Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ON THE DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL COMPETENCE OF FUTURE ENGINEER-OILMAN

Larin P.A. 1 Usmanova F.K. 1
1 The Ufa State Petroleum Technical University
2669 KB
The article deals with the problems connected with forming mathematical competence of students of technical institutes. Formation of mathematical competence in students is one of the main problems in training in the higher education system, ensuring the future competitiveness of the specialist. In this regard, the authors offer the theoretical material, which can increase the interest of students to study mathematics as a science. As usual Stokes’ formula is used for calculation of vector circulation by vector flux calculus: But the inverse operation – finding a vector lar08.wmf flux by calculation of vector circulation is not practically used. Surely, that is connected with formula usually suggested for definition of vector from a certain vector that requires labour-consuming calculations comparatively for rather simple vector functions. Moreover, the integral in this formula may often become divergent. The paper presents a derivation of formulas permitting to determine the vector potential by means of one-dimensional integrals. The work demonstrates that the calculation of an arbitrary vector calculation may be reduced to definition of any types of calculation vector.
mathematical competence
stokes’ formula
vector potential
solenoidal vector
invariance

Математический аппарат и лежащие в его основе математические методы все активнее проникают во все виды деятельности человека. Знание математических методов перестает быть только средством общего развития и приобретения навыков элементарных расчетов. Математический склад мышления становится необходимым для специалистов всех направлений научной и практической деятельности [8].

Математическую компетенцию будущего выпускника технического вуза исследователи определяют как способность структурировать данные, вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты [2]. Поэтому математическая компетенция способствует адекватному применению математики для решения проблем, возникающих в повседневной жизни. Ценность математики заключается еще и в том, что она содержит укрупненные единицы информации, которые развивают человека разумного в еще более разумного – в индивидуально мыслящую личность с индивидуальными особенностями поведения [1].

Реализация математической подготовки студентов технического вуза предусматривает построение процесса обучения с учетом требований нормативных документов, потребностей профессиональной деятельности будущих инженеров. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлению подготовки 21.03.01 «Нефтегазовое дело», утвержденные приказом Министерства образования и науки от 12 марта 2015 года, поддерживают компетентностный подход в обучении студентов и ориентированы на формирование умений и опыта применения полученных математических знаний в будущей профессиональной деятельности.

Э.Ф. Зеер компетентностный подход определяет как приоритетную ориентацию на такие цели-векторы образования, как: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности студента [5]. Сегодня противоречие между необходимостью передачи информации каждому субъекту в соответствии с его учебно-познавательными возможностями и отсутствием условий для такой передачи при фронтальном обучении может быть устранено путем проектирования индивидуальной траектории обучения каждого отдельно взятого студента [9]. Практика преподавания математики показывает, что студент может продвигаться по собственной траектории образования, если ему будут предоставлены следующие возможности:

ставить собственные цели в изучении конкретной темы;

выбирать оптимальные формы и темпы обучения;

учиться в соответствии с его индивидуальными особенностями;

осмысливать полученные результаты образования;

оценивать и корректировать свою деятельность [там же].

При этом структура и содержательные основы дисциплины должны быть сохранены, обеспечено достижение студентом нормативного образовательного уровня. В филиале Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Октябрьском с целью формирования математических компетенций студентов преподаватели активно используют в своей деятельности различные педагогические технологии: технологию развития критического мышления, case-study, интерактивные лекции, включение студентов в проектную деятельность [3, 9, 10]. В настоящее время усилия преподавателей математики направлены на создание сборника прикладных задач по нефтегазовому делу на междисциплинарной основе. В этот сборник предполагается включить теоремы, выводы интересных формул, которые были получены в ходе совместной работы студентов и преподавателей, а также результаты проектной деятельности студентов [3, 7]. В данной статье авторы предлагают один из таких творческих подходов к усвоению теоретического материала дисциплин «Математика» и «Механика сплошных сред». Предлагаемый ниже материал может быть использован также при подготовке студентов к научно-практической конференции.

Обычно векторный потенциал lar13.wmf соленоидального вектора lar14.wmf определяют по формуле

lar15.wmf (1)

в которой интегрирование ведётся по всем точкам трёхмерного пространства [4]. Однако существует другой способ определения декартовых координат вектора lar16.wmf с помощью одномерных интегралов от декартовых координат вектора lar17.wmf.

Рассмотрим вектор lar18.wmf дивергенция которого равна нулю, lar19.wmf т.е.

lar20.wmf (2)

Допустим, что требуется найти вектор lar21.wmf удовлетворяющий условию

lar22.wmf (3)

или, в декартовых координатах,

lar23.wmf (4)

lar24.wmf (5)

lar25.wmf (6)

Для упрощения решения последней системы уравнений положим, что w = 0 Из (4) и (5) получим

lar26.wmf (7)

lar27.wmf (8)

Подстановка значений (7), (8) в (6) даёт:

lar28.wmf

С помощью (2) это равенство приводится к

lar29.wmf (9)

Пусть С2 (х, у) = 0, тогда равенство (8) примет вид

lar30.wmf

а из (9) получим:

lar31.wmf

Положим C(y) = 0. Выражение (7) запишется так:

lar32.wmf

В итоге

lar33.wmf (10)

где x0, z0 – произвольные константы.

При выводе формулы (10) мы полагали, что С2 (х, у) = 0, C(y) = 0. Однако мы могли бы взять С2 (х, у) = C(x) и отказаться от условия C(y) = 0. В этом случае будем иметь:

lar34.wmf lar35.wmf

и lar36.wmf

где С1(х), С2(y) – произвольные функции. Возможны и другие варианты выбора функции С2 (х, у). Таким же путём можно получить формулы:

lar37.wmf (11)

lar38.wmf (12)

Как видим, для определения векторного потенциала достаточно найти одномерные интегралы от координат соленоидального вектора lar39.wmf

Отметим, что векторный потенциал, вычисляемый по формулам (10)–(12), не всегда является соленоидальным, тогда как формула (3) пригодна для нахождения лишь соленоидальных векторов. Рассмотрим два примера использования полученных результатов.

Пример 1. Найти векторный потенциал вектора lar40.wmf

Решение: равенство lar41.wmf означает, что P = Q = 0, R = 2x. Ради простоты положим x0 = y0 = z0 = 0. По формуле (11) получим вектор lar42.wmf а формула (12) даст другой векторный потенциал lar43.wmfНетрудно убедиться, что ротор обоих векторов одинаков: lar44.wmf Попытка рассчитать векторный потенциал по формуле (1) приводит к расходящемуся интегралу

lar45.wmf

lar46.wmf

Заметим, что для соленоидального вектора справедлива формула Стокса

lar47.wmf (13)

где векторный потенциал lar48.wmf подчиняется условию (2).

В учебной литературе формулу Стокса [6] применяют, как правило, для вычисления циркуляции вектора lar49.wmf путём вычисления левой части формулы (13). Однако ею практически не пользуются при вычислении потока вектора lar50.wmf с помощью вычисления правой части формулы (13). Иначе говоря, в формуле (13) вычисление левого интеграла не сводят к вычислению правого. Формулы (10)–(12) позволяют решать и такие задачи. Поскольку соотношение (13) инвариантно, то неоднозначность задания вектора lar51.wmf не сказывается на величине его циркуляции.

Пример 2. Вычислить поток вектора lar52.wmf сквозь круг (S):x2 + y2 ≤ 1, z = 0.

Решение. Учитывая, что нормальный к (S) вектор lar53.wmf имеем: lar54.wmf, и мы сразу получаем:

lar55.wmf

Найдём этот же поток с помощью циркуляции по правой части формулы (13). Вектор lar56.wmf определим по формуле (10), в которой положим x0 = z0 = 0. Равенство lar57.wmf означает, что P = 0, Q = x2, R = y2, поэтому по формуле (10) получим lar58.wmf Тогда lar59.wmfТак как круг (S) ограничен окружностью lar60.wmf lar61.wmf лежащей на плоскости z = 0, то

lar62.wmf

отсюда

lar63.wmf

Результативность обучения в техническом вузе повысится, если у студентов последовательно развивать умение приводить оценочные показатели различных характеристик к компактному и обозримому виду статистических величин, грамотно интерпретировать их. Для этого они должны обладать логико-математической компетентностью, сформированность которой и позволяет системно видеть педагогический процесс, успешнее анализировать педагогические ситуации, находить закономерности рассматриваемых явлений, выделять цель и главные задачи, делать адекватные выводы [1]. Математика – вершина натурфилософии – абстрактное обобщенное описание явлений объективной действительности, поэтому она не придаток, язык или средство, а именно источник всех других знаний [13].