Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

Ахметова Н.Ш. 1
1 Карагандинский государственный медицинский университет Министерства образования и науки Республики Казахстан
На основании глубокого анализа литературных источников проведено теоретическое обоснование педагогических условий формирования самообразовательной компетентности будущих специалистов-дефектологов. Под педагогическими условиями в контексте настоящего исследования понимается приведенная в систему совокупность взаимосвязанных предпосылок, способствующих эффективности формирования самообразовательной компетентности студентов-дефектологов.
педагогические условия
самообразовательная компетентность
профессиональная подготовка
1. Баликаева М.Б. Развитие самообразования студентов вуза в условиях реализации компетентностного подхода: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Омск, 2007. – 22 с.
2. Беликов В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект. – М.: Владос, 2004. – 357 с.
3. Воронова Т.А. Формирование у студентов готовности к педагогическому самообразованию в условиях университета: дисс….канд. пед. наук. – Л., 1986. – С. 45–46.
4. Денисова М.В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сферы туристического бизнеса: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Челябинск, 2006. – 22 с.
5. Ишанов П.З., Кенжебаева С.К. Основы управления учебно-познавательной деятельностью студентов. – Караганда: САНАТ-Полиграфия, 2006. – 86 с.
6. Смирнов В.И. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика, 1984. – 96 с.
7. Семенова М.В. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в вузе: // Высшая школа Казахстана. – 2005. – № 4. – С. 23–25.

Совокупность педагогических условий способствует эффективности процесса формирования самообразовательной компетентности студентов-дефектологов.

Формирование самообразовательной компетентности студентов невозможно без создания комплекса педагогических условий, необходимых и достаточных для осуществления этого процесса в вузе. Это, в свою очередь, потребовало изучения степени разработанности понятия «педагогические условия» в научной литературе. Условие – категория философии, обозначающая отношение предмета к окружающей действительности, явлениям объективной реальности, а также относительно себя и своего внутреннего мира. Предмет выступает как некое обусловленное, а условие – как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Иными словами, условия составляют ту среду, обстановку, в которой возникает, существует и развивается процесс. В философском словаре условие определяется как то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. В современной версии Толкового словаря русского языка В.И. Даля условие объясняется как «оговорка, зависимость чего-либо от.., если или буде».

Современная дидактика трактует условия как совокупность факторов, компонентов учебного процесса, обеспечивающих успешность обучения. В теории воспитания принято рассматривать условия как среду, в которой протекают те или иные педагогические процессы. Поэтому условие – это не только то, что влияет на вещь, но и то, без чего не может быть вещи как таковой, что служит предпосылкой, основанием её возникновения (Мороз А.Г.).

М.Б. Баликаева [1] разработала комплекс педагогических условий, направленных на развитие самообразования студентов вуза в условиях реализации компетентностного подхода, который включает создание эвристических ситуаций, инициирующих познавательную самостоятельность студентов; организацию технологической поддержки продуктивного обучения, предполагающего включение проблемных, продуктивных методов и методов самоконтроля, при освоении способами самостоятельной познавательной деятельности, лежащими в основе формирования «самообразующегося» специалиста; активизацию процесса включения интерактивных и традиционных активных способов обучения; обеспечение возможностей самостоятельного построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, первоначально с заранее заданной структурой маршрута (временная, содержательная, контролирующая); обеспечение организационно-педагогических требований перехода студента на индивидуальные образовательные маршруты, соответствующих правилам, установленных конкретным высшим учебным заведением, включающим оценку педагогами готовности студента к переходу на индивидуальную программу, желание студента перейти на индивидуальную программу и осознание им ответственности принимаемого решения, согласование с отделами, регулирующими организацию учебного процесса в вузе на данном факультете, обеспечение возможностей реализации индивидуальных образовательных программ различными способами обучения (занятия в вузе, групповые занятия, самостоятельное изучение, практика и т.д.).

В.А. Беликов определяет философские подходы к понятию «педагогические условия» как совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач (А.Я. Найн); совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств процесса деятельности (В.И. Андреев, С.И. Ожегов). При этом к педагогическим условиям относятся те, которые сознательно создаются в образовательном процессе и реализация которых обеспечивает наиболее эффективное его протекание [2].

Т.А. Воронова [3], исследуя готовность к педагогическому самообразованию, выявила предпосылки, способствующие более эффективному формированию высокого уровня готовности. В соответствии с приведенным определением педагогических условий эти предпосылки можно рассматривать как условия. Автор классифицирует их следующим образом: связанные с развитием личности студента; наличие профессионально-педагогической направленности, определенного уровня развития профессионального самосознания, волевых качеств (внутренние условия); определяемые особенностями учебно-познавательной деятельности студентов; участие в научно-исследовательской работе, более раннее включение в занятия педагогическим самообразованием (внешние условия); связанные с организацией учебно-воспитательного процесса в системе общепедагогической подготовки студентов в университете (ресурсное обеспечение педагогического процесса).

М.В. Денисовой [4] доказана эффективность формирования профессиональной компетентности при реализации комплекса педагогических условий:

а) разработанная структурная модель, раскрывающая цели, принципы, задачи и условия формирования профессиональной компетентности студентов;

б) определенная совокупность форм, методов и учебных средств, способствующая развитию у студентов колледжа профессиональных знаний, коммуникативных навыков, формированию устойчивого профессионального намерения к работе, учитывающая специфику профессиональной деятельности и личностные характеристики будущих специалистов;

в) выявленные критерии оценки эффективности формирования профессиональной компетентности обучающихся.

П.З. Ишановым, С.К. Кенжебаевой выявлены организационно-нормативные, дидактические и ценностно-ориентационные условия, которые находятся в тесной связи и взаимодействии и образуют целостную систему организационно-педагогических условий формирования готовности преподавателя к управлению учебно-познавательной деятельностью студентов. К организационно-нормативным условиям авторы относят: соответствие целям и задачам подготовки специалистов, отраженным в государственных программах, нормативных документах Министерства образования и науки Республики Казахстан; наличие спроектированной в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования модели готовности преподавателя к управлению учебно-познавательной деятельностью студентов; наличие материально-технического оснащения, обеспечивающего применение новых информационных технологий; повышение педагогического мастерства преподавателей [5].

В.И. Смирнов [6] предлагает разделить все многообразие условий эффективности педагогической деятельности на объективные и субъективные. Среди субъективных условий автор выделяет следующие: наличие у субъекта деятельности выраженной потребности и устойчивых мотивов ее осуществления, принятие им цели и программы деятельности; опыт организации осуществления деятельности: теоретическая подготовленность, сформированность умений и навыков планирования, выполнения практических действий и операций; содействие содержания и характера деятельности индивидуальным особенностям субъекта; эмоционально-психологическое и физическое состояние субъекта. К объективным условиям исследователь относит организационные и средовые (целеполагание, планирование деятельности, организация контроля, объективная оценка, благоприятный психологический климат в группе, производственно-бытовые и санитарно-гигиенические условия деятельности), ресурсные (материально-техническое, информационное, кадровое обеспечение деятельности).

М.В. Семенова в качестве педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущих педагогов выделяет: наполнение содержания профессиональной подготовки будущих педагогов психолого-педагогическими дисциплинами; непрерывность практической подготовки в процессе всего периода обучения; спецкурс «Профессиональная компетентность педагога»; организация учебного процесса на основе активных методов обучения; целенаправленность и согласованность деятельности кафедр и профессорско-преподавательского состава вуза и методика их реализации в учебно-воспитательном процессе вуза [7].

Осуществление личностно ориентированного подхода, гармонизация содержания, форм и методов профессиональной подготовки будущих специалистов, реализация технологии сотрудничества, информационных и проблемной технологий в обучении отнесены исследователями к дидактическим условиям.

Наконец, ценностно-ориентационные условия представлены созданием ситуаций, направленных на развитие у будущих специалистов совокупности ценностей, идеалов, убеждений, на формирование учебно-познавательных и профессиональных мотивов и общепедагогической и управленческой культуры.

Таким образом, совокупный анализ определений терминов «условие», «педагогические условия», «организационно-педагогические условия» в научной литературе позволяют рассматривать педагогические условия как совокупность обязательных внешних требований, соблюдение которых обеспечит достижение оптимального результата. В контексте нашего исследования, таким оптимальным результатом является самообразовательная компетентность будущих педагогов-дефектологов, которая является критерием эффективности и оптимальности при выявлении и разработке системы педагогических условий ее формирования. Кроме того, эффективность формирования самообразовательной компетентности студентов-дефектологов будет зависеть, на наш взгляд, от того, насколько условия организации педагогического процесса вуза соответствуют его содержанию и сущности формируемого качества.

Исходной позицией для разработки педагогических условий самообразовательной компетентности служит определение исследуемого феномена, определяемого нами как интегральное качество личности, характеризующееся устойчивой внутренней мотивацией, владением знаниями, умениями и навыками, способностью к рефлексии и проявлением волевых усилий, проявляющихся в самообразовательной деятельности и необходимых для ее осуществления.

В ходе исследования данной проблемы нами были выделены следующие педагогические условия эффективности формирования самообразовательной компетентности у студентов-дефектологов:

1. Разработка и реализация в практике модели формирования самообразовательной компетентности студентов-дефектологов на основе системного и личностно-деятельного подходов.

2. Обеспечение взаимосвязи всех направлений подготовки студентов-дефектологов (теоретической, методической, практической), предусматривающей формирование самообразовательной компетентности.

3. Разработка и внедрение учебно-методического обеспечения по развитию самообразовательной компетентности студентов-дефектологов.

Таким образом, под педагогическими условиями в контексте настоящего исследования мы понимаем как приведенную в систему совокупность взаимосвязанных предпосылок, способствующих эффективности формирования самообразовательной компетентности студентов-дефектологов.


Библиографическая ссылка

Ахметова Н.Ш. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 11. – С. 64-66;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35181 (дата обращения: 24.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674