Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

INDUSTRIAL PRACTICE IS THE PHASE OF THE FORMATION OF FUTURE MODERN SPECIALIST-PHARMACIST

Bubenchikova V.N. 1 Suhomlinov Y.A. 1 Kondratova Y.A. 1 Zhukov I.M. 1
1 Kursk State Medical University
1457 KB
The significance of industrial practice in the acceptance of medicinal plant raw material for students of pharmaceutical faculty has been shown. The role of professional competence formed in the process of industrial practice has been considered. Personal and professional qualities of pharmacist important for the employer have been determined. They are: the quality of education, the experience of practical work, the ability to self-education, total erudition, adaptation, skill to build inter-personal relations, skill to work in the team, communicability, leadership qualities. The authors noted the main functions of industrial practice in the system of students’ professional training: the teaching one, the developing, the educating, the diagnostic ones. In conclusion we noted the positive moments of practice for students, namely, the importance and the necessity of theoretical knowledge received at the university, the possibility of employment in the given company.
pharmaceutical education
industrial practice
competence
pharmacy
medicinal plant raw material
pharmacist

В современных условиях стремительного развития фармацевтической науки и практики значительно изменились требования к подготовке фармацевтических работников. Основным из них является формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих профессионализм выпускника вуза и его конкурентоспособность на современном рынке. Очень важным для будущего специалиста является умение адаптироваться к изменяющимся условиям практической деятельности за счет постоянно увеличивающейся потребности современного здравоохранения в тех специалистах, которые могут освоить инновационные технологии, необходимые для квалифицированной работы.

Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 – «Фармация» предусматривается компетентностный подход к подготовке фармацевтических работников [9].

Профессиональные качества провизора формируются на основе междисциплинарных умений и определяют готовность к практической деятельности. Способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях деятельности провизора, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей в разных аспектах и контекстах многими авторами определяется как профессиональная компетентность провизора [1, 3].

Как показывает практика, профессиональные умения провизора нарабатываются лишь после нескольких лет практической деятельности. Такой феномен обусловлен нарушением связи между теоретическими знаниями и умением их использовать в профессиональной деятельности [4, 8].

Качество подготовки молодых специалистов в вузе находится в прямой зависимости от глубины полученных студентами знаний в ходе теоретического курса обучения, отработки и закрепления практических навыков в процессе учебной и производственной практики, в том числе в аптечных учреждениях. Аптеки играют одну из главных ролей в подготовке и быстрой адаптации студентов-провизоров.

Работодатели из профессиональных качеств выпускников вузов ценят, прежде всего:

– качество полученного ими образования (фундаментальность образования, уровень профессиональных знаний, умений, навыков);

– наличие опыта практической работы, повышающего уровень их профессиональных знаний, умений и навыков;

– способность к восполнению и применению своих знаний, способность к самообразованию;

– общую эрудицию, разносторонность и широту знаний.

Из личностных качеств выпускников они выделяют адаптивность, умение выстраивать межличностные отношения; умение работать в команде; коммуникативность, лидерские качества, целеустремлённость, нацеленность на результат и на успешную карьеру.

В настоящее время при приеме на работу провизоров руководители аптек предпочтение отдают работникам, имеющим опыт работы, нежели новоиспеченным студентам, имеющим усовершенствованные знания, но, к сожалению, не умеющим применять их на практике. Важной формой в подготовке и становлении будущего специалиста-провизора являются учебная и производственная практики, призванные обеспечить формирование практических навыков работы, закрепить полученные в университете теоретические знания.

Для того чтобы пополнить пробелы студентов в области применения теоретических знаний на практике, многие аптечные сети города Курска готовы принимать будущих специалистов на свои предприятия для обучения и обмена опытом.

В ходе прохождения практики в аптеке студент имеет возможность увидеть и ознакомиться с будущим местом работы извне.

Производственная практика выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки студентов:

– обучающую – актуализация, углубление и расширение теоретических знаний, их применение в решение конкретных ситуационных задач, формирование навыков, умений;

– развивающую – развитие познавательной, творческой активности будущих специалистов, развитие мышления, коммуникативные и психологические способности;

– воспитывающую – формирование социально активной личности будущего специалиста, устойчивого интереса, любви к профессии;

– диагностическую – проверка уровня профессиональной направленности будущих специалистов, степени профессиональной пригодности и подготовленности к профессиональной деятельности.

Специалист, выходящий из стен вуза, должен быть хорошо подготовлен к производственной, организационно-управленческой и научно-исследовательской работе в области фармации. Он должен быть достаточно компетентный, знающий, умеющий применять на практике полученные знания и способным успешно решать задачи, связанные с фармацевтической деятельностью.

Чтобы обеспечить высокую конкурентоспособность выпускников на рынке труда и их успешную профессиональную деятельность, на кафедре фармакогнозии и ботаники студентам прививают умения и навыки в решении широкого спектра вопросов в сфере будущей профессиональной деятельности, а также способствуют развитию их личностных качеств. Элементы практической подготовки студентов присутствуют на протяжении всего учебного периода: практические занятия, аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа, выполнение курсовой работы, учебные и производственная практики, которые играют основную роль в практической подготовке студентов.

Выбору базы практики предшествует работа по изучению производственных и кадровых возможностей аптек, пригодности их для проведения практики студентов.

Основные критерии, оценивающие наиболее важные стороны аптечной организации, как базы практики студентов:

– соответствие профиля основной деятельности аптеки специальности обучения студентов;

– обеспечение практиканта квалифицированным руководством со стороны аптеки;

– оснащенность аптеки современным оборудованием и применение прогрессивных технологических процессов;

– наличие условий для приобретения навыков работы по специальности и повышения организаторских способностей, определенного опыта у работников аптечной организации в воспитательной работе в коллективе.

Заключение долгосрочных договоров между вузом и аптечными организациями позволяет осуществить рациональное распределение студентов по аптекам для прохождения производственной практики, при котором достигается гарантия стабильности мест практики.

Формирование профессиональной компетентности будущих провизоров в части приемки лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов в условиях аптеки, а также консультирования посетителей по их применению в домашних условиях проводится во время производственной практики под руководством опытного провизора-наставника. Сотрудниками кафедры разработан учебно-методический комплекс по производственной практике для студентов фармацевтического факультета дневной и заочной формы обучения, включающий рабочую учебную программу, необходимые методические материалы для студентов и преподавателей (кураторов практики от ВУЗа), формы текущего контроля, а также фонд оценочных средств для проведения аттестации. Руководители практики знакомят студентов с научными разработками сотрудников кафедры (нормативными документами, монографиями, публикациями), внедряют их в учебный процесс [2, 5, 6, 7].

В соответствии с программой во время прохождения практики студент должен:

– ознакомиться с базой практики;

– изучить документы, регламентирующие фармацевтическую деятельность в условиях аптеки;

– ознакомиться с ассортиментом лекарственного растительного сырья и лекарственных средств растительного происхождения безрецептурного отпуска и отпускаемых по рецепту врача;

– ознакомиться с упаковкой и маркировкой фасованного лекарственного растительного сырья;

– ознакомиться с производителями и поставщиками лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов;

– принимать участие в проведении контроля качества лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов, реализуемых аптекой;

– изучать инструкции по применению лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов;

– ознакомиться с условиями хранения лекарственного растительного сырья в аптеке.

Изучая ассортимент, условия хранения и особенности применения лекарственного растительного сырья, руководители практики обращают внимание студентов на лекарственные растения, которые изу чены и продолжают изучаться на кафедре фармакогнозии и ботаники Курского государственного медицинского университета. Это фиалка трехцветная и фиалка полевая, лапчатка прямостоячая, ромашка аптечная, шалфей лекарственный, тимьян ползучий [2, 5].

Для фармацевтического работника не менее важными остаются такие человеческие качества, как доброта, отзывчивость, ответственность, неравнодушие, формирующиеся в процессе обучения в вузе и во время прохождения производственной практики. Перед преподавателями кафедры стоит задача не только научить студента основам фармакогнозии, но и воспитать соответствующее мировоззрение, профессиональную сознательность и ответственность, без наличия которых, невозможно стать настоящим провизором.

Учитывая современные требования к качеству подготовки специалиста, очень важной является оценка освоения профессиональных компетенций, которая складывается из внутреннего оценивания (кто учит, тот и оценивает – преподаватель), самооценивание (оценивает тот, уто учился – сам обучающийся), внешнего оценивания (оценивает тот, кто не учил – работники аптеки во время прохождения производственной практики).

Производственная практика имеет ряд положительных моментов. Это:

– влияние на формирование дополнительной информации о рынке востребованных компетенций и рынке профессий;

– понимание того, в какого типа аптечной организации хотели работать;

– осознание значимости и необходимости теоретических знаний, получаемых в университете;

– возможность трудоустройства в данной компании.

Производственная практика является большим вкладом в подготовку будущих специалистов и очень эффективна в процессе предстоящей адаптации провизоров в аптечных организациях.

Хорошая организация практики является одним из самых важных путей подготовки студента к профессиональной деятельности в условиях постоянно и быстро меняющихся реалий нашей жизни, способствует углублению и расширению теоретических знаний, формированию умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию. Происходит формирование и развитие самостоятельной активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности.

Производственная практика обеспечивает связь теоретических знаний с практическими навыками, дает возможность применять данные знания для решения конкретных задач, развивает профессиональное сознание и профессионально значимые качества.