Современному обществу необходим педагог, обладающий личностным потенциалом, с высоким уровнем направленности на педагогическую профессию, увлеченный работой с подрастающим поколением. Рассматривая профессиональную деятельность с позиции творчества, выделяют следующие ее компоненты: мотивационно-личностный: направленность на профессиональную деятельность, на её успешное осуществление, на профессиональное совершенствование, профессиональное самоутверждение, овладение профессиональным знанием; профессионально-деятельностный – овладение профессиональными навыками и умениями на уровне мастерства и новаторства, поиск и внедрение новых форм и методов работы, развитие воображения, интуиции, креативности [3]. Обратимся к более подробному рассмотрению мотивационно-личностного компонента педагогической профессиональной деятельности. Современные исследования показывают: «Развитие современного научного знания в области педагогической психологии порождает новые тенденции в понимании содержания и детерминации профессионального успеха субъекта педагогической деятельности. Сегодня акцент ставится на развитии субъектности профессионала антропоцентрического типа, его способности проектировать, прогнозировать и организовывать саморазвитие в контексте профессионального пути» [1].
Понятие «мотив» (от лат. movere – двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение [2].
Все философы античности значительное внимание уделяли изучению побуждений человека, нашедших своё отражение в работах Платона и Аристотеля. Платон возлагал обуздание побуждений на силу разума, а Аристотель считал, что человек способен формировать нравственные аффекты благодаря своему личному опыту, систематическому обучению. Тем самым мотив наделялся нравственным знаком, определяющим смысл реального действия – поступка. Сам же поступок приобретал роль творческого начала характера /личности/ [4].
Курт Левин разработал принцип психической причинности, где движущим фактором поведения служит «мотивационная напряженность жизненного пространства». Левин считал, что объяснить поведение человека можно только из тех отношений, которые складываются у личности с её непосредственной, конкретной средой в данный микроинтервал времени, а прошлый опыт может влиять лишь тогда, когда он актуален. Мотив выступает в качестве силы, которая действует объективно, в границах жизненного пространства, а не в замкнутом пространстве сознания субъекта – этими положениями объяснялся монизм Левина [4].
Возникает вопрос: «Какие мотивы послужили причиной прихода в педвуз будущих педагогов, какова их ориентация на будущую профессию? Какой путь проделали они до прихода в вуз?»
Мотивация как процесс пробуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решения. Этот процесс психологически осложняется еще тем, что не всегда реально мотивы осознаются человеком актуально. Иначе говоря, мотивы при подготовке и выполнении действий часто обнаруживают себя только после того, как соответствующее действие уже совершено. Так и в нашем исследовании изучены мотивы поступления в педагогический вуз уже после того как абитуриенты стали первокурсниками.
Материалы и методы исследования
Для выяснения мотивов поступления в вуз было дано задание (участвовали студенты I курса Томского государственного педагогического университета – бакалавриат по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование», профили «Начальное образование» и «Дополнительное образование», квалификация – бакалавр). Возрастной состав испытуемых – 18–19 лет. Общее количество составило 35 человек, из них один юноша, остальные 34 – девушки. Форма проведения эксперимента – групповая. Использовались следующие методики:
– модифицированный тест Д. Холланда «методика психологического самоопределения»;
– дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова;
– методика (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реан) «Ваше отношение к избранной профессии»;
– ориентационная анкета «Определение направленности личности»;
– эмпирический метод (анализ продуктов деятельности), а именно мини-сочинения на тему «Как я попал(а) в ТГПУ».
Основные задачи исследования:
– определить уровень сформированности мотивации выбора профессии у студентов (высокий, средний, низкий);
– выяснить качественные характеристики (внутренние или внешние мотивы);
– определить склонности учащихся к определенной группе профессий и соответствие группе профессий «человек–человек»;
– выявить, что именно побудило избрать данную профессию и насколько чётки, аргументированны мотивы выбора;
– определить направленность личности.
Результаты исследования и их обсуждение
Были получены следующие результаты:
Результаты диагностики (ДДО) Е.А. Климова показали, что большинство поступивших (70 % студентов) имеют ярко выраженную склонность к типу профессий «человек–человек», что соответствует избранной профессии педагога. Остальные имеют склонности к другим типам профессий, причем неярко выраженные.
В ходе исследования факторов привлекательности-непривлекательности профессий применена методика (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реан) «Ваше отношение к избранной профессии» и получены наиболее часто выбранные студентами факторы:
(18) (+) – «важнейшая для общества профессия»;
(7) (+) – «работа с людьми»;
(7) (+) – «работа соответствует способностям»;
(3) (–) – «работа вызывает переутомление»;
Мотивы поступлений в ТГПУ классифицированы нами по результатам анализа мини-сочинений. Выявлено 5 основных мотивов поступления на педагогический факультет.
Мотив № 1. Мотив как цель. Суть подхода. Распространенность этой точки зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопрос: «Зачем и для чего осуществляется поведение?», т.е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека (А.Н. Леонтьев и др.) В четырех работах (мини-сочинениях), мотив поступления на педагогический факультет можно рассматривать как цель. Однако целью, скорее, является понравившийся город, вуз, но не профессия:
1. «Понравился город Томск, т.к. здесь учились сестры-братья».
2. «В Томске училась моя сестра, и ей очень понравился этот город, университет, люди, и так как у меня была альтернатива, я выбрала ТГПУ. Новый город, новые люди, знакомства, новый образ жизни».
3. Я с 4 класса решила поступать в Томск. Собиралась в ТГУ, но прошла только в ТГПУ.
Мотивом № 1 обладают 14,28 % студентов первокурсников.
Мотив № 2. Мотив как потребность. Суть подхода: эта точка зрения на мотив даёт ответ на вопрос: «Почему осуществляется активность человека»?, поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека на преобразование среды с целью удовлетворения нужды (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Г. Ковалёв и др.) Наличие мотива как потребности подтверждается эмоциональным отношением к будущей профессии – любовь к детям, гордость за то, что есть возможность стать «первым учителем», профессию педагога студенты называют «мечтой детства». Проявляется активное стремление к контакту с детьми, интерес к ним.
1. «Как я попала в ТГПУ? Наверное, из-за любви к детям, работа с детьми намного легче, интереснее, приятнее, нежели работа со взрослыми, идя работать с детьми в начальные классы, ты становишься для них первым учителем, начальной точкой в жизнь. И это очень приятно, наверное, это и стало причиной, чтобы стать учителем».
2. «Любовь к детям – вот причина выбора профессии».
3. «Как же я оказалась в стенах именно этого университета? ... Итак, начнем, пожалуй, с того, почему именно педагогика. Ну, во-первых, об этом я мечтала с детства, что именно дети, и не просто дети, а именно малыши, которые впервые пришли в школу, сели за парты».
4. «Желание работать с детьми («Я всегда хотела стать человеком, который бы работал с детьми, поэтому … стремилась попасть в ТГПУ)».
5. «В Педагогический университет меня привела мечта детства…».
6. «Я всегда хотела стать учителем или врачом. В итоге я решила, что дети мне ближе. Контакт с детьми мне находить легко. А учитель ближе всего к детям. Вот так я и решила прийти сюда!».
7. «Как я попала на педагогический факультет? С детства я хотела стать учителем. Когда подросла, поговорила с педагогами и решила, что больше всего хочу стать учителем начальных классов. Сдала экзамены, подала документы и стала студенткой педагогического факультета».
8. «Примерно 3 года назад я попробовала себя в роли инструктора в отряде. Мне понравилось, и к тому же, я заметила, что дети ко мне тянутся. ТГПУ не был моей мечтой, но для себя я решила, что если я и буду учителем, то только младших классов. Поэтому я взяла целевое направление в ТГПУ «на начальное образование», и вот я здесь.
9. «Прежде чем выбрать эту профессию, я решила провести уроки у начальных классов на День Учителя. Мне очень понравилось. Дети оказались очень сообразительными и работать с ними было интересно. Поэтому я решила выбрать именно эту профессию».
10. «Как-то раз мне выпал случай вести уроки у начальных классов. Для меня эти уроки пролетели незаметно, мне нравилось помогать малышам, учить их чему-то, и с этого дня я загорелась желанием работать в начальных классах, ведь учитель начальных классов закладывает основу знаний у детей. Я успешно сдала экзамены, подала документы, и .. и вот я здесь».
11. «На самом деле я люблю детей. Кроме того, я люблю всех воспитывать и учить. С детства я проводила уроки своему младшему брату; у нас была доска, журнал, учебники, тетради, все как полагается».
12. «Моя мечта с самого детства была стать учителем, потому что я очень сильно люблю детей, и как ни странно, они любят меня в ответ...».
13. «Мне очень нравится проводить время с детьми, поэтому я давно решила, что именно сюда поступлю. Я шла к своей цели долгое время, и вот я здесь. В школе я проводила несколько уроков с начальными классами, и это здорово – научить чему-то новому детей».
14. «Профессия «учитель» мне всегда нравилась. Очень часто я представляла себя в этой роли. Любовь к детям подтолкнула выбрать факультет. И вот теперь я готова с полной самоотдачей получать знания в университете, чтобы впоследствии передать подрастающему поколению».
Эмоциональное отношение к своей будущей профессии ярко проявляется также, когда будущие педагоги наблюдают своих самых родных людей: маму, бабушку – в процессе работы педагогом. Поэтому можно сделать вывод, что пример педагогов в школе, пример мамы, бабушки – учителей, где учились в детстве, является достаточно значимым мотивом для поступления в вуз:
1. «Я с детства хотела быть учителем, мечтала работать с детьми. Когда училась в начальных классах оставалась после уроков одна в кабинете и представляла себя учителем. И вот когда я наконец закончила школьную жизнь, решила попробовать поступить в ТГПУ. Когда поступила, моей радости не было предела. Надеюсь, что моя мечта сбудется и я окончу университет и буду обучать детей в реальной жизни».
2. «Все своё детство, смотря на бабушку, которая больше 55 лет проработала в школе с начальными классами, я мечтала, что когда-то тоже посвящу себя этой деятельности. С самого раннего детства я находилась в этой атмосфере, приходя к ней на уроки и помогая проверять тетради. Когда пришло время выбирать учебное заведение, я, не задумываясь, выбрала этот университет. Слишком тяжело далось поступление, но все же вышло, как было задумано».
Мотивом № 2 обладают 74,28 % студентов-первокурсников. Часто он сочетается с мотивом как намерением – мотив № 3. Суть подхода: мотив тогда выступает в качестве намерения, когда человек либо принимает решение, либо когда цель деятельности отдалена и её достижение отсрочено. В намерении присутствует влияние потребности и интеллектуальной активности человека, связанное с осознанием средств достижения (Д.А. Леонтьев и др.). Такому типу мотивов соответствуют мини-сочинения № 8, № 10, № 14.
Мотив № 4. Мотив рассматривается как устойчивое свойство личности. Сторонники этого подхода считают, что устойчивые черты личности обусловливают поведение и стимулы. К мотивационным чертам личности обычно относится тревожность, агрессивность, уровень притязаний, сопротивляемость фрустрации и др. (М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин и др.). Подтвердить существование или отсутствие этого вида мотивов планируется в дальнейших исследованиях.
Мотив № 5. Мотив как побуждение. Поскольку мотивация детерминирует не только физиологические, сколько психические реакции, то она связана с осознанием стимула и приданием ему какой-либо значимости. Поэтому большинство сторонников этого подхода считают, что мотив это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к поступку (И.А. Джидарьян, В.Н. Мясищев).
Мотив как побуждение (в мини-сочинениях) проявляется как осознанное побуждение студентов, которое проявилось в связи с профессиональной ориентацией в школе, в частности при участии школьного психолога.
«Я долго думала, кем быть. К концу 9 класса все учителя и родители постоянно задавали мне этот вопрос, но ответить на этот вопрос я не могла сначала. Я хотела стать стоматологом, но с химией у меня были проблемы. Потом я решила, что быть бухгалтером самое то для меня. Но в конце концов мне помог психолог и сказал, что у меня очень хорошо получается находить общий язык с детьми. Чтобы быть уверенной в этом, я стала вожатой в детском лагере. Мне понравилось работать с детьми, и я решила быть учителем и дарить знания маленьким детям».
Примером появления осознанного побуждения стать студентом педагогического вуза является опыт работы с детьми как будущих учителей еще в школе: «Примерно 3 года назад я попробовала себя в роли инструктора в отряде. Мне понравилось и, к тому же, я заметила, что дети ко мне тянутся. ТГПУ не было моей мечтой, но для себя я решила, что если я и буду учителем, то только младших классов. Поэтому я взяла целевое направление в ТГПУ «на начальное образование», и вот я здесь.
«Прежде чем выбрать эту профессию, я решила провести уроки у начальных классов на День Учителя. Мне очень понравилось. Дети оказались очень сообразительными и работать с ними было интересно. Поэтому я решила выбрать именно эту профессию».
С мотивом как побуждением (мотив № 5), связано осознание стимула и придание ему какой-либо значимости. С мотивом как осознанным побуждением, отражающим готовность человека к поступку, связан ряд выборов которые можно объединить одним словом «Призвание». Приведем примеры этих мини-сочинений.
1. «С первых дней в школе я решила, что быть педагогом, именно начальных классов, это моё. Я поставила себе эту цель и спустя годы, наконец-то, добилась того, чего хотела. Ну и не зря же я родилась в такой праздник, как день учителя, так что это судьба».
2. «Я попала в ТГПУ не случайно. Давно решила для себя, что хочу быть учителем. Наперекор желанию родителей подала документы в этот ВУЗ. И вот я тут!».
3. «Я всегда хотела стать учителем или врачом. В итоге я решила, что дети мне ближе. Контакт с детьми мне находить легко. А учитель ближе всего к детям. Вот так я и решила прийти сюда!».
4. «Наверное у многих, как и у меня, будет один ответ. С самого раннего детства я хотела быть учителем, хотела учить детей. И когда подошел возраст уйти из школы и поступать я четко решила поступать в педагогический университет. И так как я была наслышана о ТГПУ, что он очень хороший и здесь хорошее образование, я выбрала его. И надеюсь, мой выбор был правильный, и я о нем не пожалею!
5. «Профессия «учитель» мне всегда нравилась. Очень часто я представляла себя в этой роли. Любовь к детям подтолкнула выбрать факультет. И вот теперь я готова с полной самоотдачей получать знания в университете, чтобы впоследствии передать подрастающему поколению».
В мини-сочинениях был также обозначен выбор профессии педагога с позиции престижности и наличия льгот: «Учитель – востребованная профессия и достаточно почётная в обществе. Для него предусмотрены различные льготы, помощь и т.д. Также в процессе учёбы будет проходить много различных мероприятий, в которых можно принять участие и весело провести время».
Однако, на наш взгляд, престиж, как и «профессиональный статус, определяемый уровнем образования и квалификационной категорией не всегда выступают аналогом успешности, так как здесь возникает риск появления эффектов «компетентности власти» взамен «власти компетентности», выделенных Э. Фроммом» [5].
Выводы
Сопоставив полученные нами данные с данными Ежак Е.В. «Результаты контент-анализа мини-сочинений педагогов: «Я субъект педагогической деятельности» и эссе «Педагог XXI века», можно согласиться, что профессиональная успешность педагога связана с освоением трёх групп компетентностей: психологической, коммуникативной, когнитивной, включающей компетентный способ решения профессиональных задач [1, с. 261].
По результатам проведённого исследования, отметим, что большинство респондентов обладает многосторонними мотивами профессиональной деятельности, уделяя должное внимание всем сторонам педагогического процесса. При каждом из отмеченных мотивов, кроме мотива престижности и мотива как цели (где целью является вуз или город), результативность обучения может быть достаточно высока. При многосторонней мотивации педагог будет пользоваться авторитетом как со стороны детей, так и со стороны руководителей и коллег (при условии высокой компетентности).