессия и достаточно почётная в обществе. Для него предусмотрены различные льготы, помощь и т.д. Также в процессе учёбы будет проходить много различных мероприятий, в которых можно принять участие и весело провести время».

Однако, на наш взгляд, престиж, как и «профессиональный статус, определяемый уровнем образования и квалификационной категорией не всегда выступают аналогом успешности, так как здесь возникает риск появления эффектов «компетентности власти» взамен «власти компетентности», выделенных Э. Фроммом» [5].

Выводы

Сопоставив полученные нами данные с данными Ежак Е.В. «Результаты контент-анализа мини-сочинений педагогов: «Я субъект педагогической деятельности» и эссе «Педагог XXI века», можно согласиться, что профессиональная успешность педагога связана с освоением трёх групп компетентностей: психологической, коммуникативной, когнитивной, включающей компетентный способ решения профессиональных задач [1, с. 261].

По результатам проведённого исследования, отметим, что большинство респондентов обладает многосторонними мотивами профессиональной деятельности, уделяя должное внимание всем сторонам педагогического процесса. При каждом из отмеченных мотивов, кроме мотива престижности и мотива как цели (где целью является вуз или город), результативность обучения может быть достаточно высока. При многосторонней мотивации педагог будет пользоваться авторитетом как со стороны детей, так и со стороны руководителей и коллег (при условии высокой компетентности).