Осуществление перехода к рыночной экономике во всех сферах жизни нашего общества требует от работников любой отрасли промышленности или сельского хозяйства всестороннего развития умственных и физических сил, высокой культуры труда, умения работать в зависимости от личных склонностей, способностей и от потребностей общества. Речь идет о формировании социально активной личности, умеющей решать актуальные общественно-политические и хозяйственные вопросы, управлять государством. Все это выдвигает задачи экономического воспитания, как важного фактора формирования жизненной позиции молодежи, предполагающей наличие деловитости, бережного отношения к труду и его результатам.
Этим обусловлена актуальность изучения педагогического наследия А.С. Макаренко, поскольку проблемы экономического воспитания нашли широкое отражение в теории и практике его деятельности. В его трудах мы находим не только теоретическое обоснование, но и практические рекомендации по осуществлению экономического воспитания в трудовой деятельности коллектива. Основные экономические явления и понятия его времени имели значение не только для обоснования определенных принципов педагогической деятельности, но и нашли практическое воплощение в работе производственных коллективов воспитанников. Значительное место в педагогическом наследии А.С. Макаренко занимают вопросы хозяйственного расчета. Он считал, что хозрасчет дает не только определенный результат хозяйственной деятельности, но и воспитательные результаты. Они возможны, как видно из опыта его работы, при соблюдении ряда важных принципов: наличие хозяйственно-оперативной самостоятельности коллектива, сочетания планового руководства с инициативой и творчеством воспитанников; взаимодействие личной и коллективной заинтересованности в достижении конечного результата, наличия финансового контроля, непосредственного участия воспитанников в нем. Реализация этих принципов в деятельности Макаренко подтверждает мысль о значении хозрасчета как действенного и перспективного направления хозяйствования и формирования качеств хозяина-коллективиста [9, с. 62].
Цель статьи: актуализировать и раскрыть экономическую сущность трудового воспитания в педагогическом наследии А.С. Макаренко на современном этапе. В условиях рыночных отношений вновь возрождаются его идеи о хозяйственном расчете и туженике-хозяине, как лучшем воспитателе, в деятельности образовательно-воспитательных учреждений, в частности, речь об определяющей роли в трудовом и нравственном воспитании подрастающего поколения. Именно в трудовой и общественно-полезной деятельности формируется активная, сознательная и творческая личность воспитанника.
Макаренко подходил к функционированию колонии имени А.М. Горького с точным экономическим расчетом. Огромное внимание он уделял производительности труда, рентабельности производства. Еще в 1922 г., определяя основные проблемы педагогической науки, А.С. Макаренко писал: «Русская трудовая школа должна совершенно заново перестроиться... Основанием русской школы должен сделаться не труд-работа, а труд-забота» [4, с. 11]. Этого положения А.С. Макаренко строго придерживался во всей своей последующей деятельности. Именно реальный производительный труд являлся в его учреждениях той своеобразной осью, вокруг которой вращалась вся жизнь коллектива. Уже в течение первых двух лет колонии удалось организовать рентабельное сельскохозяйственное производство животноводческого направления. «В колонии имени Горького просто из-за нужды я торопился перейти к производству. Это было производство сельскохозяйственное. В условиях детских коммун сельское хозяйство почти всегда является убыточным. Мне удалось в течение двух лет, и только благодаря исключительным знаниям и умению агронома Н.Э. Фере, прийти к рентабельному хозяйству, и не к зерновому, а к животноводческому» [5, с. 181]. Для достижения рентабельности Макаренко считал необходимым оборудовать хозяйство по последнему слову техники. Именно благодаря внедрению передовых методов ведения хозяйства, снабженного кормовой базой, оно вскоре начало приносить большой доход и позволило жить более или менее зажиточно. Уже на первом этапе своей хозяйственно-воспитательной деятельности Антон Семенович учил воспитанников не только зарабатывать деньги, но рачительно распоряжаться ими, формировал у них разумные потребности. Важно было не только хорошо питаться, но и направлять средства на совершенствование учебного процесса, создание культурной среды. «Мы уже имели возможность не только хорошо есть и одеваться, – вспоминал А.С. Макаренко, – но и усиленно пополнять наше школьное хозяйство, библиотеку, имели возможность построить и оборудовать хорошую сцену; мы за эти деньги приобрели инструменты для духового оркестра, киноаппарат, все то, что в 20-х годах мы не могли иметь ни по какой смете» [5, с. 182].
Устремленность к дальнейшему развитию проявляется в том, что если в колонии им. М. Горького хозяйство было сельскохозяйственное, то после объединения с Куряжем организовалось производство промышленного типа – деревообделочная мастерская с хорошими станками. Колония изготовляла в значительных количествах ульи особой конструкции, зарядные ящики, мебель и другие изделия по заказам. А в коммуне имени Дзержинского было налажено высокотехнологичное промышленное производство. Рентабельность А.С. Макаренко связывал с высокой производительностью труда. В коммуне хорошо была поставлена работа тарифно-нормировочного бюро, в состав которого входили воспитанники. Устанавливались нормы выработки и расценки, которые вводились после рассмотрения и утверждения их советом командиров. Производство в коммуне было не просто рентабельным, а высокорентабельным. Годовой баланс производства коммуны на 1.01.1934 г. составлял 63 млн. рублей, а годовая прибыль – 4,5 млн. рублей. Производство электросверлил и фотоаппаратов «Лейка» имело государственное значение, так как освободило государство от ввоза иностранной продукции на 1,5 млн рублей золотом в год [1, с. 7]. При этом с ростом производственной квалификации коммунаров планомерно сократилось количество вольнонаемных инструкторов и рабочих на заводах коммуны [4, с. 38], что увеличивало доходы самих воспитанников коммуны. Далее, Антон Семенович придавал большое значение стимулированию труда воспитанников, т.е. их материальной заинтересованности в результатах своего труда. Один из первых воспитанников А.С. Макаренко, ставший затем его последователем на педагогической деятельности, С.А. Калабалин вспоминал, что когда колония им. М. Горького достаточно материально окрепла, разбогатела, педагогический совет и совет командиров нашли возможным и полезным выдавать воспитанникам карманные деньги для личных расходов. Главная цель – научить колонистов «управлять деньгами». Деньги выдавались дифференцированно. Воспитанник, имевший звание «заслуженного колониста», получал – 5 руб., звание «колонист» – 3 руб. и просто воспитанник – 2 руб. Сами звания были одной из форм стимулирования трудовой и общественной деятельности. Выдачи приурочивались к календарным праздникам или в связи с предоставленным отпуском. В детской трудовой коммуне им. Ф.Э. Дзержинского эта денежная проблема разрешалась уже в другом плане. Коммуна с 1930 г. была на самоокупаемости [2, с. 17].
А.С. Макаренко совершенно справедливо считал, что для подготовки высококвалифицированного рабочего мало одних только трудовых навыков: необходима теоретическая подготовка для работы с высокотехнологичным оборудованием, а также экономические знания. Чтобы научить воспитанников рационально хозяйничать и повысить их общий политический уровень, в коммуне были созданы специальные производственные кружки, которые охватывали всех коммунаров. В частности, большой интерес вызывал в коммуне кружок экономики производства. Он имел целью дать основы знаний по политэкономии, по проблемам экономического развития страны, по некоторым вопросам экономики производства коммуны, познакомить с вопросами себестоимости, с условиями договоров производства, выявить непроизводительные расходы заводов коммуны и причины, их порождающие. Участники этого кружка проводили экскурсии на другие производства. Их интересовало сравнительное изучение вопросов расценок и зарплаты, различных ее систем. Таким образом, коммунары совершенствовали экономическую деятельность своей коммуны и заводов.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие характерные черты экономической деятельности А.С. Макаренко.
Во-первых, на производственную деятельность в коллективе он смотрел не только как на воспитательный фактор, но и как на материальные средства функционирования коллектива.
Во-вторых, трудовую деятельность он организовал применительно к условиям жизни и потребностям коллектива. В Полтаве они занимались преимущественно сельским хозяйством, начинали осваивать ремесленные специальности, а в Харькове производственная деятельность была уже связана с изготовлением высокоточных, конкурентноспособных инструментов на рынок.
В-третьих, в организации производственной деятельности, как и в педагогической работе, Макаренко ориентировался на динамичность развития и поиски оптимальных условий работы. Это проявлялось в том, что на каждом этапе работы он ставил более сложные задачи. Если вначале существования колонии им. М. Горького основное внимание обращалось на самообеспечение, то позднее производство имело уже не натуральный характер, а товарный и приносило материальный доход коллективу. В коммуне им. Дзержинского Антон Семенович уже ориентировал коммунаров не просто на получение прибыли, а готовил их к высокопрофессиональной деятельности. Макаренко писал так: «Труд, дисциплина, быт, образовательная работа, будущее воспитанника и воспитателя – все это должно располагаться по линии экономического прогресса коммуны с учетом центрального основного фактора – экономического прогресса всей страны…» [4, с. 49].
В-четвертых, несмотря на все трудности и сложности, он умело организовал финансовую деятельность своего учреждения. При этом он считал, что финансовая сторона играет важную роль, как в организации деятельности колонии, коммуны, так и в воспитании личности.
На современном этапе в условиях реализации ФГОС нового поколения идет процесс переориентации развития сельской школы на решение важных социальных проблем, что является возрождением и развитием идей А.С. Макаренко о хозяйственном расчете, труженике-хозяине, личной заинтересованности в повышении производительности и результатах труда. В частности, эти идеи актуализируются в селах компактного проживания малочисленных коренных народов Севера (подготовка кадров и социальная адаптация выпускников к реальной жизни). При этом национально-региональные аспекты образования служат составной частью общемирового образовательного процесса… Педагог выступает не только как носитель национальной культуры, но и как посредник между различными культурами [6, с. 424–433].
Президент Российской академии образования, академик Н.Д. Никандров утверждает положение о том, что «…социализация, окружающая действительность оказывают во многих отношениях более сильное формирующее воздействие, нежели образование. Иными словами, школа жизни сильнее собственно школы… и если их влияния разнонаправлены или просто не скоординированы, возникает целая система рисков для человека и общества» [7, с. 197–198].
Главная заслуга А.С. Макаренко, имеющая огромное значение для современности, состоит в том, что он круто повернул педагогическую мысль и практику в русло воспитательной педагогики и «школы жизни». В этом глубинная суть его конфликта со своим и последующим временем, включая современность [10].
В историческом плане следует отметить заметное повышение общеобразовательного и общекультурного уровня коренных малочисленных народов в советские годы, но одновременно, – утрату этнокультурного своеобразия, размывание этнического самосознания, породившие маргинальные настроения и разнообразные формы девиантного поведения (от бродяжничества и алкоголизма, нежелания работать до суицида и преступности).
В настоящее время в контексте возрождения идей А.С. Макаренко ответ на вопрос: «Каким должно быть дальнейшее развитие сельской школы и села как социокультурного пространства?» например, мы находим в опыте ряда эвенкийских сел Амурской области [8, с. 177], которые начинают жить по-новому и готовятся к функционированию как социально-педагогический комплекс для решения социально-экономических, педагогических и лечебно-оздоровительных задач коренного населения в своем микрорайоне или регионе. Здесь создаются практически все необходимые условия: для детей-эвенков организовано пятиразовое полноценное питание, имеется баня, медпункт, спортивный зал и площадки с соответствующим оборудованием, стрелковый тир с отоплением, охотничий дом, краеведческий музей, теплица, подсобное хозяйство. В целом, создан учебно-производственный технологический комплекс с оздоровительными мероприятиями, где воспитанники заняты разнообразной деятельностью по интересам и направлениям традиционных отраслей хозяйства и народного промысла коренных народов. Сформировался новый подход к решению проблемы, носящей социально-педагогический характер: сохранить то богатство, которым обладает старшее поколение сельчан, перенять мастерство пожилых эвенков, их умение, жизненную философию. Школа берет на себя функции социально-экономического развития села – подготовку кадров и социальную адаптацию выпускников к реальной жизни.
В Республике Саха (Якутия) аналогичные идеи создания социально-педагогических комплексов в условиях Севера реализуются в местах компактного проживания коренных малочисленных народов. Образование на Севере рассматривается как фактор духовного преобразования села, национального возрождения, этнической ментальности и идентичности. Концептуальные положения о создании образовательно-воспитательного пространства в сельском социуме в условиях Севера предполагают жилищно-бытовые комплексы – «фактории» для кочевого и полукочевого населения как условие совершенствования деятельности малокомплектных и кочевых школ. Социальное партнерство хозяйств, предприятий, общественности, школы и семьи обеспечивает целостный педагогический процесс по формированию творческой, социально ориентированной личности детей в социокультурных условиях села с учетом самобытности, традиционного уклада жизни и деятельности коренных малочисленных народов Севера.
В настоящее время Правительство республики разрабатывает программу комплексного развития села, в которой будут учтены все параметры выхода села на новый уровень. 2013 г. и последующие 5 лет объявлены годами развития села в Республике Саха (Якутия). Проводится работа по совершенствованию нормативно-правовой базы деятельности агропромышленного комплекса. Законом о государственном бюджете на 2013 г. увеличены объемы инвестиций на развитие села (более 900 млн рублей). 2,5 млрд рублей предусмотрено на газификацию, строительство жилья, дорог и инфраструктурное обеспечение новых жилых комплексов сельской местности. Начинается реализация программ поддержки начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм, из госбюджета им выделено более 100 миллионов рублей на покупку сельхозживности. В сельских общеобразовательных школах республики с каждым годом увеличивается количество школ учебно-производственного направления: школы-хозяйства, школы с кооперативом, агрошколы, школы экономического и естественно-научного направления. Ряд сельских школ республики в разные годы стал победителями и призерами научно-практических конференций и конкурсов, посвященных А.С. Макаренко. В частности, по итогам XI Международного конкурса им. А.С. Макаренко и научно-практической конференции «Макаренковские чтения» (с 1-го по 5-е апреля 2013 г. Дом отдыха «Колонтаево» Ногинского района Московской области) заняли 1 место МАОУ «Рассолодинская средняя общеобразовательная школа» и МБОУ «Абагинская агротехническая школа имени А.Е. Кралина» муниципального образования «Мегино-Кангаласский улус» и 2 место МБОУ «Борулахская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия).
Заключение
В условиях рыночных отношений и модернизации Российского образования особо актуализируются педагогические идеи А.С. Макаренко, как педагога-новатора, создавшего образцовые воспитательные учреждения колонию имени А.М. Горького и коммуну имени Ф.Э. Дзержинского, где несовершеннолетние правонарушители стали сознательными и активными строителями социалистического общества, коллективистами, рачительными тружениками-хозяевами собственного хозяйства и промышленного производства на основе хозяйственного расчета, т.е. экономического воспитания. Возрождение и развитие идей экономического воспитания в педагогическом наследии А.С. Макаренко становится большим стимулом инновационного движения в трудовом и нравственном воспитании сельских школьников.
С этих позиций, теория и практика обоснования и развития перспективных этнорегиональных систем образования, моделей общеобразовательных учреждений на Севере еще более актуализируются, как новое направление педагогической науки. При этом важно понять, что в перспективном развитии социальных функций образования на Севере одинаково недопустимы как тенденция абсолютизации региональной специфики, так и недооценка его специфических особенностей.