Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THEORETICAL JUSTIFICATION PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF SELF-COMPETENCE OF STUDENTS DEFECTOLOGIST

Аkhmetova N.S. 1
1 Каraganda State Medical University. Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan
1429 KB
Based on deep analysis of the literature conducted theoretical basis of pedagogical conditions of formation of self-competence of future specialist defectologist. Under the pedagogical conditions in the context of this study refers to the reduced set of interrelated system prerequisites for promoting the efficiency of formation of self-competence of students- defectologist.
pedagogical conditions
self-educational competence of students
occupational training

Совокупность педагогических условий способствует эффективности процесса формирования самообразовательной компетентности студентов-дефектологов.

Формирование самообразовательной компетентности студентов невозможно без создания комплекса педагогических условий, необходимых и достаточных для осуществления этого процесса в вузе. Это, в свою очередь, потребовало изучения степени разработанности понятия «педагогические условия» в научной литературе. Условие – категория философии, обозначающая отношение предмета к окружающей действительности, явлениям объективной реальности, а также относительно себя и своего внутреннего мира. Предмет выступает как некое обусловленное, а условие – как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Иными словами, условия составляют ту среду, обстановку, в которой возникает, существует и развивается процесс. В философском словаре условие определяется как то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. В современной версии Толкового словаря русского языка В.И. Даля условие объясняется как «оговорка, зависимость чего-либо от.., если или буде».

Современная дидактика трактует условия как совокупность факторов, компонентов учебного процесса, обеспечивающих успешность обучения. В теории воспитания принято рассматривать условия как среду, в которой протекают те или иные педагогические процессы. Поэтому условие – это не только то, что влияет на вещь, но и то, без чего не может быть вещи как таковой, что служит предпосылкой, основанием её возникновения (Мороз А.Г.).

М.Б. Баликаева [1] разработала комплекс педагогических условий, направленных на развитие самообразования студентов вуза в условиях реализации компетентностного подхода, который включает создание эвристических ситуаций, инициирующих познавательную самостоятельность студентов; организацию технологической поддержки продуктивного обучения, предполагающего включение проблемных, продуктивных методов и методов самоконтроля, при освоении способами самостоятельной познавательной деятельности, лежащими в основе формирования «самообразующегося» специалиста; активизацию процесса включения интерактивных и традиционных активных способов обучения; обеспечение возможностей самостоятельного построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, первоначально с заранее заданной структурой маршрута (временная, содержательная, контролирующая); обеспечение организационно-педагогических требований перехода студента на индивидуальные образовательные маршруты, соответствующих правилам, установленных конкретным высшим учебным заведением, включающим оценку педагогами готовности студента к переходу на индивидуальную программу, желание студента перейти на индивидуальную программу и осознание им ответственности принимаемого решения, согласование с отделами, регулирующими организацию учебного процесса в вузе на данном факультете, обеспечение возможностей реализации индивидуальных образовательных программ различными способами обучения (занятия в вузе, групповые занятия, самостоятельное изучение, практика и т.д.).

В.А. Беликов определяет философские подходы к понятию «педагогические условия» как совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач (А.Я. Найн); совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств процесса деятельности (В.И. Андреев, С.И. Ожегов). При этом к педагогическим условиям относятся те, которые сознательно создаются в образовательном процессе и реализация которых обеспечивает наиболее эффективное его протекание [2].

Т.А. Воронова [3], исследуя готовность к педагогическому самообразованию, выявила предпосылки, способствующие более эффективному формированию высокого уровня готовности. В соответствии с приведенным определением педагогических условий эти предпосылки можно рассматривать как условия. Автор классифицирует их следующим образом: связанные с развитием личности студента; наличие профессионально-педагогической направленности, определенного уровня развития профессионального самосознания, волевых качеств (внутренние условия); определяемые особенностями учебно-познавательной деятельности студентов; участие в научно-исследовательской работе, более раннее включение в занятия педагогическим самообразованием (внешние условия); связанные с организацией учебно-воспитательного процесса в системе общепедагогической подготовки студентов в университете (ресурсное обеспечение педагогического процесса).

М.В. Денисовой [4] доказана эффективность формирования профессиональной компетентности при реализации комплекса педагогических условий:

а) разработанная структурная модель, раскрывающая цели, принципы, задачи и условия формирования профессиональной компетентности студентов;

б) определенная совокупность форм, методов и учебных средств, способствующая развитию у студентов колледжа профессиональных знаний, коммуникативных навыков, формированию устойчивого профессионального намерения к работе, учитывающая специфику профессиональной деятельности и личностные характеристики будущих специалистов;

в) выявленные критерии оценки эффективности формирования профессиональной компетентности обучающихся.

П.З. Ишановым, С.К. Кенжебаевой выявлены организационно-нормативные, дидактические и ценностно-ориентационные условия, которые находятся в тесной связи и взаимодействии и образуют целостную систему организационно-педагогических условий формирования готовности преподавателя к управлению учебно-познавательной деятельностью студентов. К организационно-нормативным условиям авторы относят: соответствие целям и задачам подготовки специалистов, отраженным в государственных программах, нормативных документах Министерства образования и науки Республики Казахстан; наличие спроектированной в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования модели готовности преподавателя к управлению учебно-познавательной деятельностью студентов; наличие материально-технического оснащения, обеспечивающего применение новых информационных технологий; повышение педагогического мастерства преподавателей [5].

В.И. Смирнов [6] предлагает разделить все многообразие условий эффективности педагогической деятельности на объективные и субъективные. Среди субъективных условий автор выделяет следующие: наличие у субъекта деятельности выраженной потребности и устойчивых мотивов ее осуществления, принятие им цели и программы деятельности; опыт организации осуществления деятельности: теоретическая подготовленность, сформированность умений и навыков планирования, выполнения практических действий и операций; содействие содержания и характера деятельности индивидуальным особенностям субъекта; эмоционально-психологическое и физическое состояние субъекта. К объективным условиям исследователь относит организационные и средовые (целеполагание, планирование деятельности, организация контроля, объективная оценка, благоприятный психологический климат в группе, производственно-бытовые и санитарно-гигиенические условия деятельности), ресурсные (материально-техническое, информационное, кадровое обеспечение деятельности).

М.В. Семенова в качестве педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущих педагогов выделяет: наполнение содержания профессиональной подготовки будущих педагогов психолого-педагогическими дисциплинами; непрерывность практической подготовки в процессе всего периода обучения; спецкурс «Профессиональная компетентность педагога»; организация учебного процесса на основе активных методов обучения; целенаправленность и согласованность деятельности кафедр и профессорско-преподавательского состава вуза и методика их реализации в учебно-воспитательном процессе вуза [7].

Осуществление личностно ориентированного подхода, гармонизация содержания, форм и методов профессиональной подготовки будущих специалистов, реализация технологии сотрудничества, информационных и проблемной технологий в обучении отнесены исследователями к дидактическим условиям.

Наконец, ценностно-ориентационные условия представлены созданием ситуаций, направленных на развитие у будущих специалистов совокупности ценностей, идеалов, убеждений, на формирование учебно-познавательных и профессиональных мотивов и общепедагогической и управленческой культуры.

Таким образом, совокупный анализ определений терминов «условие», «педагогические условия», «организационно-педагогические условия» в научной литературе позволяют рассматривать педагогические условия как совокупность обязательных внешних требований, соблюдение которых обеспечит достижение оптимального результата. В контексте нашего исследования, таким оптимальным результатом является самообразовательная компетентность будущих педагогов-дефектологов, которая является критерием эффективности и оптимальности при выявлении и разработке системы педагогических условий ее формирования. Кроме того, эффективность формирования самообразовательной компетентности студентов-дефектологов будет зависеть, на наш взгляд, от того, насколько условия организации педагогического процесса вуза соответствуют его содержанию и сущности формируемого качества.

Исходной позицией для разработки педагогических условий самообразовательной компетентности служит определение исследуемого феномена, определяемого нами как интегральное качество личности, характеризующееся устойчивой внутренней мотивацией, владением знаниями, умениями и навыками, способностью к рефлексии и проявлением волевых усилий, проявляющихся в самообразовательной деятельности и необходимых для ее осуществления.

В ходе исследования данной проблемы нами были выделены следующие педагогические условия эффективности формирования самообразовательной компетентности у студентов-дефектологов:

1. Разработка и реализация в практике модели формирования самообразовательной компетентности студентов-дефектологов на основе системного и личностно-деятельного подходов.

2. Обеспечение взаимосвязи всех направлений подготовки студентов-дефектологов (теоретической, методической, практической), предусматривающей формирование самообразовательной компетентности.

3. Разработка и внедрение учебно-методического обеспечения по развитию самообразовательной компетентности студентов-дефектологов.

Таким образом, под педагогическими условиями в контексте настоящего исследования мы понимаем как приведенную в систему совокупность взаимосвязанных предпосылок, способствующих эффективности формирования самообразовательной компетентности студентов-дефектологов.