Тема «человеческого потенциала» в концепции человеческого развития в настоящее время получила широкое признание. В своих теоретических разработках индийский ученый, лауреат Нобелевской премии по экономике 1998 года Амартия Сен обосновал положение о том, что процесс развития – это не возрастание только материального или экономического благосостояния, а расширение возможностей человека, которое подразумевает большую свободу выбора. Концептуальные подходы отечественных и зарубежных философов к проблеме возможностей человека становятся теоретической и методологической основой исследований, раскрывающих многогранность творческого потенциала как личностного феномена человека, отражающего меру его способностей и потребности к взаимодействию с окружающим миром, его преобразованию. Научные разработки в области исследования социально-экономических процессов показывают, что в условиях информационного общества творческий потенциал становится главной движущей силой развития экономики и основным фактором инновационного развития государства, выражением национального и государственного могущества. Развитый творческий потенциал есть основа потенциала инновационного [6]. Творческий потенциал студентов и выпускников магистратуры оказывается востребованным в силу того, что личность сегодня всё активнее становится субъектом профессиональной деятельности, обладающим целым комплексом качеств для достижения продуктивных результатов своего труда, а профессиональная деятельность рассматривается как сфера реализации творческого потенциала личности [8].
Цель исследования состоит в определении концептуальных оснований и подходов к выявлению и оцениванию творческого потенциала студентов магистратуры и ее выпускников в рамках деятельности Лаборатории дидактики при Институте стратегии развития образования Российской академии образования, созданной на кафедре теории и методики профессионального образования Дальневосточного федерального университета.
Материалы и методы исследования
Материалом для исследования послужили научные положения философов, психологов и ученых-педагогов, раскрывающие актуальность обращения к развитию творческого потенциала, обусловленному несоответствием между объективной потребностью высшей школы в методико-технологическом обеспечении выявления, оценивания, актуализации и реализации творческого потенциала студентов магистратуры, в том числе после ее окончания, и существующей практикой организации образовательного процесса в магистратуре, в которой отсутствует мониторинг как механизм обратной связи в рассматриваемом контексте. До настоящего времени как в России, так и за рубежом отсутствуют формальные модели, связывающие результаты труда персонала с его творческим потенциалом [1].
Методы теоретического исследования: концептуализация (когнитивный метод), моделирование, мониторинговое исследование.
Преобладание концепции развития творческого потенциала человека, его профессионализма и эрудиции, как одной из характеристик современного постиндустриального общества, отмечал М.К. Петров [9]. Обобщая взгляды ряда исследователей личностного потенциала, С.В. Величко заключает, что с позиций психологии, потенциал представляет собой процесс непрерывного самосовершенствования и стремления к достижению вершин личностного, профессионального развития человека и реализации творческих возможностей и способностей. Исследователь отмечает общую особенность изучения потенциала как активно проявляемого индивидом в окружающей среде ресурса, который формируется под воздействием субъективных и объективных факторов и превращается в социальную ценность через механизмы самореализации.
Наиболее общий взгляд на потенциал личности предложил российский философ и культуролог М.С. Каган [4], построив системную модель личности, структура которой определяется структурой человеческой деятельности и характеризуется пятью потенциалами: гносеологическим (познавательным), аксиологическим (ценностным), творческим, коммуникативным и художественным (эстетическим). Ученый показал, что данные потенциалы являются взаимосвязанными компонентами системного целого. Творческий потенциал определяется способностью к созидательной и преобразовательной деятельности в различных аспектах труда. Творчество, по сути, представляет собой вид деятельности, актуализирующий потенциальные свойства и ресурсы личности, так как именно в творчестве обретают наиболее полное выражение сущностные особенности личности. Творчество становится той смыслообразующей базой, на фундаменте которой выстраивается вся жизненная стратегия личности [2].
В нынешних социально-экономических условиях важное практическое значение приобретает психолого-акмеологическое изучение рефлексивно-творческого потенциала современного специалиста как системообразующего фактора его человеческого капитала [10], рассмотрение сквозь призму актуального проявления творчества, которое является моментом реализации уже накопленного потенциала наличных творческих способностей и потенциального, служащего предпосылкой их дальнейшего развития.
Традиционное понимание творческого потенциала определяет его как способность человека строить и осуществлять свою программу действия, реализовывать свои конструктивные потенции. В исследовании Л.И. Кононовой [5] доказано, что творческий потенциал формируется и реализуется человеком в условиях постоянного взаимодействия с окружающим его миром, связан с расширением горизонта его отношения к миру, к самому себе, с расширением возможностей «вписывания» в более богатые контексты его бытия.
Восстановление и развитие творческого потенциала человека – это процесс выявления и актуализации его внутренних сил и источников на основе таких фундаментальных принципов, как диалогичность общения; сотрудничество; организация и осуществление мыследеятельности; организация смыслотворчества; создание ситуации успеха; позитивность и оптимистическое оценивание результатов социального взаимодействия; добровольный и сознательный выбор инструментария социального взаимодействия; рефлексивная деятельность участников взаимодействия. Важным является выявленная автором специфика содержания процесса формирования потребности человека развивать или восстанавливать творческий потенциал, которую необходимо учесть при проведении нашего исследования. Это, с одной стороны, содействие, соучастие, внимание, помощь человеку, с другой стороны, создание условий для осуществления изучения им своих потенциальных возможностей, самоопределения, самотворчества.
Результаты исследования и их обсуждение
1. Концепция организации образовательного процесса в магистратуре психолого-педагогического направления через создание организационно-педагогических условий для индивидуализированного творческого обучения. Основное внимание при обучении в педагогической магистратуре традиционно уделяется развитию интеллектуальной составляющей, в то же время именно творчество есть способ самовыражения человека, творящий его самоизменение, приводящий к рождению авторской системы учителя (В.В. Сериков). В связи с этим очень важно создавать условия для раскрытия творческого потенциала магистранта в процессе обучения.
2. Программа и методики мониторингового исследования, анализ его результатов (анкетирование, интервью, беседы и др.), статистические материалы обработки результатов мониторинга. Принимая во внимание, что качество обучения в магистратуре определяется качеством профессиональной деятельности выпускника, особую значимость приобретает мониторинг степени проявления творческого потенциала выпускников по завершению обучения в магистратуре. Это обусловлено еще и тем, что большая часть студентов в магистратуре психолого-педагогического направления, обучающихся на кафедре теории и методики профессионального образования Школы педагогики ДВФУ, – преподаватели, учителя, воспитатели, работники образовательных организаций. Важно, что методика оценивания и коррекции творческого потенциала студента магистратуры разрабатывается как методика развивающего самооценивания, обеспечивающая эмоционально-мотивационное подкрепление (К.А. Абульханова-Славская), поддерживающая определенный уровень субъектной активности.
3. Описание инструментария и методик, измеряющих творческий потенциал в деятельности студентов магистратуры и ее выпускников. Необходимо отметить, что методики должны учитывать закон акме-диагностики продуктивного образа результата. Он состоит в том, что только специалист, обладающий продуктивной компетентностью, то есть способный созидать искомые духовные продукты в себе самом, способен обеспечивать продуктивное саморазвитие своих учащихся. По Н.В. Кузьминой, категория продукта, созидаемого средствами образования, – категория акмеологическая [7]. Невозможно прямо измерить творческий потенциал студентов и выпускников магистратуры, но можно, согласно Э.Ф. Зееру, регистрируя соответствующие поступки, проявления, получать определенные количественные характеристики признаков, устанавливать их частотность, а значит, определять возможные закономерности их проявления [3].
4. Результаты анализа статистических данных о студентах магистратуры и ее выпускников с 2011 года в разрезе шести образовательных программ (профилей) подготовки магистров. Это требует создания комплексного взаимодействия с выпускниками, предполагающего очно-дистанционную форму поддержки и сопровождения процесса актуализации творческого потенциала, в ходе которого происходит дальнейшее его развитие, фиксируется его уровень и степень проявления. Объективно оценить творческий потенциал можно через «полезность» создаваемых магистром новшеств, привлекая к экспертному оцениванию работодателя.
Заключение
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт призван обеспечить развитие творческого потенциала каждого обу чающегося, его познавательных мотивов, расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей. Выпускник образовательных программ магистратуры должен быть готов к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала.
2. В рамках гуманитарной парадигмы современного образования оценивание творческого потенциала является одной из приоритетных педагогических задач.
3. Выпускник магистратуры по направлению «Психолого-педагогическое образование» должен быть в условиях непрерывного образования готов к саморазвитию, реализации своего творческого потенциала на протяжении всей жизни, расширению спектра своих индивидуальных образовательных возможностей. Поэтому существует объективная необходимость разработки и внедрения в практику организации образовательного процесса в магистратуре эффективных методик обратной связи для оценивания качества подготовки магистров.
4. Выявление и оценивание творческого потенциала на основе самооценивания, экспертных оценок работодателей, комплекса диагностических методик, примененных преподавателями кафедры теории и методики профессионального образования Дальневосточного федерального университета, участниками проекта, может стать стратегически новым направлением развития человеческого капитала как в системе очного обучения студентов в вузе, так и в системе постдипломного непрерывного образования магистров педагогики.