Проводя дискуссии о модернизации высшего профессионального образования многие научные деятели утверждают о необходимости использования компетентностного подхода в процессе обучения студентов. На формирование компетенций учащихся нацеливают и стандарты высшего образования нового поколения. Так, например, в указанных стандартах приведен перечень общекультурных и профессиональных компетенций, среди которых способность работать с информацией, способность осуществлять деловое общение, владение современными технологиями и пр.
При внедрении компетентностного подхода необходимо учитывать интегральную сущность компетенций. Поэтому проведение занятий должно быть с максимальным учетом практики и опыта студентов, базироваться на активных и интерактивных методах усвоения учебного материала. Это достигается моделированием смешанных форм учебных занятий или использованием тренингов [3].
Для того чтобы подобное моделирование было эффективным, необходимо не только вносить изменение в учебно-методическую литературу, но и обращать внимание на профессиональные коммуникации преподавателей.
Целью данной статьи является рассмотрение проблем реализации компетентностного подхода в высших учебных заведениях.
Материалами для данной статьи послужили исследования отечественных и зарубежных ученых.
При проведении исследования использованы теоретические методы, а именно: метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод теоретического анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
Несмотря на то, что есть утверждение о целесообразности внедрения компетентностного подхода в процесс высшего образования, есть мнение ряда ученых, что подобный шаг сопровождается рядом проблем. В частности, одной из немаловажных проблем является недостаточное количество учебно-методической литературы. В настоящее время стали появляться учебники и учебные пособия, которые предусматривают формирование компетенций учащихся вузов. Однако подобной учебно-методической литературы мало. Соответственно появляется необходимость пополнения указанной информационной базы. Данная проблема затрагивает еще одну, а именно: компетенции преподавателей. Для того чтобы разработать и издать необходимую учебно-методическую литературу, необходимо сформировать компетенции профессорско-преподавательского состава, на плечи которого возлагается вышеобозначенный труд. В этом случае возникает вопрос: какие именно компетенции должны быть сформированы у сотрудников вуза и какова должна быть методика оценки уровня компетенций преподавателей?
Изучение ряда научных работ показало, что в подавляющем большинстве работ научных исследователей упоминается не о компетенциях, а компетентности преподавателя, либо подменяется понятие компетенций компетентностью преподавателей [2, 6, 7]. При этом подавляющее большинство рекомендаций сводится к аттестации работников сферы образования, в частности, преподавательского состава.
Многие авторы говорят о профессионально-педагогической компетентности. Например, Н.В. Кузьмина выделяет пять видов указанной компетентности:
1) социальную и профессиональную компетентность в области преподаваемой дисциплины;
2) социально-психологическую компетентность в области процессов общения;
3) дифференциально-психологическую компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся;
4) методическую компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся;
5) аутопсихологическую компетентность в области достоинства и недостатков собственной деятельности и личности [5].
У некоторых авторов существует мнение, что «компетенции преподавателя», «педагогическая компетентность» и «профессионально-педагогическая компетентность» – это взаимозаменяемые понятия [9].
Авторы данной статьи придерживаются той точки зрения, что подменять понятия компетенции и компетентности, подразумевая их взаимозаменяемость, неверно. При этом авторы статьи выражают утверждение, что компетенция и компетентность – это взаимодополняющие понятия.
В.Д. Шадриков [10] в своей работе «Личностные качества педагога, как составляющие профессиональной компетентности» указывает, что компетенции преподавателя образуются на базе приобретенных знаний, способностей и умений. Иными словами, на основе компетентности. С этим утверждением вполне можно согласиться.
Исследование существующих методов оценки компетенций преподавателей позволяет утверждать, что все они классифицируются как экспертные и направлены не на изучение компетенций, а выявление степени компетентности преподавателей, что еще раз указывает на выявленную выше проблему. Ряд методов предполагает либо анкетирование, либо тестирование, либо интервью. Причем некоторые авторы выделяют только один из названных выше [2, 6], а некоторые авторы предлагают использовать их в совокупности [4].
Однако, для того, чтобы правильно оценить компетенции преподавателей, необходимо утвердить стандарт, в котором продемонстрировать классификацию этих компетенций и их характеристику, как это сделано по отношению в компетенциям учащихся вузов. В настоящий момент подобного стандарта нет. Соответственно это может привести к разночтению результатов оценки в различных вузах и прочим неурядицам, связанным с оценкой компетенций преподавателей высших учебных заведений. Отсюда в числе существующих проблем реализации компетентностного подхода можно признать и вышеописанное обстоятельство.
Указанная путаница понятий и их трактовки вызывает необходимость формирования Государственного Стандарта, который призван был бы определить сами компетенции преподавателей вузов, их число и характеристики. Помимо этого, необходима единая система оценки подобных компетенций, что опять же затрагивает важность государственного регулирования подобного вопроса.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующий вывод: потребность устранения озвученных противоречий делает актуальной проблему, касающуюся подготовки и выдерживания стандарта компетенций преподавателей высшей школы. Поскольку подобный стандарт в данном случае является новым и неразработанным явлением в отечественном образовании, вопросы, связанные с разработкой и применением названного стандарта на практике, во многом остаются неясными. Как правило, разработка стандартов строится на методе проб и ошибок. Эффективность подобного стандарта можно измерить степенью разночтения между идеей и фактическими результатами. Достижение эффективности и положительных результатов действия подобного стандарта позволит обеспечить целостность представлений о компетенциях преподавателей вузов, что положительно скажется на реализации компетентностного подхода в вузе.