Информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) бурно вошли и прочно укрепились в отечественной системе образования [2, 8]. Введена в действие целая серия национальных стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», регламентирующая различные виды и способы использования ИКТ образовательными учреждениями. Вооружившись нормативной базой, современными средствами обучения и технологиями, отечественные вузы развивают сегодня сотрудничество как с российскими, так и с ведущими мировыми вузами, с различными научными центрами и сообществами, разрабатывают и реализуют совместные проекты и образовательные программы, предполагающие обмен педагогическими и информационными технологиями, обучающимися и преподавателями. Еще более широкие возможности предоставляются сегодня отечественным вузам в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 26 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, в котором обозначена новая форма сотрудничества – сетевая форма реализации образовательных программ. Сегодня сетевая форма реализации образовательных программ получила правовую регламентацию. В соответствии со статьей 15 Закона сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций [4]. Для реализации образовательных программ с использованием сетевой формы вузы должны совместно разрабатывать и утверждать эти программы. Так, принятие этого закона способствовало, с одной стороны, предоставлению российским вузам широких возможностей развивать новые формы сетевого взаимодействия, а с другой – поиск путей решения реализации этого сетевого партнерства.
Цель исследования – анализ возможностей проектирования и разработки комплексного электронного сопровождения реализации образовательной программы в условиях сетевого взаимодействия с использованием современных ИКТ.
Материалы и методы исследования
Анализ педагогической, технической литературы и сетевых ресурсов, обобщение практического опыта использования веб-разработок, сравнительный анализ.
Исследование проходило на этапе реализации проекта по модернизации педагогического образования [12], осуществляемого в сетевой форме с участием рабочей группы Мининского университета. В рабочую группу вошли ведущие научно-педагогические работники и сотрудники Учебно-методического управления Мининского университета, включая и отдел развития электронного обучения. Так, перед сотрудниками отдела развития электронного обучения были поставлены конкретные задачи по поиску, отбору и внедрению современных ИКТ в учебный процесс вуза, способствующих достижению целей проекта по модернизации педагогического образования.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе исследования рабочей группой была спроектирована и предложена основная профессиональная образовательная программа модуля «Психология и педагогика потенциальных возможностей» в рамках направления подготовки бакалавров «Специальное (дефектологическое) образование», состоящая из четырех взаимосвязанных модулей. Содержание этих модулей изложено в работах [5, 6, 7, 9]. Апробация новых модулей проходила в период 2014–2015 гг. с использованием современных ИКТ на базе вуза-разработчика Мининского университета и при активном участии таких основных вузов-партнеров, как Новосибирский государственный педагогический университет и Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Основные наиболее значимые результаты апробации изложены в коллективной монографии [3] и в настоящей публикации не являются предметом обсуждения.
Сетевая форма реализации образовательной программы по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» рассматривается авторами статьи как новая форма организации учебного процесса, выстраиваемая с помощью учебных взаимоотношений в электронной информационно-образовательной среде (далее – ЭИОС), в пространстве между обучающимися и преподавателями, обучающимися друг с другом и преподавателями между собой, где каждый участник ставит свои цели и может повлиять на мнение и деятельность остальных участников. С 2013 года в Мининском университете пристальное внимание уделяется вопросу формирования ЭИОС [1, 10, 11]. В начале исследования мы выделили образовательную среду как необходимое условие электронного сопровождения реализации образовательной программы при сетевом взаимодействии. ЭИОС проектировалась с использованием прогрессивных современных Интернет-технологий как многофункциональный web-сайт, позволяющий интегрировать различные информационные, образовательные ресурсы и web-сервисы, отвечающие потребностям сбора, обработки, хранения и воспроизведения информации. Была создана единая база данных для стабильного обеспечения учебного процесса с использованием электронного обучения. База данных, сформированная с помощью языка программирования PHP и системы управления MySQL, содержит серверную и клиентскую часть, которые размещены на сервере Мининского университета. Применение современных Интернет-технологий, языка PHP и такой базы данных, как MySQL, позволило авторам исследования разработать динамичный web-портал [13], доступ к которому осуществляется с любой операционной системы, с любого компьютера или мобильного устройства, имеющего выход в сеть «Интернет» через браузеры Mozilla Firefox, Opera и Google Chrome. Проектирование web-портала ЭИОС Мининского университета осуществлялось с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее – ФГОС ВО) и было ориентировано на получение следующих конечных результатов:
– обеспечения доступа обучающихся и сотрудников, независимо от места их нахождения, к электронным информационным и образовательным ресурсам, web-сервисам образовательной среды посредством использования информационных, дистанционных и телекоммуникационных технологий через сеть «Интернет»;
– «прозрачность» процесса обучения для обучающихся, преподавателей и руководителей структурных подразделений университета, включая и всех участников сетевого взаимодействия;
– возможность организации процесса обучения под контролем академического консультанта головного вуза и вуза-партнера;
– автоматизация формирования отчетной документации по результатам проекта.
Уже в начале исследования стало ясно, что ЭИОС Мининского университета необходимо рассматривать как совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, электронных информационных и образовательных ресурсов, необходимых и достаточных для организации опосредованного (на расстоянии) взаимодействия всех участников сетевого взаимодействия (головного вуза и вузов-партнеров). Так, в структуру web-сайта ЭИОС был заложен принцип разграничительного доступа к информации, находящейся в библиотеках баз данных. Введены привилегии для студента, преподавателя, заведующего кафедрой, академического консультанта и других. Доступ к персонализированной части образовательной среды университета предоставляется всем участникам сетевого взаимодействия через личный кабинет. «Личный кабинет представляет собой место сбора информации на других ресурсах и сервисах ЭИОС вуза согласно статусу и полномочиям пользователя» [11, с. 78]. Администратор ЭИОС вуза осуществляет регистрацию всех участников сетевого взаимодействия с использованием сервиса электронной почты через присвоение индивидуального логина и пароля и назначает привилегии. По завершении сетевого партнерства согласно распоряжению администрации головного вуза администратор также оперативно, уведомляя пользователя через сервис электронной почты, блокирует всем участникам сетевого проекта доступ к информации. К мерам защиты информации относится не только разграничительная политика доступа, но и парольная аутентификация, с применением следующих мер надежности:
– пароль содержит не менее 8 символов;
– в составе символов пароля присутствуют буквы, цифры и специальные символы;
– в пароль не включаются легко вычисляемые сочетания символов (имена, фамилии и т.д.), а также общепринятые сокращения и термины;
– при создании паролей используется специализированное программное обеспечение для генерации сложных паролей.
Результаты внедрения и апробации показали, что отобранные наукоемкие технологии в проектировании образовательной среды в полной мере удовлетворяют условиям реализации сетевого взаимодействия по организации учебного процесса по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» с использованием электронного обучения.
В ходе исследования замечено, что качество реализации образовательных программ при сетевом взаимодействии во многом определяется эффективностью использования участниками телекоммуникационных и дистанционных технологий. С этой целью в структуру и содержание веб-сервисов ЭИОС Мининского университета были отобраны и включены некоторые сетевые образовательные платформы, построенные на основе современных ИКТ. Так, одним из основных веб-сервисов ЭИОС является образовательный портал «Электронное обучение» [14]. Наличие встроенных ресурсов позволяет всем участникам сетевого взаимодействия эффективно использовать телекоммуникационные технологии в учебном процессе. Примером такого ресурса является платформа PRUFF.ME для создания и проведения вебинаров. Интернет-сервис [15] позволяет осуществлять трансляцию непосредственно напрямую с браузеров Google Chrome, Mozilla Firefox и Opera при одновременном участии до 4 ведущих и 500 слушателей с возможностью ведения записи события и трансляции с рабочего стола пользователя. При реализации программы образовательного модуля «Психология и педагогика потенциальных возможностей» платформа PRUFF.ME была использована как площадка для проведения онлайн-трансляций между участниками сетевого взаимодействия.
В структуру образовательного портала «Электронное обучение» ЭИОС университета органично встроена и система электронного обучения (LMS) Moodle, построенная на основе дистанционных технологий [10]. В ходе исследования осуществлена синхронизация баз данных Moodle с единой базой ЭИОС вуза. Участниками рабочей группы проекта [12] с помощью программного обеспечения Moodle в соответствии с требованиями нормативных и локальных документов и в целях поддержки учебного процесса были подготовлены электронные учебно-методические комплексы (далее – ЭУМК) по всем элементам учебного плана (дисциплинам, практике, итоговая аттестация по модулю) образовательной программы модуля «Психология и педагогика потенциальных возможностей». «ЭУМК по дисциплине является тем необходимым и достаточным учебно-методическим сопровождением, которое позволяет организовать процесс взаимодействия между участниками учебного процесса в условиях сетевого взаимодействия, в результате которого каждый преподаватель и студент получает свое временную квалифицированную помощь в построении индивидуальной траектории профессионального развития» [3, с. 67]. Так, содержание учебно-методического сопровождения дисциплины модуля в системе Moodle представлено:
– нормативно-методическим блоком, включающим различные документы и инструкции по изучению материала электронного курса, а именно рабочую программу дисциплины, рейтинг-план студента, инструкцию по курсу, методические рекомендации для студента по выполнению различных видов работ (контактной, включая и аудиторную, и самостоятельной);
– совокупностью информационного (лекции) и практического материала (дидактический блок), включающего глоссарий, практико-ориентированные задания, в том числе и задания для организации самостоятельной работы, ссылки на Интернет-ресурсы;
– рефлексивно-оценочным блоком – представленным системой заданий для диагностики образовательных результатов (тесты, кейс-задания, анкеты для рефлексии);
– активными элементами для осуществления коммуникации: форум, чат, опрос.
На основе результатов, полученных в ходе исследования, можно констатировать, что принципиальным отличием в построении учебно-методического содержания ЭУМК, разрабатываемых преподавателями в системе Moodle, является использование в его наполнении контента, ориентированного на требования профессионального стандарта педагога и на полную реализацию компетентностного подхода. Важно и то, что, ключевым моментом является приоритет организации продуктивной «квазипрофессиональной» деятельности самих обучающихся по применению усвоенных знаний в ситуациях, моделирующих профессиональные и социальные контексты их практического применения в условиях инклюзивного образования. Безусловно, создавая современное электронное сопровождение учебного процесса для реализации его в условиях сетевого взаимодействия, мы, прежде всего, ориентировались на приоритеты, обозначенные в ФГОС ВО, где акцент переносится с процесса усвоения знаний на формирование на их основе компетенций в виде образовательных результатов с последующей самооценкой. Так, «разрабатываемые головным вузом электронные образовательные ресурсы в системе Moodle выстраиваются в русле не информационного, а деятельностного подхода в обучении, что актуализирует трансформирование образовательного сопровождения учебного процесса к новому виду в «деятельностном ключе» [3, c. 68]. Не менее важное значение при комплектовании электронного сопровождения учебного процесса уделено и сетевой коммуникации обучающихся, ориентированной на решение социально-коммуникативных и образовательных задач, в которых происходит удовлетворение их индивидуального запроса при решении практико-ориентированных заданий.
Заключение
Таким образом, участие в проекте по модернизации педагогического образования показало, что электронное образовательное сопровождение учебного процесса в вузе для условий сетевого взаимодействия должно базироваться на принципах самостоятельности, рефлексивности, сотрудничества, индивидуализации, взаимосвязи теории и практики, что дает возможность каждому студенту выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям, где бы территориально он ни находился. Именно комплексное, интегрированное использование современных ИКТ и будет обеспечивать качественную составляющую реализации образовательных программ в системе высшего образования и не только в условиях сетевого взаимодействия. Практический опыт, полученный в ходе исследования, направленного на реализацию проекта по модернизации педагогического образования, постепенно переносится в Мининском университете на все элементы управления образовательным процессом в вузе, где центральное место занимает электронная информационно-образовательная среда.