Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

EDUCATIONAL SYSTEM FOR TEACHERS’ TRAINING IN HEALTH BEHAVIOR PROMOTION OF STUDENTS

Osokina E.S. 1 Le-van T.N. 1
1 Peoples’ Friendship University of Russia
1663 KB
The article represents the training system for tutors in healthy behavior promotion of students, developed by Peoples’ Friendship University of Russia within the framework of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation project. It is aimed at administrative managers in education and teachers whose activity is in the field of students’ health protection and healthy living. This aim is of a top priority in the context of the new Federal State Educational Standards. The system is goal-oriented, structured, hierarchical, emergent, communicative, synergistic and integral. Therefore, it represents a specific educational system able to supply the educational institutions with the professionals in healthy oriented activities and students’ health care.
educational system
teachers’ training
students’ health
healthy behavior
federal state educational standard
tutor

В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) в задачи образовательных организаций всех уровней образования – от дошкольного до профессионального – входит формирование у обучающихся здорового образа жизни. Образовательный процесс должен обеспечить принятие и реализацию обучающимися ценностей здорового образа жизни, развитие потребности в физическом и духовном самосовершенствовании, сохранении и укреплении здоровья. Решение данных задач требует профессиональной компетентности работников образования в вопросах здоровьеориентированной деятельности, здоровьесбережения и формирования культуры здоровья [8].

В 2015 г. в рамках проекта Министерства образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (РУДН) была разработана и апробирована система профессиональной подготовки тьюторов в области формирования у обучающихся здорового образа жизни, одной из задач которой стало проведение очно-заочных курсов повышения квалификации руководителей сферы образования и педагогов по программам, рассматривающим здоровьеориентированную деятельность в контексте тьюторского сопровождения – «особой педагогической техники, основанной на взаимодействии учащегося и тьютора, в ходе которой учащийся осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи» [2, с. 226].

Целью настоящей работы является обоснование системы подготовки тьюторов как педагогической системы, способной обеспечить систему образования квалифицированными специалистами для решения задач сохранения, укрепления и обеспечения безопасности здоровья обу чающихся, формирования у них здорового образа жизни в условиях введения в образовательных организациях ФГОС нового поколения.

Система подготовки тьюторов в области формирования у обучающихся здорового образа жизни как педагогическая система

Согласно определению, предложенному в Педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, педагогическая система – это «совокупность взаимо связанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» [4, с. 136].

Наиболее общей педагогической системой является система образования. Она состоит из подсистем, каждая из которых, в свою очередь, обладает всеми признаками и свойствами самостоятельной педагогической системы. Так, подсистема, направленная на обучение и воспитание детей, складывается из социальных институтов, выполняющих образовательно-воспитательные функции; ведущую роль среди них занимают общеобразовательные организации. Их функционирование обеспечивается другой педагогической системой – системой профессионального образования педагогов, в состав которой входят системы высшего и среднего профессионального педагогического образования; подготовку специалистов конкретного профиля в рамках профессионального образования также можно рассматривать как отдельную педагогическую систему. Помимо этого, в качестве самостоятельной педагогической системы выделяется система повышения квалификации [5; 7].

Система подготовки тьюторов в области формирования у обучающихся здорового образа жизни, следуя приведенной логике, является педагогической системой в составе системы повышения квалификации работников образования.

Педагогическая система обладает следующими свойствами:

1) целенаправленность (наличие целей как системообразующий фактор);

2) структурность (наличие взаимосвязанных элементов, обеспечивающих достижение цели);

3) иерархичность (деление на составные части – подсистемы, – которые сами по себе представляют отдельные системы, выполняющие конкретные функции и находящиеся друг с другом в определенных отношениях);

4) эмерджентность (наличие у системы свойств, не присущих ее отдельным подсистемам и элементам);

5) коммуникативность (связь с социальным контекстом);

6) синергичность (однонаправленность действий всех составляющих системы);

7) целостность (неаддитивность) (влияние каждого из элементов системы на ее функционирование) [7].

Опираясь на перечисленные свойства педагогических систем, можно описать систему подготовки тьюторов в области формирования у обучающихся здорового образа жизни следующим образом.

Целенаправленность системы подготовки тьюторов

Цели выступают в роли системообразующих факторов для педагогической системы.

В целом, функционирование педагогической системы направлено на достижение социально значимых результатов и определяется потребностями общества; в основе педагогической системы лежит социальный заказ. Цели педагогической системы, по мнению В. П. Беспалько, образуют иерархию:

1) глобальная цель (общественно-государственный заказ);

2) цели на этапах подготовки;

3) цели изучения отдельных учебных дисциплин [3].

Общественно-государственный заказ, лежащий в основе системы подготовки тьюторов, обусловлен ориентацией государственной политики Российской Федерации на распространение среди населения, в том числе среди детей, стандартов здорового образа жизни, а также постепенным введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, возлагающих на образовательные организации обязанности по формированию у обучающихся компетенций, обеспечивающих развитие их здоровья и становление здоровьеориентированной личностной позиции. Глобальной целью системы является подготовка работников образования к реализации профессиональной деятельности, направленной на сохранение, укрепление и обеспечение безопасности здоровья обучающихся, формирование у них здорового образа жизни как одному из аспектов их социализации в образовательных организациях. В данной области выделяются 2 значимых направления: работа педагогов непосредственно с обучающимися и организация процесса повышения квалификации педагогов, обеспечивающего их инструментарием для ведения этой работы. В свете индивидуализации и гуманизации образования для реализации деятельности по данным направлениям требуются квалифицированные специалисты:

? тьюторы – педагоги, осуществляющие тьюторское сопровождение развития обучающихся в области сохранения, укрепления и обеспечения безопасности здоровья, формирования культуры здорового образа жизни – сотрудники образовательной организации, сопровождающие процесс выбора и реализации обучающимися здорового стиля жизни, соответствующего их индивидуальным особенностям и потребностям;

? тьюторы в системе повышения квалификации (федеральные тьюторы) – представители образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы (региональных институтов повышения квалификации и организаций высшего профессионального образования), и руководящие работники сферы образования, осуществляющие тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов в области сохранения, укрепления и обеспечения безопасности здоровья обучающихся, формирования у них культуры здорового образа жизни в различных регионах Российской Федерации [9].

Несмотря на то что должность «тьютор» закреплена действующим законодательством и внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, на сегодняшний день ставка тьютора имеется не во всех образовательных организациях. Исходя из этого, система подготовки тьюторов направлена на развитие тьюторской позиции педагогов – «особого отношения к каждому обучающемуся, осознание педагогической миссии раскрытия его индивидуальности, содействие максимальной реализации ребенком своего потенциала с учетом социокультурных и других условий его жизнедеятельности» – независимо от их специализации [6, с. 220]. Тем самым, результат подготовки – это формирование у работников образования тьюторской позиции и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления тьюторского сопровождения и решения задач сохранения, укрепления и обеспечения безопасности здоровья обучающихся, формирования у них здорового образа жизни.

Целями системы подготовки тьюторов на разных этапах является:

1) формирование у работников, проходящих подготовку, базовых компетенций, которые требуются для осуществления профессиональной деятельности в области здоровьесбережения и формирования у обу чающихся культуры здоровья (в первую очередь, тьюторского сопровождения развития обучающихся или процесса повышения квалификации);

2) профессиональное совершенствование в данной области и приобретение дополнительных компетенций, знаний, умений и навыков, расширяющих диапазон возможностей при решении профессиональных задач.

Цели изучения отдельных учебных дисциплин применительно к системе подготовки тьюторов трансформируются в цели освоения материалов, относящихся к различным тематическим блокам, и заключаются в повышении уровня компетентности в конкретных вопросах.

Структурность системы подготовки тьюторов

В качестве элементов педагогической системы рассматриваются обучающиеся, педагоги, содержание образования и средства (условия) обучения и воспитания. Методы, приемы, организационные формы обучения, формы коммуникации отражают связи и отношения между элементами [1].

Соответственно, элементами системы подготовки тьюторов являются:

1) обучающиеся: работники системы профессионального педагогического образования, представители региональных институтов повышения квалификации, представители региональных и муниципальных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, руководящие и педагогические работники системы общего и дополнительного образования детей;

2) педагоги: преподаватели курсов повышения квалификации, тьюторы организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, приглашенные лекторы и докладчики, координаторы курсов повышения квалификации и др.;

3) содержание образования: вопросы сохранения, укрепления и обеспечения безопасности здоровья обучающихся, формирования у них здорового образа жизни, отвечающие требованиям ФГОС, а также тьюторской деятельности, отраженные в программах курсов повышения квалификации, программах профильных мероприятий, планах методической работы, темах для самоподготовки и др.;

4) средства (условия) обучения и воспитания: средства материализации умственных действий и материальные средства, необходимые для освоения содержания образования (устная и письменная речь, учебные планы, учебно-методические комплексы для программ повышения квалификации, литература и мультимедийные материалы по тематике обучения, электронная информационно-образовательная среда (система дистанционного обучения), организационно-технические условия для проведения очных мероприятий и др.).

В системе представлены 2 формы обу чения: заочное (электронное, с использованием дистанционных образовательных технологий) и очное. Электронное обучение обеспечивает охват широкой аудитории, снимая территориальные ограничения и минимизируя материальные и временные затраты слушателей, и реализуется в формате курсов повышения квалификации (являющихся основой подготовки), а также отдельных мероприятий – вебинаров и видеоконференций – и массовых открытых онлайн-курсов. Очное обучение реализуется в формате различных профессиональных мероприятий, имеющих развивающую (практико-ориентированную и научную) направленность и обеспечивающих обмен профессиональным опытом. Используются различные формы работы: индивидуальные (преимущественно в рамках дистанционного обучения), фронтальные и групповые (в рамках очного обучения). Применяются разнообразные методы обучения и педагогические технологии, отвечающие принципам обучения взрослых. Важным аспектом является тьюторское сопровождение обучающихся в процессе подготовки. Коммуникация (профессиональное взаимодействие обучающихся друг с другом и с педагогами) осуществляется при помощи телекоммуникационных технологий (телефона, электронной почты, форума в системе дистанционного обучения), а также непосредственно в ходе межличностного общения (в процессе проведения очных мероприятий).

Иерархичность системы подготовки тьюторов

Система подготовки тьюторов построена по иерархическому принципу и включает 2 подсистемы:

1) базовая подготовка – обучение на профильных курсах повышения квалификации по специально разработанным программам подготовки тьюторов (курсовая подготовка);

2) углубленная подготовка – профессиональное совершенствование в области тьюторской деятельности в межкурсовой период.

Каждая подсистема реализуется на 2 уровнях:

? на федеральном уровне – в рамках всероссийских курсов повышения квалификации по образовательным программам, согласованным с Министерством образования и науки Российской Федерации;

? на региональном уровне – на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы для работников образования, в различных регионах Российской Федерации под руководством федеральных тьюторов.

Первым этапом подготовки является проведение федеральных (всероссийских) курсов повышения квалификации, в рамках которых осуществляется подготовка тьюторов – педагогов для реализации тьюторского сопровождения развития обучающихся в области сохранения, укрепления и обеспечения безопасности здоровья обу чающихся, формирования у них культуры здорового образа жизни в образовательных организациях, а также федеральных тьюторов (представителей образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, и руководителей сферы образования) для реализации тьюторского сопровождения повышения квалификации работников образования по данной тематике на региональном уровне. Затем федеральные тьюторы, прошедшие обучение на курсах, организуют курсовую подготовку в различных регионах Российской Федерации, расширяя профессиональную тьюторскую сеть (рисунок).

Дальнейшая подготовка осуществляется в межкурсовой период и носит вариативный характер: она включает самоподготовку, участие в различных профессиональных тематических мероприятиях – семинарах, конференциях, конкурсах профессионального мастерства, мастер-классах, вебинарах и др., – методическую работу в образовательных организациях, обучение на массовых открытых онлайн-курсах, взаимодействие с другими педагогическими работниками на сетевых площадках обмена опытом (на Интернет-форумах, в профессиональных сетевых сообществах и др.). Мероприятия могут быть организованы на федеральном, муниципальном или местном уровне или непосредственно в образовательной организации. Выбор конкретных форм подготовки зависит от индивидуальных возможностей и предпочтений.

Эмерджентность системы подготовки тьюторов

Подсистемы и конкретные элементы системы подготовки тьюторов направлены на получение знаний, умений и навыков в области сохранения, укрепления и обеспечения безопасности здоровья обучающихся, формирования у них здорового образа жизни, освоение приемов тьюторского сопровождения и приобретение соответствующих профессиональных компетенций, но только система подготовки тьюторов в целом, т.е. сочетание курсовой и углубленной подготовки, обеспечивает формирование тьюторской позиции педагога.

osok1.wmf

Структура базовой подготовки тьюторов

Коммуникативность системы подготовки тьюторов

Система подготовки тьюторов реализуется в социальном и профессиональном контексте и, с одной стороны, отвечает потребностям общества, а с другой – отражает актуальные тенденции развития профессионального сообщества. При изменении контекста – изменении социального заказа, обновлении нормативно-правовой базы (например, корректировке профессиональных стандартов) и др. – система может быть трансформирована и модернизирована.

Синергичность системы подготовки тьюторов

Эффективность системы подготовки тьюторов обусловлена согласованными действиями федеральных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, органов местного самоуправления, организаций, реализующих дополнительные образовательные программы для работников образования, образовательных организаций различных уровней образования и организаций дополнительного образования детей.

Целостность (неаддитивность) системы подготовки тьюторов

Полноценная подготовка тьюторов обеспечивается сочетанием базовой и углубленной подготовки. При этом значение имеют все элементы системы – исключение какого-либо из них или искажение связей между ними (например, отказ от использования дистанционных образовательных технологий в процессе обучения, отсутствие профессиональной коммуникации и др.) негативным образом отразится на результатах подготовки и приведет к недостаточной компетентности специалистов и неспособности эффективно осуществлять тьюторское сопровождение и решать профессиональные задачи, связанные с сохранением, укреплением и обеспечением безопасности здоровья обучающихся, формирования у них здорового образа жизни.

Заключение

Таким образом, представленная система подготовки тьюторов в области формирования у обучающихся здорового образа жизни является целостной педагогической системой, открывающей возможность повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности образовательных организаций и распространить современные технологии здоровьесбережения и формирования у обу чающихся культуры здоровья на всей территории Российской Федерации. В систему заложены элементы, обеспечивающие выполнение в образовательных организациях требований ФГОС в части формирования у обучающихся здорового образа жизни, что делает ее высокоперспективной в условиях модернизации системы образования.

В 2015 г. система была апробирована на федеральном уровне на базе Института медико-биологических проблем ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (РУДН). Подготовку прошли более 2500 слушателей из 53 регионов. В настоящее время педагоги-тьюторы успешно применяют сформированные в ходе обучения профессиональные компетенции в области формирования у обучающихся здорового образа жизни в организациях общего, профессионального и дополнительного образования детей, а федеральные тьюторы ведут в регионах работу, направленную на расширение тьюторской сети и профессиональное совершенствование подготовленных специалистов.