COMPARATIVE ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF EMPATHY AND ITS COMPONENTS FROM STUDENTS OF THE LEADING MEDICAL SPECIALTIES
Yurgelas I.V. 1
Zhdanov A.I. 1
Yurgelas Yu.N. 1
Kopytina O.S. 2
1 Voronezh N.N. Burdenko State Medical University
2 Voronezh State University
The article presents the results of a comparative analysis of the severity of empathy and its components with the help of questionnaires A. Mehrabiana–A.H. Epstein and I.M. Yusupova of future physicians enrolled in the basic specialties of higher medical school – 060101-General Medicine, 060103-Pediatrics, 060105-Dentistry. These questionnaires have established the dominance of mid-level empathy with no statistically significant differences between respondents of H. Kruskal – Wallis test. On a scale of «Empathy with the elderly», «Empathy with children», «Empathy with strangers» in the subjects prevailed average empathic tendencies. Differences between the representatives of different professions, as well as between respondents of both sexes were not found. Revealed in a study group of people with a low level of empathy is related by authors to the potential surgical specialists.
empathy
professional medical practice
important professional quality health care worker
communicative sphere of medical activity
В столь быстро меняющемся обществе нарастает интерес психологов к комплексным, системным проблемам, которые побуждают ученых не только исследовать отдельные стороны психических феноменов и описывать их как нечто единое, но и в качестве единиц психики рассматривать более интегративные образования, основанные на трансформации структур индивидуального опыта человека [5]. В качестве такого интегративного образования все чаще стала рассматриваться эмпатия, которая за счет самого характера эмпатических явлений позволяет субъекту понимать окружающий мир, воздействовать на него и вследствие этого меняться самому [6].
Эмпатийные способности во многих областях деятельности являются профессионально важным качеством. Определение уровня эмоциональной эмпатии у представителей профессий, связанных с постоянными коммуникациями с людьми, позволяет судить об их профессиональной пригодности [8]. Эмпатия как одно из ведущих профессионально значимых качеств врача рассматривается в работах Л.Н. Васильевой, А.П. Васильковой, Н.В. Козиной, С.В. Мельниковой и др. В рамках врачебной деятельности эмпатия понимается как устойчивое личностное свойство, являющееся одним из ведущих профессиональных качеств врача, оказывающих решающее влияние на социально-перцептивную и коммуникативную сферы в системе «врач-больной» [3]. Л.Н. Васильева рассматривает эмпатию как составляющую коммуникативной компетентности врача, как показатель ее базового (ценностного) уровня [2]. А.П. Васильковой была обнаружена значимая связь между уровнем эмпатии и профессиональной направленностью, а также положительной мотивацией к врачебной деятельности. В связи с этим, согласно исследованиям А.П. Васильковой, уровень эмпатии может выступать в качестве прогностического критерия успешности взаимодействия в системе «врач-больной», что определяет значимость ее диагностики у студентов, выбравших высшее медицинское учебное заведение. Врач, проявляющий эмпатию в работе, более конкурентоспособен на современном рынке труда в связи с большим количеством пациентов, стремящихся получить услуги данного специалиста. Пациенты осознавая намерения врача в оказании им, помощи, проявляют себя более активно во время лечебного процесса. Успех в лечении возможен исключительно при сочетании доверительных человеческих отношений и научных достижений.
Реализуемая в Российской Федерации Программа модернизации здравоохранения ставит своей целью получение населением качественной медицинской помощи при снижении материальных издержек и в равной мере направлена и на лечение, и на профилактику заболеваний. Одним из возможных способов достижения поставленных целей является повышение уровня эмпатии медицинских работников, которое позволяет более точно и в кратчайшие сроки диагностировать заболевания, более аргументированно выстраивать план лечения, избегать необоснованных медицинских тестов, исследований и госпитализаций, что в результате приводит к снижению стоимости медицинских услуг. Исследования эмпатии в практике помогающих профессий идут по двум основным направлениям: эмпатия как фактор формирования мотивации, обусловившей выбор профессии, и как фактор успешности профессиональной деятельности, обеспечивающий адекватность социальной перцепции и успешность совладания в ситуациях, провоцирующих эмоциональное сгорание [7]. Однако в научной литературе вопросы исследования специфики эмпатии в профессиональной деятельности врачей разных специальностей, требующей разной степени и характера эмпатии, практически не изучаются. Поэтому в настоящее время остается открытым вопрос о месте эмпатии в структуре профессионально важных качеств врачей разных специальностей.
Учитывая вышеизложенное, актуальным представляется анализ уровня эмпатии у будущих врачей разных профилей деятельности как индикатора профессиональной успешности врача.
Материалы и методы исследования
Целью нашей работы явился сравнительный анализ развития эмпатии и ее составляющих у студентов ведущих медицинских специальностей.
Для достижения поставленной цели была сформулирована задача установления общих и специ фических тенденций развития эмпатии у студентов высшего медицинского учебного заведения, обучающихся по специальности 060001 – Лечебное дело, 060103 – Педиатрия и 0606105 – Стоматология.
Критерии включения в исследование:
1. Добровольное согласие на участие в исследовании.
2. Обучение на предвыпускном курсе по специальности 060001 – Лечебное дело, 060103 – Педиатрия и 0606105 – Стоматология высшего медицинского учебного заведения.
Критерии исключения:
1. Несовпадение по любому из критериев включения.
2. Неправильное заполнение ответного листа, исключающее возможность его дальнейшего анализа.
3. Предоставление сведений сомнительной достоверности или заведомо ложных сведений.
Исследование проводилось в период с сентября 2011 года по май 2012 года, и в нем приняли участие 556 студентов ГБОУ ВПО «ВГМА имени Н.Н. Бурденко» Минздрава РФ, обучавшихся на 5 курсе по специальности 060001 – Лечебное дело (313 человек), на 5 курсе по специальности 060103 – Педиатрия (125 человек) и на 4 курсе по специальности 0606105 – Стоматология (118 человек). Возраст респондентов колебался в диапазоне от 21 до 28 лет, гендерный состав выборки: мужчины – 151 человек, женщины – 405 человек. Результаты исследования получены после предварительной беседы, мотивированной на сотрудничество. Ответные листы были анонимными, указывались только специальность, курс обучения, пол и возраст.
В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики: опросник «Шкала эмоционального отклика» (Balanced Emotional Empathy Scale – BEES) А. Мехрабиана и Н. Эпштейна [8] (далее – Опросник 1); опросник «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» (И.М. Юсупов) [9] (далее – Опросник 2). Опросник А. Мехрабиана и Н. Эпштейна состоит из 33 предложений-утверждений и позволяет оценить уровень эмпатических тенденций у индивида. Опросник И.М. Юсупова также направлен на выявление уровня эмпатии и содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, малознакомым и незнакомым людям. Интерпретация результатов исследования эмпатии производилась в соответствии с указаниями авторов методик.
В качестве методов математической обработки применялась описательная статистика, H-критерий Крускала – Уоллиса (Н), критерий углового преобразования Фишера (?*), t-критерий Стьюдента (t).
Результаты исследования и их обсуждение
Предварительным этапом обработки данных явилось определение достоверности ответов респондентов, что преду смотрено разработчиками опросника «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» (табл. 1).
Таблица 1
Общая характеристика респондентов
Наименование специальности, курс
|
Результат формальной проверки анкеты
|
Неправильное
заполнение
ответного листа
|
Предоставление
недостоверных
ответов (? 5 баллов)
|
Предоставление
ответов сомнительной достоверности (4 балла)
|
Анкеты содержат
достоверные ответы (? 3 баллов) и подлежат анализу по существу
|
Муж.
|
Жен.
|
Муж.
|
Жен.
|
Муж.
|
Жен.
|
Муж.
|
Жен.
|
Количество респондентов, абс./ %
|
ЛД5
(n = 313)
|
8 (2,5)
|
15 (4,8)
|
2 (0,6)
|
5 (1,6)
|
5 (1,6)
|
13 (4,1)
|
63 (20,1)
|
202 (64,5)
|
П5
(n = 125)
|
–
|
10 (8)
|
1 (0,8)
|
1 (0,8)
|
1 (0,8)
|
4 (3,2)
|
22 (17,6)
|
86 (6,4)
|
С4
(n = 118)
|
9 (7,6)
|
14 (11,9)
|
1 (0,8)
|
2 (1,7)
|
4 (3,4)
|
3 (2,5)
|
35 (29,7)
|
50 (42,4)
|
Средний возраст
|
ЛД5
|
23,2 ± 2,7
|
23,1 ± 1,8
|
25,5 ± 6,2
|
21,4 ± 1,2
|
22,2 ± 1,3
|
21,4 ± 0,3
|
21,9 ± 0,3
|
21,7 ± 0,1
|
П5
|
–
|
21,8 ± 0,5
|
21
|
20
|
21
|
22,5 ± 1,5
|
21,7 ± 0,5
|
21,8 ± 0,4
|
С4
|
20,2 ± 0,3
|
21 ± 0,9
|
27
|
20
|
22 ± 1,2
|
20,3 ± 0,5
|
20,5 ± 0,3
|
20,3 ± 0,2
|
Средний балл
|
ЛД5
|
–
|
–
|
9 ± 1,4
|
5,2 ± 0,3
|
–
|
–
|
1,1 ± 0,2
|
1,3 ± 0,1
|
П5
|
–
|
–
|
5,0
|
5,0
|
–
|
–
|
1,0 ± 0,4
|
1,3 ± 0,2
|
С4
|
–
|
–
|
5,0
|
5,5 ± 0,7
|
–
|
–
|
1,3 ± 0,3
|
1,1 ± 0,3
|
Примечание. ЛД5 – Лечебное дело, курс 5; П5 – Педиатрия, курс 5; С4 – Стоматология, курс 4.
Таблица 2
Оценка уровня эмпатии по результатам опросника 1
Наименование
специальности, курс обучения
|
Уровень эмпатии
|
Общий показатель
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
Очень низкий
|
Муж.
|
Жен.
|
Муж.
|
Жен.
|
Муж.
|
Муж.
|
Жен.
|
Муж.
|
Жен.
|
Муж.
|
Количество респондентов, абс. ( %)
|
ЛД5
(n = 265)
|
63 (23,8)
|
202 (76,2)
|
5 (1,9)
|
11 (4,1)
|
38 (14,3)
|
99 (37,4)
|
20 (7,5)
|
77 (29,1)
|
–
|
15 (5,7)
|
П5
(n = 108)
|
22 (20,4)
|
86 (79,6)
|
4 (3,7)
|
4 (3,7)
|
12 (11,1)
|
50 (46,3)
|
6 (5,5)
|
25 (23,1)
|
–
|
7 (6,5)
|
С4
(n = 85)
|
35 (41,2)
|
50 (58,8)
|
4 (4,7)
|
6 (7,1)
|
21 (24,7)
|
24 (28,2)
|
9 (10,6)
|
19 (22,3)
|
1 (1,2)
|
1 (1,2)
|
Средний балл
|
ЛД5
|
18,5 ± 1,2
|
22,9 ± 0,6
|
27,8 ± 1,2
|
31,0 ± 0,7
|
20,0 ± 0,8
|
25,7 ± 0,4
|
13,4 ± 1,1
|
19,9 ± 0,3
|
–
|
13,7 ± 1,4
|
П5
|
20,1 ± 2,0
|
23,2 ± 0,9
|
27,7 ± 2,4
|
30,5 ± 0,5
|
20,2 ± 1,2
|
25,6 ± 0,5
|
14,7 ± 1,6
|
19,8 ± 0,6
|
–
|
13,9 ± 1,6
|
С4
|
19,3 ± 1,7
|
23,5 ± 1,2
|
28,0 ± 0,7
|
30,8 ± 0,7
|
20,7 ± 0,9
|
25,2 ± 0,7
|
13,9 ± 1,2
|
19,6 ± 0,8
|
6,0
|
15,0
|
Анкетные листы с недостоверными ответами и ответами сомнительной достоверности (согласно ключу методики), а также неправильно заполненные листы были исключены из дальнейшей обработки. Таким образом, анализу по существу подлежали ответы 506 респондентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело» (313 человек), «Педиатрия» (108 человек), «Стоматология» (85 человек), из них – 120 мужчин, 338 женщин.
Согласно данным, полученным с помощью Опросника 1, значительная часть респондентов (53,3 %) характеризуется средним уровнем развития эмпатии, 34,1 % испытуемых продемонстрировали низкий уровень эмпатических тенденций, 7,4 % – высокий, 5,2 % – очень низкий (табл. 2).
При сопоставлении полученных данных с применением Н-критерия Крускала – Уоллиса статистически значимых различий в уровне эмпатических тенденций между студентами, обучающимися по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Стоматология» не обнаружено (Н = 2,17, ? > 0,05).
Данные, полученные с помощью Опросника 2, подтверждают доминирование у респондентов среднего уровня эмпатии (87,1 %) как по общему показателю эмпатии, так и по отдельным шкалам, выделенным автором. Низкий уровень эмпатии свойственен 10,5 % испытуемых, высокий – 2,4 % (табл. 3).
Таблица 3
Оценка уровня эмпатии по результатам опросника 2
Наименование
специальности,
курс обучения
|
Уровень эмпатии
|
Общий
показатель
|
Очень
высокий
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
Очень
низкий
|
Муж.
|
Жен.
|
Муж.
|
Жен.
|
Муж.
|
Жен.
|
Муж.
|
Жен.
|
Муж.
|
Жен.
|
Муж.
|
Жен.
|
Количество респондентов, абс. ( %)
|
ЛД5
(n = 265)
|
63 (23,8)
|
202 (76,2)
|
–
|
–
|
1 (0,4)
|
5 (1,9)
|
52 (19,6)
|
183 (69,1)
|
10 (3,8)
|
14 (5,3)
|
–
|
–
|
П5
(n = 108)
|
22 (20,4)
|
86 (79,6)
|
–
|
–
|
–
|
2 (1,8)
|
17 (15,7)
|
79 (73,1)
|
5 (4,6)
|
5 (4,6)
|
–
|
–
|
С4
(n = 85)
|
35 (41,2)
|
50 (58,8)
|
–
|
–
|
–
|
3 (3,5)
|
27 (31,8)
|
41 (48,2)
|
8 (9,4)
|
6 (7,1)
|
–
|
–
|
Средний балл
|
ЛД5
|
43,9 ±
± 1,9
|
47,7 ±
± 1,1
|
–
|
–
|
64,0
|
65,8 ±
± 1,7
|
45,7 ± 1,7
|
48,3 ± 1,0
|
33,0 ± 1,7
|
33,5 ± 1,1
|
–
|
–
|
П5
|
41,9 ±
± 2,6
|
47,8 ±
± 1,8
|
–
|
–
|
–
|
69,5 ±
± 3,5
|
44,1± 2,5
|
48,2 ± 1,5
|
34,4 ± 1,2
|
32,0 ± 2,7
|
–
|
–
|
С4
|
42,6 ±
± 2,6
|
46,7 ±
± 2,6
|
–
|
–
|
–
|
68,3 ±
± 3,7
|
45,5 ± 2,3
|
47,3 ± 1,9
|
32,6 ± 1,9
|
31,8 ± 3,5
|
–
|
–
|
При сопоставлении полученных данных с применением Н-критерия Крускала – Уоллиса статистически значимых различий в уровне эмпатических тенденций между студентами, обучающимися по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Стоматология», не обнаружено (Н = 3,05, ? > 0,05). В то же время, при попарном сопоставлении данных респондентов с применением критерия углового преобразования Фишера ?* установлено, что среди студентов, обучающихся по специальности «Стоматология», по сравнению с представителями специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия», больше респондентов с низким уровнем эмпатии и меньше – со средним (?* = 1,94, ? < 0,05 и ?* = 1,71, ? < 0,05, соответственно). Испытуемых с высоким уровнем эмпатии, согласно математико-статистической обработке, во всех трех выборках одинаково мало.
Таким образом, по результатам Опросника 2, у студентов – будущих стоматологов наблюдается более низкий уровень общих эмпатических тенденций по сравнению со студентами двух других специальностей.
Ситуацию наличия различий между выборками по Опроснику 2 и отсутствием таковых по Опроснику 1 можно объяснить особенностями выделения уровней по выбранным методикам.
Таким образом, большинство испытуемых обладают средним (нормальным) уровнем развития эмпатии. В общении они склонны судить о людях по их поступкам, нежели доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под контролем индивида. В общении они внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника могут терять терпение. Обращает внимание то, что каждый третий студент испытывает трудности в понимании эмоциональных проявлений и поступков собеседника, установлении межличностных контактов. Испытуемых с высоким уровнем эмпатических тенденций, которым присущи неподдельный интерес к людям, эмоциональная отзывчивость, общительность, душевность, склонность доверять своим чувствам и интуиции в общении, обнаружено еще меньше. В то же время, можно предположить, что как низкий, так и высокий уровень развития эмпатии может неблагоприятно сказываться на профессиональной деятельности врача. Низкий уровень эмпатии будет препятствовать установлению контакта с пациентом. Однако и высокий уровень эмпатии может стать помехой в профессиональной врачебной деятельности и даже привести к ускоренному психическому «выгоранию» будущего врача.
Анализ выраженности составляющих эмпатии у респондентов представлен в табл. 4.
Таблица 4
Оценка уровня составляющих эмпатии по результатам опросника 2
Наименование
специальности, курс обучения
|
Уровень эмпатии
|
Общий
показатель
|
Очень
высокий
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
Очень низкий
|
Муж.
|
Жен.
|
Муж.
|
Жен.
|
Муж.
|
Жен.
|
Муж.
|
Жен.
|
Муж.
|
Жен.
|
Муж.
|
Жен.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
ЭМПАТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
|
Количество респондентов, абс. ( %)
|
ЛД5
(n = 265)
|
63 (23,8)
|
202 (76,2)
|
1 (0,4)
|
11 (4,1)
|
10 (3,8)
|
54 (20,4)
|
52 (19,6)
|
136 (51,3)
|
–
|
1 (0,4)
|
–
|
–
|
П5
(n = 108)
|
22 (20,4)
|
86 (79,6)
|
1 (0,9)
|
3 (2,8)
|
–
|
23 (21,3)
|
21 (19,4)
|
60 (55,5)
|
–
|
–
|
–
|
–
|
С4
(n = 85)
|
35 (41,2)
|
50 (58,8)
|
2 (2,3)
|
1 (1,2)
|
3 (3,5)
|
8 (9,4)
|
28 (32,9)
|
41 (48,2)
|
2 (2,3)
|
–
|
–
|
–
|
Средний балл
|
ЛД5
|
10,2 ±
± 0,6
|
11,1 ±
± 0,3
|
15,0
|
15,0
|
13,4 ±
± 0,3
|
13,3 ± 0,1
|
9,5 ± 0,5
|
10,0 ± 0,3
|
–
|
4,0
|
–
|
–
|
П5
|
9,1 ±
± 1,1
|
10,7 ±
± 0,5
|
15,0
|
15,0
|
–
|
13,3 ± 0,2
|
8,9 ± 1,0
|
9,6 ± 0,4
|
–
|
–
|
–
|
–
|
С4
|
10,3 ±
± 0,9
|
10,2 ±
± 0,7
|
15,0
|
15,0
|
14,0
|
13,4 ± 0,3
|
10,0 ± 0,6
|
9,5 ± 0,6
|
4,0
|
–
|
–
|
–
|
ЭМПАТИЯ С ЖИВОТНЫМИ
|
Количество респондентов, абс. ( %)
|
ЛД5
(n = 265)
|
63 (23,8)
|
202 (76,2)
|
–
|
2 (0,7)
|
2 (0,7)
|
4 (1,5)
|
43 (16,2)
|
156 (58,9)
|
18 (6,8)
|
40 (15,1)
|
–
|
–
|
П5
(n = 108)
|
22 (20,4)
|
86 (79,6)
|
–
|
–
|
–
|
4 (3,7)
|
17 (15,7)
|
62 (57,4)
|
5 (4,6)
|
20 (18,5)
|
–
|
–
|
С4
(n = 85)
|
35 (41,2)
|
50 (58,8)
|
–
|
–
|
–
|
1 (1,2)
|
17 (20)
|
40 (47,1)
|
18 (21,2)
|
9 (10,6)
|
–
|
–
|
Средний балл
|
ЛД5
|
6,0 ±
± 0,6
|
6,7 ±
± 0,4
|
–
|
15,0
|
13,0
|
13,7 ± 0,4
|
6,6 ± 0,5
|
7,2 ± 0,3
|
3,8 ± 0,2
|
3,6 ± 0,2
|
–
|
–
|
П5
|
5,7 ±
± 0,8
|
6,7 ±
± 0,6
|
–
|
–
|
–
|
13,5 ± 0,5
|
6,4 ± 0,7
|
7,3 ± 0,5
|
3,2 ± 0,3
|
3,6 ± 0,2
|
–
|
–
|
С4
|
5,1 ±
± 0,6
|
6,5 ±
± 0,6
|
–
|
–
|
–
|
13,0
|
6,6 ± 0,8
|
7,0 ± 0,6
|
3,6 ± 0,3
|
3,8 ± 0,3
|
–
|
–
|
ЭМПАТИЯ СО СТАРИКАМИ
|
Количество респондентов, абс. ( %)
|
ЛД5
(n = 265)
|
63 (23,8)
|
202 (76,2)
|
–
|
–
|
2 (0,7)
|
2 (0,7)
|
57 (21,5)
|
191 (72,1)
|
4 (1,5)
|
9 (3,4)
|
–
|
–
|
П5
(n = 108)
|
22 (20,4)
|
86 (79,6)
|
–
|
–
|
1 (0,9)
|
3 (2,8)
|
21 (19,4)
|
81 (75)
|
–
|
2 (1,8)
|
–
|
–
|
С4
(n = 85)
|
35 (41,2)
|
50 (58,8)
|
–
|
–
|
1 (1,2)
|
2 (2,3)
|
32 (37,6)
|
44 (51,8)
|
2 (2,3)
|
3 (3,5)
|
–
|
1 (1,2)
|
Окончание табл. 4
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
Средний балл
|
ЛД5
|
7,9 ±
± 0,6
|
8,1 ±
± 0,3
|
–
|
–
|
13,5 ±
± 0,7
|
13,0
|
8,0 ± 0,5
|
8,3 ± 0,2
|
3,5 ± 0,8
|
3,5 ± 0,3
|
–
|
–
|
П5
|
8,7 ±
± 1,0
|
8,2 ±
± 0,5
|
–
|
–
|
14,0
|
13,3 ± 0,5
|
8,4 ± 0,9
|
8,2 ± 0,5
|
–
|
3,5 ± 0,7
|
–
|
–
|
С4
|
7,8 ±
± 0,7
|
7,6 ±
± 0,7
|
–
|
–
|
13,0
|
13,5 ± 0,7
|
7,9 ± 0,6
|
7,8 ± 0,5
|
3,5 ± 0,7
|
3,7 ± 0,5
|
–
|
0
|
ЭМПАТИЯ С ДЕТЬМИ
|
Количество респондентов, абс. ( %)
|
ЛД5
(n = 265)
|
63 (23,8)
|
202 (76,2)
|
–
|
1 (0,4)
|
1 (0,4)
|
2 (0,7)
|
55 (20,7)
|
151 (57)
|
7 (2,6)
|
41 (15,5)
|
–
|
7 (2,6)
|
П5
(n = 108)
|
22 (20,4)
|
86 (79,6)
|
–
|
–
|
–
|
1 (0,9)
|
19 (17,6)
|
70 (64,8)
|
3 (2,8)
|
13 (12,0)
|
–
|
2 (1,8)
|
С4
(n = 85)
|
35 (41,2)
|
50 (58,8)
|
–
|
–
|
–
|
–
|
31 (36,5)
|
38 (44,7)
|
4 (4,7)
|
9 (10,6)
|
–
|
3 (3,5)
|
Средний балл
|
ЛД5
|
6,9 ±
± 0,5
|
6,6 ±
± 0,4
|
–
|
15,0
|
13,0
|
13,5 ± 0,7
|
7,2 ± 0,5
|
7,6 ± 0,3
|
3,9 ± 0,3
|
3,4 ± 0,2
|
–
|
1,0
|
П5
|
6,7 ±
± 1,0
|
7,1 ±
± 0,6
|
–
|
–
|
–
|
13,0
|
7,3 ± 0,8
|
7,9 ± 0,5
|
3,0 ± 0,9
|
3,2 ± 0,5
|
–
|
0,5
|
С4
|
6,7 ±
± 0,8
|
6,5 ±
± 0,8
|
–
|
–
|
–
|
–
|
7,1 ± 0,8
|
7,7 ± 0,6
|
3,5 ± 0,8
|
3,4 ± 0,4
|
–
|
0,6 ±
± 0,5
|
ЭМПАТИЯ С ГЕРОЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
|
Количество респондентов, абс. ( %)
|
ЛД5
(n = 265)
|
63 (23,8)
|
202 (76,2)
|
–
|
–
|
–
|
1 (0,4)
|
33 (12,4)
|
160 (60,4)
|
28 (10,6)
|
40 (15,1)
|
2 (0,7)
|
1 (0,4)
|
П5
(n = 108)
|
22 (20,4)
|
86 (79,6)
|
–
|
1 (0,9)
|
–
|
2 (1,8)
|
11 (10,2)
|
70 (64,8)
|
9 (8,3)
|
13 (12,0)
|
2 (1,8)
|
–
|
С4
(n = 85)
|
35 (41,2)
|
50 (58,8)
|
–
|
–
|
–
|
1 (1,2)
|
19 (22,3)
|
38 (44,7)
|
15 (17,6)
|
10 (11,8)
|
1 (1,2)
|
1 (1,2)
|
Средний балл
|
ЛД5
|
4,8 ±
± 0,5
|
6,9 ±
± 0,3
|
–
|
–
|
–
|
13,0
|
6,2 ± 0,5
|
7,8 ± 0,3
|
3,6 ± 0,2
|
3,5 ± 0,2
|
0,5
|
0
|
П5
|
4,6 ±
± 0,8
|
7,0 ±
± 0,5
|
–
|
15,0
|
–
|
13,5 ± 0,7
|
6,3 ± 0,6
|
7,4 ± 0,4
|
3,3 ± 0,5
|
3,5 ± 0,4
|
1,0
|
–
|
С4
|
5,3 ±
± 0,9
|
7,0 ±
± 0,8
|
–
|
–
|
–
|
14,0
|
7,2 ± 1,1
|
7,8 ± 0,6
|
3,3 ± 0,4
|
3,6 ± 0,4
|
1,0
|
1,0
|
ЭМПАТИЯ С НЕЗНАКОМЫМИ ИЛИ МАЛОЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ
|
Количество респондентов, абс. ( %)
|
ЛД5
(n = 265)
|
63 (23,8)
|
202 (76,2)
|
–
|
3 (1,1)
|
3 (1,1)
|
11 (4,1)
|
55 (20,7)
|
180 (67,9)
|
5 (1,9)
|
8 (3,0)
|
–
|
–
|
П5
(n = 108)
|
22 (20,4)
|
86 (79,6)
|
–
|
–
|
1 (0,9)
|
4 (3,7)
|
20 (18,5)
|
75 (69,4)
|
1 (0,9)
|
7 (6,5)
|
–
|
–
|
С4
(n = 85)
|
35 (41,2)
|
50 (58,8)
|
–
|
2 (2,3)
|
2 (2,3)
|
4 (4,7)
|
29 (34,1)
|
43 (50,6)
|
3 (3,5)
|
1 (1,2)
|
1 (1,2)
|
–
|
Средний балл
|
ЛД5
|
8,0 ±
± 0,6
|
8,3 ±
± 0,3
|
–
|
15,0
|
13,7 ±
± 0,5
|
13,4 ± 0,3
|
8,0 ± 0,5
|
8,0 ± 0,3
|
3,8 ± 0,3
|
3,8 ± 0,2
|
–
|
–
|
П5
|
7,0 ±
± 0,9
|
8,0 ±
± 0,5
|
–
|
–
|
13,0
|
13,0
|
6,9 ± 0,7
|
8,1 ± 0,4
|
4,0
|
3,4 ± 0,5
|
–
|
–
|
С4
|
7,3 ±
± 0,9
|
8,8 ±
± 0,8
|
–
|
15,0
|
14,0
|
13,5 ± 0,5
|
7,5± 0,6
|
8,2± 0,6
|
4,0
|
2,0
|
0
|
–
|
По шкале «Эмпатия с родителями» Опросника 2 нами установлены статистически значимые различия в уровне эмпатии между выборками студентов разных специальностей (Н = 5,9, ? < 0,05). Особенно ярко различия проявляются между представителями специальности «Лечебное дело» и «Стоматология» (t = 2,159, ? < 0,05). Согласно полученным данным, наибольшая эмпатия с родителями наблюдается у студентов специальности «Лечебное дело», наименьшая – у студентов, обучающихся по специальности «Стоматология». Выявленные различия могут объясняться большей эмоциональной привязанностью и наличием семейных традиций, профессиональной семейной преемственности в семьях студентов, выбравших специальность «Лечебное дело».
Также по данной шкале обнаружены гендерные различия: у девушек, по сравнению с представителями мужского пола, выше уровень эмпатии с родителями (больше испытуемых с высоким и очень высоким уровнем эмпатии, ?* = 3,56, ? < 0,01, и меньше – со средним уровнем, ?* = 3,20, ? < 0,01). Выявленные различия могут объясняться большей эмоциональной привязанностью студенток к родителям. Подобные различия наблюдаются у представителей специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия», у студентов специальности «Стоматология» гендерных различий в уровне эмпатии с родителями не выявлено.
По шкале «Эмпатия с животными» Опросника 2 применение Н-критерия Крускала – Уоллиса не показало различий между студентами различных специальностей. Однако при сопоставлении данных с помощью t-критерия Стьюдента и критерия углового преобразования Фишера ?* обнаружено, что у студентов специальности «Стоматология» уровень эмпатии по отношению к животным ниже, чем у студентов специальности «Лечебное дело» (t = 1,981, ? < 0,05; ?* = 1,797, ? < 0,05). Студенты, обучающиеся по специальности «Педиатрия», занимают среднее положение по уровню эмпатии с животными. При отдельном рассмотрении результатов мужчин и женщин установлено, что у студентов – будущих стоматологов мужского пола уровень эмпатии с животными существенно ниже, чем у их однокурсниц (?* = 3,281, ? < 0,01). Подобных гендерных различий у студентов других специальностей не выявлено. Более того, у будущих стоматологов мужского пола уровень эмпатии с животными также значительно ниже, чем у представителей мужского пола, обучающихся по специальностям «Лечебное дело» (?* = 2,229, ? < 0,05) и «Педиатрия» (?* = 2,227, ? < 0,05).
По шкалам «Эмпатия со стариками», «Эмпатия с детьми», «Эмпатия с незнакомыми и малознакомыми людьми» у испытуемых преобладает средний уровень эмпатических тенденций. Различий между представителями разных специальностей, а также между девушками и юношами не выявлено, что подтверждено и другим нашим недавним исследованием [4].
По шкале «Эмпатия с детьми» нами не обнаружены существенные различия у представителей различных специальностей. В то же время нами установлены гендерные различия по уровню эмпатии с детьми у представителей специальности «Лечебное дело»: уровень эмпатии к детям у девушек несколько ниже, чем у юношей (среди девушек больше доля испытуемых с низким и очень низким уровнем эмпатии, ?* = 2,36, ? < 0,01, и меньше – со средним уровнем, ?* = 2,24, ? < 0,05). У представителей других специальностей подобные различия не выявлены. В целом, у студентов рассматриваемых специальностей преобладает средний уровень эмпатии с детьми.
При анализе ответов испытуемых по шкале «Эмпатия с героями художественных произведений» различий между представителями разных специальностей не обнаружено. В то же время нами установлено, что девушки проявляют большую, по сравнению с юношами, эмпатию к героям художественных произведений (t = 6,71, ? < 0,01). Эта тенденция наблюдается у представителей всех трех рассматриваемых специальностей. Среди девушек, обучающихся по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», по сравнению с одногруппниками, больше испытуемых со средним уровнем эмпатических тенденций (?* = 3,99, ? < 0,01, ?* = 2,84, ? < 0,01, ?* = 2,09, ? < 0,05 соответственно) и меньше – с низким и очень низким уровнем (?* = 4,08, ? < 0,01, ?* = 3,24, ? < 0,01, ?* = 2,31, ? < 0,01 соответственно). Таким образом, девушки в большей степени склонны сопереживать героям художественных произведений, вживаться в события, описываемые в книгах или фильмах.
На наш взгляд, наиболее важными в плане диагностики дальнейшей профессиональной деятельности являются результаты по шкалам «Эмпатия со стариками», «Эмпатия с детьми» (особенно для представителей специальности «Педиатрия») и «Эмпатия с незнакомыми и малознакомыми людьми», поскольку будущим медикам предстоит взаимодействовать в рамках своей специальности именно с данным контингентом людей – с незнакомыми людьми и, в частности, с пожилыми людьми или детьми. Согласно полученным данным, большинство респондентов в своих ответах демонстрируют средний, «нормальный», уровень эмпатии по соответствующим шкалам, не иначе как благоприятный с прогностической точки зрения.
Заключение
По результатам исследования, у студентов – будущих медиков, обучающихся по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», преобладает средний уровень эмпатии. Мы предполагаем, что данный уровень эмпатии у будущих врачей соответствует профессиональным особенностям врачебной деятельности, поскольку как низкий, так и высокий уровни могут неблагоприятно сказываться на деятельности врача [4].
Существенные различия по уровню эмпатии у студентов разных медицинских специальностей наблюдались только в отношениях с родителями. При этом наибольшая эмпатия с родителями отмечена у студентов специальности «Лечебное дело», наименьшая – у студентов, обучающихся по специальности «Стоматология». Выявленные различия могут объясняться большей эмоциональной привязанностью и наличием семейных традиций, профессиональной семейной преемственности в семьях студентов, выбравших специальность «Лечебное дело». По наиболее значимым, на наш взгляд, для прогноза успешности профессиональной медицинской деятельности шкалам «Эмпатия со стариками», «Эмпатия с детьми» и «Эмпатия с незнакомыми и малознакомыми людьми» существенных различий у студентов разных медицинских специальностей не выявлено. Таким образом, для данной выборки можно сделать вывод о том, что уровень эмпатии у будущих врачей достаточен для выполнения своих профессиональных обязанностей.
Современные исследования демонстрируют корреляцию эффективности профессиональной деятельности с уровнем развития эмпатии: для терапевтов эмпатия является профессионально важным качеством, и чем выше эмпатия, тем выше эффективность их деятельности. Для хирургов характерна обратная зависимость: чем меньше эмпатия, по сравнению с терапевтами, тем выше эффективность их деятельности, что не позволяет считать эмпатию профессионально важным качеством хирурга [1]. Поэтому группа лиц с низким уровнем развития эмпатии была отнесена нами к будущим врачам как будущим врачам хирургического профиля разных специальностей.